ХУННСКАЯ КУЛЬТУРА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 17:18, 20 января 2013; LOL (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ХУННСКАЯ КУЛЬТУРА. Осн. компоненты Х. к. сложились в период обитания этого кочевого народа в Ордосе и прилегающих степ. р-нах Сев. Китая в скифское время, в IV–III вв. до н. э. Хунну были потомками древ. номадов, известных в кит. источниках под собират. назв. «северных варваров ху». Большинство исследователей, изучавших историю и культуру хунну, считают их предками тюрк. кочевых народов. Нек-рые ученые придерживаются мнения, что хунну были предками монг. этносов.

В последующий период образования и возвышения державы Хунну и подчинения хуннами всех кочевых племен Центр. Азии памятники Х. к. получили широкое распространение на землях Забайкалья и Монголии, на к-рых расселилась осн. масса хуннского кочевого населения. Хунну ассимилировали мн. центр.-азиат. кочевые племена, потомков древ. монголоид. и европеоид. номадов. Отд. хуннские памятники известны в Саяно-Алтае и Вост. Туркестане, кочевое европеоид. население, среди к-рого были ираноязычные саки и тохароязычные юэчжи, было покорено хунну и вошло в состав Хуннской кочевой империи. Характерные элементы хуннского предметного комплекса, в особенности элементы военно-дружинной культуры, были заимствованы мн. кочевыми народами, жившими в вост. ареале степ. пояса Евразии и испытавшими полит. и культур. влияние со стороны хунну. Период существования Х. к. охватывает период с кон. III в. до н. э. до 2-й пол. II в. н. э.

В числе памятников Х. к. известны неукреп. поселения и фортификац. сооружения, а также погребальные комплексы. В Забайкалье, на р. Селенге, исследовано Иволгинское городище, к-рое являлось опорным пунктом Хуннской державы в этом р-не. Оно имело сложную систему фортификации, состоявшую из 4 линий земляных валов и 3 рвов, окаймлявших жилую площадь с напольной стороны городища. На земляных валах были установлены деревян. частоколы. С 4-й стороны поселение защищала болотистая старица Селенги. На этом укреп. поселении раскопаны жилища, производств. постройки и хоз. ямы. Жилища имели углубленные в землю котлованы, стены из сырцового кирпича и крыши из жердей, соломы и бересты. Внутри жилищ были исследованы очаги и выявлена кановая система отопления.

На тер. Монголии исследованы хуннские крепостные сооружения прямоугольной или квадратной в плане формы, окаймленные по периметру глинобит. оборонит. стеной с 1 или 2 проемами ворот. На площади этих городищ не выявлено к.-л. построек. Вероятно, они служили вр. убежищами на случай воен. опасности для окрестного кочевого населения.

В Минусинской котловине хуннским наместником для своей супруги-китаянки, вероятно, с помощью кит. строителей, был сооружен многокомнатный дворец, имевший кановое отопление и крытый черепичной крышей. Этот дворец был адм. центром державы сев. хунну в Саяно-Алтае.

Большая часть хуннских кочевников-скотоводов жила в войлоч. юртах и перекочевывала вместе со своими стадами по летним и зимним пастбищам. На местах этих вр. поселений-кочевий, как правило, лишенных культур. слоя, находят следы кострищ, фрагменты гончар. керам. посуды, украшения и др. предметы Х. к.

Погребальные комплексы хунну исследованы на тер. Забайкалья, Монголии и Тувы. Особой сложностью отличались погребальные сооружения хуннской знати, к-рые исследованы на памятнике Ноин-Ула в Монголии, Ильмовая Падь и Царам в Забайкалье и Бай-Даг II в Туве. Умерших знатных хунну, в т. ч. шаньюев и др. чл. аристокр. родов, хоронили в глубоких могил. ямах под камен. курганами. Они имели прямоугольную в плане форму и были окаймлены стеной, сложенной из камней. С юж. стороны внутрь погребальной камеры вел наклонный ход – дромос. Под камен. курганом находилась глубокая могил. яма, в к-рой располагалась двойная погребальная камера, представлявшая собой гроб, помещенный внутрь сруба. Поверхность гроба обтягивалась шелк. тканью, к-рая прикреплялась к доскам желез. бляхами, иногда обернутыми зол. фольгой. В сев. части могилы на дне, в спец. уступе могил. ямы были положены головы домаш. копытных животных: лошадей, коров, коз и овец. В нек-рых могилах было положено до 20 голов. Они представляли собой целое символич. стадо. На дно могилы ставили керам. сосуды с пищей и питьем. В муж. захоронениях найдены воинские пояса и оружие, в женских – украшения.

Рядовых хуннских номадов хоронили под курганами и в грунт. могилах, в двойных камерах, или в гробах. В сев. части ямы за гробом размещали головы домаш. животных и сосуды, внутри гробовищ – тела умерших людей и вещи. Погребенных хоронили в вытянутом положении, на спине, головой на С.

Предметный комплекс Х. к. был весьма разнообразен. Оружие включало сложносоставные луки, у к-рых деревян. основа – кибить – была укреплена кост. и роговыми концевыми и срединными накладками. Длина такого лука составляла до 1,5 м. Считается, что по своей дальнобойности хуннские луки в 1,5 раза превышали луки предшествующего скиф. времени. Хуннские стрелы снабжались желез., бронз. и кост. наконечниками. Наиболее характерными для хуннских стрелков были желез. трехлопастные наконечники с асимметрично-ромбич. и ярусными насадами и кост. наконечники с раздвоенным насадом. На древки стрел с круп. желез. наконечниками надевались кост. шарики-свистунки, издававшие в полете пронзит. свист. Из др. видов оружия у хуннских воинов были копья, палаши, булавы и нагруд. панцири. Важной принадлежностью муж. костюма были воинские пояса с ажур. пряжками, бляхами и подвесными кольцами. Метал. детали пояса украшались изображениями реальных и мифич. животных и сценами их борьбы между собой, выполненными в хуннском зверином стиле. Поясные пряжки и бляхи хунны изготавливали также из рога и гагата, украшали резными композициями и вставками. В состав пояса входили ложечковид. подвески, украшенные изображением головы горного козла. Среди украшений и быт. предметов в хуннских памятниках находят бусы, подвески, бляшки, ханьские зеркала и др. предметы. В хуннских памятниках найдены принадлежности конской сбруи: желез. удила с роговыми псалиями, бронз. бляхи и колокольчики от сбруйных ремней. Хуннская керам. посуда изготавливалась на гончар. круге. Наиболее распространенными формами сосудов были вазы, горшки и чаши. Вазы украшались резным орнаментом или налепными валиками на тулове, их поверхность имеет следы вертикального лощения. В хуннских памятниках обнаружены бронз. котлы на конич. поддоне.

Нек-рые элементы культуры, в т. ч. наиболее эффективные виды оружия (сложносоставные луки хуннского типа с концевыми и срединными накладками, желез. трехлопастные стрелы асимметрично-ромбич. и ярусной формы со свистунками, поясные наборы с бронз. зооморф. пряжками и бляхами, гончар. посуда) были заимствованы др. кочевыми племенами, попавшими в орбиту полит. и культур. влияния хунну. Х. к. послужила ретранслятором нек-рых предметов ханьской культуры среди др. кочевых народов Евразии.

Хуннский предметный комплекс стал основой для последующего развития кочевнических культур Центр. Азии в эпоху раннего средневековья.

Лит.: Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.; Л., 1962; Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье: Погребальные памятники. Улан-Удэ, 1976; Давыдова А.В. Иволгинский комплекс (городище и могильник) – памятник хунну в Забайкалье. Л., 1985; Могильников В.А. Хунну Забайкалья // Археология СССР. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-саргатское время. М., 1992.

Ю.С. Худяков

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты