ДЖАЗ В СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 17:17, 14 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ДЖАЗ В СИБИРИ. Джаз (англ. jazz) – род муз. искусства, возникший в кон. XIX в. на юге США (Нью-Орлеан, Луизиана). После окончания Первой мировой войны Д. начинает распространяться в странах Зап. Европы, затем и в России. Здесь его существование во мн. определялось неустойчивостью идеол. установок, к-рые колебались от запрета до подчеркивания «революционного» хар-ра этого вида творчества.

В Сибири первые Д. коллективы появились в кон. 1920-х гг. (июнь 1928, джаз-ансамбль в нем. поселке Блюменфельд, Рубцовский р-н Сибирского кр., ныне – Алтайский кр.). С нач. 1930-х гг. в большей степени Д. развивался в адм. центрах Сибири: Новосибирске и Иркутске, где вокруг мест. радиокомитетов сконцентрировались значит. по тем временам силы проф. музыкантов. Тогда же появляются первые упоминания о Д. в сиб. печати (1932) и проходят первые гастрол. выступления (окт. 1930 – оркестр Л. Теплицкого из Ленинграда). Первыми зарубеж. коллективами, выступав. в сиб. городах, были Чешский джаз-оркестр О. Скутецкого (дирижер А. Зиглер) и «Фабиан Синкопэйторс» из Голландии (лето 1936). В предвоен. десятилетие (1932–41) для сов. Д. характерно развитие традиций мюзик-холльного, эксцентрич. по формам эстрадно-танц. музицирования, наглядным примером к-рого стала практика теа-джаза Л. Утесова (кинофильм «Веселые ребята»). Д. коллективы чаще всего существовали при ресторанах, профсоюз. клубных учреждениях и кинотеатрах. Их гл. задачей являлось обслуживание «танцевальных» частей праздников, досуга трудящихся (ансамбли и оркестры Б. Клотова, М. Бреслера, З. Хазанкина, И. Рябцева, А. Кулика). Репертуар. часть этих выступлений была, как правило, вторична, соц. статус музыкантов значительно ниже их коллег по традиц. видам музыки.

Годы Великой Отечественной войны стали для сиб. городов временем культур. прорыва за счет огром. кол-ва эвакуир. предприятий и учреждений культуры. Среди них были и коллективы из Москвы и Ленинграда (Л. Утесова, Г. Гольда, Э. Рознера, Г. Варсы). После окончания войны Д. в СССР и в Сибири переживает одну из самых драм. страниц своего существования. До 1957 (VI Всемир. фестиваль молодежи и студентов в Москве) он находился на грани легал. существования, заменив свое родовое название на «эстрадную музыку». В кон. 1950-х гг. новые джаз. коллективы в стране и Сибири появляются при вузах, обладавших высококвалифицир. науч.-пед. кадрами, развитой мат. базой и интеллектуально актив. студ. контингентом. По-прежнему традиц. Д. оркестры и ансамбли существуют при ресторанах и кинотеатрах.

В 1950–60-е гг. начинается интенсив. освоение вост. р-нов страны. Массы квалифицир. кадров перемещаются в города Сибири, в т. ч. новые, такие как Ангарск, Братск, Усть-Илимск. В Новосибирске создается Сиб. науч. центр и строится Академгородок, открывается Новосибирская гос. консерватория, организуется симф. оркестр (1956). Развитию Д. музицирования способствует высокий уровень подготовки исполнителей на духовых инструментах в школах муз. воспитанников и, как следствие, высокий уровень исполнительства воен. духовых оркестров. Большая, чем в предыдущие годы, информ. свобода дает возможность помещать материалы в средствах массовой информации. В 1959–61 на мест. каналах проходят 1-е радио- и телепередачи о Д. Столичные Д. коллективы начинают активно гастролировать по городам Сибири и Д. Востока (оркестры А. Варламова, О. Лундстрема, Б. Ренского, Э. Рознера, Г. Габискерна, Р. Мельдера). Особенно интенсивно Д. музицирование в эти годы развивается в Новосибирске, признанном науч. и культур. центре Сибири. Здесь организованы 1-й джаз-клуб «Спектр», джаз. кафе в клубе «Под интегралом» (оба в Академгородке). После 1-го Д. фестиваля в Новосибирске (дек. 1965) проходят фестивали в Красноярске, Томске, Абакане, Барнауле и Новокузнецке. В эти годы на джаз. сцену Сибири выходит большая группа музыкантов, определивших его развитие на ближайшие десятилетия: пианисты В. Носов, В. Виттих, С. Муравьев, В. Аксенов; саксофонисты Ю. Кальниц, В. Захаревич, В. Есенин, Э. Бранзбург, М. Евтушенко; трубач В. Горохов; тромбонист В. Савинов; гитарист Е. Втюрин; вибрафонист И. Уваров; контрабасисты В. Хрущев, В. Степанов, О. Булатов, С. Ицкович, Ю. Филимонюк, А. Юстас; барабанщики В. Рязанов, С. Беличенко, Н. Филоненко, А. Селиванов. Осн. формами музицирования в 1970–80-е гг. становятся: биг-бэнд (оркестр В. Бударина), диксиленды и многочисл. малые ансамбли «комбо». В разряд эксперимент. групп можно отнести коллективы С. Беличенко, В. Толкачева. В. Юкечева, В. Исаева, В. Высотина (Новосибирск), В. Гайворонского (Кемерово), В. Русакова, Д. Ерилова (Томск), Б. Толстобокова (Красноярск), А. Куца (Абакан). Практика «свободного джаза» в Сибири демонстрировала соединение свежих творч. идей с отсутствием подлинной проф. школы инструмент. исполнительства.

Осн. масса сиб. музыкантов обладала крепкими проф. навыками и была ориентирована на традиц. джаз. ценности. Это саксофонисты А. Немудров, Б. Балахнин (Новосибирск), братья Лавровы (Иркутск), В. Панфилов, В. Хвилько (Кемерово), В. Винницкий (Омск), В. Маевский (Абакан), И. Устинов (Красноярск), В. Бондаренко (Хабаровск), тромбонисты В. Бударин, А. Султанов (Новосибирск), трубачи И. Широков, О. Земцов (Новосибирск), Г. Калинин (Нижневартовск), В. Русинов (Красноярск), пианисты И. Дмитриев, В. Лагутин, И. Гулый, А. Буш (Новосибирск), Ю. Шерстюк (Кемерово), Б. Экслер (Барнаул), И. Дадаян (Красноярск), Д. Агафонов (Иркутск), гитаристы В. Мацуев, В. Литвинов, Е. Цаль (Новосибирск), Ю. Матвеев (Иркутск), басисты П. Ржаницын, С. Панасенко, Ю. Евтропов (Новосибирск), С. Шуранов (Кемерово), А. Мингалев (Красноярск), барабанщики В. Кокалин, М. Зуев, С. Ковенко, С. Скоморохов, Е. Перевалов (Новосибирск), В. Зубицкий, Б. Подлипьян (Кемерово), С. Кушилкин (Иркутск), С. Тарханов (Красноярск). Концерт. практика этих музыкантов характеризуется включением в репертуар композиций, основан. на элементах муз. фольклора народов Сибири.

С кон. 1970-х гг. растет профессионализм джаз. культуры в Сибири. Отчетливо прослеживаются 2 составляющие. Первая – появление системы проф. подготовки Д. музыкантов: в 1978 в Новосиб. муз. училище (ныне муз. колледж им. А.Ф. Мурова) открылось первое в Сиб. эстрад.-джаз. отд-ние. Позже аналог. отд-ние открылось в Иркут. муз. училище (рук. В.В. Романенко). В ряде институтов культуры (в первую очередь в Кемеровском) работают факультеты, готовящие рук. эстрад.-джаз. коллективов. Вторая – усиление роли гос. концерт. орг-ций (филармоний) в гастр.-концерт. деят-ти, в орг-ции джаз. абонементов, создании собств. джаз. коллективов. Так, в 1978–79 Новосиб. филармония впервые проводит абонемент джаз. музыки силами мест. музыкантов. Эта практика была продолжена в Красноярске, Кемерове, Томске, Новокузнецке.

Кон. 1980-х гг. и послед. годы характеризуются новыми тенденциями. Увеличивается число музыкантов, гастролир. как по странам СНГ, так и в США и в Зап. Европе. Возможность музицировать с зарубеж. коллегами поднимает творч. уровень сиб. музыкантов, расширяет творч. контакты. Появляются 1-е грамзаписи сиб. Д. Междунар. Д. фестивали становятся частью концерт. жизни (Новосибирск). В 1980–90-е гг. появляются новые группы и лидеры. Выделяется творчество таких музыкантов, как А. Лобанов (труба), О. Голюнов, А. Салтанов, В. Кищенко (тромбоны), В. Тимофеев, А. Турыгин, А. Кравчук, Н. Панченко, Е. Голованов (саксофоны), Е. Гимер, А. Подымкин, Е. Серебренников, Р. Столяр, В. Шилин, Т. Сиднева, А. Пыстин (рояль), М. Панарин (гитара), О. Петриков, Д. Аверченков, Р. Гаджиев, В. Третьяков (контрабасы), В. Кирпичев, В. Лещинский, А. Федотов (ударные), Н. Соболева, В. Чековая (вокал), биг-бэнды В. Толкачева и А. Радченко, «Сибирский диксиленд» Б. Балахнина.

В послед. годы XX – нач. XXI в. концерты, фестивали, различ. мероприятия, проводившиеся в Сибири, привлекали внимание практически всех Д. музыкантов от Урала до Владивостока. Появился проф. джаз. менеджмент, проф. джаз. творч. объединения. Постоянно действующие центры Д. сформировались в Томске, Красноярске, Новокузнецке, Барнауле, Ангарске. Проходят всерос. и междунар. джаз. фестивали с преим. участием сиб. джаз. музыкантов, развивается система образования, в т. ч. начального.

Лит.: Баташев А.Н. Советский джаз. М., 1972; Конен В.Д. Рождение джаза. М., 1984; Советский джаз. События. Мастера. М., 1987; Фейертаг В.Б. Джаз XX век: Энциклопедический справочник. СПб., 2001; Беличенко С.А., Котельников В.П. Синкопы на Оби, или Очерки истории джаза в Новосибирске. 1928–2005 гг. Новосибирск, 2005.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты