http://sibhistory.edu54.ru/index.php?title=%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%91%D0%A3%D0%9D%D0%A2_1722&feed=atom&action=historyТАРСКИЙ БУНТ 1722 - История изменений2024-03-28T08:38:45ZИстория изменений этой страницы в викиMediaWiki 1.20.2http://sibhistory.edu54.ru/index.php?title=%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%91%D0%A3%D0%9D%D0%A2_1722&diff=7051&oldid=prev1407 в 05:22, 27 января 20132013-01-27T05:22:10Z<p></p>
<table class='diff diff-contentalign-left'>
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<tr style='vertical-align: top;'>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">← Предыдущая</td>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">Версия 05:22, 27 января 2013</td>
</tr><tr><td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 2:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 2:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>{{Статья</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>{{Статья</div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>|содержание=</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>|содержание=</div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'>−</td><td style="background: #ffa; color:black; font-size: smaller;"><div>'''ТАРСКИЙ БУНТ 1722'''</div></td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div>'''ТАРСКИЙ БУНТ 1722'''<ins class="diffchange diffchange-inline">, </ins>одно из широких движений протеста представителей старой веры, явившегося наиболее масштаб. ответом на петровское законодат-во о старообрядчестве и введение подушной подати и рекрутчины. Указами 1716–21 строго, вплоть до смерт. казни, каралась передача старой веры другим, даже своим детям, старообряд. семья ставилась вне закона. Староверов обязывали уплачивать подушный оклад в двойном размере. При этом, в исключение из общего правила, платить должны были даже женщины (правда, в одинарном размере). Попытки взимания двойного оклада встретили в Сибири повсемест. сопротивление, организующими центрами к-рого стали скиты, населенные десятками и сотнями беглых. Запылали самосожжения протеста. Ходили слухи о том, что царь подменный и правит антихрист, о близком конце света. Близ Тары власти повели переговоры с руководителями скитов, в к-рых обитали приверженцы обоих направлений старообрядчества – беспоповского (Иван Смирнов) и поповского (о. Сергий). И когда те сообщили, что приготовились к самосожжениям, проведение подушной переписи приостановили.</div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'>−</td><td style="background: #ffa; color:black; font-size: smaller;"><div>одно из широких движений протеста представителей старой веры, явившегося наиболее масштаб. ответом на петровское законодат-во о старообрядчестве и введение подушной подати и рекрутчины. Указами 1716–21 строго, вплоть до смерт. казни, каралась передача старой веры другим, даже своим детям, старообряд. семья ставилась вне закона. Староверов обязывали уплачивать подушный оклад в двойном размере. При этом, в исключение из общего правила, платить должны были даже женщины (правда, в одинарном размере). Попытки взимания двойного оклада встретили в Сибири повсемест. сопротивление, организующими центрами к-рого стали скиты, населенные десятками и сотнями беглых. Запылали самосожжения протеста. Ходили слухи о том, что царь подменный и правит антихрист, о близком конце света. Близ Тары власти повели переговоры с руководителями скитов, в к-рых обитали приверженцы обоих направлений старообрядчества – беспоповского (Иван Смирнов) и поповского (о. Сергий). И когда те сообщили, что приготовились к самосожжениям, проведение подушной переписи приостановили.</div></td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div></div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Но весной 1722 в Таре и окрестных скитах узнали, что предстоит присяга наследнику престола в соотв. с указом от 5 февр. 1722. Указ провозглашал право государя назначить себе любого наследника, но имени его не называл. Сиб. староверы посчитали, что речь в указе идет о присяге антихристу, имени к-рого нельзя назвать. В скитах о. Сергия и И. Смирнова активно обсуждали ситуацию и решили призвать все население не присягать. С 18 мая в доме у казачьего полк. Ивана Немчинова началось широкое обсуждение документа, обосновывавшего этот отказ, – «отпорного письма», составленного в скиту о. Сергия, к-рый сам участвовал в этих обсуждениях вместе с казаками П. Байгачевым, В. Исетским, И. Подушей. Читали и толковали церк. книги («Книгу о вере», «Кириллову книгу», Апокалипсис, Слова Ефрема Сирина и др.) с их свидетельствами о признаках конца света, находя все эти признаки в петровской России. В мае на подоб. сходках под письмом подписались мн. казаки и жители Тары – 228 чел. во главе с Немчиновым и о. Сергием. 27 мая комендант Тары Глебовский назначил общий сбор на соборной площади для приведения к присяге, но присягу согласилось принять лишь неск. человек, остальные подали «отпорное письмо», зачитанное тут же, на площади. Г.Ф. Миллер на основании каких-то не дошедших до нас источников считал, что всего в публичном акте отказа от присяги у собора участвовало ок. 700 чел.</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Но весной 1722 в Таре и окрестных скитах узнали, что предстоит присяга наследнику престола в соотв. с указом от 5 февр. 1722. Указ провозглашал право государя назначить себе любого наследника, но имени его не называл. Сиб. староверы посчитали, что речь в указе идет о присяге антихристу, имени к-рого нельзя назвать. В скитах о. Сергия и И. Смирнова активно обсуждали ситуацию и решили призвать все население не присягать. С 18 мая в доме у казачьего полк. Ивана Немчинова началось широкое обсуждение документа, обосновывавшего этот отказ, – «отпорного письма», составленного в скиту о. Сергия, к-рый сам участвовал в этих обсуждениях вместе с казаками П. Байгачевым, В. Исетским, И. Подушей. Читали и толковали церк. книги («Книгу о вере», «Кириллову книгу», Апокалипсис, Слова Ефрема Сирина и др.) с их свидетельствами о признаках конца света, находя все эти признаки в петровской России. В мае на подоб. сходках под письмом подписались мн. казаки и жители Тары – 228 чел. во главе с Немчиновым и о. Сергием. 27 мая комендант Тары Глебовский назначил общий сбор на соборной площади для приведения к присяге, но присягу согласилось принять лишь неск. человек, остальные подали «отпорное письмо», зачитанное тут же, на площади. Г.Ф. Миллер на основании каких-то не дошедших до нас источников считал, что всего в публичном акте отказа от присяги у собора участвовало ок. 700 чел.</div></td></tr>
</table>1407http://sibhistory.edu54.ru/index.php?title=%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%91%D0%A3%D0%9D%D0%A2_1722&diff=6823&oldid=prev1407 в 07:29, 25 января 20132013-01-25T07:29:20Z<p></p>
<table class='diff diff-contentalign-left'>
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<tr style='vertical-align: top;'>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">← Предыдущая</td>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">Версия 07:29, 25 января 2013</td>
</tr><tr><td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 9:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 9:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>На подавление этого бунта из Тобольска были посланы части Московского и С.-Петербургского пехот. полков с приданной артиллерией и конницей – всего более 600 чел. Восставшие оказали слабое сопротивление. Немчинов с 20 казаками заперся в своем дворе и взорвал себя порохом, др. группа казаков села в осаду во дворе Ивана Подуши и отстреливалась от войск «царя-антихриста» еще 4 мес. В окрест. скитах произошли самосожжения.</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>На подавление этого бунта из Тобольска были посланы части Московского и С.-Петербургского пехот. полков с приданной артиллерией и конницей – всего более 600 чел. Восставшие оказали слабое сопротивление. Немчинов с 20 казаками заперся в своем дворе и взорвал себя порохом, др. группа казаков села в осаду во дворе Ивана Подуши и отстреливалась от войск «царя-антихриста» еще 4 мес. В окрест. скитах произошли самосожжения.</div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'>−</td><td style="background: #ffa; color:black; font-size: smaller;"><div>«Тарский розыск» охватил огромные тер. Зап. Сибири; он велся с крайней жестокостью, сопровождался пытками, массовыми казнями и самосожжениями (см. Самосожжения старообрядцев в Сибири). По сведениям Г.Ф. Миллера, после следствия была предана смерти половина всех собравшихся у собора для подачи «отпорного письма», остальные отправлены в ссылку. Вдоль ведущих в Тару дорог стояли виселицы с казненными. О. Сергий подвергся четвертованию. Поиски «тарских противников» по всей Сибири продолжались неск. лет, последние казни по этому делу проводились в 1735. Общее число казненных, наказанных кнутом и сосланных исчислялось тысячами.</div></td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div>«Тарский розыск» охватил огромные тер. Зап. Сибири; он велся с крайней жестокостью, сопровождался пытками, массовыми казнями и самосожжениями (см. <ins class="diffchange diffchange-inline">[[САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРОВЕРОВ В СИБИРИ|</ins>Самосожжения старообрядцев в Сибири<ins class="diffchange diffchange-inline">]]</ins>). По сведениям Г.Ф. Миллера, после следствия была предана смерти половина всех собравшихся у собора для подачи «отпорного письма», остальные отправлены в ссылку. Вдоль ведущих в Тару дорог стояли виселицы с казненными. О. Сергий подвергся четвертованию. Поиски «тарских противников» по всей Сибири продолжались неск. лет, последние казни по этому делу проводились в 1735. Общее число казненных, наказанных кнутом и сосланных исчислялось тысячами.</div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Вместе с тем власти пошли на попятный в важном вопросе о записи в двойной оклад, служившей реальной причиной мн. актов протеста того времени. Запись эта была надолго, фактически до 2-й пол. 1730-х гг., приостановлена, так что по всей Сибири в 1726 числился лишь один (!) «записной раскольник», в 1732 – пятеро.</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>Вместе с тем власти пошли на попятный в важном вопросе о записи в двойной оклад, служившей реальной причиной мн. актов протеста того времени. Запись эта была надолго, фактически до 2-й пол. 1730-х гг., приостановлена, так что по всей Сибири в 1726 числился лишь один (!) «записной раскольник», в 1732 – пятеро.</div></td></tr>
</table>1407http://sibhistory.edu54.ru/index.php?title=%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%91%D0%A3%D0%9D%D0%A2_1722&diff=1647&oldid=prevNina в 14:06, 7 января 20132013-01-07T14:06:00Z<p></p>
<table class='diff diff-contentalign-left'>
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<tr style='vertical-align: top;'>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">← Предыдущая</td>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black;">Версия 14:06, 7 января 2013</td>
</tr><tr><td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 1:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 1:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'>−</td><td style="background: #ffa; color:black; font-size: smaller;"><div>[[Категория:<del class="diffchange diffchange-inline">С</del>]]</div></td><td class='diff-marker'>+</td><td style="background: #cfc; color:black; font-size: smaller;"><div>[[Категория:<ins class="diffchange diffchange-inline">Т</ins>]]</div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>{{Статья</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>{{Статья</div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>|содержание=</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background: #eee; color:black; font-size: smaller;"><div>|содержание=</div></td></tr>
</table>Ninahttp://sibhistory.edu54.ru/index.php?title=%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%91%D0%A3%D0%9D%D0%A2_1722&diff=1646&oldid=prevNina: Новая страница: «Категория:С {{Статья |содержание= '''ТАРСКИЙ БУНТ 1722''' одно из широких движений протеста …»2013-01-07T14:05:53Z<p>Новая страница: «<a href="/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%A1" title="Категория:С">Категория:С</a> {{Статья |содержание= '''ТАРСКИЙ БУНТ 1722''' одно из широких движений протеста …»</p>
<p><b>Новая страница</b></p><div>[[Категория:С]]<br />
{{Статья<br />
|содержание=<br />
'''ТАРСКИЙ БУНТ 1722'''<br />
одно из широких движений протеста представителей старой веры, явившегося наиболее масштаб. ответом на петровское законодат-во о старообрядчестве и введение подушной подати и рекрутчины. Указами 1716–21 строго, вплоть до смерт. казни, каралась передача старой веры другим, даже своим детям, старообряд. семья ставилась вне закона. Староверов обязывали уплачивать подушный оклад в двойном размере. При этом, в исключение из общего правила, платить должны были даже женщины (правда, в одинарном размере). Попытки взимания двойного оклада встретили в Сибири повсемест. сопротивление, организующими центрами к-рого стали скиты, населенные десятками и сотнями беглых. Запылали самосожжения протеста. Ходили слухи о том, что царь подменный и правит антихрист, о близком конце света. Близ Тары власти повели переговоры с руководителями скитов, в к-рых обитали приверженцы обоих направлений старообрядчества – беспоповского (Иван Смирнов) и поповского (о. Сергий). И когда те сообщили, что приготовились к самосожжениям, проведение подушной переписи приостановили.<br />
<br />
Но весной 1722 в Таре и окрестных скитах узнали, что предстоит присяга наследнику престола в соотв. с указом от 5 февр. 1722. Указ провозглашал право государя назначить себе любого наследника, но имени его не называл. Сиб. староверы посчитали, что речь в указе идет о присяге антихристу, имени к-рого нельзя назвать. В скитах о. Сергия и И. Смирнова активно обсуждали ситуацию и решили призвать все население не присягать. С 18 мая в доме у казачьего полк. Ивана Немчинова началось широкое обсуждение документа, обосновывавшего этот отказ, – «отпорного письма», составленного в скиту о. Сергия, к-рый сам участвовал в этих обсуждениях вместе с казаками П. Байгачевым, В. Исетским, И. Подушей. Читали и толковали церк. книги («Книгу о вере», «Кириллову книгу», Апокалипсис, Слова Ефрема Сирина и др.) с их свидетельствами о признаках конца света, находя все эти признаки в петровской России. В мае на подоб. сходках под письмом подписались мн. казаки и жители Тары – 228 чел. во главе с Немчиновым и о. Сергием. 27 мая комендант Тары Глебовский назначил общий сбор на соборной площади для приведения к присяге, но присягу согласилось принять лишь неск. человек, остальные подали «отпорное письмо», зачитанное тут же, на площади. Г.Ф. Миллер на основании каких-то не дошедших до нас источников считал, что всего в публичном акте отказа от присяги у собора участвовало ок. 700 чел.<br />
<br />
На подавление этого бунта из Тобольска были посланы части Московского и С.-Петербургского пехот. полков с приданной артиллерией и конницей – всего более 600 чел. Восставшие оказали слабое сопротивление. Немчинов с 20 казаками заперся в своем дворе и взорвал себя порохом, др. группа казаков села в осаду во дворе Ивана Подуши и отстреливалась от войск «царя-антихриста» еще 4 мес. В окрест. скитах произошли самосожжения.<br />
<br />
«Тарский розыск» охватил огромные тер. Зап. Сибири; он велся с крайней жестокостью, сопровождался пытками, массовыми казнями и самосожжениями (см. Самосожжения старообрядцев в Сибири). По сведениям Г.Ф. Миллера, после следствия была предана смерти половина всех собравшихся у собора для подачи «отпорного письма», остальные отправлены в ссылку. Вдоль ведущих в Тару дорог стояли виселицы с казненными. О. Сергий подвергся четвертованию. Поиски «тарских противников» по всей Сибири продолжались неск. лет, последние казни по этому делу проводились в 1735. Общее число казненных, наказанных кнутом и сосланных исчислялось тысячами.<br />
<br />
Вместе с тем власти пошли на попятный в важном вопросе о записи в двойной оклад, служившей реальной причиной мн. актов протеста того времени. Запись эта была надолго, фактически до 2-й пол. 1730-х гг., приостановлена, так что по всей Сибири в 1726 числился лишь один (!) «записной раскольник», в 1732 – пятеро.<br />
<br />
|литература=<br />
Лит.: Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. М., 1988.<br />
|автор=Н.Н. Покровский<br />
}}</div>Nina