ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ В СИБИРИ — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Категория:Т {{Статья |содержание= '''ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ В СИБИРИ''' Первыми носителями р…»)
 
Строка 2: Строка 2:
 
{{Статья
 
{{Статья
 
|содержание=
 
|содержание=
'''ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ В СИБИРИ'''
+
'''ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ В СИБИРИ'''.
 
Первыми носителями рус. народ. театр. искусства в Зауралье были скоморохи, пришедшие из сев. областей Русского гос-ва вместе с первопоселенцами в кон. XVI в. Среди них – песенники, музыканты, жонглеры, клоуны, дрессировщики животных. В XVII–XVIII вв. в Сибири были популярны народ. зрелища, гулянья, народ. театр. На ярмарках и в балаганах до нач. XX в. игрались народ. драмы «Лодка», «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Мнимый барин», «Шайка разбойников», «Черный ворон» и др.
 
Первыми носителями рус. народ. театр. искусства в Зауралье были скоморохи, пришедшие из сев. областей Русского гос-ва вместе с первопоселенцами в кон. XVI в. Среди них – песенники, музыканты, жонглеры, клоуны, дрессировщики животных. В XVII–XVIII вв. в Сибири были популярны народ. зрелища, гулянья, народ. театр. На ярмарках и в балаганах до нач. XX в. игрались народ. драмы «Лодка», «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Мнимый барин», «Шайка разбойников», «Черный ворон» и др.
  

Версия 21:57, 7 января 2013

ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ В СИБИРИ. Первыми носителями рус. народ. театр. искусства в Зауралье были скоморохи, пришедшие из сев. областей Русского гос-ва вместе с первопоселенцами в кон. XVI в. Среди них – песенники, музыканты, жонглеры, клоуны, дрессировщики животных. В XVII–XVIII вв. в Сибири были популярны народ. зрелища, гулянья, народ. театр. На ярмарках и в балаганах до нач. XX в. игрались народ. драмы «Лодка», «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Мнимый барин», «Шайка разбойников», «Черный ворон» и др.

В нач. XVIII в. в Сибири появился 1-й церк. театр. Он возник в Тобольске, в кач-ве актеров выступали ученики и учителя архиерейской школы, мл. духовенство, ставились духов.-назидат. пьесы. Сцена устраивалась на площади вблизи архиерейского дома. Сведений о репертуаре не сохранилось. Предположительно он включал произведения Д. Ростовского, С. Полоцкого, Ф. Прокоповича, Ф. Лещинского. В 1730-е гг. спектакли Тобольской архиерейской школы давались в частн. домах знатных горожан. Во 2-й пол. 1720-х гг. подоб. театр возник в Иркутске. В 1740-е гг. в репертуар школьно-церк. театра вошли народ. драмы. В духов. драму постепенно проникали элементы светского искусства, муз. интермедии, персонажи, не связанные с осн. действом.

Большую популярность приобрел вертеп (рождественский кукол. театр), известный в Сибири с нач. XVIII в. Вертеп. представления устраивались на Енисейской и Ирбитской ярмарках, в домах состоят. горожан на святочные праздники в Тобольске, Иркутске, Енисейске, Селенгинске и др. городах. Сюжет вертеп. драмы нередко дополнялся комич., с признаками критич. направленности эпизодами. На ярмарках и базар. площадях городов и крепостей выступали продолжатели искусства скоморохов – бродячие «потешники и «комедианты». Одной из разновидностей народ. театра в XVIII в. был самодеят. солдат. театр.

После того как были организованы проф. публич. театры в С.-Петербурге (1756) и Москве (1776), предпринимаются попытки создания театров в рос. провинции. В 2-й пол. XVIII в. зарождается светский театр в Сибири. В Омске (1764), Иркутске (1787), Барнауле (1783–85) появляются 1-е любит. театры. В Тобольске в 1770-е гг. устраивают спектакли ссыльные польск. конфедераты. При поддержке губернатора А.В. Алябьева в кон. XVIII в. здесь построено спец. театр. здание, действовала труппа из 12 актеров, 4 актрис и 9 музыкантов. (См. Музыкальная культура Сибири, Музыкальные театры в Сибири.)

В нач. XIX в. в Иркутске предпринимались попытки создания общедоступных театров. В 1803 действовал театр купеч. сына Е. Солдатова, в 1805 – театр, организованный ссыльными кн. В. Горчаковым и бывш. гвард. офицером А. Шубиным, а также театр урядника Клепикова и мещанина Кондратова. Ставились комич., волшеб. и народ.-быт. оперы, водевили, вертеп. Играли ссыльные, канц. служащие, солдаты, казаки.

Драм. репертуар сиб. театров 2-й пол. XVIII – нач. XIX в. включал трагедии и комедии А. Сумарокова, М. Ломоносова, М. Хераскова, пьесы А. Коцебу. Большой популярностью пользовались комич. оперы: «Сбитеньщик» Я. Княжнина и «Мельник, колдун, обманщик и сват» А. Аблесимова, «Анюта» М. Попова, «слезная комедия» М. Веревкина «Так и должно». В 1770-е гг. в Тобольске была поставлена 1-я мест. драма «Ермак» И. Фроловского, дьякона Софийского собора. В 1830–40-е гг. в Тобольске шли «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Лжец» К. Гольдони, «Солдатское счастье» Г.Э. Лессинга, «Недоросль» Д. Фонвизина, а также пьесы, декабристами переведенные («Гарибальди») и написанные («Иван – купецкий сын» и «Аргивяне» В. Кюхельбекера). Неоднократно ставилась пьеса П.П. Ершова «Суворов и станционный смотритель».

Становлению проф. театра в Сибири способствовала деят-ть многочисл. драм., муз.-драм., лит. об-в, активно развивавшихся во 2-й пол. XIX в. Строятся спец. театр. здания, в к-рых выступали постоянно действующие труппы. В 1850–51 построены театры в Иркутске и Томске, в 1873 – в Красноярске, в 1875 – в Омске. К кон. столетия сиб. театр уже не уступал по своему уровню провинц. театру др. областей России.

В Иркутске в 1850–70-е гг., наряду с патриот. пьесами Н. Полевого и Н. Кукольника, а также водевилями, ставятся пьесы Н. Гоголя, А. Грибоедова, А. Островского, А. Писемского, А. Сухово-Кобылина. В 1857, на 5 лет раньше, чем в С.-Петербурге и Москве, осуществлена постановка запрещенной цензурой комедии А. Островского «Свои люди – сочтемся». В 1880–90-е гг. театр становится одним из осн. элементов обществ. жизни города. На иркут. сцене шли произведения Д. Фонвизина, М. Лермонтова, В. Шекспира и др. Ставились спектакли по произведениям М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» («Иудушка») и «Смерть Пазухина», «Власть тьмы» Л. Толстого. В кач-ве антрепренеров успешно выступали актеры А.А. Фадеев, К.О. Малевский, А.А. Кравченко, Н.И. Вольский. В Красноярске в сер. 1870-х гг. работала драм. труппа антрепренера А.Н. Егорова. После развала антрепризы часть артистов труппы организовала 1-е в Сибири актерское тов-во, просуществовавшее в Томске и Красноярске еще в течение 2,5 лет. В Томске в нач. 1880-х гг. пьесы Н. Гоголя, А. Островского, А.К. Толстого, Л. Мея были поставлены антрепризой А.А. Бельского. Со 2-й пол. 1880-х гг. в Томске, Омске, Красноярске и др. городах Сибири работал артист и антрепренер Н.А. Корсаков, формировавший как смешанные (муз.-драм.), так и опер. труппы. В омском театре в 1870-е гг. наряду с низкопробными пьесами ставились «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Бешеные деньги», «На бойком месте», «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Разбойники» и «Мария Стюарт» Шиллера. В 1890-е гг. здесь успешно работала антреприза П.П. Медведева. В 1895 пьесы Шекспира («Гамлет», «Отелло»), Грибоедова («Горе от ума»), Л. Толстого («Власть тьмы) были поставлены труппой томского антрепренера С.В. Брагина. Постоян. любит. труппы действовали в Нерчинске (с 1859 до кон. 1870-х гг.), Минусинске, Ачинске, Барнауле, Верхнеудинске (1880–90-е гг.). В их репертуаре, помимо водевилей, значились пьесы А. Островского («Без вины виноватые», «Доходное место», «Лес»), Н. Гоголя («Ревизор»), К. Гуцкова («Уриель Акоста») и др.

Послед. десятилетие XIX – нач. XX в., отмеченные ростом рев.-демокр. настроений, знаменательны для истории рус. и мирового театра. Появляется новая театр. профессия – режиссер, формируется принципиально новая эстетика режис. театра. В этот период происходит небывалый взлет рус. искусства, получивший впоследствии назв. Серебряного века. Драм. театр, наряду с литературой, живописью, сценографией, балетом, также представлял многообразие эстет. направлений. Важнейшее значение для развития театр. искусства имело создание в 1898 Московского худ. театра (МХТ). Эти новые тенденции оказывали влияние на провинцию, в т. ч. сибирскую. Массовый приток населения, ускорение темпов эконом. и соц.-культ. развития региона приводили к дальнейшему развитию театр. дела в Сибири. Новые, хорошо оборудованные здания театров были построены в Томске (1885), Иркутске (1897), Тобольске (1899), Красноярске (1902), Омске (1905), Минусинске (1906), что способствовало укреплению театр. коллективов, притоку новых артистич. сил, приезду на гастроли мастеров рус. сцены.

В нач. 1900-х гг. значит. место в репертуаре сиб. театров занимали пьесы, шедшие на сцене МХТ: «Доктор Штокман» Г. Ибсена, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» А. Чехова, «Власть тьмы» Л. Толстого. На сцене иркут. театра с успехом шли в постановке К. Марджанова «Мещане», «На дне» и инсценировка «Фомы Гордеева» М. Горького.

Горьковские пьесы пользовались особой популярностью в период рев. событий 1905. На омской сцене были поставлены «На дне», «Мещане», «Дети солнца», «Варвары», в Иркутске и Красноярске – «Дачники». Злободневно звучали и такие спектакли, как «Вильгельм Телль» Шиллера (Иркутск), «Доходное место» А. Островского, «Иудушка» по М. Салтыкову-Щедрину, «Юлий Цезарь» В. Шекспира, «Рюи Блаз» В. Гюго в Красноярске, «Власть тьмы» и «Катерина Маслова» («Воскресение») Л. Толстого, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова в Омске и др.

В кон. XIX – нач. XX в. в Сибири работали мн. известные артисты, мастера провинц. театра. В Иркутске в 1890-х гг. играл Д.М. Карамазов (Афанасьев), исполнитель гл. ролей в пьесах Шекспира, Гуцкова и др. В канун революции 1905–1907 играли актеры Н.Н. Васильев, В.М. Янов, И.А. Блажев, М.А. Саблина-Дольская, А.Г. Тугаринова, М.Н. Славич, О.В. Арди-Светлова и др. В омской труппе Е.М. Долина – И.А. Слонов и М.М. Тарханов.

После поражения революции 1905, несмотря на введение серьез. цензур. ограничений на репертуар театров, демокр. традиции сохранялись. Событием театр. жизни в Омске стал спектакль «Степан Разин» (сезон 1908/09). Здесь же были поставлены «Васса Железнова» (1911) и «Мещане» (1912) Горького. В бенефисы актеров на омской сцене шли пьесы Л. Толстого, Островского, Чехова, Шекспира. В Иркутске в Об-ве по устройству народ. чтений с участием актеров-профессионалов ставились спектакли классич. репертуара. Любители драм. искусства в Новониколаевске показали «Доходное место» Островского (1908), «Ревизора» Гоголя (1909). В Тобольске шли «Коварство и любовь» Шиллера, «Король Лир» Шекспира (1907), горьк. пьесы «Дачники» и «На дне» (1909). Классич. пьесы оставались в репертуаре томской труппы М.И. Каширина.

Большое влияние на развитие сиб. театра оказали гастроли изв. артистов и коллективов, регулярно посещавших Сибирь начиная с кон. 1890-х гг. В 1895 здесь выступал трагик В.В. Чарский («Гамлет» и «Отелло» Шекспира). В 1897 – ведущая актриса моск. Малого театра Г.Н. Федотова («Укрощение строптивой» Шекспира, «Василиса Мелентьева» и «Гроза» А. Островского), артист Александринского театра М.И. Писарев. В 1902 и 1903 в Красноярске, Томске, Иркутске гастролировала группа артистов Малого театра с участием А.А. Яблочкиной и Е.Д. Турчаниновой. Приезжали на гастроли выдающиеся артисты С.-Петербурга и Москвы В.Ф. Комиссаржевская, П.Н. Орленев, К.А. Варламов, В.Н. Давыдов, В.П. Далматов, М.В. Дальский и др. Неоднократно бывали в Сибири братья Адельгейм, Передвижной драм. театр Гайдебурова из С.-Петербурга, театр Корша из Москвы.

После революции 1917 начался новый этап в театр. жизни страны. В нояб. 1917 издан Декрет СНК о передаче всех рос. театров в ведение отдела искусств Гос. комиссии по просвещению, в авг. 1919 – Декрет о национализации театров. В июне 1920 Главполитпросветом определены осн. принципы театр. политики в РСФСР. Первоочеред. задачей объявлялось противопоставление сов. идеологии мелкобурж. стихии. В 1920 Репертуарная секция при Театральном отделе Наркомата просвещения составила список пьес, рекомендуемых к постановке. В 1922 при худ. отделе Главполитпросвета создан Репертуарный комитет (Главрепертком), утверждавший списки рекомендованных и запрещенных пьес.

В Сибири в нач. 1920-х гг. открывается множество новых театров, ставивших целью сближение театр. искусства с раб. зрителем. В Омске в 1920 организован Сибгостеатр с опер. и драм. труппами (см. Сибирский гос. оперный театр), в 1921 – Губернский показательный театр во главе с В.А. Рославлевым, осуществлявший массовую работу со зрителем и рук-во раб. клубами. В Иркутске к маю 1920 функционировали Городской драм. театр, опера, Военный театр, Театр эвакопункта, Театр революционной сатиры (Теревсат), работало ок. 30 клубных сценич. площадок. В 1920 в Иркутске открылась Первая сибирская гос. драм. школа. Появляются студии при театрах в Омске, Красноярске. В Верхнеудинске в нач. 1920-х гг. предпринята попытка создания Художественного пролетарского театра, организована театр. студия. В это же время в Бийске работали драм. труппы под рук-вом В.В. Гарденина. В нояб. 1921 открылся драм. театр в Барнауле. В Томске в 1920 на основе драм. студии И.Г. Калабухова (работала в городе в 1918–19) образован Театр совдепа, вскоре объединенный с Театром студийных постановок А.Д. Попова. В 1922 в Томске открылся Большой гор. театр, преобразованный через год в Театр драмы и комедии им. А.В. Луначарского.

Характер. формой театр. представлений 1920-х гг. были массовые действа. В Иркутске 1 мая 1920 состоялось грандиозное представление «Борьба труда и капитала», в к-ром участвовало до 8 тыс. чел. Руководил постановкой Н.П. Охлопков, в те годы актер иркут. драм. театра. В 1921 Охлопков вместе с П. Цетнеровичем организовал в Иркутске «Молодой театр», среди постановок к-рого были «Мистерия Буфф» В. Маяковского, «Потоп» Г. Бергера, «Принцесса Турандот» К. Гоцци и др. Новые театры левого направления появились в Томске (театр «Рупор») и Омске (Экспериментальный рев. театр). Театры широко использовались органами власти для проведения агит.-мас. работы. Давались целевые бесплат. спектакли, льготные (по пониж. ценам) для членов профсоюза и красноармейцев.

В годы новой экономической политики театры были переданы в руки частн. антрепризы. Репертуар сиб. театров 1920-х гг., как и др. провинц. театров, отличался большой пестротой. Наряду с постановками, приносившими коммерч. успех, легковесной, развлекат. драматургией, ставились пьесы Островского, Грибоедова, Чехова, Шекспира, Шиллера, Гауптмана, популяр. произведения рус. авторов кон. XIX – нач. XX в. И. Шпажинского, А. Сумбатова-Южина, Г. Ге, М. Арцыбашева, Л. Андреева, С. Найденова. Делались инсценировки романов Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Гончарова. С сер. 1920-х гг. активно ставятся ист. пьесы А.К. Толстого, Д. Мережковского.

Во 2-й пол. 1920-х гг. в репертуаре появились значит. произведения сов. драматургии: «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1925), «Любовь Яровая» К. Тренева (1926), «Разлом» Б. Лавренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927). В Омске, где в 1923–31 выступали различ. драм. труппы, были поставлены сов. пьесы «Виринея» Л. Сейфуллиной и В. Правдухина, «Человек с портфелем» А. Файко, «Шторм» В. Билль-Белоцерковского и др. В Иркутске пьесы сов. драматургов шли в исполнении актеров труппы бывш. театра Корша («Сибкорш», 1926–29). В Верхнеудинске в 1929–33 работал Московский передвижной организационный синтетический театр (Оргтеатр) под рук-вом Е.П. Просветова, ставший 1-м проф. театром Бурятии. В репертуаре – сов. пьесы, рус. и зарубеж. классика, 1-е сов. оперетты. Ставились также водевили, интермедии, скетчи, танц.-спорт. этюды и сцены. При Наркомпросе Бурят-Монгольской АССР была открыта студия, преобразованная в 1931 в техникум, где учились будущие мастера бурят. нац. театра (см. Бурятский театр и драматургия).

В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. в ряде городов Сибири появились театры рабочей молодежи (ТРАМ). Существовали эксперимент. коллективы, выступавшие с идеями рев. преобразований в области театр. искусства: Сибирский театр актерского мастерства (СТАМ) в Омске, Сибирский театр эпохи реконструкции (СТЭР) в Новосибирске, Сибирский экспериментальный молодой театр (СЭМТ) в Красноярске, пролеткультовские театры и др.

В мае 1927 в агитпропотделе ЦК ВКП(б) состоялось совещание по вопросам театра, потребовавшее от театр. работников активизации борьбы с бурж. влиянием, развития нового, рев. проф. и самодеят. театров. В 2-й пол. 1920-х гг. организованы единые упр-ния зрелищными предприятиями. Театрам стали предоставляться дотации из средств мест. органов власти.

В 1930-е гг. вышли пост. СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела» (1930) и ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Созданы единые респ., краевые, обл. объединения по упр-нию и рук-ву театрами. Под эгидой гос-ва формируются новые творч. союзы, сменившие многочисл. объединения (ассоциации) пролетарских писателей, художников, музыкантов. Закончилось время экспериментов в искусстве, методом худ. творчества признан метод соц. реализма.

В 1930-х гг. во мн. городах Сибири создаются передвижные колхозно-совхоз. театры для обслуживания сел. зрителей, а также раб. поселков и новостроек. Открываются постоянно действующие театры в Бурятии, Якутии, Ойротской АО, Хакасии (см. Алтайский…, Бурятский…, Хакасский…, Якутский театр и драматургия), а также в Салехарде, на Сахалине и Камчатке. Появляются театры юного зрителя (ТЮЗ). В июле 1930 спектаклем «Тимошкин рудник» (пьеса Л. Макарьева) открылся 1-й за Уралом ТЮЗ в Новосибирске (с 1993 – Новосибирский молодежный театр «Глобус»). Основы театра заложила группа театр. деятелей из Ленинграда во главе с Н.Н. Мокшановым (1-й дир.) и Н.Ф. Михайловым. В 1937 созданы ТЮЗы в Омске и в Иркутске (на базе ТРАМ).

Крупным событием театр. жизни Сибири явилось стационирование в Новосибирске с 1 дек. 1932 театра «Красный факел», основанного в 1920 в Одессе реж. В.К. Татищевым и работавшего на протяжении 12 лет как худ.-передвижной театр. Первая новосиб. премьера – «Гоп-ля, мы живем!» Э. Толлера. Среди последующих постановок – «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Егор Булычов» и «На дне» М. Горького. Первым худ. рук. «Красного факела» был реж. Ф.С. Литвинов, в 1939–44 рук-во осуществлял один из ведущих актеров театра С.Д. Иловайский, в 1945–60 – В.П. Редлих). В составе труппы – актеры В.Г. Баранова, С.С. Бирюков, М.Ф. Кириков, А.М. Максимов, Г.Н. Полежаев и др.

В 1931 в Иркутске был стационирован Сибирский экспериментальный театр, возглавляемый реж. Н. Буториным. Стремлением к эксперименту, синтезу музыки, слова, сценич. движения выделялся в 1-й пол. 1930-х гг. театр в Омске. С 1934 омский театр назывался «Синтетическим театром». В 1931–36 труппа работала под рук-вом реж. В.Ф. Торского. Наряду с драм. спектаклями театр ставил оперетты «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, «Корневильские колокола» Р. Планкета, оперу «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского. В 1936 «Синтетический театр» был преобразован в Омский обл. драм. театр. В 1934 основан городской драм. театр в Кемерове (до 1936 – «Культармеец Кузбасса», позже – обл. драм. театр им. А.В. Луначарского). В 1935–38 формируется стабильная труппа драм. театра в Тюмени.

В 1930-е гг. прочное место в репертуаре сиб. театров занимали спектакли, отражающие пафос соц. строительства, проблемы морально-полит. единства общества. Это «Мой друг», «Аристократы» и «Падь Серебряная» Н. Погодина, «Выстрел» А. Безыменского, «Рельсы гудят» В. Киршона, «Поднятая целина» по М. Шолохову, «Ярость» Е. Яновского, «Страх» А. Афиногенова, «Жизнь зовет» В. Билль-Белоцерковского, «Скутаревский» по Л. Леонову, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Слава» В. Гусева и др. Ставятся пьесы о революции и Гражданской войне: «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского; театр. Лениниана: «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Ленин в 1918 году» А. Каплера и Т. Златогоровой; спектакли ист.-биогр. жанра: «Петр I» А. Толстого, «Александр Радищев» Головиной, «Фельдмаршал Кутузов» Вл. Соловьева. В ряде сиб. театров шли «Таня» А. Арбузова, «Машенька» А. Афиногенова. Значит. интерес вызвали постановки Шекспира – «Отелло» в Иркутске (в гл. роли А.А. Аркадьев), «Гамлет» в Новосибирске (в гл. роли С.Д. Иловайский).

Производств. тематика нашла отражение в нек-рых драматургич. произведениях сиб. авторов: «Мартын и Жонас» Г. Павлова (1932), «Машина инженера Шацкого» Г. Пушкарева (1934), «Ясная дорога» В. Вихлянцева и Н. Кудрявцева (1935), наряду с сюжетами о «врагах народа» и диверсантах: «На перегоне» А. Сысоева (1938), «Жить хочется» М. Кирикова (1939), «Отцы и дети» Н. Шешенина (1939). В кон. 1930-х гг. появляются пьесы для детей и юношества иркут. драматурга П.Г. Маляревского: «Счастье» по мотивам бурят. народ. творчества, «Кот в сапогах» по сказке Ш. Перро.

С сер. 1930-х гг. при театрах создаются лит. часть, театровед. кабинеты и музеи. В городах Сибири открываются отд-ния Всероссийского театрального общества (ВТО, см. Союз театральных деятелей). Развивается театр. образование – появляются студии при театрах, краткосрочные курсы подготовки актеров для колхозно-совхоз. театров, театр. отд-ния при муз. техникумах, предпринимаются попытки создания театр. училищ. Выпускники самодеят. театр. студий нередко становились актерами проф. театров. Коллектив театр. студии при клубе им. Петухова под рук-вом реж. А.Л. Рогачевского составил труппу Новосибирского колхозно-совхоз. театра после его реорганизации в 1938 (с 1943 – Новосибирский обл. драм. театр, с 1991 – театр «Старый дом»).

Накануне войны на тер. Зап. Сибири насчитывалось до 25 театров, Вост. Сибири – до 47 (значит. часть из них составляли колхозно-совхоз. и т. п. коллективы). С нач. войны часть из них была закрыта. Мн. актеры ушли на фронт. Артисты Тобольского драм. театра во главе с худ. рук. и директором (38 чел.) отправились сражаться с оружием в руках. Театр был сформирован заново в 1944.

В годы Великой Отечественной войны в Сибирь эвакуированы театры Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и др. городов. В Новосибирске работали Ленинградский акад. театр драмы им. А.С. Пушкина, Ленинградский новый ТЮЗ, Белорусский гос. еврейский театр, Гос. центр. театр кукол под рук-вом С. Образцова. Центральный детский театр (Москва) обрел пристанище в Киселевске, Московский театр оперетты – в Прокопьевске (позднее переведен в Сталинск), Белорусский гос. драм. театр (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы) – в Томске, Черниговский украинский колхозно-совхоз. театр им. М. Коцюбинского – в Гурьевске, Николаевский украинский театр им. Т. Шевченко – в Тайге (позднее переведен в Кемерово). В Омск эвакуированы из Москвы Театр им. Е. Вахтангова, Сталинградский театр оперетты. В Тобольске был размещен Львовский украинский драм. театр им. М. Заньковецкой, в Барнауле – Камерный театр (Москва) и Днепропетровский обл. рус. драм. театр им. М. Горького, в Славгороде – Ворошиловградский рус. драм. театр, в Иркутске – Московский театр сатиры и Украинский театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко; в Красноярске – объединенный коллектив Днепропетровского и Одесского театров оперы и балета; в Чите – Новый театр из Ленинграда, в Улан-Удэ – Харьковский украинский драм. театр им. Т. Шевченко, в Канске – Грозненский драмтеатр, в Минусинске – театр из Ставрополя. Ряд сиб. театров был перебазирован на новые места. Новосиб. театр «Красный факел» 2 сезона (1941–43) работал в Сталинске и Прокопьевске, Иркутский театр в 1943–45 работал в Чите и Хабаровске, Новосиб. ТЮЗ – в Анжеро-Судженске и т. д. Томский театр был переведен в Кемерово (1941) и объединен с местным драм. театром.

В репертуаре воен. лет преобладали пьесы, посвященные героич. борьбе с фашизмом: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Сталинградцы» Ю. Чепурина. Широко ставились пьесы ист. и ист.-рев. содержания, спектакли о В.И. Ленине и его соратниках. Спектакль «Олеко Дундич» А. Каца и А. Ржешевского был поставлен сначала в театре им. Е.  Вахтангова (реж. А.Д. Дикий, в гл. роли Р.Н. Симонов), затем в «Красном факеле». Шли довоен. пьесы сов. драматургов В. Гусева, А. Корнейчука, А. Афиногенова, А. Крона, Л. Рахманова, спектакль по роману «Как закалялась сталь» («Павел Корчагин») Н. Островского, «Парень из нашего города» К. Симонова и др.

Видное место в репертуаре занимала классика: «Лес», «Таланты и поклонники», «Горячее сердце» А. Островского, «Маскарад» М. Лермонтова и «Отелло» В. Шекспира в Моск. драм. театре им А.С. Пушкина, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в вахтанговском театре. В 1943/44 сиб. театры участвовали в рос. смотре рус. классики. Высокую оценку получил спектакль Иркутского облдрамтеатра «Последняя жертва» А. Островского.

Находившиеся в Сибири в эвакуации режиссеры Л.С. Вивьен, Б.Е. Захава, В.Г. Гайдаров, И.В. Мейерхольд, Н.П. Охлопков и др., искусствоведы И.И. Соллертинский, С.Д. Дрейден, Е.Л. Финкельштейн, артисты Е.П. Корчагина-Александровская, Ю.М. Юрьев, Н.К. Симонов, Н.К. Черкасов, В.В. Меркурьев и др. внесли большой вклад в повышение проф. мастерства сиб. театров (семинары, беседы, лекции, консультации, постановки спектаклей). Актер. кадры готовились в студиях при театрах (столич. и местных) в Омске, Барнауле, Новосибирске, Кемерове, Иркутске. За время пребывания в Томске и Новосибирске 8 выпусков подготовил Ленинградский театральный ин-т.

Театры активно участвовали во всех полит. кампаниях, осуществляли шефство над производств. коллективами, оказывали помощь участникам худ. самодеятельности. На фронте работали сформированные в Сибири худ. бригады мн. театров. Концерт. бригады выступали на призывных пунктах, воинских площадках вокзалов, в госпиталях. В работе активно использовались жанры малых форм. Пользовался огромной популярностью небольшой агитколлектив «Огонь по врагу» в Новосибирске – артисты Ленинградского театра им. А.С. Пушкина К.И. Адашевский и А.Ф. Борисов, баянист Новосибирского радио И.И. Маланин, реж. Ленинградской филармонии В.П. Лебедев.

В 1945 большой группе режиссеров и актеров сиб. театров были присвоены звания засл. артистов РСФСР: худ. рук. новосиб. театра «Красный факел» В. Редлих, артистам театра Е. Агароновой, С. Бирюкову, К. Гончаровой, М. Кирикову, Н. Михайлову, М. Халатовой; реж. иркут. театра Г. Баганову, артистам Е. Барановой, К. Прокофьеву; артистам омского театра Н. Колесникову, М. Потоцкому, П. Некрасову; реж. Новосиб. ТЮЗа П. Цетнеровичу, артистам театра З. Булгаковой, В. Макарову; и др. Худож. руководители иркут. и омского театров Н.А. Медведев и Л.С. Самборская удостоены звания засл. деятеля искусств РСФСР.

Пост. ЦК ВКП(б) от 26 авг. 1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» ужесточило идеол. контроль над театрами. Гл. недостатком называлось фактич. отсутствие в репертуаре драм. театров пьес сов. авторов на совр. темы; те немногие, что шли на сценах театров, обвинялись в уродливо-карикатур. изображении сов. людей, искаженном представлении о сов. жизни. Критике подверглись увлечение ист. тематикой (в ряде пьес «идеализируется жизнь царей, ханов, вельмож»); «внедрение» в театр. репертуар совр. пьес «буржуазных зарубежных драматургов». Театрам надлежало в полной мере выполнять гл. миссию – воспитательную, быть «рассадниками культуры», пропагандистами сов. идеологии.

К нач. 1950-х гг. в Сибири работало 43 проф. театра (драм., муз., кукольные). Среди них – муз.-драм. театр в Норильске (1941, позже Норильский Заполярный драм. театр им. В. Маяковского), драм. театр в Анжеро-Судженске (1945; в 1951 переведен в Прокопьевск), театр кукол в Сталинске (1942) и др. В Томске в 1944/45 воссоздан обл. драм. театр на базе фронт. театра им. В. Чкалова и Нарымского окр. театра, в 1946 основан театр кукол (ныне – Томский обл. театр куклы и актера «Скоморох» им. Р.М. Виндермана).

В кон. 1940-х – сер. 1950-х гг. совр. репертуар сиб. театров составляли «Глубокая разведка» А. Крона, «За тех, кто в море» Б. Лавренева, «Счастье» П. Павленко и С. Радзинского, «Московский характер» А. Софронова, «Обыкновенный человек» Л. Леонова, «Два капитана» В. Каверина. Тема недавней войны звучала в спектаклях «Победители» Б. Чирскова (Омск), «Молодая гвардия» А. Фадеева (Иркутск), «Константин Заслонов» А. Мовзона (Новосибирск, Иркутск) и др. На сцене большинства театров шли пьесы, отражающие послевоен. междунар. обстановку: «Русский вопрос» К. Симонова, «За вторым фронтом» В. Собко. В Новосибирске в нач. 1950-х гг. пользовался большим успехом спектакль «Вей, ветерок» Я. Райниса. Репертуар пополнили также новые пьесы А. Арбузова («Годы странствий»), В. Розова («В добрый час!»), А. Штейна («Персональное дело»).

Традиции рус. психол. театра настойчиво развивались в новосиб. «Красном факеле» (пьесы М. Горького, А. Чехова, спектакль по Ф. Достоевскому «Село Степанчиково и его обитатели», «Дни Турбиных» М. Булгакова). Большой успех сопутствовал чеховской «Чайке» (пост. В.П. Редлих) на моск. гастролях 1953. Творч. удачами стали спектакли «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому в барнаул. и краснояр. драм. театрах, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого в Томске, «Власть тьмы» Л. Толстого в Омске.

Театр. жизнь сиб. провинции кон. 1950–60-х гг. отмечена актив. поисками нового репертуара. На мн. сценах Сибири и Д. Востока поставлены «Битва в пути» по роману Г. Николаевой, «Ленинградский проспект» И. Штока, «В поисках радости», «Перед ужином» и «В день свадьбы» В. Розова, «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа, «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова, «Барабанщица» А. Салынского, «Третья Патетическая» Н. Погодина, «Иркутская история» А. Арбузова, «Старшая сестра» А. Володина и др. Идут пьесы зарубеж. драматургов – «Лиса и виноград» («Эзоп») Г. Фигейредо, «Мамаша Кураж и ее дети», «Трехгрошовая опера» и «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта и др. Выбор классич. репертуара нередко связан с юбил. датами – 100-летие А.П. Чехова и 50 лет со дня смерти Л.Н. Толстого (1960), 400-летие В. Шекспира (1964). Среди лучших шекспировских спектаклей – «Гамлет» (Иркутск и Красноярск), «Ромео и Джульетта» (Новосибирск), «Много шума из ничего» (Омск), «Король Лир» (Хабаровск), «Мера за меру» (Благовещенск).

Достижения сиб. драматургии послевоен. лет наиболее заметны в жанре ист. драмы. Это «Вилюйский узник» А. Ольхона (1948), «Навсегда» М. Максимова (1949), «Ползунов» М. Юдалевича и др. Во многих сиб. театрах шла пьеса П. Маляревского «Канун грозы» (1949) – о Ленских событиях 1912 (спектакль иркут. театра удостоен в 1952 Сталинской премии). Проблемам современности посвящены пьесы «Судьба товарища» Б. Костюковского и Б. Левантовской (1950), «Твоя семья» Ю. Сальникова (1955). Популярностью пользовался «Аттестат зрелости» Л. Гераскиной (1949), поставленный во мн. театрах страны.

В Красноярске зрители увидели спектакли «Поднимется мститель суровый» и «Судьба Коронотовых» по роману «Хребты Саянские» С. Сартакова (1955). В Омском драм. театре были впервые поставлены «Живой ключ» (1955) и «Ермак» (1963) Н. Бударина. Пьесы мест. авторов – «Шахтерская слава» З. Чигаревой, «Гордячка» и «Мой человек» Т. Ян, «Кузнецкая легенда» по роману А. Волошина – шли в театрах Кузбасса.

Во 2-й пол. 1950-х – 1960-е гг. сиб. драматургия все чаще обращается к внутр. миру человека. С новыми пьесами, посвященными современности, выступил П. Маляревский («Крутые перекаты», 1956; «Поэма о хлебе», 1957; «Камень-птица», 1958). На иркут. сцене ставятся пьесы Б. Левантовской «Дмитрий Стоянов» (1956), «От щедрости сердца» (1958), «Терзания певчих птиц» (1963), «Валерий Нечаев» (1967). Создаются спектакли по произведениям сиб. прозаиков – «Повитель» по роману А. Иванова (Новосибирск), «Соль земли» по роману Г. Маркова (Томск).

В Сибири в 1950–60-е гг. начинали драматурги В.В. Лаврентьев (Новосибирск) и И.М. Дворецкий (Иркутск). Пьесы Лаврентьева, в к-рых органично сочетались актуальная проблематика, публицистичность и психологизм, были впервые поставлены в театре «Красный факел». Это «Кряжевы» (1953), «Светлая» (1954), «Они продолжают путь» («Иван Буданцев», 1956), «Ради своих ближних» (1961). Во мн. театрах страны шла пьеса «Чти отца своего» (1964). Представителем новой «производственной волны» сов. драматургии (наряду с А. Гельманом, Г. Бокаревым) стал И. Дворецкий. В разных городах ставились его пьесы «Трасса» (1959), «Взрыв» (1960), «Большое волнение» (1961), а также написанные позже «Человек со стороны» (1971), «Ковалева из провинции» (1973).

В кон. 1960-х гг. на театр. горизонте появилось новое имя – А.В. Вампилов, пьесы к-рого «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» вошли в репертуар мн. отеч. и зарубеж. театров, экранизированы. Вернувшись к эстетике Чехова, Вампилов определил направление развития рос. драматургии последующих десятилетий. Отмеченное яркой индивидуальностью, его сценич. наследие составило театр А. Вампилова. С 1997 в Иркутске проводится Всерос. театр. фестиваль совр. драматургии его имени.

В 1970–80-е гг. в стране действовали творч. структуры, объединявшие драматургов: «Центр драматургии и режиссуры» в Москве, студия молодых драматургов в Ленинграде (рук. И. Дворецкий), ряд регион. орг-ций. Экспериментальная творч. лаборатория драматургов Сибири, Урала и Дальнего Востока (Омск, 1980-е гг.) способствовала становлению В. Гуркина, С. Лобозерова, Ю. Князева и др. сиб. авторов.

Активно развивалась театр. худ. самодеятельность, создавались многочисл. кружки, студии при гор. и сел. клубах, домах культуры. На основе наиболее сильных любит. коллективов организуются народ. театры (с 1959), а также самодеят. театры-спутники при проф. театрах. На базе народ. театра новосиб. ДК им. Клары Цеткин и созданной при нем школы-студии в 1982 образован театр «На левом берегу» (с 1997 – гос. театр, организатор и 1-й худ. рук. засл. деят. искусств РСФСР С.С. Иоаниди).

Театр. дело в Сибири в 1970–80-е гг. развивалось в русле общих процессов развития рос. театр. искусства. В театр. репертуаре прочное место занимали постановки по произведениям писателей-сибиряков В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина. В Томском обл. драм. театре шли спектакли по произведениям В. Шишкова, С. Залыгина, пьесы молодых томских драматургов. В рос. драматургии в это время популярен жанр трагикомедии (пьесы Э. Радзинского, Л. Петрушевской, А. Соколовой, Л. Разумовской, М. Рощина, Г. Горина, А. Червинского, А. Смирнова, В. Славкина, А. Казанцева, С. Злотникова, Н. Коляды, В. Мережко и др.). Мн. произведения этих авторов вошли в репертуар сиб. театров. Ставились испытанные временем и новые пьесы А. Арбузова, А. Володина, В. Розова, пьесы Л. Зорина, С. Алешина, И. Друцэ, А. Гельмана, Ю. Мирошниченко, А. Арро, Э. Володарского, Г. Боровика, М. Шатрова. Вновь актуален В. Маяковский, возвращаются на сцену сатир. произведения Н. Эрдмана. По-прежнему в репертуар сиб. театров входит рус. классика. Расширяется зарубеж. репертуар, ставятся «Антигона» Ж. Ануя, «Средство Макропулоса» К. Чапека, «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта, «Без перчаток» Д. Голсуорси, «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя, «Дон Хуан» Г. Фигейредо, «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса и др.

Ряд спектаклей и актеров сиб. театров был удостоен Гос. премии РСФСР им. К.С. Станиславского. В 1970 лауреатом премии стал народный артист РСФСР Н.З. Прозоров (Красноярский краевой драм. театр им. А.С. Пушкина) за исполнение ролей в спектаклях «Старик» М. Горького и «На диком бреге» Б. Полевого. Дважды получал премию им. К.С. Станиславского Омский обл. драм. театр: в 1973 за спектакль «Солдатская вдова» (драматург Н. Анкилов, реж. Я.М. Киржнер, актеры, Б.М. Каширин, Т.А. Ожигова, В.И. Прокоп), в 1985 за спектакль «У войны не женское лицо» С. Алексиевич (реж. Г.Р. Тростянецкий, актрисы К.Г. Барковская, Н.И. Василиади, Н.В.Надеждина, Е.И. Псарева). В 1980 премия им. К.С. Станиславского присуждена спектаклю Томского обл. драм. театра «Соленая падь» по роману С. Залыгина (реж. Ф.Г. Григорян, актер В.В. Варенцов), в 1982 – спектаклю Красноярского драм. театра «Спутники» В. Пановой (реж. Н.И. Басин, худ. А.Н. Баженов, артисты В. Дьяконов, С. Зима, В. Трущенко), в 1986 – спектаклю Минусинского драм. театра «Хмель» по роману А. Черкасова (реж. В. Пашнин, худ. А. Кузнецов, актриса Г. Саламатова).

Театр. жизнь кон. XX – нач. XXI в., несмотря на трудности постсов. периода, отличается большим разнообразием эстетич. направлений и орг. форм. Ряд успешно развивающихся творч. коллективов появился в кон. 1980-х – 1990-е гг. в Сибири. Среди них – Новосибирский городской драм. театр под рук-вом С. Афанасьева (1988, в 1998 обрел статус гос.). В репертуаре спектакли по произведениям А. Володина, А. Вампилова, В. Зазубрина («Щепка»), В. Шукшина, Н. Гумилёва («Отравленная туника»), Л. Андреева, А. Галина, В. Славкина, В. Гуркина, рус. классика, зарубеж. драматургия. Спектакли театра отмечены наградами мн. фестивалей в России и за рубежом, в т. ч. междунар. фестивалей польской драматургии (Москва, 1988), фестиваля рус. театров во Франции (Нанси, 2002) и др.; всероссийских – «Театр на ладони» (Глазов, Удмуртия, 1995), «Культурные герои XXI века» (Москва, 1999), «Пять вечеров» им. А. Володина (С.-Петербург, 2004 и 2005) и др.

Новые театр. коллективы возникли в Омске (камерный «Пятый театр», театр драмы и комедии «Галерка», драм. театр-студия Л. Ермолаевой), Томске (театр «Версия», театр-студия «Осколки»), Иркутске (театр-студия «Театр пилигримов», городской Театр народной драмы), Кемерове (Театр для детей и молодежи) и др. городах. В Алтайском краевом драм. театре им. В.М. Шукшина (Барнаул) открылась творч. мастерская местн. драматурга А. Строганова. Наряду с гос. театрами действуют муницип. театры и студии. Среди них – «Драматический Лицейский театр» в Омске, театр-студия «Подвал» в Барнауле, драм. и кукольный театры в Братске, Театр драмы и комедии в Усть-Илимске.

Появляются независимые (негос.) проф. театры, актер. товарищества, содружества, антрепризы и т. п. в Омске, Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Кемерове и др. городах. С 2000 проводится ежегодный междунар. фестиваль независимых театров Сибири, Урала и Д. Востока «Sib-Altera», в рамках к-рого, помимо показа спектаклей, организуются семинары и творч. лаборатории, открытый конкурс драматургов «Новый стиль». Создана межрегион. орг-ция некоммерческое партнерство «Независимые театры Сибири и Урала “Открытый контакт”».

В 1999 по инициативе Новокузнецкого театра кукол «Сказ» в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» создано объединение (Товарищество) театров кукол Сибири. В 2005/06 в Т-во входило 16 театр. коллективов из Абакана, Барнаула, Братска, Железногорска, Кемерова, Красноярска, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, Улан-Удэ, Читы и др.

В нач. XXI в. в регионе начитывается св. 80 проф. театр. коллективов (гос. и муницип. театров, театров-студий и т. п.). Среди них – 12 муз., 2 муз.-драм. (см. Музыкальные театры в Сибири), св. 40 драм., ок. 10 театров для детей и юношества (молодеж.), ок. 20 театров кукол и др. Работает неск. акад. драм. театров: Омский обл. драм. театр (1983), новосибирский обл. драм. театр «Красный факел» (1995), новосибирский молодежный театр «Глобус» (1999), Иркутский обл. драм. театр им. Н.П. Охлопкова (1999). Акад. драм. театры работают в нац. республиках: Бурятский гос. акад. театр драмы им. Х. Намсараева, Саха акад. театр им. П. Ойунского, Гос. акад. русский драм. театр им. А.С. Пушкина (Якутск).

Подготовка актер. кадров осуществляется в театр. студиях и училищах, Кемеровском ин-те культуры (1969, с 2002 – ун-т культуры и искусств), Красноярской гос. академии музыки и театра (1978), на фак-те культуры и искусства Омского гос. ун-та (с 2002) и др. В 2002 при Томском обл. драм. театре открыт филиал Екатеринбургского гос. театрального ин-та. В 2003 на базе театр. училища создан Новосибирский театральный ин-т. При сиб. театрах организуются учеб. студии ведущих театр. вузов: Российской гос. академии театрального искусства (новосиб. молодеж. театр. «Глобус», 1995–99), Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина (Читин. обл. драм. театр, 2005). На базе Иркутского театр. училища организуются «Байкальские театральные школы» (2004, 2005) с участием ведущих педагогов Москвы, С.-Петербурга, Омска и др. городов.

Значительно расширились рамки междунар. сотрудничества. На сцене Омского акад. театра драмы в сер. 1990-х гг. осуществлены совмест. проекты с мексиканскими («Церемонии зари» К. Фуэнтеса, сценография и свет, костюмы и музыка мексик. коллег) и немецкими («Клавиго» И.В. Гете, режиссура и сценография нем. коллег) партнерами. В постановке «Женщина в песках» по произведению К. Абэ (реж. В. Петров) участвовала яп. актриса Араки Кадзухо. Спектакль получил нац. театр. премию «Золотая маска» (1997) по 3 номинациям: лучшая работа режиссера, лучшая жен. и муж. (М. Окунев) роли. В 1997 обладателем «Золотой маски» в номинации «За честь и достоинство» стала народная артистка РСФСР Е.И. Псарева. В 2002 «Золотая маска» вручена актрисе театра Н.И. Василиади (спец. приз жюри, спектакль «Приглашение на казнь» по В. Набокову). Омский театр драмы (гл. реж. Евг. Марчелли) удостоен спец. премии жюри фестиваля «Золотая маска» (2006) «за разнообразие творческих поисков в сезоне 2004–2005 гг.». Театр – постоян. участник междунар. и рос. театр. фестивалей. С 2005 при Омском акад. театре драмы действует Лаборатория современной драматургии Сибири, Урала и Дальнего Востока, в работе к-рой участвуют изв. драматурги, театроведы, режиссеры из разных городов страны. Среди авторов конкурс. пьес, наряду с представителями Урало-Сиб. и Дальневост. регионов, жители Прибалтики, Украины, Беларуси, Москвы и С.-Петербурга. Театр гастролировал в Японии, Германии, Дании, Швеции, Франции.

Новосибирский акад. драм. театр «Красный факел» участвовал в междунар. фестивалях в Польше (1989, 1999), Греции (1997, 1998), Москве (1996, 1999, 2001), гастролировал в Китае, Финляндии, США. В 2004 спектакль «Достоевский-trip» по В. Сорокину, поставленный совместно с нем. продюсерским центром «Hahn Produktion», показан в Мюнхене и Берлине на фестивале «Дни российской культуры в Германии». В 2005 итал. реж. Р. Соттили поставил в театре трагедию В. Шекспира «Ричард III». В 2001 «Красный факел» учредил и впервые провел на своей сцене фестиваль «Сибирский транзит». В рамках фестиваля театром учреждена премия им. В.П. Редлих за лучшие актер. работы.

Новосибирский акад. молодежный театр «Глобус» участвовал в различ. творч. проектах в Германии, Израиле, Польше, Японии, Австрии; в междунар. театр. фестивалях во Франции (1999), Болгарии (2000), II междунар. фестивале дет. и юнош. театров «Радуга» (2001, С.-Петербург) и др. В 2004 спектакль театра «Двойное непостоянство» по пьесе П. Мариво (реж. Д. Черняков) получил нац. театр. премию «Золотая маска» («Лучший спектакль малой формы», спец. приз жюри вручили также актрисе О. Цинк). «Глобус» стал одним из инициаторов проведения в Новосибирске Международного Рождественского фестиваля искусств.

Новосибирский драм. театр «Старый дом» гастролировал Германии (1994), Швеции (1995, 2000), Польше (1996, 2002), Японии (1999, 2000). Спектакли в театре ставили нем. режиссер Б. Динтер («Заброшенный берег Медея Ландшафт с аргонавтами» Х. Мюллера), швед. реж. А. Нордштрем («Сцены из супружеской жизни» И. Бергмана, «Кредиторы» А. Стриндберга и др.), груз. А. Енукидзе («Ворон» К. Гоцци). Одна из последн. премьер – «Дуэт» О. Эскина в посановке К. Занусси (2008, впервые в Росии).

В рамках европ. междунар. проектов Томский театр драмы выступал в Берлине и Лионе (2001, спектакль «Куба – любовь моя» М. Бартенева), томский ТЮЗ осуществил постановку спектакля «Калека с острова Инишман» по пьесе М. Мак-Донаха (2006). Томский обл. театр куклы и актера «Скоморох» участвовал в междунар. фестивалях и гастролировал в Польше, Германии, Словении, Франции, Швейцарии, США, Японии, Испании (спектакли по произведениям В. Шекспира, Д. Боккаччо, К. Гольдони, А. Пушкина, Ф. Достоевского, М. Булгакова, А. Платонова, Э. Ионеско). По инициативе театра в Томске с 1996 проводится междунар. фестиваль театров кукол «Безграничный театр».

Лауреатами нац. театр. фестиваля «Золотая маска» (2006) стали Бурятский театр кукол «Ульгер» из Улан-Удэ (спектакль «Поющая стрела» и актер театра Ж. Лодоев) и Хакасский театр кукол «Сказка» из Абакана (реж. Евг. Ибрагимов за спектакль «И пишу я тебе в первый раз» («Оскар и Розовая дама» Э.-Э. Шмитта)).

Красноярский кр. драм. театр им. А.С. Пушкина участвовал в междунар. фестивалях, посвященных А. Стриндбергу: «Дни Стриндберга в Москве» (1994, спектакль «Фрекен Жюли»); «Стриндберг в Стокгольме» (1997, Швеция; спектакль «Отец» в постановке швед. реж. М. Нурлина). Норильский Заполярный театр драмы им. В. Маяковского в 1998 удостоен награды «Золотая пальма» Европейского междунар. фонда «Партнерство во имя прогресса». В посл. годы театр гастролировал в Москве, С.-Петербурге и др. городах страны, а также в Литве, Швейцарии.

На различ. театр. форумах выступает Минусинский драм. театр. В 1999 театр стал лауреатом Всерос. конкурса «Окно в Россию» в номинации «Театр года» и обладателем спец. премии Конгресса интеллигенции РФ – диплома и зол. медали им. акад. Д.С. Лихачева; в 2000 – лауреатом театр. фестиваля «Золотая маска» («Циники» А. Мариенгофа, реж. А. Песегов, спец. приз жюри).

Русский драм. театр им. Н. Бестужева (Улан-Удэ) участвовал в междунар. фестивалях рус. театров нац. республик России и стран ближ. зарубежья (1995, 2000, Йошкар-Ола, Респ. Марий-Эл). Гастролировал в США со спектаклями «Из Америки с любовью» и «Шаманские сновидения» иркут. драматурга Н. Матхановой.

Иркутский акад. драм. театр им. Н.П. Охлопкова в 2004 участвовал в междунар. фестивалях в Болгарии (спектакли «Поминальная молитва» Г. Горина и «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера) и Монголии («Чайка» А. Чехова). Театр является учредителем Всероссийского театр. фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова. Наряду с сиб. коллективами в нем участвуют театры Москвы, С.-Петербурга и др. городов страны. Театр гастролировал по странам Ср. Азии, на Украине, в Польше, США, Германии, Болгарии, Японии. В 2004 обладателем театр. премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» стал народный артист РСФСР В.К. Венгер. Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова – участник междунар. театр. фестиваля «Золотой Витязь» (Москва, 2002; Минск, 2005), фестиваля «Дни российских и монгольских театров в Улан-Баторе» (2005).

Театры и отделения СТД в Сибири являются инициаторами, соучредителями, организаторами театр. фестивалей, конкурсов, школ – межрегион., всерос., международных. С 2001 в разных городах Сибири проводится ежегодный регион. фестиваль драм. театров «Сибирский транзит». Его цель – поддержка проф. театр. искусства, приобщение к нему широкой зрительской аудитории, знакомство с лучшими спектаклями сиб. театров. В рамках фестиваля организуются мастер-классы, конференции, «круглые столы» и дискуссии. Одна из гл. задач – восстановление единого культ. пространства Сибири.

За заслуги в развитии театр. искусства отмечены Гос. театр. премией им. Федора Волкова (учреждена в 2000) Норильский Заполярный театр драмы им. В. Маяковского (2003), Иркутский акад. театр драмы им. Н.П. Охлопкова (2006), Минусинский драм. театр (2007). Свой вклад в развитие театр. культуры Сибири внесли мн. режиссеры, актеры, педагоги, деятели театра. Среди них режиссеры: народные артисты РСФСР В.П. Редлих, В.В. Кузьмин (Новосибирск), Я.М. Киржнер (Омск), П.Л. Монастырский (Красноярск); заслуж. деятели искусств РСФСР Л.С. Самборская (Омск, Красноярск), Н.И. Басин (Красноярск), Н.А. Медведев (Иркутск), Ф.Г. Григорян, Р.М. Виндерман, О.А. Афанасьев (Томск), Л.С. Белов, К.С. Чернядев, И.Б. Борисов (Новосибирск) и др. Признанные мастера сцены: народная артистка СССР А.Я. Покидченко; народные артисты РСФСР и РФ – Д.Г. Паротиков, С.П. Талалаева, Г.Т. Обухов (Барнаул), В.К. Венгер, В.П. Егунов, Н. Королева, Т. Олейник (Иркутск), Н.З. Прозоров, В. Дьяконов, А. Исаченко, Е. Мокиенко (Красноярск), Е.Г. Агаронова, С.С. Бирюков, А.В. Гаршина, К.Г. Гончарова, Е.С. Лемешонок, Н.Ф. Михайлов, А.Я. Мовчан, Г.А. Алехина, И.А. Белозеров, В.Е. Бирюков, Х.И. Иванова, А.Е. Узденский, В.М. Федоров (Новосибирск), Е.И. Псарева, С.И. Пономарев, Н.Д. Чонишвили, Б.М. Каширин, А. Щеголев (Омск), Л.И. Долматова, Т.П. Лебедева, А.В. Ратомский, В.В. Варенцов, Д.Д. Киржеманов (Томск) и мн. др.

Лит.: Маляревский П.Г. Очерк из истории театральной культуры Сибири. Иркутск, 1957; Лифшиц М.А. Театр в Красноярске. Красноярск, 1957; История Сибири. Л., 1968. Т. 2–5; Баландин Л.А. На сцене и за кулисами. Путь театра «Красный факел» (1920–1970). Новосибирск, 1972; Яневская С.В. Омский драматический. Омск, 1983; Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917–1945 гг.). Новосибирск, 1984; Журавлева Г.К. Театры Новосибирска // История города: Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. Новосибирск, 2005.

Л.И. Пыстина

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты