ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 20:19, 7 января 2013; Nina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Баиновский этап ТАГАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Баиновский этап ТАГАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА распространена в Минусинской котловине. В Ачинско-Мариинской лесостепи существовал ее локал. вариант, т. н. лесостепная Т. к. Первые тагар. курганы раскапывались Д.Г. Мессершмидтом и Р.И. Страленбергом в 1722. Первую периодизацию культуры, называвшейся тогда Минусинской курганной, разработал С.А. Теплоухов. С.В. Киселев предложил переименовать культуру в тагарскую (по месту осн. дорев. раскопок на о-ве Тагарском у одноим. озера). Он же обосновал предложенную периодизацию. Впоследствии М.П. Грязнов дал более четкую характеристику предлагаемых этапов, названных им по наиболее характерным могильникам (баиновский, подгорновский, сарагашенский и тесинский). Т. к. представлена гл. обр. могильниками, а также поселениями, плавильнями, кладами, наскал. изображениями.

Памятники баинов. этапа известны по материалам ок. 400 погребений. Наиболее полно исследованы могильники Новая Черная I, Гришкин Лог I, Минусинск I. Погреб. ограды высокие, квадрат., реже прямоуг. Длина стен 4–10 м. Встречаются системы из неск. оград. Курганы почти не имеют насыпей. Внутри оград, как правило, по 1, реже по 2 могилы. Могилы неглубокие, рассчитаны на 1 чел., ориентированы по линии 3–В. На дне камен. ящики с перекрытием. Иногда вместо ящиков ставились деревян. срубы.

Памятники подгорн. этапа выявлены по раскопкам св. 400 могильников (более 1 тыс. захоронений). Это самые многочисл. среди тагар. памятников, причем отд. могильники включают порой 100 курганов. Полностью исследованы некрополи Черновая-1 и Каменка-1. Курганы земляные, значит. диам., выс. до 1 м. По перим. сооружение оконтурено низкой четырехуг. оградкой, в основании к-рой находятся 4–8 выс. камней, поставленных по углам ограды или по ее центру. Могил. ямы (1 или 2) сооружались в центре ограды. На дно неглубокой ямы помещался трехвенцовый сруб, реже камен. ящик. Конструкция перекрыта плитами или бревнами. Могила ориентирована по линии 3–В. Детей хоронили в неглубоких ямах или камен. ящиках на поверхности.

Могил сарагаш. этапа исследовано ок. 400. Могильники насчитывают по неск. курганов, иногда курганы одиночные. Диам. землян. сооружений увеличивается, выс. насыпи достигает 2 м и более. Камен. ограды монументальны и имеют от 8–10 до 15–20 угловых и простеноч. камней. Сооружались либо 1 большая могила, либо 2–3 меньших размеров. На дне могилы ставились обшир. срубы из листвен. бревен, рубленные «в лапу». На дне пол из досок либо береста, потолок дощатый или бревенч. Между взрослыми могилами устраивали детские захоронения (от 1 до 10). Монумент. размерами отличается курган Салбык, исследованный С.В. Киселевым. Выс. его насыпи достигает 25–30 м, а размеры камен. ограды 7070 м.

К тесин. этапу относятся одиноч. курганы, размеры к-рых еще более грандиозны, чем сарагаш. Исследовано свыше 40 комплексов. Насыпи курганов от 2 до 4,5 м. Курган обнесен камен. оградой, в к-рую вмонтированы до 20–30 стелообраз. плит. Внутри ограды расположена 1 могила. Погреб. камера представляет собой глубокую яму с обшир. срубом, окруженным тыном, со входом с З (Барсучиха-1, Новые Мочаги). Вдоль стен встречаются деревян. полати, на к-рых укладывали покойников.

На баинов. и подгор. этапах хоронили по 1 чел. Погребенные лежат на спине в вытянутом положении, головой на ЮЗ. В могилу помещали 1–2 сосуда, украшения, куски мясной пищи, бронз. ножи, шилья, зеркала, роговой гребень. Из предметов вооружения найдены бронз. кинжалы, чеканы, топорики, лук и стрелы. На сарагаш. этапе существуют коллект. усыпальницы, индивидуально хоронили только представителей знати, с к-рыми помещали уник. зол. предметы. В коллект. могилах захоранивали от 10 до 100 чел. В курганах тесин. этапа хоронили не менее неск. десятков людей, а зачастую более 100. Появляется новый ритуал предания погреб. камер огню. В коллект. усыпальницах личные вещи находятся при каждом умершем, а сосуды помещались для всех. Появляются вотивные бронз. вещи – уменьшенные копии ориг. предметов оружия и быта. Помимо появляющихся изделий из железа присутствуют имитации предметов из глины и дерева, облицованные фольгой. Распространяется мумификация трупов, а также обычай обмазывать голову глиной или накладывать на лицо маску. Иногда встречаются глин. головы, обнаруживающие конкрет. сходство с умершим. Так, в камере Берешского кургана похоронено не менее 62 мумий.

Тагар. захоронения содержат огромный комплекс бронз. предметов, к-рых насчитываются тысячи. Наиболее представительны бронз. ножи, на баинов. этапе с кольцом или полукольцом на рукояти, плоской рукоятью. Подгор. ножи представлены пластинчатыми формами с дугообразно изогнутым обушком, с каплевид. или круглым отверстием в торце рукояток. Сарагаш. имели расширяющуюся кверху ажурную или петельчатую рукоять с тонким кольцом. На заключит. этапе появляются желез. ножи, часто с кольцом – навершием. Баинов. кинжалы имеют перекрестие в виде прямоуг. выступов, у подгор. – перекрестия разнообраз. формы, сарагаш. отличают гарды в виде узких рельеф. усиков. В это время бытуют и вотивные формы кинжалов. Бронз. чеканы имеют длинную втулку, круглый или граненый стержень. На подгор. этапе обушковая часть украшалась фигурками зверей. Для сарагаш. этапа характерны уменьш. формы чеканов. Среди бронз. и кост. наконечников стрел преобладают последние, наиболее часто встречающиеся на подгор. этапе. К массив. изделиям относятся бронз. шильца, форма к-рых со временем изменяется. Керамика на баинов. этапе по форме весьма вариабельна. Чаще всего это плоскодон. банки, украшенные рядами каннелюров, насечек и жемчужин. На подгор. этапе баночные сосуды имеют утолщения венчика, встречаются и горшковид. профилир. сосуды. В сарагаш. время распространены баночные неорнаментир. сосуды, появляются сосуды со сливом в виде котла или вазы на конич. поддоне. В тесин. время эти традиции сохраняются, появляются также небольшие сосудики различ. форм, в т. ч. прямоуг., кубические, в виде блюда с перегородкой. Зафиксировано наличие деревян. посуды (кубки и блюда). В кач-ве украшений использовались встречающиеся во всех курганах, кроме тесин., голов. повязки, обшитые бронз. бляшками. В сарагаш. комплексах присутствуют бронз. и зол. диадемы. Найдены шейные гривны, серьги, перстни, ножные браслеты. К поясу подвешивались в мешочке или чехле нож, шило, кинжал, предметы туалета, бронз. зеркало, кост. гребень. На тесин. этапе появляются пряжки и застежки хуннского типа, наконечники стрел с расщепленным насадом. К культовым предметам относятся бронз. фигурки оленей с подогнутыми под туловище ногами, служащие, вероятно, символом Солнца. Они появляются в кон. подгор. и бытуют на всем протяжении сарагаш. этапа. Встречаются т. н. поясничные пряжки колесничего или предметы неизв. назначения. С солярным культом связаны бронз. зеркала и диски. К разряду культовых относятся также колоколовид. предметы с навершием в виде горн. козла и ажур. конич. предметы, увенчанные неск. фигурками козлов. Первые появляются на сарагаш. этапе, вторые – на подгор. Эти предметы служили навершиями погреб. лож и, возможно, боевыми штандартами военачальников – факельницами. На поселениях вскрыто ок. 10 жилищ. Это землянки подпрямоуг. формы, глуб. до 1 м. В сооружении стен использовался камень. Судя по наскал. изображениям, тагарцы в кач-ве домов использовали юрты и бревенч. срубы. Основой хоз-ва было скот-во. Доминировал круп. рогат. скот. Значит. долю стада составляли мелк. рогат. скот и лошади. Домаш. промыслы и ремесла (в т. ч. бронзолит.) развивались на поселениях. Имело место примитив. земледелие. Найдены обломки зернотерок и жернова, бронз. серпы, зерно (ячмень, просо). Существовали примитив. ирригац. сооружения. Соц. отношения в тагар. об-ве были достаточно сложными. Наряду с возвышением вождей, для к-рых возводятся монумент. погреб. сооружения, возникают различ. соц. группы и среди рядовых членов об-ва. На баинов. этапе выделяются могилы воинов. На подгор. этапе их число еще более увеличивается. Особую группу составляли колесничие. Коллект. захоронения отражали не только соц., но и имущ. различия. Замечательно тагар. искусство, представленное в наскал. изображениях и богатейшем высокохуд. бронз. литье. Для него характерны монументальность, отсутствие вычурности, изображение одиноч. фигур животных, отсутствие сцен борьбы животных. Т. к. автохтонна и возникла на основе карасукской культуры (каменоложского ее этапа, или, иначе говоря, лугавской). В антропол. материале, в меньшей степени в мат. и духов. сфере, наблюдаются элементы предшествующих и соседних культур, нуждающиеся в объяснении. Хронология Т. к., по М.П. Грязнову, выглядит след. обр.: баинов. этап (VII–VI вв. до н. э.), подгор. (VI–V вв. до н. э.), сарагаш. (IV–III вв. до н. э.), тесин. (II–I вв. до н. э.).

Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск, 1979.

В.И. Молодин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты