БАРАХОЛКИ (вещевые рынки)

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 16:25, 11 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

«БАРАХОЛКИ» (вещевые рынки), форма массовой неорганизов. частн. торговли «с рук» или обмена, возникавшая во мн. странах в периоды дефицита потребит. товаров и высокой инфляции. Известны различ. обозначения такой формы торговли: в Европе – «блошиные рынки», в Китае, точнее в Пекине, – «жемчужные рынки», в России – «толкучки», «Б.». В Сибири и на Д. Востоке «Б.» появились в годы Первой мировой войны и рев. смуты. В круп. городах они представляли собой пространство для торговли с рук в р-не традиц. рынков или центр. площадей, улиц, а также вокзалов, где и происходили обмен и продажа товаров. В условиях Гражданской войны и разрушения ден. системы возродился натур. обмен. Наиболее массовым был обмен вещей гор. населением на продукты питания, доставляемые в город сел. жителями. В 1-й пол. 1920-х гг. ок. 50 % всех товаров население Сибири приобретало в частн. секторе торговли, включавшем в себя и «Б.» По мере восстановления и расширения нормальной торговли «Б.» теряли свое значение, однако в сов. время они существовали практически всегда. В 1932 частн. торговля была запрещена, что все же не привело к исчезновению «Б.».

В годы Великой Отечественной войны в связи с резким сокращением произв-ва товаров для населения, введением в 1942 «ордеров» (талонов) на их приобретение роль неорганизов. торговли значит. возросла. В 1944 на «Б.» рабочие в Новосибирске купили 44 % всей обуви, в городах Кузбасса – 66, в 1945 – соотв. 49 и 74 %, причем по ценам, в десятки раз превосходившим государственные. После отмены в дек. 1947 карточной системы гос. торговля ежегодно расширялась, но не обеспечивала растущий потребит. спрос населения, что вынуждало его делать покупки на вещевых рынках. В 1950-е гг. преим. на таких рынках приобретались ткани, одежда, обувь, клеенка, мебель, радиоприемники и т. д. Тем не менее в этот период в связи с развитием гос. торговли покупки товаров на вещевых рынках уменьшались. В 1952 трудящиеся городов Новосибирской обл. приобретали у частных лиц 19 % всей обуви, в 1960 – 7, в Кузбассе – соотв. 24 и 9, в Алтайском кр. – 20 и 9, в Красноярском кр. – 21 и 14, в Иркутской обл. – 25 и 11 %. В последующие десятилетия при сохранявшемся дефиците потребит. товаров к услугам «Б.» обращалось большинство жителей сиб. городов. Сформировались круп. вещевые рынки, обслуживавшие население целых регионов (напр. Гусинобродский вещевой рынок в Новосибирске). В 1990-е гг. возник «челночный» бизнес, к-рый стал осн. поставщиком товаров на вещевые рынки. Усилилась торг. экспансия из Китая, Турции и др. стран. При этом Д. Восток и Вост. Сибирь вследствие территор. близости оказались зоной сбыта в осн. кит. товаров, на Урале и в Зап. Сибири серьезную конкуренцию им создают товары из Турции.

Лит.: Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926–1937. Новосибирск, 1988; Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (вторая половина 1940-х – 1950-е гг.). Новосибирск, 1991.

С.С. Букин, В.И. Исаев

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты