БОРИСОВ Александр Алексеевич

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 14:09, 12 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Борисов Александр Алексеевич
Борисов Александр Алексеевич

БОРИСОВ Александр Алексеевич (2 нояб. 1866, дер. Глубокий Ручей Вологодской губ. – 17 авг. 1934, Красноборск), живописец, авт. проектов освоения Севера и Сибири. Из крестьян, в 18 лет ушел из деревни в иконопис. мастерскую при Соловецком мон-ре (в к-ром ранее работал в рыболовец. артели). Благодаря протекции заезжих собирателей живописи переехал в С.-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Учился в гипсово-головном классе Академии художеств у И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. В июне 1894 в кач-ве рисовальщика и фотографа принял участие в поездке министра финансов С.Ю. Витте на Мурман для отыскания удобной воен.-морской гавани.

Занимаясь живописанием природы Севера, Б. одновр. увлекся вопросом стр-ва на Севере жел. дорог, считая его необходимым для экон. развития региона. Пришел к идее создания разветвленной ж.-д. сети, связывающей Север с Сибирью и центром России. Проект Б. включал 3 дороги: Обь–Котлас–Сорока (Беломорск)–Мурман; Котлас–Вельск–Коноша–Петроград; Котлас–Великий Устюг–Кострома. В 1915 на личные средства Б. проведены изыскания по трассе Обь–Котлас–Сорока. Проект имел и стратег. значение, широко обсуждался в науч.-техн. и экон. комиссиях и был признан отвечающим задачам и целям ж.-д. стр-ва на Севере. Однако воплотить его не удалось даже с помощью концессии, предлагавшейся в 1918–19.

В сов. годы Б. продолжал пропагандировать идею Великого Северного ж.-д. пути, к-рый должен соединить 3 океана и 2 материка. Управлял курортом «Солониха» (создан самим Б.). Состоял внешт. сотрудником Госплана СССР, участвовал в решении экон. проблем Севера (транспорт и кап. стр-во).

До 1930-х гг. существовала комиссия содействия стр-ву Великого Сев. ж.-д. пути, включавшая круп. гос. деятелей. По проекту Б. и В.М. Воблого, дорога должна была проходить по сев. границе земледелия, через сев. оконечность Байкала с выходом на Амурскую дорогу и далее, к Советской Гавани. На обсуждении в Географическом об-ве (1930) проект раскритиковали, но в итоге идея Великого Сев. пути трансформировалась в проект Байкало-Амурской магистрали.

Лит.: Борисов Н.П. Художник вечных льдов. Л., 1983.

В.В. Ламин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты