ТЮМЕНЬ — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Категория:Т {{Статья |содержание= [[файл:T.jpg|thumb|alt=Вид города ТЮМЕНЬ. Начало 17 века.|Вид го…»)
 
Строка 5: Строка 5:
 
[[файл:111.jpg|thumb|alt=ТЮМЕНЬ. Герб.|ТЮМЕНЬ. Герб.]]
 
[[файл:111.jpg|thumb|alt=ТЮМЕНЬ. Герб.|ТЮМЕНЬ. Герб.]]
 
[[файл:222.jpg|thumb|alt=ТЮМЕНЬ. Современный герб.|ТЮМЕНЬ. Современный герб.]]
 
[[файл:222.jpg|thumb|alt=ТЮМЕНЬ. Современный герб.|ТЮМЕНЬ. Современный герб.]]
'''ТЮМЕНЬ'''
+
'''ТЮМЕНЬ''',
 
город, адм. центр Тюменской обл., расположен на берегах р. Тура (приток Тобола), в 2 144 км к востоку от Москвы. Реч. порт и круп. перевалочная база грузов с водного пути на ж.-д. Узел ж.-д. линий. Аэропорт. С 1586 – острог, с 1589 – центр одноим. уезда в составе Тобольского разряда (до 1708), Сибирской губ. (до 1719), Тобольской губ. (в 1764–82, 1798–1920), Тобольского наместничества (1782–98). В 1920–22 – центр Тюменской губ. и одноим. уезда в ее составе, в 1923–30 – центр Тюменского окр. в составе Уральской обл., в 1934 – центр Обь-Иртышской обл., в 1934–44 – в составе Омской обл.; с 1944 – адм. центр Тюменской обл. Числ. населения (тыс. чел.): конец XVII в. – ок. 2,0; 1763 – 6,6; нач. XIX в. – 8,3; 1869 – 13,8; 1897 – 29,5; 1912 – 32,2; 1923 – 42,4; 1939 – 79,0; 1959 – 150,0; 1970 – 269, 0; 1979 – 358,9; 1989 – 475,6; 1998 – 501,4; 2002 – 519,7; 2007 – 549,9.
 
город, адм. центр Тюменской обл., расположен на берегах р. Тура (приток Тобола), в 2 144 км к востоку от Москвы. Реч. порт и круп. перевалочная база грузов с водного пути на ж.-д. Узел ж.-д. линий. Аэропорт. С 1586 – острог, с 1589 – центр одноим. уезда в составе Тобольского разряда (до 1708), Сибирской губ. (до 1719), Тобольской губ. (в 1764–82, 1798–1920), Тобольского наместничества (1782–98). В 1920–22 – центр Тюменской губ. и одноим. уезда в ее составе, в 1923–30 – центр Тюменского окр. в составе Уральской обл., в 1934 – центр Обь-Иртышской обл., в 1934–44 – в составе Омской обл.; с 1944 – адм. центр Тюменской обл. Числ. населения (тыс. чел.): конец XVII в. – ок. 2,0; 1763 – 6,6; нач. XIX в. – 8,3; 1869 – 13,8; 1897 – 29,5; 1912 – 32,2; 1923 – 42,4; 1939 – 79,0; 1959 – 150,0; 1970 – 269, 0; 1979 – 358,9; 1989 – 475,6; 1998 – 501,4; 2002 – 519,7; 2007 – 549,9.
  

Версия 13:53, 19 января 2013

Вид города ТЮМЕНЬ. Начало 17 века.
Вид города ТЮМЕНЬ. Начало 17 века.
ТЮМЕНЬ. Герб.
ТЮМЕНЬ. Герб.
ТЮМЕНЬ. Современный герб.
ТЮМЕНЬ. Современный герб.

ТЮМЕНЬ, город, адм. центр Тюменской обл., расположен на берегах р. Тура (приток Тобола), в 2 144 км к востоку от Москвы. Реч. порт и круп. перевалочная база грузов с водного пути на ж.-д. Узел ж.-д. линий. Аэропорт. С 1586 – острог, с 1589 – центр одноим. уезда в составе Тобольского разряда (до 1708), Сибирской губ. (до 1719), Тобольской губ. (в 1764–82, 1798–1920), Тобольского наместничества (1782–98). В 1920–22 – центр Тюменской губ. и одноим. уезда в ее составе, в 1923–30 – центр Тюменского окр. в составе Уральской обл., в 1934 – центр Обь-Иртышской обл., в 1934–44 – в составе Омской обл.; с 1944 – адм. центр Тюменской обл. Числ. населения (тыс. чел.): конец XVII в. – ок. 2,0; 1763 – 6,6; нач. XIX в. – 8,3; 1869 – 13,8; 1897 – 29,5; 1912 – 32,2; 1923 – 42,4; 1939 – 79,0; 1959 – 150,0; 1970 – 269, 0; 1979 – 358,9; 1989 – 475,6; 1998 – 501,4; 2002 – 519,7; 2007 – 549,9.

Т. – первый рус. город в Сибири, заложенный воеводами В. Сукиным, И. Мясным и письменным головою Д. Чулковым в июле 1586 на месте древнего городища, столицы Тюменского ханства, находившейся рядом с татар. селением Чимги/Цинги-Тура, упоминаемой в ист. источниках с XIV в. Тюменское ханство именовалось «Великой Тюменью». «Тумэн» («тюмян») на тюркских яз. означает «низовье реки», низменность. Этим же словом обозначалось и войсковое соединение в 10 тыс. чел. В 1-й трети XVII в. часто подвергался набегам кочевников, что нашло отражение в «Повести о городах Таре и Тюмени» (1634). В окт. 1695 деревян. город сгорел, после этого стало развиваться камен. стр-во. В адм. отношении Т. сразу же попала «в тень» возникшего годом позже Тобольска. В нач. XX в. Т. служила круп. перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных, здесь находился Приказ о ссыльных, регистрировавший и расселявший их по Сибири. В 1905–07 в Т. набирает силу социал-демокр. движение, организуются забастовки, митинги, демонстрации. В янв. 1918 в Т. установлена сов. власть. В кон. июля Т. была захвачена частями Чехословацкого корпуса. В марте 1919 произошло восстание мобилизованных в белую армию, подавленное мест. гарнизоном. В 1921 в Тюменской губ. началось крест. восстание (см. Западно-Сибирский мятеж); в февр. повстанцы подступили к Тюмени, но захватить город не решились. В 1921–23 жители Т. испытали тяжелейший голод: по офиц. данным, в городе насчитывалось 5 тыс. голодающих. В годы Великой Отечественной войны Т. стала круп. пром. и реабилитац. центром. В разные годы в Т. проживали: сиб. историк и географ Н.А. Абрамов (1851–53), инж.-электрик, чл. партии большевиков, нарком 1-го большевист. пр-ва Л.Б. Красин (1882–87), поэт В.В. Князев (кон. XIX в.), писатель М.М. Пришвин (1889–92), музыкант и издатель А.М. Ахромеев (1893–1920); проезжали: Г.Ф. Миллер (1740), обществ. и гос. деятель А.Н. Радищев (1790, 1797), наследник престола Александр Николаевич (1837), амер. журналист Дж. Кеннан (1886), будущий имп. Николай II (1891), гос. деятель М.И. Калинин (1920).

Отсутствие у Т. значит. управленч. функций наложило соотв. отпечаток на хар-р ее экон. жизни, на соц. состав населения. В XVI и XVII вв. осн. население Т. – служилые люди. Район ясачного сбора в Тюменском у. был сравнительно небольшой, тюмен. служилые люди очень редко привлекались к участию в больших походах на др. земли, поэтому они всю свою деят-ть направили на занятия земледелием, торгами и промыслами, значительно потеснив из этой сферы деят-ти собственно посадских людей. Т. имела выгодное геогр. положение – разветвленная речная система, начинавшаяся на Туре, позволяла глубоко проникать на юг, поэтому здесь очень рано появилась речная судоверфь, где строились и ремонтировались суда, плавающие по Оби и Иртышу. Через Т. также проходила сухопутная дорога, благодаря чему здесь очень рано возник транспорт. промысел – постройка и ремонт транспорт. средств: зимой – саней и дрог, летом – телег и колес. На базе обслуживания путников рождаются и др. тюмен. промыслы – шитье теплой зимней одежды и теплых пологов к саням, шитье кожаных мешков для перевозки особо ценной пушнины. В кон. XVII в. в Т. построен 1-й гостиный двор, где рядом с тамож. избой находились кружечный и постоялый дворы. Во время приезда торговцев здесь стихийно открывается ярмарка, официально узаконенная в кон. века. В нач. XVIII в. Т. была круп. транзит. пунктом торговли, широкое развитие получили кузнечное, колокольное, мыловаренное пр-ва. Т. славилась произв-вом мебели и др. изделий из дерева. В 1760-х гг. в Т. насчитывалось 813 ремесленников 40 специальностей (352 чел. занимались изготовлением обуви, 309 – ремонтом и постройкой транспорт. средств, 30 – произв-вом предметов роскоши и дорогого быта, 6 – изготовлением различ. снеди). Однако тер. Тюменского у. была малоемким рынком, недаром в шутку Т. называли «столицей деревень». Население, разбросанное по многочисл. деревням, вело натур. крест. хоз-во и мало нуждалось в новых товарах. Попытка завести под Т. небольшой колокольный з-д по произв-ву почтовых колокольчиков окончилась неудачей. В XIX в. город стал одной из крупнейших в России баз речного судостроения. В 1836 в Т. был спущен со стапелей 1-й в Сибири пароход. В 1864 открыт 1-й в Сибири водопровод, построенный на пожертвования мест. купцов.

В 1865 учрежден обществ. гор. банк с осн. капиталом в 18 тыс. руб. В 1868 был основан пивоваренный з-д Н.М. Давыдовской, тюменское пиво «Кульбахерское», «Экстра», «Кабинетное» и др. считалось лучшим на Урале, его отмечали на междунар. выставках. Фруктовые напитки, изготовленные на основе мест. минер. воды, получили зол. медали в Брюсселе и Мадриде. С постройкой в 1885 ж. д. Екатеринбург–Тюмень, а в 1912 – Тюмень–Омск экон. значение Т. еще более возросло. В Т. развивались лесная, рыбная, консервная пром-ть, ковроткацкое пр-во, гужевой транспорт. В 1895 грузооборот тюмен. пристаней превышал 12 млн пуд.: на 20 пристанях работало 6 тыс. грузчиков; размещались важнейшие пароход. компании Сибири. В нач. XIX в. в Т. насчитывалось 1937 домов, 2 училища, 32 фабрики, 272 лавки, 3 трактира и 15 питейных домов. Революция и Гражданская война нанесли значит. урон экон. развитию города. В 1920–30-е гг. восстанавливались действовавшие при царской власти и создавались новые пром. произв-ва. С 1925 по 1940 проведено сетевое радиовещание, началось движение автобусов, построена новая гор. электростанция. В 1934 начал действовать аэропорт. Эвакуация в Т. в годы Великой Отечественной войны 22 заводов послужила стимулом к послевоен. пром. росту города. В 1950-х гг. в Т. действовали: «Строймаш», заводы автотракторного электрооборудования (АТЭ), аккумуляторный, пластмасс, химико-фармацевтический, судостроительный, фанерокомбинат, деревообрабат. комбинат (ДОК) «Красный Октябрь». В дальнейшем вступили в строй заводы: судоремонтный, мед. оборудования, электромеханический, кузнечно-прессового оборудования, молочный, ф-ка клавишных инструментов и 2 швейные фабрики, комбинат силикатных и железобетонных изделий, ТЭЦ и др. предприятия. Открытие месторождений нефти и газа на территории области стало новой страницей в истории Т. Их освоение началось в I960–70-е гг. В 1966 начато стр-во ж. д. Тюмень–Тобольск–Сургут–Нижневартовск. В 1967 создано Тюменское упр-ние гражд. авиации. Мн. предприятия города начали работать на нефтегаз. комплекс. Тюмен. авиаторы доставляли геодезистов, топографов, геологов, буровиков, строителей разных специальностей и оборудование в самые труднодоступные точки. Речники осваивали новые водные пути на многочисл. реках Зап. Сибири. Т. стала исходным и перевалочным пунктом по доставке грузов на Север. В 1970 на ул. Т. появился 1-й троллейбус. Современная Т. – один из круп. городов Зап. Сибири, в к-ром сосредоточено большое кол-во круп. пром. предприятий. По объемам пр-ва наибольший вклад в экономику города вносят предприятия машиностроения и металлообработки (45 %), медицинской (13 %), пищевой (16,6 %), лесной и деревообрабат. (9,4 %) пром-ти. В Т. сосредоточено более 100 круп. и ср. пром. предприятий, среди к-рых есть и такие, чья продукция хорошо известна по всей стране. Это ОАО «Тюменский аккумуляторный з-д», «Тюменский з-д мед. оборудования и инструментов», «Тюменские моторостроители», «Тюменский фанерокомбинат» и др. Предприятиями города производится 44 % всей пром. продукции Тюменской обл.

На протяжении всей своей истории Т. являлась круп. культур. центром Сибири: в 1761 при муж. монастыре открывается латин. школа, в 1789 – малое народ. училище. В 1845 в Т. имелось уже 2 училища: уездное (с 1874 – городское) и Заречное приходское. В 1859 открыта 1-я жен. школа, в 1879 – Александровское реальное училище, в 1905 – нач. училище, в 1910 – коммерч. училище, в 1914 – русско-татар. школа. В 1919 в Т. насчитывалось ок. 30 школ, 4 высш. нач. училища (2 муж. и 2 жен.), ремесл. школа и неск. приходских учеб. заведений. В сер. XIX в. в Т. появляется театр. В нач. 1890-х гг. – цирк, в 1910-х гг. – 1-е кинотеатры. В нач. XX в. в городе действовало 5 благотворит. об-в, 2 б-ки (городская и библиотека Тюменского комитета попечительства о народной трезвости). В 1869 открыта 1-я типография, с 1879 началась период. печать, с 1897 издавалась «Сибирская торговая газета», освещавшая коммерч. жизнь всей Сибири. В сов. время Т. становится городом науки, культуры и спорта. В городе построены новые специализир. предприятия, проект. институты, вузы. В 1920 открылся с.-х. техникум (с 1959 – с.-х. ин-т); в 1926 – ж.-д. училище, в 1930 – агропедагогический ин-т (с 1934 – учительский ин-т, затем – гос. пед. ин-т, с 1973 – гос. ун-т). Сейчас в Т. работают 14 НИИ и проект. орг-ций, гос. ун-т, мед. академия, институты: индустриальный, инженерно-строительный, с.-х., искусств и культуры, десятки сред. спец. и общеобразоват. учеб. учреждений. Действуют 3 театра, филармония, цирк, краевед. музей (основан в 1879) с неск. филиалами в Тюмени и на оз. Андреевском, музей изобразит. искусств (1957) и др. Зарегистрированы общины: православные, мусульманские, католическая, иудейская, Армянской апостольской церкви, Свидетелей Иеговы, кришнаитов и неск. протестантских орг-ций различ. направлений.

Среди архит. сооружений выделяются здания бывш. коммерч. училища (1910–14), гостиного двора (1835–38) и гор. управы (1-я четв. XIX в., ныне – Тюменский обл. краевед. музей), почтовой конторы (1800-е), архит. комплекс Троицкого мужского мон-ря (первоначально Преображенский мон-рь, осн. в 1616), включающий Троицкий собор (1709–15), Петропавловскую церковь (1755), 2-этажные настоятельские покои (1739). В 25 км к югу от Т. – бальнеогрязевой курорт Малый Тараскуль.

Герб утвержден в 1785: в верх. части щита герб Тобольский. В нижней – в синем поле серебр. река с плывущим по ней с зол. мачтою дощаником, в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам всей Сибири. В 1993 ист. герб 1785 был восстановлен в кач-ве офиц. символа Т.

Совр. герб утвержден в 2005: в лазоревом поле, на серебр. реке изображен плывущий зол. дощаник с 2 двухкосичными вымпелами на мачте и на носу. Щит увенчан зол. башенной короной с 5 зубцами. Щитодержатели: стоящие на зол. трофее черные бобр (справа) и лис (слева). Девиз: «ОТ СЕГО ГРАДА НАЧИНАЕТСЯ» начертан серебром на лазоревой ленте. Направление гл. фигуры – дощаника – влево, вопреки правилам означает то, что Сибирь – за Уралом. Корона символизирует Т. как столицу субъекта РФ. Бобр символизирует осмысленный созидат. инж. труд и богатство недр, а его черный цвет означает благоразумие и осмотрительность. Лис ассоциируется с умом и самостоятельностью. Кроме того, лис обозначает богатство податное, т. е. богатство за счет населения.

Лит.: Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. Харьков, 1889; Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII веке. Новосибирск, 1965; Заварихин С.П. Ворота в Сибирь. М., 1981; Щученко Б.А. Тюмень архитектурная. Свердловск, 1984; Тюмень – ворота Сибири. Свердловск, 1986; Зах В.А., Матвеева Н.П. Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям. Тюмень, 1994; Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории. Екатеринбург, 1994; Ермаков И.И, Пантюхина Е.А. Почетные граждане города Тюмени (1867–1995). Екатеринбург, 1996; Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998; Высшая школа Тюмени на рубеже веков: Сб. статей. Тюмень, 2000; Беспалова Л.Г. Тюмень: Из дальних и близких лет. Тюмень, 2001; Кубочкин С.Н. Тычковка, Сараи, Потаскуй. Из истории тюменских окраин XIX – нач. XX в. Тюмень, 2002.

Н.И. Азов, Д.Я. Резун

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты