БАШКИРЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 17:29, 11 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

БАШКИРЫ (самоназв. башкорт), корен. население Башкирии. Наиб. распространенная этимология этнонима, в т. ч. народная, сводится к общетюрк. «баш» – «голова, главный» и тюркско-огузскому «корт» – «волк» и связывается с древ. верованиями. Б. расселены в бас. р. Белой, стекающей с отрогов Юж. Урала и по ее притокам; часть проживает в соседних областях РФ. Абс. большинство башкир. населения проживает в сел. местности, однако уд. вес гор. населения растет быстрыми темпами. В 1939 в РСФСР их насчитывалось 824,5 тыс. (в т. ч. в Курганской обл. – 11,9, в Кемеровской обл. – 2,6); в 1959 – 953,8 тыс. (в т. ч. в Курганской обл. – 12,7, в Кемеровской обл. – 4,4); в 1970 – 1180,9 тыс.; в 1979 – 1291,0 тыс.; в 1989 – 1345,3 тыс. (в т. ч. в Курганской обл. – 17,5, в Тюменской обл. – 41,1); в 2002 – 1673,4 тыс. (в т. ч. в Сибири и на Д. Востоке – 87,4 тыс.) чел.

Расовый состав Б. неоднороден, представляет смешение европеоид. и монголоид. типов с локал. вариациями. Язык Б. относится к тюрк. группе алт. семьи, имеет разветвленную диалектную структуру. Часть Б. говорит на татар. и рус. яз. Верующие Б. – мусульмане-сунниты. Ислам проник на земли, населенные Б., тысячу лет назад вместе с вост. купцами и проповедниками из Булгарии и Ср. Азии.

Б. в прошлом – кочевники-скотоводы, в их стадах паслись кони, овцы; держали также коров и верблюдов. Начиная с XVII в. постепенно, освоив навыки земледелия, Б. стали переходить на полукочевой и затем оседлый образ жизни. Подспорьем в хоз-ве издавна служили рыбная ловля и пчеловодство (в горах – бортничество).

Из ремесел в прошлом были развиты домаш. обработка живот. сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Б. знакомы также с кузнечно-ювелир. ремеслом. Они знали немало рудных мест, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебр. руды; из серебра выделывали украшения.

Традиц. тип поселений – аул, расположенный на берегу реки или озера. В прошлом было распространено кучевое расположение жилищ, характерное для тюрко-монг. кочевников. Наблюдалось большое разнообразие традиц. жилищных построек: войлоч. юрта со сборным решетчатым каркасом встречалась как тюркского (с полесферическим куполом), так и монг. типов (с конич. куполом). В степях возводили глинобитные, пластовые, саман. дома, в лесной и лесостепной зонах – срубное жилище.

Традиц. нательной одеждой женщин были длинные, отрезные в талии, платья с оборками, украшенные тканым узором, вышивкой. Поверх надевали расшитые передники и украшенные позументом и серебр. монетами камзолы. Девушки до замужества носили круглые шапочки, колпаки. Убором молодых женщин были яркие голов. покрывала. Украшения женщин – различ. рода серьги, браслеты, перстни, косники, застежки – изготавливались из серебра, кораллов, бисера, монет с применением вставок из бирюзы, сердолика, цвет. стекла. Мужчины поверх рубах и штанов надевали камзолы и легкие халаты. Демисезон. одеждой служили сукон. чекмени, зимней – овчин. шубы и тулупы. Муж. голов. уборами служили тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи и шляпы. Довольно разнообразной была обувь: сапоги, кожаные башмаки, ичиги, бахилы, в Приуралье – лапти.

Самыми значит. событиями обществ. жизни были «джиины» – праздники, общие для неск. деревень. До XVIII в. каждая из областей Башкирии имела свои джиины. На них решали разного рода обществ. вопросы, устраивались пиршества, состязания в беге, стрельбе из лука, скачки, борьба. Традиц. башкир. свадьба состояла из сватовства, сговора и собственно свадеб. торжеств, проводившихся дважды – у родственников невесты, а затем жениха. Мн. моменты башкир. свадьбы сопровождались обрядами, сохранившими черты глубокой архаичности.

Следование мусульм. традиции сочеталось с древ. языч. верованиями, обрядами. Б. верили в свое родство с различ. животными и птицами, особым почитанием у них окружались лебедь, беркут, сокол, ястреб, журавель, медведь, волк. Медвежьи когти носили как оберег от злых духов и использовали в различ. магич. обрядах.

Одно из ведущих мест в устно-поэтич. творчестве принадлежит эпосу – поэмы «Урал» и «Акбузат», в к-рых повествуется о мифич. предке Б. – Урал-батыре, завоевавшем бессмертие природе и своему народу. В эпич. сказаниях «Кусяк-би», «Идукэй и Мурадым» рассказывается о межплеменных распрях, о стремлении к единству, борьбе с монголо-татарами, о событиях эпохи Золотой Орды. Худ.-поэтич. дарование народа получило яркое выражение в песенно-музык. фольклоре, в ист. песнях раскрывается подвиг батыров, напр. народ. заступника Салавата Юлаева. Традиц. музык. инструменты Б. – тростник. трубочка «курай»; в прошлом пользовалась популярностью домра. С кон. XIX в. получили распространение скрипка, гармонь и мандолина.

Лит.: Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955; Киреев А.Н. Башкирский героический эпос. Уфа, 1970; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974; Культура и быт башкир. Уфа, 1978; Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. М., 1981; Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985.

Е.Ф. Фурсова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты