БЕЛОВОДЬЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 17:42, 11 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

БЕЛОВОДЬЕ, по преданиям старообрядцев, легенд. страна к востоку от России, где сохранилась «древлеправославная» иерархия. Легенда о Б. возникла в старообряд. среде в кон. XVIII – нач. XIX в. Наиболее полное представление о легенде дает «Путешественник» (не ранее 1810–15) – небольшое соч., описывающее Б. и призывающее идти туда. «Путешественник» известен в 3 редакциях. Повествование в 1-й, наиболее подробной («северно-русской») редакции ведется от имени некоего Марка, инока Топозерской обители (скит беспоповского филипповского согласия на одном из островов оз. Топозеро в Архангельской губ.), побывавшего в Б. вместе с 2 иноками. Рассказ начинается с описания пути в Б.: из Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск («Избенск») в алт. старообряд. поселения в долинах Бухтармы и Уймона (верховья Катуни), затем через Китай (44 дня пути) к берегам «окияна-моря», в к-ром на 70 островах в «Опоньском» (Японском) гос-ве расположено Б. В «Путешественнике» упомянуты Петр Кириллов (Машаров) и инок Иосиф (Гудков), оказывавшие помощь ищущим Б., – реальные лица, жившие в алт. деревнях Устюба, Уймонская.

По описанию Марка Топозерского, Б. заселено потомками правосл. христиан – «ассириян» и русских (предки рус. жителей Б. попали туда после подавления Соловецкого восстания 1667–76), бежавших от гонения со стороны католиков и «никониан». В Б. действуют 170 церквей «ассирского языка», есть правосл. патриарх «антиохийского поставления» и 4 митрополита; рос. храмов – 40, старообрядцы «тоже имеют митрополита и епископов ассирского поставления». В Б. нет светского суда – управляют духов. власти, не бывает воровства. Беловодцы через перекрещивание принимают выходцев из России, если те дадут обещание до смерти пребывать в этой стране (спутники Марка Топозерского остались в Б., приняв новое крещение). Климат в Б. суровый, но это не уменьшает плодородности земли – там растут все земные плоды, родится виноград. Б. изобилует золотом, серебром и драгоценностями. В кон. соч. сообщается, что «оные опонцы» в свою землю никого не пускают и ни с кем не воюют. Две др. редакции «Путешественника» расходятся с 1-й в ряде существ. моментов. Автором соч. во 2-й и 3-й редакциях назван инок Михаил. Во 2-й редакции вводится важное замечание о том, что в Б. не придет антихрист; описание Б. дано не столь подробно, как в 1-й редакции, отсутствует сообщение о перекрещивании выходцев из России и т. д.

Происхождение легенды о Б. напрямую связано с колонизацией земель по берегам Бухтармы (см. Бухтарминский кр.). Бухтарминская рус. община возникла в конечном пункте важного общерус. миграцион. пути, с к-рым совпадает реальная часть пути в Б., описанная в «Путешественнике». Вольная крест. община бухтарминцев в течение относительно долгого времени находилась вне контроля со стороны гос-ва, что стало источником появления и развития утопич. легенды, не умершей и после включения Бухтармы в состав Российской империи в 1791. Во 2-й пол. XVIII в. земли по берегам Бухтармы назывались Б. Присоединение Бухтармы к России, по-видимому, обусловило перенесение понятия Б. дальше на восток и появление беловодской легенды в том виде, к-рый известен по «Путешественнику» и слухам о Б., циркулировавшим в XIX в. Легенда о Б. не связана с деят-тью определен. старообряд. согласия, она жила среди странников, поморцев, часовенных, беглопоповцев и др.

Широкое распространение списков «Путешественника» и слухов о Б. стимулировали попытки поисков этой земли, прежде всего со стороны алт. крестьян. Неск. коллективных побегов в Б. с Алтая, в к-рых принимали участие как беспоповцы, так и поповцы, имели место в 1826–97. Легенда активно распространялась также в Пермской, Оренбургской, Нижегородской губ. В 1898 на поиски Б. отправилась группа урал. казаков, побывавших на Ближ. Востоке, Цейлоне, в Сингапуре, Китае, Японии. Скандальную известность в 1870–90-х гг. получила деят-ть Аркадия Беловодского – авантюриста, выдававшего себя за епископа «беловодского поставления», к-рый действовал на Урале и в губерниях Сев. и Центр. России: рукополагал священников, полемизировал с представителями старообряд. Белокриницкой иерархии. Периодом наиболее актив. жизни беловодской легенды следует считать 1850–80-е гг. В кон. XIX – нач. XX в. легенда постепенно приобретала фольклор. хар-р. Экспедиция кон. 1920-х гг. еще фиксировала на Бухтарме рассказы о поисках односельчанами Б. неск. иронич. хар-ра, а экспедиции 1960-х гг. застали уже лишь слабые отголоски этих рассказов.

Сокр. перепеч.: Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты