АЛТАЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 14:39, 12 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

АЛТАЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиц. А. м. к. выделяется неск. жанровых сфер: нарративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирич., инструмент. Нарратив. сфера представлена жанрами эпоса и сказки. Общий термин для обозначения произведения с вымышленным сюжетом чрчк/шьршьк, однако эпич. сказания обозначаются термином кай чрчк. Они представляют собой масштаб. стихотвор. полотна, поющиеся, как правило, в особ. вокальной манере, имеющей этнич. обозначение кай, в сопровожд. щипковой лютни. Допускается также речевое исполнение эпоса. У чалканцев зафиксирована традиция дет. кая (кай глухаря, кай зайчонка и т. д.). При всех многочисл. разновидностях кая общим тембровым признаком всех его стилей, школ и индивид. исполнит. манер является использование различ. видов сильно фарингализованного (с использованием сжатой гортани) пения. Осн. композиц. принципом эпич. сказаний является тирадное строение. Для ритмики характерен силлабич. тип (слогу текста соответствуют 1–2 звука напева), ладозвукоряд. нормы определяются строем и возможностями аккомпанир. инструмента. Для южноалт. эпоса характерен звукоряд ми-соль-ля-си-до, в североалт. эпосе наблюдается большее мелодич. разнообразие. Наиболее известные кайчы – Н.У. Улагашев, О.А. Алексеев, К.Б. Пустогачев, М.Д. Кандараков, А.Г. Калкин, С.И. Савдин, А.И. Марков, Э.А. Калкин и др. У алтайцев бытует редкий вид сказки с песен. вставками, передающими диалоги героев, исполняющ. в обычной вокально-песенной манере, на напевы, отличные от песенно-лирич. традиции. Представителями дан. сказительской традиции, сохранившейся преим. у сев. алтайцев, являются Д.С. Курусканова, М.С. Сумачакова.

Обрядовая сфера включает музыку шаман. традиции, песни и речитации бурханистов, быт. заговоры, благопожелания алкыш, скотовод. заговоры, календар. и семейно-быт. фольклор. Шаман. музыка сопровождает обряды-камлания, представляющие собой синкретическое муз.-поэтич. искусство в сопровождении бубна и др. фоноинструментов. Композиц. структура камланий отличается многочастностью, чередованием различ. типа эпизодов, использованием различ. рода формул (обращение шамана к божеству, ответ божества, формулы кропления, «позывные» шамана и т. д.) и всех осн. типов интонирования (речевого, вок., сигнального, тонированной речи) с преобладанием сигнального интонирования. Тембровая специфика связана с различ. видами вибрато. Типичны микроальтерационные процессы, затрагивающие ладовую сферу. Ритмика основана преим. на сопоставлении формул и неформульных структур. Песни бурханистов (характерны только для алтай-кижи) по мелодике не отличаются от песенно-лирич. традиции, речитации тьарлыкчы – бурханистских священников – основаны на тонированной речи. Быт. заговорам и благопожеланиям свойственна речевая манера. У телеутов существуют заговоры чымыр, исполняемые тонированной речью. Скотоводч. заговоры самок домаш. животных, отказывающихся кормить детенышей, поются для всех видов домаш. скота. Помимо вербального текста, они включают звукосимволич. слова, характеризующие каждый вид животных. У алтайцев не существует календар. фольклора как целостной системы. У телеутов зафиксированы весенние песни табыр, приуроч. к Пасхе, и рождеств. колядки рей, у кумандинцев песни тамыр-томыр относятся к осенним обрядам испрашивания плодородия Коча-кан. Семейно-обряд. фольклор представлен плачами сыгыт, индивидуализир. колыбел. укачиваниями, песнями о колыбели кабай/кавай/камай кожонг, свадеб. песнями куда кожонг, той кожонг, той сарын. В мелодич. отношении среди свадеб. песен выделяются только телеутские той сарын, остальные не отличаются по мелодике от песенной лирич. традиции.

Трудовой фольклор включает песни при скатывании войлока, пастьбе скота и т. д., сигналы по упр-нию домаш. животными, разнообраз. голосовые и охотничьи сигналы для подманивания добычи.

Песенно-лирич. сфера обозначается терминами кожонг (теленгиты, алтай-кижи, тубалары) и сарын (чалканцы, кумандинцы, телеуты). Встречаются термины табышкак/табыскак ‘песня-импровизация, песня-диалог’ (теленгиты, алтай-кижи), такпак, кыска сарын ‘короткая песня’, узун сарын ‘долгая песня’ (кумандинцы, чалканцы). По содержанию песни чрезвыч. разнообразны, что нашло отражение в песен. терминологии, однако на мелодич. уровне это разнообразие нивелируется типовыми напевами, на к-рые исполняется весь песен. репертуар. В дан. сфере в наибольшей степени проявляется диалект. членение А. м. к., поскольку типовые напевы имеют локальное бытование в пределах того или иного муз. диалекта. Южноалт. диалект, представленный традициями алтай-кижи и теленгитов, характеризуется использованием системы 4 ритмических модусов, звукорядом ми-соль-ля-си-до и его неполными вариантами, ярко характерными тембровыми признаками (пение с форшлагами, мордентами, глиссандо и т. д.). Для североалт. диалекта, включ. традиции чалканцев и кумандинцев, характерно использование диатонических звукорядов различ. строения, в т. ч. превышающих октавный диапазон (с выс. и низ. третьей ступенями), ритмических формул с синкопой и дроблением в нач. части строки и замедлением в конечной. Тубаларский диалект занимает промежут. положение между южно- и североалтайскими. Наряду с присущими им чертами, в нем проступают специфич., собственно тубаларские черты: использование звукоряда Ми-соль-ля-си-до, придающее напевам характерную «минорную» окраску, прихотливая ритмика, производящая впечатление импровизационности. Телеут. диалект отличается от остальных наличием мелодич. своеобразия кажд. из песен. жанров. Помимо обряд. песен телеуты имеют ист. песни (о Марат-бие, Канза-бие и т. д.), песни о родных местах, плясовые тандыр. Типовые напевы здесь составляют только часть песен. репертуара. Для телеут. песен. традиции характерно также включение инокультурных заимствований. Помимо рус. частушки (известной и в др. диалектах) имеются шоргу ‘шорские песни’, духов. стихи.

Муз. инструменты и инструм. музыка представлены наигрышами на продольной флейте без игровых отверстий шооре, чашечных шейковых лютнях топшууре (щипковой) и икили (смычковой), гетероглоттическом варгане комусе. Топшуур используется для сопровождения эпич. сказаний и как сольный инструмент. Икили часто сопровождает лирич. песни, сольные наигрыши в осн. дублируют песен. мелодии. Наигрыши на комусе, помимо разнообраз. приемов игры, могут включать артикуляцию текста той или иной песни. Наиболее независимы от др. сфер традиц. культуры наигрыши на шооре, представл. собой исполнит. импровизации. Помимо муз. инструментов имеются обрядовые (бубен тнгр с колотушкой орбо), разнообраз. охотничьи манки: абыргы (на марала), эдиски (на косулю), сынгыгыш (на бурундука), сывыска (на рябчика) и др., а также детские звук. игрушки.

А. м. к. европ. типа начинает формироваться в 1920–30-е гг. В клубах, домах культуры, кр. уголках создавались любит. дух. оркестры, ансамбли рус. и алт. народ. инструментов, хор. и театр. кружки. В 1922 в Улале (с 1932 – Ойрот-Тура, с 1948 – Горно-Алтайск) создан 1-й алт. этнограф. ансамбль, в 1926 – сводный хор (рук. А.В. Анохин), исполнявш. алт. и рус. нар. песни. В 1935 состоялась 1-я обл. олимпиада самодеят. искусства. Центром проф. исполнительства стал Обл. радиокомитет (1929), осуществлявший радиоконцерты рус. и европ. музыки, выступл. перед микрофоном народ. музыкантов, участников худ. самодеят-ти. При радиокомитете организован хор и инструм. ансамбль (рук. А. Хитров), курсы по подготовке алт. проф. музыкантов – певцов и инструменталистов (1935). Создан 1-й проф. вок.-инструм. ансамбль, исполняющий обработки для топшура, икили, шоора и т. д. Проводилась значит. работа по собиранию алт. фольклора. В 1936 организован нац. драм. театр-студия (с 1937 – 1-й Ойрот. колхоз.-совхоз. театр; см. Горно-Алтайский театр и драматургия), сыгравший важную роль в зарождении проф. муз. культуры. Среди студийцев – 1-я проф. алт. певица И.А. Шульгина. 1-я нац. постановка – муз. драма «Чейнеш» П.В. Кучияка (1938, муз. А.М. Ильина). За 1937–48 поставлено 27 спектаклей, подготовлено 15 концерт. программ.

В 1952 открыта 1-я муз. школа (в нач. 1990-х гг. действовало 14 муз. школ). В 1958 организован Народ. ансамбль песни и танца Гор. Алтая (худ. рук. А.М. Ильин), исполнявший народ. алт. и песни др. народов, сов. массовые песни. В 1962 образован Обл. науч.-метод. центр культ.-просвет. работы (с 2001 – Республ. центр духов. культуры). В 1972 создана Обл. концерт. бригада (1-я концерт. орг-ция), объединившая певцов-солистов, вокал. квартет, танц. группу и эстрад. оркестр. В 1986 организован ансамбль «Алтай» (рук. В.Е. Кончев), в составе к-рого – певцы, инструменталисты, танцоры, драм. артисты. В репертуаре – песни разных народов, горловое пение, инструм. и хореогр. композиции, концерты-спектакли по мотивам алт. эпоса, нац. обрядов и т. д. В 1993 открылась филармония (см. Филармонии в Сибири).

Первые муз. произведения на осн. алт. фольклора создавали А.В. Анохин (см. Союзы композиторов в Сибири), А.М. Ильин (песни, сценич. и оркестр. произведения, балет «Шелковая кисточка», 1960). Камер. и симф. произведения написаны Г.Н. Ивановым, А.П. Новиковым, А.К. Стояновым, Г.В. Тихомировым и др. 1-й проф. композитор-алтаец – Б.М. Шульгин (симфония «Алтай», струн. квартет, камер.-инстр. соч.). Композит. творчество в республике представлено также деят-тью А.А. Тозыякова, В.Ф. Хохолкова, И.К. Дмитриева, В.А. Голубева.

В муз. жизни активно участвуют многочисл. фольклор. (алт., рус., казах.) и эстрад. самодеят. коллективы. Проводятся фольклор. фестивали: Междунар. фестиваль этнич. культур «Живая вода», межрегион. фестивали – «Тянар Кожон» (алт. горловое пение) и «Родники Алтая» (рус. фольк.), республ. праздник «Эл-Ойын».

В Респ. Алтай работают (2006): филармония, ансамбли «Алтай», «Алтай-Кай», Нац. театр танца «Алтам» и др., Гос. оркестр (2003), Нац. драм. театр, Республ. центр духов. культуры, Гос. колледж культуры и искусства (2003), муз. школы.

Лит.: Ильин А.М. Народные песни Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1971; Композитор Андрей Викторович Анохин: Сказание об Алтае. Горно-Алтайск, 1989; Алтайские героические сказания: Очы-Бала. Кан-Алтын. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 1., кн. 1; Т. 3, кн. 2.

Н.И. Головнева, Г.Б. Сыченко

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты