АЛЮТОРЦЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 15:41, 12 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

АЛЮТОРЦЫ (самоназв. аультьу), народ, проживающий на Камчатском перешейке (север Корякского авт. окр., Парапольский дол). Поселки А. преим. располагались на вост. побережье перешейка, кочевые А. проживают и на зап. побережье. Преобладает тип аркт. малой расы. Числ. оценивают в широком диапазоне от неск. сот (по язык. критерию) до 3 тыс. чел. (по общему кол-ву абориг. населения Камчатского перешейка), более точные данные отсутствуют ввиду неопределенности статуса А. – как и переписи сов. периода, перепись 2002 относит А. к числу коряков.

Алюторский язык принадлежит чукотско-камчат. группе палеоазиат. языков, бесписьменный, ранее считался нымыланским диалектом коряк. яз., ныне рассматривается как самостоят. Использование коряк. грамматики затруднено фонетич. расхождениями коряк. и алютор. яз. В составе алютор. яз. выделяют 3 диалекта, наиболее изучен собств. алютор. диалект. К 2002 алютор. яз. владели лишь 40 чел., преим. ст. возрастов, остальные А. перешли на рус. яз.

Сведения об А. встречаются в самых ранних известиях о Камчатке. В 1697 А. были объясачены рус. казаками и в течение ряда лет оказывали русским вооруж. сопротивление. Этноним А. происходит от назв. с. Алют (рус. Олюторское, Олюторка), жителей к-рого называли алюторцами – «алюта-лъы-н» или «элютэ-лъы-н».

Весьма условно А. разделяются по роду занятий на 2 группы: оседлых (береговых) и кочевых (оленных). В результате обмена обе группы традиционно обеспечивались необходимыми составляющими пищевого рациона и произв-ва орудий труда. Оленеводство А. было мелкотабунным, стадо являлось коллект. собственностью 4–6 семей родственников. Почти каждый «оседлый» А. имел 1 или неск. оленей в стаде своего «кочующего» родственника. В результате модернизации традиц. хоз-ва и ухудшения экол. обстановки оленеводство у А. утратило былое значение, ныне представляет собой подсоб. промысел, вариант пастушества.

Вопрос о статусе А. в науч. лит. дискуссионен: одни исследователи склонны считать А. самостоят. этносом, др. – этногр. группой коряков. В любом случае можно с уверенностью констатировать общность происхождения А. и коряков. Специфич. черты духов. и мат. культуры, язык. обособление от групп собств. коряк. населения явились следствием относительно изолир. проживания А. на Камчатском перешейке, а также интенсив. контактов А. с эскимос. населением.

Традиц. религ. представления А. сводятся к палеоазиат. варианту шаманизма, с развитыми культами предков, духов-хозяев природ. объектов, мор. промыслов. Христианизация А. происходила с сер. XVIII в., однако реальных успехов в деле воцерковления А. правосл. миссия достигла лишь в нач. ХХ в., с открытием приход. школы в пос. Тилички.

Традиц. хоз-во А. представляло собой сочетание оленеводства с рыболовством и морским зверобойным промыслом. В период наибольшего хода лосося, с сер. июня до сер. сент., А. занимались рыболовством, объединяясь по родственному признаку в большие артели, и переселялись на устья рек. Большая часть пойманной неводом рыбы шла на юколу, к-рую в течение года А. в осн. и потребляли в перераб. виде. Без обработки юкола использовалась на корм ездовым собакам.

Мор. промыслом А. занимались в весен. и осен. сезоны, отъезжая по льду за 5–10 км от берега. Охотятся А. артелью в 7–8 чел., в осн. на мелких тюленей – лахтака и нерпу. Мясо мор. зверя употребляли в пищу свежим и заготавливали впрок, жир служил для освещения, из шкур выделывали ремни и подошвы. С дек. по февр. охотились на пушного зверя: лисицу, росомаху, выдру, горностая.

По суше А. передвигались на нартах, запрягая собак или оленей. Для ходьбы по снегу и льду применялись ступательные лыжи. Для передвижения по воде А. использовали многомест. кожаные байдары и долбленые челноки-баты.

Поселения А. располагались обычно по берегам рек на возвышенных местах, откуда хорошо просматривались окрестности. До XIX в. единств. видом жилища были полуземлянки, состоявшие из основания с вертикальными стенами в форме 8-угольника, свода-кровли в виде усеченного конуса и наружного щита-заслона, напоминающего огромную воронку. Входили и выходили по бревенч. лестнице через квадрат. отверстие в центре кровли, служившее также и дымоходом, и световым проемом. В полуземлянке проживало 3–5 семей (22–25 чел.). На летниках сооружали палаткообразные шалаши со входом в наклон. стене. На деревян. решетчатый остов параллельно земле вокруг остова клали связанные из травы маты. В каждом поселке А. были т. н. балаганы, или юкольники – конусообразные сооружения на столбах для хранения заготовлявшихся летом продуктов и нек-рых хоз. предметов.

Осн. видом одежды А. в ХIХ – нач. ХХ вв. была кухлянка, сшитая из оленьих шкур, меховые зимние штаны из шкур тюленей, меховая шапка-малахай, торбаса. Жен. одежда состояла из комбинезона кэркэр (из оленьей кожи) и гагали – легкой кухлянки. Зимняя обувь шилась из оленьих камусов, демисезонная – из кож тюленей и оленьей замши.

Традиц. пища А. – толкуша – готовилась в спец. деревян. корытце. Вяленое мясо с кореньями растирали пестиком, добавляли жир и ягоды, пока не получалась густая вязкая масса. А. варили похлебку из крови оленя, смешанной с содержимым оленьего желудка; свежие почки, хрящи и костный мозг оленя съедались сырыми. Оседлые А. широко употребляли в пищу мясо и жир мор. млекопитающих и свежую рыбу, к-рую варили или жарили на вертеле. Зимой ели строганину – тонко наструганную мороженую рыбу.

У А. было развито искусство резьбы и гравировки по моржовому клыку, заимствованное у эскимосов. Из моржового клыка и рога горного барана А. выделывали украшенные орнаментом трубки, ложки, ковши, игрушки. До наст. времени сохранилось жен. искусство А., связанное с худ. обработкой меха, кожи, птичьих шкурок.

Как и др. народы Севера, в 1930–70 А. испытали воздействие сов. социокультур. экспериментов. Так, поворот. моментом в судьбе алютор. яз. стало обучение детей в интернате на рус. яз. в то время как их родители были заняты работой в стойбище, к-рое обычно находится в тундре. Негатив. роль сыграло и переселение жителей из одних поселков в др., где жители говорили на др. диалекте или говоре. В результате молодое поколение выросло в поселках, где осн. языком общения был рус. яз., что привело к почти полной утрате родного языка и традиц. культуры.

Лит.: Стебницкий С.Н. Нымыланы-алюторцы. (К вопросу о происхождении оленеводства у южных коряков) // Сов. этнография. Л., 1938. № 1; Он же. Нымыланы-карагинцы по материалам С.П. Крашенинникова // Сов. Север. Л., 1939. № 2; Он же. Очерки по языку и фольклору коряков. СПб., 1994; Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. Изд. 4-е. М.; Л., 1949; Вдовин И.С. История изучения палеоазиатских языков. М.; Л., 1954; Он же. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973; Антропова В.В. Культура и быт коряков. Л., 1971; Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. М., 1979; История и культура коряков. СПб., 1993; Кибрик А.Е., Кодзасов С.В., Муравьева И.А. Язык и фольклор алюторцев. М., 2000.

А.Ю. Охотников

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты