СЦЕГЕННЫЙ Петр, о. — различия между версиями
Nina (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Категория:С {{Статья |содержание= [[файл:ScegennyiyPetr.jpg|thumb|alt=СЦЕГЕННЫЙ Петр, о.|СЦЕГЕННЫЙ Пет…») |
Alex (обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{Статья | {{Статья | ||
|содержание= | |содержание= | ||
− | [[файл:ScegennyiyPetr.jpg|thumb|alt= | + | [[файл:ScegennyiyPetr.jpg|thumb|alt=Сцегенный Петр, о.|Сцегенный Петр, о.]] |
'''СЦЕГЕННЫЙ Петр, о.''' | '''СЦЕГЕННЫЙ Петр, о.''' | ||
(19 янв. 1801, дер. Бильчи под Кельце, австр. часть Польши – 6 янв. 1890, Люблин), католич. священник, деятель освободит. движения 1840-х гг., рев. демократ. Из крестьян. Окончил Келецкое воеводское училище. В 1827 поступил в орден пиаров семинаристом. В 1832 получил сан священника, стал сел. викарием. Ноябрьское восстание 1830–31 повлияло на переход С. от просвет. воззрений к революционным. Читал запрещенную лит. демокр. содержания, установил связи с конспир. орг-циями, в т. ч. с варшав. группой «Содружества польского народа». В нач. 1840-х гг. развернул пропаганду среди крестьян, используя свои произведения («Золотая книжечка, или История рода человеческого», «Афоризмы об устройстве человеческого общества», подложное папское «Послание… к землепашцам и ремесленникам» и др.), где доступным народу языком, ссылаясь на Евангелие, осуждал соц. неравенство и эксплуатацию, обосновывал необходимость рев. войны, провозглашал единство без нац. различий всех людей труда. Создал тайную рев. орг-цию в Келецкой и Люблинской губ. (1842–44), готовившую освободит. восстание. Арестован (окт. 1844), приговорен к смерт. казни через повешение, замененной сиб. каторгой. Отбывал ее в Забайкалье, в Александровском Заводе вместе с братьями Каролем и Домиником, осужденными за причастность к той же орг-ции. От каторж. работ освобожден по состоянию здоровья. Пользовался авторитетом в среде ссыльных, играл актив. роль в орг-ции «Угул» («Общество»). По амнистии 1856 получил статус поселенца. Весной 1858 переведен в Пермь, где оказывал помощь ссыльным польск. повстанцам нач. 1860-х, за что удален в Соликамск. В 1871 вернулся в Люблинскую губ. Сохранял связи с общественностью Польши, встречался с революционерами нового поколения, продолжал работу над вопросами орг-ции прогрес. соц. отношений. | (19 янв. 1801, дер. Бильчи под Кельце, австр. часть Польши – 6 янв. 1890, Люблин), католич. священник, деятель освободит. движения 1840-х гг., рев. демократ. Из крестьян. Окончил Келецкое воеводское училище. В 1827 поступил в орден пиаров семинаристом. В 1832 получил сан священника, стал сел. викарием. Ноябрьское восстание 1830–31 повлияло на переход С. от просвет. воззрений к революционным. Читал запрещенную лит. демокр. содержания, установил связи с конспир. орг-циями, в т. ч. с варшав. группой «Содружества польского народа». В нач. 1840-х гг. развернул пропаганду среди крестьян, используя свои произведения («Золотая книжечка, или История рода человеческого», «Афоризмы об устройстве человеческого общества», подложное папское «Послание… к землепашцам и ремесленникам» и др.), где доступным народу языком, ссылаясь на Евангелие, осуждал соц. неравенство и эксплуатацию, обосновывал необходимость рев. войны, провозглашал единство без нац. различий всех людей труда. Создал тайную рев. орг-цию в Келецкой и Люблинской губ. (1842–44), готовившую освободит. восстание. Арестован (окт. 1844), приговорен к смерт. казни через повешение, замененной сиб. каторгой. Отбывал ее в Забайкалье, в Александровском Заводе вместе с братьями Каролем и Домиником, осужденными за причастность к той же орг-ции. От каторж. работ освобожден по состоянию здоровья. Пользовался авторитетом в среде ссыльных, играл актив. роль в орг-ции «Угул» («Общество»). По амнистии 1856 получил статус поселенца. Весной 1858 переведен в Пермь, где оказывал помощь ссыльным польск. повстанцам нач. 1860-х, за что удален в Соликамск. В 1871 вернулся в Люблинскую губ. Сохранял связи с общественностью Польши, встречался с революционерами нового поколения, продолжал работу над вопросами орг-ции прогрес. соц. отношений. | ||
|литература= | |литература= | ||
− | Лит.: Дьяков В.А. Революционная деятельность и мировоззрение Петра Сцегенного (1801–1890 гг.). М., 1972; Шостакович Б.С. Материалы восточносибирских архивов о ссыльных участниках организации Петра Сцегенного и связанных с ней польских конспиративных группах первой половины XIX века // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февраль | + | Лит.: Дьяков В.А. Революционная деятельность и мировоззрение Петра Сцегенного (1801–1890 гг.). М., 1972; Шостакович Б.С. Материалы восточносибирских архивов о ссыльных участниках организации Петра Сцегенного и связанных с ней польских конспиративных группах первой половины XIX века // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февраль 1917 г.). Иркутск, 1982. Вып. 7; Zesłańcy polscy w Imperium Rosyjskim w pierwszej połowie XIX wieku: Słownik biograficzny. Warszawa, 1998. |
|автор=Б.С. Шостакович | |автор=Б.С. Шостакович | ||
}} | }} |
Текущая версия на 21:21, 27 января 2013
СЦЕГЕННЫЙ Петр, о. (19 янв. 1801, дер. Бильчи под Кельце, австр. часть Польши – 6 янв. 1890, Люблин), католич. священник, деятель освободит. движения 1840-х гг., рев. демократ. Из крестьян. Окончил Келецкое воеводское училище. В 1827 поступил в орден пиаров семинаристом. В 1832 получил сан священника, стал сел. викарием. Ноябрьское восстание 1830–31 повлияло на переход С. от просвет. воззрений к революционным. Читал запрещенную лит. демокр. содержания, установил связи с конспир. орг-циями, в т. ч. с варшав. группой «Содружества польского народа». В нач. 1840-х гг. развернул пропаганду среди крестьян, используя свои произведения («Золотая книжечка, или История рода человеческого», «Афоризмы об устройстве человеческого общества», подложное папское «Послание… к землепашцам и ремесленникам» и др.), где доступным народу языком, ссылаясь на Евангелие, осуждал соц. неравенство и эксплуатацию, обосновывал необходимость рев. войны, провозглашал единство без нац. различий всех людей труда. Создал тайную рев. орг-цию в Келецкой и Люблинской губ. (1842–44), готовившую освободит. восстание. Арестован (окт. 1844), приговорен к смерт. казни через повешение, замененной сиб. каторгой. Отбывал ее в Забайкалье, в Александровском Заводе вместе с братьями Каролем и Домиником, осужденными за причастность к той же орг-ции. От каторж. работ освобожден по состоянию здоровья. Пользовался авторитетом в среде ссыльных, играл актив. роль в орг-ции «Угул» («Общество»). По амнистии 1856 получил статус поселенца. Весной 1858 переведен в Пермь, где оказывал помощь ссыльным польск. повстанцам нач. 1860-х, за что удален в Соликамск. В 1871 вернулся в Люблинскую губ. Сохранял связи с общественностью Польши, встречался с революционерами нового поколения, продолжал работу над вопросами орг-ции прогрес. соц. отношений.
Лит.: Дьяков В.А. Революционная деятельность и мировоззрение Петра Сцегенного (1801–1890 гг.). М., 1972; Шостакович Б.С. Материалы восточносибирских архивов о ссыльных участниках организации Петра Сцегенного и связанных с ней польских конспиративных группах первой половины XIX века // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февраль 1917 г.). Иркутск, 1982. Вып. 7; Zesłańcy polscy w Imperium Rosyjskim w pierwszej połowie XIX wieku: Słownik biograficzny. Warszawa, 1998.
Б.С. Шостакович