АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 13:17, 12 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Возникновение А. л. связано с историей вхождения алтайцев (одного из тюркояз. этносов, проживающих на юге Зап. Сибири, в осн. на тер. горной системы Алтай) в состав Рос. гос-ва. Наиболее важное значение имело творчество 1-го алт. писателя из среды просветителей-священнослужителей М.В Чевалкова (1817–1901). Автобиогр. соч. «Жизнь Чевалкова», позже доп. и перераб. под назв. «Памятное завещание» (1894), стихотворения, поэмы и басни на обществ.-полит., этич. темы явились 1-ми письмен. произведениями на алт. яз., яркими образцами духов. поэзии и басенного жанра.

С обретением регионом статуса автономии в 1922 начинается приобщение народа к грамоте, развитие образования, издат. деят-ти. В газеты, буквари, учебники, издан. на алт. яз., включаются 1-е произведения начинающих писателей. В 1930-е гг. в А. л. утверждается реалистич. метод, развиваются лирич., эпич., лиро-эпич. жанры. Значит. роль в формировании совр. лит. процесса на Алтае сыграло творчество поэта, писателя и драматурга П.В. Кучияка, автора стихов, поэм, незавершен. романа «Адыйок», пьес (наиболее известна драма «Чейнеш»), а также М. Мундус-Эдокова, П. Чагат-Строева.

На 1960–90-е гг. приходится расцвет А. л. Важную роль сыграло взаимодействие литератур народов, входивших в СССР, писат. орг-ций, интенсив. перевод. деят-ть. Большинство алт. писателей прошли учебу в Литературном ин-те им. А.М. Горького, приобщаясь к традициям рус. и мировой классики. В нач. 1960-х гг. утверждаются прозаич. жанры: роман, повесть, рассказ, очерк. Значимыми явлениями стали романы Л. Кокышева «Арина» (1959) и «Созвездие Мечин» (1969), И. Шодоева «Трудные годы» (1967), Э. Палкина «Алан» (1978), повести Ч. Чунижекова «Мундузак», И. Кочеева «Искра» (1962), «Кедры шумят» (1965), А. Саруевой «Человек рожден для счастья» (1967), Д.Б. Каинчина «Голова жеребца» (1972), «Крик с вершин гор» (1976), «С того берега» (1980), К. Телесова «Где та дорога» (1968), «Следы на камнях» (1966), Б.У. Укачина «Цвет времени» (1971), «Маралы священных гор» (1971), «Убить бы мне голод» (1981), А.О. Адарова «Дорога в большой мир» (1979), И. Шодоева «Качук» (1989) и др. В ряду др. жанров утверждается традиц. эпич., лиро-эпич. и худ.-документ. повесть. Рассказ представлен своими жанровыми разновидностями (психол., лирич., юморист., фантаст. и др.). Композиция и характерология рассказов отличаются богатством и разнообразием. Вершинные произведения в данном жанре создают Д. Каинчин, А. Ередеев, К. Телесова.

В 1990-е гг., после того как вновь открывается нац. драм. театр (был закрыт в нач. 1950-х гг.), появляются инсценировки поэм Л. Кокышева «Маарка», «Патей», «Туба», романа «Арина», драмы «Туманный Аргут»; театрализуются народ. обряды и игры, сказки, эпич. сказания. Значимым явлением стала постановка пьесы М. Назаренко «Месяц малой жары» по мотивам повести Б. Укачина «Горные духи» (1979). Изв. алт. прозаик Д. Каинчин по мотивам своих произведений написал пьесы «Встреча в тайге» (1979) и «Крик с вершин гор».

Совр. алт. проза отличается сложной поэтикой, разнообразием сюжетосложения. Совр. худ. прозаич. язык характеризуется богатством интонаций, ритмики и фоники, эмоц. образностью. Алт. лирика разножанрова, в ней происходит интенсив. худ. поиск. Активно переосмысливаются традиц. лирич. жанры и нац. жанровые формы, старые формы обретают новые худ. функции. В творчестве Б. Бедюрова, Б. Укачина, А. Ередеева, Ш. Шатинова обретают жизнь двустишия (эжерликтер), четверостишия (экчеликтер), своды мыслей (дептер), вязь, узоры (чинмерилер). Алт. поэты творчески трансформируют и жанровые традиции мировой поэзии – вост. и зап. (восьми- и четверостишия, танка, верлибр и др.), а также достижения поэтов др. народов – Р. Гамзатова, К. Кулиева, Д. Кугультинова и др. Из наиболее значимых следует назвать поэму Л. Кокышева «Туба» (1958) и драму «Туманный Аргут» (1969), поэмы Э. Палкина «Амыр» (1959), «Голубое небо» (1991), «Черное пламя» (1964), П. Самыка «Алжир» (1964), «Руки отца» (1972), А.О. Адарова «Двери» (1967), «Тоньюкук» (1971), Б. Укачина «Одинокий домик среди белых снегов» (1982). В совр. поэзии Алтая переплетаются фолькл. и реалистич. традиции, преломляется опыт отеч. и мировой поэзии.

В 1980–90-е гг. алт. литераторы обращаются к осмыслению ист. прошлого. Худ. достижениями являются романы А. Адарова «Синяя птица смерти» (1990) и «Огонь, пронзивший сердце» (2001), его венки сонетов, повести и рассказы Д. Каинчина, К. Телесова (напр., сатирич. повесть «Я – Сандраш», 1989).

В кон. XX в. интенсивно развивается драматургия. В нач. 1980-х гг. изв. алт. поэт и прозаик А.О. Адаров создает пьесы «Странный человек» (1987), «Женитьба Абайима» (1986), «Век испытаний» (1989), «Письмо из каганата» (о древ. тюрках, изв. древнетюрк. каганах и правителях, 2000). Теме ист. прошлого, взаимоотношениям ойратов с Джунгарским ханством в XVII в. посвящена трагедия поэта К. Кошева «И взойдет твоя заря» (1996). В центре внимания др. его пьесы «Сотворение времени» (1997) – многогран. личность одного из основоположников алт. реалистич. лит., поэта, прозаика, драматурга, актера, собирателя и публикатора фольклора алтайцев П.В. Кучияка.

Лит.: Поэзия тюрков VI–VIII веков. М., 1965; Казагачева З.С. Зарождение алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1972; Палкина Р.А. Роман в литературах народов Южной Сибири: формирование и развитие жанра в связи с эволюцией прозы. Горно-Алтайск, 1979; Древняя поэзия // Поэзия древних тюрков VI–VIII вв. М., 1993; Тарбанакова С.Н. Пути развития театров Южной Сибири. Горно-Алтайск, 1994; Чинина Э.П. Русская литература XIX в. и становление письменной алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1997; Киндикова Н.М. Алтайская литература в системе тюркских литератур. Горно-Алтайск, 2000.

Р.А. Палкина

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты