СОЮЗЫ КОМПОЗИТОРОВ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 14:58, 7 января 2013; Nina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

СОЮЗЫ КОМПОЗИТОРОВ (СК), обществ.-творч. орг-ции, объединяющие композиторов и музыковедов с целью создания благоприят. условий для сочинения музыки, ее пропаганды и распространения. СК в СССР возникли в связи с пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». 1-е СК организованы в Москве и Ленинграде, позже в столицах ряда республик, круп. культур. центрах. В апр. 1948 состоялся 1-й Всесоюз. съезд композиторов, принявший устав и избравший рук. органы союза. Бессменным рук. СК с 1948 был Т.Н. Хренников – ген. секр., 1-й секр. правления (с 1957), пред. (с 1990). СК СССР (до 1957 – Союз сов. композиторов) прекратил существование в 1991 после распада СССР. В 1960 создан СК РСФСР (СК России), объединивший композитор. орг-ции, уже существовавшие в городах, областях, краях РСФСР. Рук. СК России были Д.Д. Шостакович (1960–68), Г.В. Свиридов (1968–73), Р.К. Щедрин (1973–90), с 1990 – В.И. Казенин. В 2005 СК России объединял св. 40 гор. и регион. отд-ний.

В Сиб. регионе в кон. XX в. существовало 7 муз.-творч. союзов с центрами в Новосибирске (1942), Красноярске (1983), Омске (1987), Иркутске (1997), Улан-Удэ (1940), Кызыле (1978), Якутске (1979) и творч. содружество композиторов в Кемерове (1999). В 1960 основана Дальневосточная орг-ция СК, объединившая композиторов Хабаровска, Благовещенска, Владивостока.

До XX в. на тер. Сибири случаи создания муз. произведений европ. типа были единичными. Ряд соч. принадлежит жившему в 1828–32 в Тобольске ссыльному композитору А.А. Алябьеву. В 1830-х гг. писал музыку композитор и дирижер, ссыльный граф К. Волицкий, выпускник Парижской консерватории, авт. оперы на текст П.П. Ершова «Сибирский день» (1837), музыки к спектаклю «Удачный выстрел, или Гусар учитель» (пьеса Я.И. Чернявского и декабриста Н.А. Чижова), концертино для трубы, танц. пьес. Отд. произведения сочиняли музыканты-любители из среды декабристов.

В нач. ХХ в. композит. творчество в Сибири приобрело развитые формы. Муз. сочинения создавались регентами церк. хоров: П.И. Ивановым-Радкевичем, Ф. Мясниковым, М.С. Алтабасовым, С.Д. Саватеевым и др. В 1900-е гг. уроки фортепиано в муз. классах Владивостокского собрания приказчиков вел композитор А.А. Антонаковский, учившийся в Киевском муз. уч-ще Имп. Русского музыкального об-ва. Сохранился гимн «Славься, царь миролюбезный!», посвящ. 300-летию Дома Романовых, написанный омским композитором С. Синиговым. Яркой творч. личностью 1-й трети ХХ в. являлся живший в Томске, затем на Алтае А.В. Анохин – этнограф, муз.-обществ. деятель, хормейстер и композитор. Его наследие составляют сольные и хоровые песни, вок.-инструм., инструм. и муз.-сценич. произведения («Талай-хан» и «Хан-Эрлик», сюита «Хан-Алтай» для хора и струн. оркестра).

В 1920–30-х гг. самодеят. авторами, как русскими, так и представителями корен. народов Сибири, сочинялись массовые песни. Инструм. пьесы, муз.-театр. композиции создавали композиторы М.И. Невитов, К.Н. Нечаев, П.П. Вальдгард, Г.Э. Ланэ, П.М. Берлинский, В.И. Морошкин, М.Н. Жирков.

К 1930–40-м гг. относится зарождение бурят., тувин., якут. композитор. школ. У истоков этих процессов стояли рус. композиторы, работавшие в русле традиций отеч. музыки и обогащавшие их интонациями, свойственными фольклору народов Сибири. Осваивая этот опыт, молодые композиторы корен. этносов шли по пути синтеза нац. мелоса с европ. формами муз. мышления. В Туве нач. период формирования композитор. школы связан с деят-тью дирижера и композитора Л. Израйлевича (работал в республике в 1941 43), композитора и фольклориста А. Аксенова, дирижера и композитора Р. Мироновича, приехавших в Кызыл в 1943. В эти годы делали 1-е шаги тувин. композиторы А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль (см. Тувинская музыкальная культура). В становлении якут. композитор. школы в 1940-е гг. существенна роль М. Жиркова и группы командированных в республику столич. композиторов: Л. Белого, Г. Гамбурга, В. Гейгеровой, Ю. Крейна, Г. Литинского А. Лошпана, М. Мееровича, М. Мильмана, Н. Пейко и др. (см. Якутская музыкальная культура). В Абакане с 1942 активно работал фольклорист и композитор А.А. Кенель.

Первой регион. орг-цией стал Союз композиторов Бурятии (1940), в состав к-рого вошли композиторы: П.М. Берлинский (пред., 1940–46), В.И. Морошкин, Н.Н. Тихонов, Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Б.Б. Ямпилов, композиторы-мелодисты А. Бардамов, Ч. Генинов, Н. Халбаев. В разные годы СК Бурятии возглавляли Д.Д. Аюшеев, Б.Б. Ямпилов, Б.О. Цырендашиев, Б.Б. Дондоков, А.А. Андреев, с 2004 – П.Н. Дамиранов. В СК Бурятии в наст. время представлены 3 поколения бурят. и рус. музыкантов – композиторов и музыковедов (всего 13 чел.).

В 1942 организовано Новосибирское отд-ние СК (пред. правления М.И. Невитов), объединившее композиторов Зап. Сибири, Хакасии и Алтая. В его создании участвовали эвакуир. из Москвы композиторы Г.В. Свиридов, К.В. Молчанов, М.И. Блантер, В.В. Щербачев, О.Б. Фельцман. В 1946 оно преобразуется в Сиб. межобл. отд-ние СК с центром в Новосибирске, с 1951 – Сиб. отд-ние (орг-ция) Союза композиторов (СО СК). Руководителями СО СК в разные годы были А.П. Новиков, К.Н. Нечаев, В.С. Левашов, А.Н. Котляревский, А.Ф. Муров, Г.Н. Иванов, Ю.И. Шибанов, с 1996 – пред. правления Ю.П. Юкечев. Значит. роль в становлении СО СК сыграл А.П. Новиков (1909–79) – один из основателей орг-ции, ответ. секр. в 1940-е гг., пред. правления в 1970-е гг., создатель и худ. рук. ансамбля песни и пляски СибВО (1939–63), худ. рук. Сиб. рус. народ. хора (1969–79), авт. многочисл. песен, вокально-симф. произв., музыки для оркестра рус. народ. инструментов и др. В годы войны большая группа композиторов работала в Иркутске – украин. мастера М.И. Вериковский, В.Я. Йориш, Л.С. Гуров, Ю.С. Мейтус, иркутянин Г.Э. Ланэ.

До кон. 1980-х гг. Сиб. организация СК, будучи самой круп. в регионе, имела всесиб. значение. В 1960 в ней состояло 11 чл., в 1980 – 22 (14 композиторов), в 1989 – 31 (20 композиторов), в 1995 – 34 чл. (22 композитора). 1-й пленум СО СК (апр. 1950) стал смотром творчества сиб. композиторов – Новосибирска (В. Левашов, А. Новиков, М. Невитов, К. Нечаев, В. Денбский, П. Вальдгардт), Иркутска (Г. Ланэ, Ю. Матвеев), Томска (Е. Корчинский), Алтая (А. Анохин, А. Ильин). В 1960–80-е гг. регулярно проводились тематич. пленумы и семинары, посвящ. развитию муз. жанров (симф. и камер. музыке, хоровому искусству), обсуждению творчества сиб. авторов из городов региона; конф. и симпозиумы по проблемам муз. критики, совр. музыки, муз. культуры народов Сибири и Д. Востока, творчества сиб. композиторов и т. д. Особое внимание в деят-ти СО СК уделялось музыке народов Сибири. В окт. 1978 состоялся пленум, посвящ. творчеству композиторов народов Сибири (Тувы, Бурятии, Якутии, Хакасии, Алтая). В 1984 в связи с нач. работы над «Памятниками фольклора народов Сибири и Д. Востока» в СО СК была организована фольклор. комиссия. Стали проводиться выезд. концерты, пленумы (в Барнауле, Томске, Омске, Кемерове), фестивали и т. д. В фестивале «Панорама сибирской музыки» (февр. 1987) участвовали 6 композитор. орг-ций – Сибирская (Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул), Красноярская, Бурятская, Тувинская, Якутская и Дальневосточная.

Развитию композитор. творчества в регионе во мн. способствовало создание класса композиции в Новосибирской гос. консерватории (1959, рук. проф. М.А. Гозенпуд, затем Г.Н. Иванов). Его 1-м выпускником стал А.Ф. Муров, впоследствии изв. композитор и педагог.

В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. заметным становится творчество таких композиторов, как А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль – в Туве, Б. Ямпилов, Ж. Батуев, Д. Аюшев – в Бурятии. Начинается творч. деят-ть Н. Берестова и Г. Комракова в Якутии, С. Манжигеева – в Бурятии. В последующие десятилетия в Сибири появляется значит. число молодых композиторов – выпускников Ленинградской, Уральской и Новосибирской консерваторий. Это Х. Дамба, Б. Нухов, В. Тока – в Туве, А. Андреев, Г. Дашипылов, Ю. Ирдынеев, Б. Цырендашиев – в Бурятии, С. Белоголов, З. Степанов, В. Кац – в Якутии, Г. Челбораков – в Абакане, К. Лакин – в Томске.

В 1960–70-е гг. лицо сиб. музыки определяли, помимо названных, композиторы Ю.И. Шибанов, Ю.П. Юкечев, Ю.Е. Ащепков, О.Б. Иванов, Г.Я. Гоберник (Новосибирск), Е.Н. Кравцов, В.Г. Пешняк (Барнаул), В.А. Усович (Улан-Удэ), В.Ф. Павлов (Иркутск). Значит. группа композиторов появилась в кон. 1970-х – 1-й пол. 1980-х гг. в Красноярске в связи с открытием Ин-та искусств (см.: Красноярская гос. академия музыки и театра): В. Бешевли, Б. Иофис, О. Меремкулов, О. Проститов, В. Сенегин, И. Юдин. В Иркутске начали работать М. Шмотова и Л. Янковская. Заметные приращения в композит. сообществе Сибири произошли во 2-й пол. 1980-х – 1990-е гг.: А. Дериев, С. Тосин, А. Попов, С. Кравцов, Р. Столяр (Новосибирск), В. Пономарев, Э. Маркаич, С. Пучинин, С. Анисимов, Е. Чихач¸в (Красноярск), К. Туев (Кемерово), В. Ксенофонтов, К. Герасимов, А. Самойлов, П. Иванова, П. Старостин (Якутск), Ю. Орлов (Омск), А. Прибылов, Б. Дондоков, П. Дамиранов, Л. Санжиева, Е. Ол¸рская (Улан-Удэ) и др.

В кон. 1970-х – 1980-е гг. орг-ции композиторов создаются в Туве, Якутии, Красноярске, Омске.

Первым пред. правления СК Тувы (1978) стал композитор А.Б. Чыргал-оол. В 2002 в тувин. СК входили 12 чел. (композиторы и музыковеды), пред. правления – Е.К. Карелина. Якутский СК (1979) возглавил З.К. Степанов, 1-й композитор-якут (окончил Новосибирскую консерваторию в 1972 по классу Ю.П. Юкечева). Среди соч. З.К. Степанова – симф. циклы, симф. пьесы и поэмы («Сказка старика», 1973; «Ритуальный танец шамана», 1976; «Весенние голоса», 1980; «Зов солнца», 1982; фантазия «Танец Удаганки», 1989), опера «Колыбельная песня», кантата «Встреча с Ойунским», камерно-инструм. произведения, хоры и др. В 2006 СК в Якутии объединял 12 чел. (7 композиторов и 5 музыковедов). Традиц формы деят-ти нац. СК: творч. встречи, концерты, конкурсы, фестивали (напр. «Музыкальное лето в Туве»), выезды в отдален. р-ны своих республик.

1-м пред. правления Красноярской орг-ции СК (1983) был О.И. Меремкулов, c 1997 – О.Л. Проститов. Первонач. она объединяла 9 чел., на 2007 в ней насчитывалось 17 чел. (11 композиторов и 4 музыковеда). В 1980–90-е гг. СК Красноярска развернул актив. деят-ть. На пленумах, науч.-практич. конф., кроме муз. проблем, обсуждались вопросы культ. развития региона. В числе мероприятий – отчет. концерты в Москве, Дни красноярской музыки в Ленинграде, фестивали совмест. с чешск. (1986) и болгар. (1989) композиторами, «Панорама сибирской музыки в Красноярске» (1990). Музыка краснояр. композиторов звучала на съездах СК России (1995, 2000, 2005), регулярно проводятся творч. вечера и концерты в Красноярске, в т. ч. благотворительные. Издан 1-й компакт-диск (соч. Ф. Веселкова, В. Пономарева, Э. Маркаича, И. Беловой, О. Проститова). По инициативе СК прошли регион. конкурсы юных композиторов «Symphoniacus integer» (2003, 2005, 2006), последний конкурс посвящен 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича.

Омская орг-ция СК (1987) возникла по инициативе композитора И.М. Хейфеца (пред. правления в 1988–91). К сер. 1990-х гг. она насчитывала 9 чел. С 1995 входит в Урало-Зауральское объединение СК России (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Омск) как Омская-Зауральская орг-ция СК России. К 2006 (пред. К.Л. Брысов) в ее составе 5 чел. В 6 секциях омского СК (акад. и массовых жанров, муз. просветительства и критики, муз. науки и этнографии и др.) работает более 30 чел. – музыковеды, фольклористы, педагоги, исполнители, хормейстеры и т. д.

В 1990-е гг. в деят-ти творч. орг-ций нарастали трудности и противоречия, обусловленные мат. проблемами, оттоком композитор. кадров в др. страны и города Центр. России. Несмотря на это, удалось осуществить круп. акции, напр. фестиваль «Панорама сибирской музыки» (Новосибирск, 1997). Возникли новые орг-ции СК в регионе. Создана Иркутская обл. орг-ция «Союз композиторов» (1997, Иркут. обл. представительство СК России), объединившая 9 композиторов и музыковедов (рук. Л.В. Янковская). В 1999 появилось творч. содружество композиторов Кузбасса (Кемеров. представительство СК России) во гл. с композитором В.М. Пипекиным.

Во 2-й пол. XX  в. композиторами – представителями нац. сиб. школ написано ок. 50 опер, 40 балетов, более 60 произведений кантатно-ораториальных жанров, ок. 150 соч. для симф. оркестра. Десятки соч. насчитывает оперное творчество бурят. композиторов. В Якутии за период от премьеры оперы М. Жиркова – Г. Литинского «Нюргун Боотур» (1947) до премьеры оперы «Сын солнца» А. Созонова (1987) написано 11 произведений в этом жанре. Композиторами Тувы на основе нац. материала созданы муз. комедии, в т. ч. «Певцы дня» А. Чыргал-оола, «Саянская русалка», «Инчеек» и «Небесная девушка» Р. Кенденбиля. Яркие достижения бурят. проф. музыки связаны с балет. творчеством («Цветы жизни», «Чурумчуку», «Гэсэр», «Сын земли» и др. Ж. Батуева, «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова). В муз. нац. культурах создаются оратории и кантаты. Среди др. жанров в нац. композит. школах в 1950–70-е гг. получает развитие круп. инструм. программное соч. – поэма, сюита, увертюра. Симф. поэмы преобладают в Туве – «Поэма радости» А. Чыргал-оола, «Родные просторы» Р. Кенденбиля, «Тувинские пейзажи» В. Тока, «Моя Тува» Х. Кара-Дамбы и др. Бурят. и якут. авторы чаще обращаются к сюитам и увертюрам «Колхозная сюита» и «Симфонические эскизы» Ж.. Батуева, ряд соч. Д. Аюшеева, Б. Ямпилова, З. Степанова, Н. Берестова и др.

Немало значит. произведений создано композиторами Сибири в традициях отеч. муз. классики. В их числе: оперы «Алкина песня» и «Ревизор», Концерт для виолончели с оркестром Г. Иванова; симф., хоровое и кантатное творчество А. Мурова; «Бражная литургия», «Симфония на шести нотах» и симф. элегии Ю. Шибанова; кантаты «Рубайат», «При свече», балеты, электронные соч. Ю. Юкечева;, симфония «По прочтении В. Астафьева» О. Меремкулова; 2-я, 3-я, 4-я симфонии Л. Нгуена; Концерт для ф-но с оркестром и «Муэзы» О. Проститова; Литургии, Всенощные, Чин венчания В. Пономар¸ва; Соната-каприччио и Соната для балалайки В. Бешевли; Прелюдия и фуга для скрипки-соло Б. Иофиса; 6 сонетов на стихи Г. Лорки для сопрано, скрипки и фортепиано В. Пороцкого; Квартет для труб и тромбонов, Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота, Виолончельный концерт И. Юдина; Концерт для органа и камерного оркестра «Рождение Байкала», «Поэма о свете» для органа, флейты, трубы и рояля Л. Янковской и др.

Лит.: Музыка Сибири и Дальнего Востока. М., 1982; Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: история и современность. Новосибирск, 1983; Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986; Куницын О. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ, 1988; Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920–1985). Новосибирск, 1994; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3., кн. 1, 2; Церковные песнопения сибирских композиторов. Красноярск, 1999; Союз композиторов Республики Бурятия: К 60-летию со дня основания (1940–2000). Улан-Удэ, 2000; Гончаренко С. Сибирская композиторская организация. Новосибирск, 2003; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.

А.М. Лесовиченко, Л.Л. Пыльнева

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты