СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ Сибири XVII–XIX вв. — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Категория:С {{Статья |содержание= '''СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ Сибири XVII–XIX вв''' Теория сослов. дел…»)
 
Строка 2: Строка 2:
 
{{Статья
 
{{Статья
 
|содержание=
 
|содержание=
'''СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ Сибири XVII–XIX вв'''
+
'''СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ Сибири XVII–XIX вв'''.
 
Теория сослов. деления рус. средневекового об-ва была сформулирована М.М. Ковалевским, В.О. Ключевским, В.И. Сергеевичем и др. Сословие они рассматривали как объединение лиц, наделенных общими правами и обязанностями, наследственными для всех сослов. групп, кроме черного духовенства. В России, по их мнению, сослов. деление определялось верховной властью, вследствие чего решающую роль играло отношение сословий к гос. службе или податному тяглу. Историки-марксисты в сослов. делении видят характер. признак феодализма, отражение в соц.-правовой сфере отношений собственности. В постсов. отеч. историографии господствующей осталась концепция, согласно к-рой сослов. хар-р имеет любое добуржуазное об-во. Но нек-рые ученые (Л.В. Данилова, Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский и др.) рассматривают сослов. деление рус. об-ва как результат рецепции европ. права в XVII–XVIII вв. и указывают на незначит. влияние сословий на полит. развитие страны.
 
Теория сослов. деления рус. средневекового об-ва была сформулирована М.М. Ковалевским, В.О. Ключевским, В.И. Сергеевичем и др. Сословие они рассматривали как объединение лиц, наделенных общими правами и обязанностями, наследственными для всех сослов. групп, кроме черного духовенства. В России, по их мнению, сослов. деление определялось верховной властью, вследствие чего решающую роль играло отношение сословий к гос. службе или податному тяглу. Историки-марксисты в сослов. делении видят характер. признак феодализма, отражение в соц.-правовой сфере отношений собственности. В постсов. отеч. историографии господствующей осталась концепция, согласно к-рой сослов. хар-р имеет любое добуржуазное об-во. Но нек-рые ученые (Л.В. Данилова, Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский и др.) рассматривают сослов. деление рус. об-ва как результат рецепции европ. права в XVII–XVIII вв. и указывают на незначит. влияние сословий на полит. развитие страны.
  

Версия 14:27, 7 января 2013

СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ Сибири XVII–XIX вв. Теория сослов. деления рус. средневекового об-ва была сформулирована М.М. Ковалевским, В.О. Ключевским, В.И. Сергеевичем и др. Сословие они рассматривали как объединение лиц, наделенных общими правами и обязанностями, наследственными для всех сослов. групп, кроме черного духовенства. В России, по их мнению, сослов. деление определялось верховной властью, вследствие чего решающую роль играло отношение сословий к гос. службе или податному тяглу. Историки-марксисты в сослов. делении видят характер. признак феодализма, отражение в соц.-правовой сфере отношений собственности. В постсов. отеч. историографии господствующей осталась концепция, согласно к-рой сослов. хар-р имеет любое добуржуазное об-во. Но нек-рые ученые (Л.В. Данилова, Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский и др.) рассматривают сослов. деление рус. об-ва как результат рецепции европ. права в XVII–XVIII вв. и указывают на незначит. влияние сословий на полит. развитие страны.

Признаками С. с. являются специализация соц. групп по отд. видам деят-ти в связи с обществ. разделением труда (соц.-проф. сфера); законодат. закрепление за этими группами прав, привилегий и обязанностей (соц.-правовая сфера); полит.-правовая автономия, обеспечивающая соц. группе возможность участия в мест. и общегос. упр-нии (соц.-полит. сфера). На основе этих признаков в истории С. с. сиб. об-ва можно выделить периоды его формирования (кон. XVI – нач. XVIII в.), оформления (XVIII в.), кризиса (с 1760-х гг.) и постепенной ликвидации (с 1860-х гг.).

Формирование С. с. сиб. об-ва связано с перенесением в регион гос. властью и рус. переселенцами тех традиций обществ. устройства, к-рые господствовали в ист. центре страны. Осн. сословиями в Сибири XVI–XVII вв. были служилые люди, духовенство, крестьяне и посадские люди (горожане). Они объединялись в свои мирские орг-ции, игравшие немалую роль в жизни сибиряков. Сиб. миры зачастую успешно пользовались своим правом челобитья царю на притеснения и непрофессиональность власти (см. Народные движения в Сибири в XVII в.). Особенности колонизации огромного края приводили к слабой проф. специализации: служилые люди активно занимались торговлей и ремеслом, посадские – земледелием, промысловики и крестьяне были вооружены и в любой момент могли быть привлечены на ратную службу. В ходе многочисл. сиб. бунтов и смут XVII в. общие интересы переселенцев (иногда к ним присоединялись и аборигены) явно доминировали над узкосословными.

В 1-е столетие рус. расселения в Сибири наиболее многочисленной была сослов. группа служилых людей. Как и в России, в Сибири она не являлась единым целым: сиб. служилые числились по относительно обособленным гор. гарнизонам; они делились на ряд чинов, различавшихся правами и обязанностями, размерами гос. обеспечения (сибирские дворяне и дети боярские, литовский список, конные и пешие казаки, стрельцы). В их состав была инкорпорирована часть родоплем. знати, что привело к выделению чинов служилых татар, новокрещеных и др. Источниками комплектования служилых людей были перевод из Европ. России в Сибирь казаков и стрельцов и набор годных к службе добровольцев. На службу брали ссыльных поляков и подданных Великого княжества Литовского. Только с сер. XVII в. осн. источником комплектования стали дети служилых людей и их родственников. В ходе разборов из числа служилых людей начали исключать посадских, гулящих и крестьян.

Служилые люди освобождались от податей и находились на гос. обеспечении. Они имели право заниматься в городах ремеслом и торговать с освобождением от тягла и оброков, но при условии уплаты тамож. пошлин, вывозить за Урал и привозить обратно беспошлинно товары на сумму до 50 руб. Могли владеть землей, покупать дворовых людей, но при этом вотчинное землевладение дворян в Сибири почти отсутствовало: его возникновению препятствовала центр. власть. Служилые находились в ведении центр. и мест. гос. органов, определявших их числ., размеры жалованья, порядок комплектования, служеб. обязанности. Непосредств. командование осуществляли головы, атаманы, ротмистры и т. д. В XVII в. сиб. служилые люди сохранили нек-рые традиции вольных казаков. Городовые корпорации имели свою казну, собирали сходы и «круги», влияли на назначения командиров и очередность служб. Служилые обладали правом индивид. и коллект. челобитных монарху. В условиях колонизуемой окраины столь широкие полит. права позволяли служилым корпорациям в опред. степени контролировать мест. воевод, а в случаях серьез. конфликтов они становились гл. вдохновителями смещения неугодных воевод.

Осн. обязанностью служилых людей была ратная и земская служба. Они участвовали в посольствах и походах для поиска новых земель и покорения сиб. аборигенов, в стр-ве городов и острогов, осуществляя в них караул. и полиц. службу, сопровождали ссыльных, служили при таможнях и вели надзор за заповедными дорогами в Сибирь, организовывали судовые дела и отправку хлеба в беспашенные города, посылали в караваны к Ямыш-озеру за солью, служили приказчиками в крест. острогах и слободах, промысл. и ясачных зимовьях, собирали ясак, сопровождали караваны с казной в Москву.

Петр I стремился ликвидировать группу служилых людей «прежних служб». В 1701 был упразднен стрелецкий чин; в Сибири стрельцов перевели в пешие казаки. При проведении в Сибири проверки итогов I ревизии полк. И.В. Солнцев-Засекин пошел на запись всех служилых людей в состав тяглых сословий. Его инициатива вызвала протесты сиб. губернаторов, и по указу Сената были разработаны штаты городовых казачьих команд с исключением зачисленных в них казаков из подушного оклада. На протяжении 1-й пол. XVIII в. происходил постепен. перевод казаков на укрепленные (пограничные) линии, что вело к обособлению городового и крепостного казачества. Сиб. казаки остались на гос. обеспечении. Они сохранили право заниматься торговлей и пром-тью, владеть пахотной землей, но в 1746 были лишены права иметь дворовых и крепостных людей. Насаждение принципов регуляр. армии, постоянные разборы казаков привели к отмиранию в Сибири традиций вольного казачества. В Петровское время казаки потеряли право на коллект. челобитные монарху, к-рые стали квалифицироваться как преступление.

Духов. сословие состояло из черного (монашествующего) и белого духовенства (см. Приходское духовенство РПЦ в Сибири). В кон. XVI – нач. XVIII в. в Сибири появилось 39 правосл. монастырей и пустыней. Белое духовенство делилось, в свою очередь, на священнослужителей (священников и дьяконов) и на церковнослужителей (дьячков и пономарей). В XVII в. состав белого духовенства не был замкнутым, т. к. приходские церковно- и священнослужители избирались приходскими общинами. Духовенство было освобождено от государева тягла, могло приобретать землю и зависимых людей.

Петр I относился крайне негативно к монашеству и пытался ограничить числ. белого духовенства. В 1723 постриг в монашество был запрещен. Преемники Петра I неск. смягчили эту политику. Были отменены указы о воспрещении постригаться в монахи, но сохранено самое суровое ограничение – штатами наличного состава белого духовенства. Все, кто оставался за штатом, подлежали записи в солдаты или крестьяне. С этой целью периодически устраивались разборы духовенства, благодаря к-рым чрезвычайно развилась наследственность духов. звания. Действовавший в XVII в. порядок избрания священников приходом отмирает. По I ревизии священнослужители были изъяты из подушного оклада, но должны были платить различ. мелкие гос. сборы и нести караул., пожар., постойную повинности, освобождаясь от рекрутской. Они подлежали телесным наказаниям по решениям как духовного, так и светского суда.

С кон. XVI в. в Сибири формируется сословие посадских людей. Формально торг. промысел был обязанностью посадских тяглецов и запрещался всем не принадлежавшим к посаду людям. Исключение делалось только для стрельцов, казаков и драгун. Посадские люди прикреплялись к своей общине, переход из одного посада в другой запрещался. В Сибири формирование посадской общины растянулось на весь XVII в. Монопольное право на занятие торгами и промыслами в колонизуемой окраине фактически не действовало из-за мощной конкуренции со стороны служилых людей. Большинство посадских занималось земледелием и вело крест. образ жизни. Со своих торгов и промыслов они платили государевы подати и несли службы.

Регламент Главного магистрата 1721 разделил всех посадских людей на «регулярных граждан» и «подлых» людей. В инструкции городовым магистратам 1724 к регуляр. гражданам были отнесены купцы и цеховые ремесленники. Посадские люди оставались наиболее многочисл. частью торг.-пром. населения. В Сибири они сохраняли тесную связь с земледел. занятиями. Регулярные граждане составляли посадский сход, к-рый ведал раскладкой сборов и избирал членов магистрата, имевшего двойное назначение. С одной стороны, «яко глава всего гражданства», магистрат являлся органом внутр. упр-ния сословия гор. обывателей (в этом кач-ве он как бы стоял над гильдейскими и цеховыми орг-циями). С другой, «яко градское начальство», находился во главе всего города в целом, независимо от сослов. состояния его обывателей. В магистрате сосредоточивалась судеб., финанс. и полиц. власть всего города. По отношению к гос-ву посадская община на основе круговой поруки облагалась платежами и службами. С 1724 в состав посадских платежей входили подушная подать (1 р. 20 к.), канц., тамож. и кабацкие сборы. Посадские люди несли рекрут. повинность и давали подводы. Посадские службы делились на казен. (вне посада и совместно с др. сословиями) и гражд. (внутри посада).

В кон. XVI – нач. XVII в. в Сибири складывается сословная группа пашенных и оброчных крестьян (см. Крестьянство). Источниками ее комплектования становятся принуд. переселенцы из Поморья, ссыльные, «вольные» и гулящие люди. Уже в нач. XVII в. рост числа пашенных и оброчных крестьян происходил в результате наследования этого статуса. Крестьяне свободно распоряжались земел. уч-ком, находившимся в их индивид. владении. Они сохраняли личную свободу, имели право на мест. самоупр-ние, к-рым активно пользовались. Непосредств. представителем гос-ва в крест. острогах и слободах был приказчик, назначавшийся воеводой. Он обладал широкой хоз.попечительской, адм.-фискальной и судеб. компетенцией. Крестьяне выполняли ряд повинностей и облагались общими ден. сборами: драгунскими, ямскими, поворотными и т. д. Пашенные крестьяне были обязаны выполнять гос. повинности в форме обработки государевой десятинной пашни, оброчные – вносили натур. или ден. оброк. Такие важные вопросы, как разверстка повинностей, отвод земель для новых поселений и т. д., решались с участием крест. миров. Избранные на сходе староста и целовальники реально участвовали в мест. упр-нии.

В XVII в. в Сибири на основании царских пожалований, покупки и захватов сформировалось монастыр. землевладение. Зависимое население архиерейских и монастыр. вотчин имело сложный состав и включало крестьян-старожильцев, бобылей, половников, «детенышей» работников, трудников, срочных наем. работников и вкладчиков. Осн. массу зависимого населения составляли крестьяне-старожильцы, к-рых монастыр. старцы привлекали на свою землю помощью в хоз. обзаведении и льготами на 3–8 лет в выполнении монастыр. повинностей. Прикрепление крестьянина к земле осуществлялось «жилой записью» и внесением в переписные книги. Монастыр. крестьяне имели свои пашни и угодья. Их владельческие повинности выражались в форме барщины или натур. хлеб. оброка (см. Вотчины церковные в Сибири).

В 1724 свобод. земледельцы России, попавшие в переписные книги I ревизии, стали называться гос. крестьянами. В Сибири в состав этой сослов. группы вошли бывш. пашенные и оброчные крестьяне, ямщики, значит. часть служилых людей и т. д. На протяжении 1-й пол. XVIII в. источниками пополнения сословия было наследование статуса родителей, запись выходцев из др. сословий, переселенцев и ссыльных. Гос. крестьяне, жившие общиной, сохраняли право индивид. землепользования и землевладения на пашни, покосы и угодья, с санкции губ. властей могли переходить в иные сословия, менять место жительства. Они уплачивали подушную подать и ден. оброк. Ден. форму этих сборов можно было заменить натуральной. Ямщики вместо подушной подати и ден. оброка исправляли ямскую и почтовую гоньбу, пашенные и оброчные крестьяне продолжали либо обрабатывать государеву пашню, либо вносить хлеб. оброк. В Ангаро-Илимско-Ленском кр. десятинную пашню ликвидировали в 1727, в Тобольской губ. – в 1762. Помимо осн. платежей на гос. крестьян ложилось бремя земских и мирских повинностей. Надзор за ними продолжали осуществлять казен. приказчики.

Приписные крестьяне в Сибири появились в связи со стр-вом казен. и частн. заводов на Алтае и в Забайкалье. В 1704 начал действовать казен. Нерчинский сереброплавильный з-д. С 1708 для его обслуживания стали переводить крестьян из Даурии, осн. источником раб. силы для него послужили ссыльные и каторжные. В 1726 А.Н. Демидов получил монопольное право на стр-во горно-металлург. заводов на Алтае, после чего на алт. заводы были переведены мастеровые и работные с его урал. заводов, а также приписаны беглые. В 1737–40 к заводам Демидова приписаны гос. крестьяне. Передача Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов в 1747 в собственность имп. фамилии привела к расширению приписки гос. крестьян, а также переводу ссыльных.

Приписные крестьяне сохранили право индивид. владения землей, имели право заниматься торговлей, подрядами, промыслами, приобретать на свое имя имущество, с санкции горного начальства могли переходить в др. сословия и переселяться в пределах своего ведомства. Как и гос., приписные крестьяне не лишались права принесения присяги монарху. Заводская деревня имела сел. и вол. самоупр-ния. На уровне волости гос. адм.-фискальные, полиц. и судеб. функции осуществлял казен. приказчик. В 1760 на тер. Колывано-Воскресенских (Алтайских) з-дов была введена должность управителя приписных крестьян, обязанных ежегодно отрабатывать сумму подушной подати и ден. оброка или ее части на казен. предприятиях, поставлять провиант на заводы, а в Нерчинском горном окр. обрабатывать казен. пашню. Приписные крестьяне уплачивали земские и мирские сборы. Они отбывали рекрут. повинность, но поставляемые ими рекруты попадали в состав мастеровых и работных людей.

В нач. XVIII в. сиб. архиерейские и монастыр. вотчины были переданы в упр-ние Сибирского приказа. В 1721 в связи с созданием Синода они возвращены в ведение духов. властей. Несмотря на ограничит. политику 1-й пол. XVIII в., происходил рост монастыр. вотчин. Источники увеличения числ. монастыр. крестьян – естеств. прирост, браки, приток извне пришлого населения. Монастыр. крестьяне платили в казну подушную подать и в пользу монастыря – натур. оброк (пятину) или находились на барщине. В 1762 и 1764 с проведением секуляризации церк. имуществ бывш. архиерейские и монастыр. крестьяне попали в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими. После ликвидации ее в 1783 экон. крестьяне полностью уравнялись в правах и обязанностях с государственными.

Петр I и его преемники стремились поставить все население России на службу «общему благу». В общерос. масштабе эта политика привела к консолидации сословий, более четкому определению их прав и обязанностей. С нач. XVIII в. регулируются основы С. с. России. Важнейшую роль в определении сослов. границ сыграли I и II ревизии. В полной мере эта политика была реализована в Сибири.

Новый этап в развитии С. с. России открыла отмена Петром III обязат. службы дворян. В Наказе Уложенной комиссии Екатерины II была сформулирована теория 4 осн. состояний рос. подданных – дворянства, духовенства, гор. и сел. обывателей. Это, с одной стороны, открыло путь к расширению прав и привилегий благород. сословия и купечества; с другой – подрывало основу С. с. – представление о взаимосвязи прав и обязанностей всех сословий. Развитие бурж. отношений и отказ от теории иерархии функций сослов. об-ва привели к постановке вопросов об отмене крепостного права и наделении широким комплексом личных прав всего населения России. Эта политика проводилась и в Сибири с учетом ее особенностей. Законодат. регулирование С. с. 1760-х гг. – 1-й пол. XIX в. осуществлялось на основе кодифицир. актов – Жалованных грамот дворянству и городам 1785 г., т. IX Свода законов 1832 г. и т. д. Сиб. специфика была учтена в регион. законодат-ве – в Положении о сибирском линейном казачьем войске 1808 г., Учреждениях М.М. Сперанского и т. д.

В кон. XVIII – 1-й пол. XIX в. на юго-западе Сибири и в Забайкалье продолжалось формирование казачьих войск (см. Казачество Азиатской России). В 1760 была введена должность атамана всех крепостных казаков Зап. Сибири, что положило начало созданию у них собств. войсковой орг-ции. На границе с Китаем складывалась Забайкальская укреп. линия, куда с 1760-х гг. переводились казаки из вост.-сиб. городов. В 1772–75 утверждены штаты казачьего погран. войска на кит. границе. В нач. XIX в. у линейных и городовых казаков введены чины, принятые в казачьих войсках Европ. России. Изменения в чиновной иерархии вели к обособлению казачьей верхушки и открывали ей дорогу к статусу личных и потомств. дворян. Казачество осталось на гос. обеспечении с сохранением права заниматься ремеслом и мелочной торговлей, владеть пашенной землей. С кон. XVIII в. линейное казачество стало наделяться землей, что в XIX в. привело к оформлению территорий Сибирского и Забайкальского казачьих войск.

В 1770-х гг. происходит нек-рое расширение прав и привилегий духов. сословия. В 1842 устанавливаются новые штаты для приход. церквей, что приводит к возрастанию числа приходов. Со 2-й пол. XVIII в. увеличивается объем личных прав духовенства. В 1767 и 1771 духов. властям запрещалось подвергать телесному наказанию священников и дьяконов. В 1796 Павел I отменил телесные наказания для священнослужителей (до лишения сана) по уголов. приговорам светских судов. В XVIII в. лица духов. сословия не могли приобретать недвижимое имущество; это право было им предоставлено в 1801.

Екатерина II рассматривала податное население города в кач-ве «среднего рода людей», но сохранила выделение в его составе купеч. верхушки. Жалованная грамота городам 1785 закрепляла единый сослов. статус всего населения городов независимо от проф. занятий и родов деят-ти. «Средний род людей», или мещане, разделялись на 6 категорий: 1) «настоящие градские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость; 2) записанные в гильдии купцы; 3) состоявшие в цехах ремесленники; 4) иногородние купцы; 5) именитые граждане; 6) прочее посадское население. Права мещанина включали охрану чести и достоинства, личности и жизни, перемещение и выезд за границу. К имуществ. правам относились: владение собственностью на принадлежавшее имущество, пром. предприятиями, промыслами, ведение торговли. Купцы 1-й и 2-й гильдий пользовались доп. личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными пром. и торг. предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Жалованная грамота оформила понятие города как юр. лица. Горожане составляли «общество градское» и могли собираться на собрания с санкции генерал-губернатора или губернатора. Собрание имело возможность обращаться с представлениями к мест. властям и наблюдать за соблюдением законов. Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на 3 года), старост и судей словесных судов (на год). В городе создавалась общая городская и шестигласная дума. В компетенцию думы входило обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисослов. споров, наблюдение за городским стр-вом. При Павле I Жалованная грамота городам была отменена, но его собств. политика по отношению к горожанам оказалась крайне неудачной. При Александре I Жалованная грамота городам была восстановлена с существ. изъятиями и дополнениями. В 1-й пол. XIX в. гор. обыватели стали делиться на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочих людей.

Во 2-й пол. XVIII – 1-й пол. XIX в. сословие гос. крестьян пополнялось за счет наследования статуса родителей, записи в гос. крестьяне выходцев из др. сословий, переселенцев и ссыльных. В кон. XVIII в. в состав гос. крестьян включались экон. крестьяне. Согласно Уставу об инородцах 1822 аборигены, жившие оседло и занимавшиеся земледелием, приравнивались по своим правам и обязанностям к гос. крестьянам. Значение ссылки как источника пополнения гос. крестьян возросло после указов 1760–62 о праве помещиков, гор. и крест. общин подвергать адм. ссылке в Сибирь воров, пьяниц, хулиганов и проч. в зачет рекрутов. Осн. повинностью гос. крестьян оставались подушная подать и ден. оброк, к-рые с 1824 обязывались уплачивать и ямщики. В 1780-х гг. и 1837 в Сибири были проведены реформы крест. самоупр-ния, расширившие его права и избавившие крестьян от опеки казен. приказчиков. В Иркутской губ. казен. приказчики были ликвидированы в 1760-х гг., на тер. Тобольской губ. – в 1780-х гг. Гос. крестьяне участвовали в гос. совещаниях, в соотв. с Учреждением об управлении губернией 1775 избирали заседателей в гос. органы.

Осн. источниками увеличения числ. приписных крестьян во 2-й пол. XVIII – 1-й пол. XIX в. были естеств. прирост населения и приписка ссыльных. Правилами Алтайского горного начальства 1836 ограничивалось право приписных крестьян переселяться на др. места. Заводская деревня сохранила двойное подчинение – губ. и горным властям. С 1796 представителем гос-ва на уровне волости был земский управитель. В 1830-х гг. алт. и забайкал. заводы были переданы из Кабинета в ведение Мин-ва финансов. Приписные крестьяне на Уральских з-дах (в т. ч. сибирские) были освобождены от заводских работ в 1807, на Нерчинских – в 1851, на Алтае – в 1861.

Ликвидация С. с. в России началась с отмены крепостного права в 1861, проведения судеб., земской и воен. реформ. Однако вплоть до революций 1917 значит. сослов. права и привилегии сохраняли рос. дворянство, почет. граждане, купечество, казачество, духовенство. В Сибири пережитки С. с. проявлялись в особенностях статуса казачества, заложенного новым Положением о Сибирском линейном казачьем войске (1846) и Положением о Забайкальском казачьем войске (1851). На консервацию пережитков С. с. в Сибири влияло и то, что судеб. реформа в крае была проведена только в кон. XIX в.

Лит.: Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981; Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982; Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991; Акишин М.О. Российский абсолютизм и дворянство: структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 2003.

М.О. Акишин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты