ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 21:40, 14 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Евангельские христиане г. Новосибирска. 1927 г.
Евангельские христиане г. Новосибирска. 1927 г.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ. Протестант. церковь, возникшая в СССР в 1944 путем объединения баптистов с еванг. христианами, к к-рым в 1945 присоед. часть пятидесятников, в 1963–65 – братские меннониты. Е. х.-б. исповедуют единого живого Бога в 3 лицах и чтят Библию как Божье откровение и единств. авторитет в вопросах веры. Осн. вероисповедания служит убеждение в том, что главным в отношениях человека с Богом является вера в Иисуса Христа как личного Спасителя и Господа. К числу гл. догматов баптизма относятся крещение по вере в сознат. возрасте и всеобщее священство. Е. х.-б. отвергают церк. обряды и церк. иерархию. Осн. богослужения составляет проповедь – чтение и толкование Священного Писания, сопровожд. хоровым исполнением духов. песнопений.

На тер. Рос. империи 1-е баптист. общины появились в 1860-е гг., в 1870–80-е гг. числ. баптистов стремит. росла по всему югу России. В 1870-е гг. в С.-Петербурге возникло родств. баптизму течение еванг. христиан. В 1884 образовался Союз рус. баптистов Юж. России и Кавказа, к-рый с присоединением баптист. общин Поволжья, Сибири и Казахстана стал всероссийским. В 1909 был создан Всерос. союз еванг. христиан. По неполным данным, к 1912 в России насчитывалось ок. 115 тыс. баптистов и ок. 32 тыс. еванг. христиан.

Вплоть до принятия 17 апр. 1905 имп. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» баптисты и еванг. христиане преследовались за свои религ. убеждения как свет. властями, так и иерархами РПЦ, стремившимися устранить угрозу конкуренции для гос. религии со стороны протестантизма. Пик преследований пришелся на 1880–90-е гг. и был связан с «противораскольнической» политикой обер-прокурора Свят. синода К.П. Победоносцева. Циркуляром Мин-ва внутр. дел от 3 сент. 1894 баптисты были отнесены к разряду особо вредных сект, их молитв. собрания запрещались. На осн. циркуляра нек-рые пресвитеры и проповедники были сосланы.

В Сибири первые семьи баптистов появились в кач-ве ссыльных в Енисейскую и Иркутскую губ., в 1891 возникла 1-я община баптистов в с. Очуры Минусинского у. Одна из старейших баптист. общин основана в 1899 переселенцами из Могилевской губ., купившими уч-к Усово близ Омска. Быстрый рост последователей баптизма в Сибири, в т. ч. за счет чл. молокан. общин, сделал возможным образование в 1907 Сиб. отд. Союза рус. баптистов под рук-вом Г.И. Мазаева, в этом же году в Омске построен молитв. дом баптистов. К 1917 в Акмолинской обл. насчитывалось ок. 4 тыс. баптистов, в остальных губерниях – ок. 1 тыс.

В 1920-е гг. руководители РКП(б) занимали по отношению к еванг. христианам и баптистам двойств. позицию. Ряд поддерживаемых В.И. Лениным влият. деятелей партии и гос-ва во главе с В.Д. Бонч-Бруевичем рассматривал неортодокс. христианство как форму соц. недовольства и эскапистского протеста крест-ва против царизма. Гонения со стороны правосл. церкви также делали «сектантов» союзниками в их глазах. Привлекал сов. лидеров и «общественно-коммунистический» аспект «сектантских» вероучений, наличие в них идей соц. и экон. равенства. «Сектанты-коммунисты» должны были послужить доказательством того, что народнич. мечта имела под собой реальные основания. Власти были также заинтересованы в использовании экон. потенциала церквей, их обшир. зарубеж. связей.

Однако лоял. отношение к протестант. церквям никогда не было доминирующей линией в большевист. политике. Значит. часть чл. партии и органы ВЧК–ОГПУ бескомпромиссно выступали против «сект». После удара, нанесенного по правосл. церкви, именно баптист. церковь стала вызывать у них серьез. опасения как конфессия, способная объединить большое кол-во сторонников, в т. ч. верующих, отпавших от ортодоксии и обновленчества. Деят-ть «сектантства» рассматривалась как попытка приспособления религии к новым условиям, форма антисов. движения кулацких элементов в деревне.

Возможность проповедовать, заниматься миссионер. деят-тью, способность предложить верующим реформир. исповедание, реализующееся в нацеленной на взаимопомощь и хоз. успех жизни общины, делали баптизм привлекательным в крест. среде. В годы новой экономической политики число приверженцев неопротестант. церквей достигло сотен тыс. чел. (по явно завышен. оценкам парт. рук-ва, от 3 до 10 млн). Массовость религ. движению в рамках церквей баптист. толка обеспечивало, по убеждению органов власти, освобождение «сектантов» от воен. службы по религ. убеждениям (см. Альтернативная гражданская служба). Это предопределило повышен. враждеб. внимание к «сектам» со стороны рук-ва Ком. партии, а также особой парт.-чекист. комиссии при ЦК РКП(б), отвечавшей за выработку и осуществление «церковной» политики сов. гос-ва.

В кон. 1922 – нач. 1923 ГПУ СССР провело в ряде губерний страны широкомасштаб. репрес. акции, направлен. на ликвидацию общин еванг. церквей. В результате в Сибири была фактически прекращена легал. деят-ть всех еванг. конфессий. Сопротивление большинства «сектантских» общин, выразившееся в переходе на нелегал. положение, рост популярности «сектантов» среди деревен. населения как мучеников, гонимых и преследуемых сов. властью, заставили отказаться от массовых преследований. Доминирующей линией в 1920-е гг. стала политика, направлен. на разложение конфессий изнутри и провоцирование конфликтов между различ. религ. течениями. В кач-ве предлога для раскола протестантов была использована проблема «добровольного» признания воен. службы с оружием в руках. Результатом данной политики стало согласие рук-ва Е. х.-б. в сер. 1920-х гг. с необходимостью воен. службы с оружием в руках для чл. этих церквей.

В 1920-х гг. в Сибири функционировали отделы всерос. союзов баптистов, еванг. христиан и адвентистов, а также 2 отд-ния Всерос. меннонит. с.-х. об-ва. Числ. чл. зарегистрир. общин составляла здесь во 2-й пол. 1920-х гг. ок. 30 тыс. чел. Среди видных деятелей баптист. движения в Сибири в 1920-е гг. – пред. совета Сиб. отд. Всерос. союза баптистов Ф.Г. Патковский, пред. Сиб. союза баптистов и пресвитер Новосиб. общины баптистов А.С. Ананьин, секр. Сиб. союза Ф.П. Куксенко, секр. совета Сиб. отд. Всерос. союза еванг. христиан Н.А. Ромашев. Парт.-сов. рук-во края на протяжении 1920–30-х гг. активно выступало против «сект», расценивая необходимость борьбы с ними как одну из специфич. черт Сибири.

Переход к новому периоду церк.-гос. отношений начался вскоре после принятия в апр. 1927 пост. ЦК ВКП(б) «О сектантстве», к-рое существенно ограничило поле деят-ти церквей и акцентировало внимание парт. и гос. органов на неопротестант. конфессиях как на противниках сов. строя. К нач. коллективизации рук-вом Ком. партии «сектантские организации» стали расцениваться как более гибкие, изворотливые и опасные в сравнении с правосл. общинами. В ходе коллективизации церкви баптист. толка были выделены в отд. группу в составе кулачества, подлежавшую репрессиям согласно приказу ОГПУ СССР № 44/21 от 2 февр. 1930 «О ликвидации кулачества как класса». В Сибири были репрессированы сотни рядовых верующих, проповедников и пресвитеров, в т. ч. пред. Сиб. союза Федеративного союза баптистов СССР и пресвитер новосиб. общины А.С. Ананьин и секр. Сиб. союза Ф.П. Куксенко, закрыты десятки молитв. домов. В 1935 полностью прекращена деят-ть Федеративного союза баптистов СССР, а деят-ть формально продолжавшего существовать Союза еванг. христиан была парализована.

После удара, нанесенного религ. орг-циям в период коллективизации, парт.-сов. рук-во на местах перестало рассматривать борьбу с религией в кач-ве одной из приоритет. задач. Отсутствие в 1930-е гг. спец. решений рук-ва ВКП(б) по «религиозному» вопросу, резкое снижение активности орг-ций Союза воинствующих безбожников СССР, прекращение публикаций на антирелиг. тему в газетах привели к тому, что большинство парт. орг-ций расценивало борьбу с религий как пройденный этап. «Штурм и натиск» периода коллективизации сменились рутиной адм. «выдавливания» общин из молитв. домов и выбороч. репрессий. Это позволило общинам стабилизироваться, а возвращение из заключения верующих, осужд. в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг., существенно их укрепило.

Борьба с религ. орг-циями оживилась с принятием Конституции 1936 и подготовкой к выборам в Верховный Совет СССР. Отмена ограничений на участие в выборах, в т. ч. для служителей культа, а также декларации о «расширении советской демократии» усилили деят-ть общин. Накануне «Большого террора» баптист. церкви стали восприниматься властями как наиболее опасные из-за возможности в силу особенностей вероисповедания отправлять культ без наличия церк. орг-ции и рукоположен. священнослужителей, невзирая на отсутствие офиц. регистрации.

Выделение «сектантов» в одну из целевых групп «Большого террора» стало для верующих роковым обстоятельством. Они целенаправленно репрессировались по обвинениям в противопоставлении своих орг-ций гос. и парт. органам, отвлечении трудящихся от участия в соц. стр-ве, связях с зарубеж. орг-циями, антисов. пропаганде, заговорах, шпионаже, развале Кр. армии и т. д. В 1937–38 чекистами в Сибири ликвидировано большое кол-во «сектантских» орг-ций, уничтожены сотни верующих. Только в Западно-Сибирском кр. (с окт. 1937 – в Новосибирской обл. и Алтайском кр.) репрессировано ок. 1,1 тыс. чел. В кон. 1940 в Зап. Сибири не осталось ни одной зарегистрир. баптист. общины. Община еванг. христиан Новосибирска, распущенная властями в февр. 1941, была последней легал. общиной этой церкви в Сибири.

Легал. деят-ть Е. х.-б. возобновляется во время Великой Отечественной войны, в 1942 образован Временный совет Е. х.-б. (с 1944 – Всесоюз. совет еванг. христиан-баптистов (ВСЕХБ)), действовавший под жестким контролем властей. Это обстоятельство способствовало формированию внутри ВСЕХБ оппозиц. течений, требовавших демократизации церк. устройства, более широкого доступа молодежи и новообращенных к проповедничеству и пресвитерству. Эти течения составили базу для раскола ВСЕХБ, спровоцир. новой антирелиг. кампанией во время правления Н.С. Хрущева. В ответ на соглашат. позицию, занятую рук-вом ВСЕХБ в отношении требований органов власти сократить число богослужений, воздерживаться от проведения дет., молодеж. и жен. молитв. собраний и благотворит. деят-ти, макс. ограничить крещение молодежи, ряд баптист. общин вышел из ВСЕХБ в 1966 и организовал Совет церквей Е. х.-б. (СЦЕХБ). Гл. требованием СЦЕХБ было реальное, а не формал. отделение церкви от гос-ва, прекращение вмешательства последнего в дела общин. Сторонники СЦЕХБ до кон. 1980-х гг. подвергались репрессиям со стороны властей. Так, в 1980-е гг. в Сибири прошли судеб. процессы над сторонниками СЦЕХБ в Алтайском кр., Новосибирской и Омской обл., закончившиеся вынесением обвинит. приговоров.

В совр. России баптизм является одним из самых динамично развивающихся направлений христианства. В 2003 на Урале, в Сибири и на Д. Востоке действовала 561 церковь ЕХБ, объединявшая 34 991 верующего (39 % от общей числ. братства), в т. ч. 260 церквей (9,8 тыс. верующих) в Сибирском федеральном окр. и 185 церквей (6 627 верующих) в Дальневосточном федеральном окр. Помимо религ. деят-ти церкви ЕХБ ведут большую соц. работу.

Лит.: История евангельских христан-баптистов в СССР. М., 1989; Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны. М, 1995; Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М, 1998; Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920–1941 гг. Документы и материалы. Новосибирск, 2004; Савин А.И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) – ВКП(б) и евангельские церкви в 1922–1929 гг. // Государство и личность в истории России: Матер. регион. науч. конф. Новосибирск, 2004.

А.И. Савин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты