СОЙОТЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 13:04, 7 января 2013; Nina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

СОЙОТЫ, самоназв. сойот (hойод) от древ. назв. присаянских народов (соян), к-рое сохранилось в обозначении горн. области, в предгорьях к-рой обитали эти этносы, – Саяны.

С. – один из народов России, внесенный в Единый перечень корен. малочисл. народов РФ (2000). Его представители компактно проживают в осн. на тер. Окинского р-на Респ. Бурятия, на тер. Сорокской, Орликской, Саянской и Бурэнгольской сел. администраций, также имеется локал. группа С. в зап. части Тункинского р-на Респ. Бурятия.

Числ. населения (тыс. чел.): 1926 – 0,229/0,271, 2002 – 2,769.

Среди С. распространен байкал. тип центр.-азиат. расы большой монголоид. расы. Сойотский яз., согласно исслед-м лингвистов, следует относить к тюрк. языкам, входящим в уйгуро-тукюйскую подгруппу уйгуро-огузской группы тюрк. языков. Диалектич. особенностей сойот. яз. учеными-лингвистами не выделяется. Исслед-я, предпринятые в кон. 1920-х гг., констатировали факт утраты С. родного языка и превращения их в бурятоязычный этнос. Сегодня усилиями филолога В.И. Рассадина реконструирован язык С., создана письменность и делаются попытки ее преподавания среди школьников. Этнич. подразделениями С. являются роды иркит, хаасуут и онхот.

По мнению ряда рос. ученых, предками С. были группы самодийцев, заселивших предгорья Вост. Саян на рубеже кон. неолита – нач. бронзового века и создавших один из древних очагов оленеводства. Впоследствии с проникновением древ. тюрков на тер. Вост. Присаянья самодийцы были тюркизированы (предположительно в VII–VIII вв. н. э.) и переняли не только язык мигрантов, но и их скотоводч. культуру. Считается, что смешения пришлого и корен. населения не произошло, т. к. древ. тюрки представляли транзит. население, переселившееся в дальнейшем в соседние Туву и Горн. Алтай. Помимо С. в кач-ве потомков этих тюркоязычных самодийцев рассматриваются монг. цаатаны, а также тувинцы-тоджинцы. Как свидетельствуют этногр. данные, в нач. XVII в. по причине длительных кровопролитных войн между Джунгарией и вост.-монг. ханствами предки С. мигрировали из Сев. Монголии (Прихубсугулья) в Присаянье. Выйдя из мест первонач. проживания (сомонов Ханха, Уури и подножия г. Ринчин-лхумбэ), они поселились на тер. совр. адм. р-нов Бурятии – Тункинского и Закаменского, но невозможность вести привычное оленеводч. хоз-во из-за природ.-климат. условий этих мест подтолкнула осн. массу С. к реэмиграции в высокогорные долины Горн. Оки (Окинский р-н). Оставшаяся часть С. адаптировалась, восприняв полукочевую форму скотоводства у мест. бурят. Соседство с присаян. бурятами, к-рые большей частью представляли хонгодорские роды, бежавшие от войны в XVII в. из сев.-зап. Монголии в Тунку и Закамну, привело к тесному этнокультур. взаимодействию, выразившемуся в заимствовании С. мн. элементов мат. культуры бурят и в появлении смешанных браков, к-рые сделали С. бурятоязычным этносом. Заселение Горн. Оки бурятами-хонгодорами произошло после установления рус.-монг. границы в 1727, и здесь также активно протекали процессы ассимиляции С.

Росту нац. самосознания С. в 1920-е гг. во мн. способствовала деят-ть проф. Б.Э. Петри, проводившего исслед-я по поручению Вост.-Сиб. отд-ния Комитета Севера. В частн., им была предложена идея создания сойот. адм.-нац. образования, позднее оформленного как Сойотский туземный сомонный совет. Кроме этого Б.Э. Петри добивался объявления С. малочисл. национальностью Севера, но поддержки не получил. В ответ на активизацию нац. движения среди С. сов. властями были предприняты меры против лидеров С. и их семей, к-рые спровоцировали в 1930 значит. миграцию С. в Монголию. С кон. 1980-х гг. вновь наблюдается всплеск этнич. самосознания С.

У С. соц. единицей являлся кровный род, подразделявшийся на патронимии, к-рые представляли разросшиеся патриархал. семьи. Хоз. освоение территорий осуществлялось небольшими кочевыми общинами. В течение XVIII–XIX вв. постепенно на смену кровнородств. связям пришли связи территор.-соседского хар-ра. Соседская взаимопомощь проявлялась в экон. деят-ти и в ритуал. практике.

У С. в прошлом бытовали религ. представления об окружающем мире и человеке, к-рые представляли комплекс различ. магич. и анимистич. воззрений, суеверий и запретов. Почитание окружающего мира было связано с представлениями о том, что мн. предметы и явления природы имеют духов-хозяев. Магич. свойствами наделялись части тела нек-рых животных (медведя, белки-летяги и др.) и слово (благопожелания, заклинания, проклятия, исполнение песен и сказаний). Особое развитие у С. получил культ гор – Ахын 13 хаданууд ‘Тринадцати окинских гор’, духам-хозяевам к-рых совершали ежегодные жертвоприношения во время обрядов поклонения обоо тахилга и хада хангай тахилга. Почитаемыми были также духи-хозяева горных перевалов, местностей, водоемов и рек. У С. сохранялись пережитки одушевления деревьев (лиственницы, кедра и др.), неба, земли, стихийных сил природы (грома, молнии, ветров), небесных светил (Солнца и Луны). Существовало у них почитание нек-рых диких животных и птиц (горного орла, лебедя, медведя, кабана и др.).

Одной из форм традиц. верований у С. являлся промысл. культ, к-рый был связан с охотничьей магией. Охота сопровождалась соблюдением разных запретов и примет, совершением ритуал. действий до, во время и после промысла. С.-охотники придерживались табу слов. Почитались мифич. хозяин тайги Баян-Хангай, покровитель охотников Анда-Бара и др. персонажи, от благосклонности к-рых якобы зависел успех охоты.

У С. был распространен шаманизм; кроме этого, в нач. XX в. получил развитие буддизм школы гелугпа (был возведен Балактинский дацан (Жэлгэнский), действовавший до кон. 1920-х гг.).

Основой сойот. об-ва была семья в форме малых и неразделенных больших семей. Имуществ. положение семей зависело от соц. статуса и предприимчивости (в частн., занятия торговлей) глав семей. Существовало разграничение хоз. занятий по половозрастному признаку. Семьи у С. обычно были трехпоколенные и многодетные. Бытовали такие формы брака, как брак с уплатой калыма, с обменом сестрами, действовал обычай левирата. Для С. была характерна строгая экзогамия. Доминировала моногамная форма семьи.

С. традиционно вели оленеводч. хоз-во, чему способствовали природ.-климат. условия Горн. Оки – наличие горн. долин, где произрастает ягель. У них получил распространение хоз.-культур. тип оленеводов таеж. зоны, т. н. саянский. Осн. верховым и транспорт. животным была карагасская порода сев. оленей. Олени использовались в хоз. целях во время сезонных перекочевок и на охоте. Молоко и мясо оленей употреблялось в пищу, рога (панты) применялись в лекарств. целях, оленьи шкуры служили материалом для пошива обуви, одежды, постели, изготовления др. предметов домаш. обихода и покрышек чума. Еще одним важным занятием С. являлась пушная и мясная охота на диких зверей и птиц. Разветвленная сеть горн. рек и речек позволяла заниматься рыболовством, к-рое, как и собирательство, имело вспомогат. значение. Наряду с оленеводством у С. в XIX в. развивалось полукочевое скот-во, связанное с разведением круп. рог. скота (сарлыков (яков), хайныков (гибрида саянских яков с коровами), коров монг. породы), лошадей и овец. В сов. время оленеводство, признанное нерентабельной отраслью, целиком было замещено жив-вом. Лишь в последнее время делаются попытки возродить это направление хоз-ва.

Традиц. жилищем С. были кожаные чумы урса, ориентированные входом на восток. Внутр. пространство чума делилось на муж. и жен. половины, соотв. охотничье снаряжение, оружие, оленья сбруя и седла, муж. одежда помещались в левой половине, а деревян., берест. и кожаная утварь, пищевые запасы, хоз. инвентарь для выполнения жен. работы, личные вещи женщин – в правой половине жилища. В центре чума находился открытый очаг, над ним имелось светодымовое отверстие. Почетная часть жилища была напротив входа, где усаживали гостей и находились семейные фетиши. В XIX в. чумы становятся промысл. жилищем, уступая место бурятским 4–6–8-стенным бревенч. юртам. Подобно бурятам, С. имели зимники, летники и межсезонные (весен. и осен.) виды жилищ.

Традиц. одежда С. также была замещена в XIX в. заимствованной бурят. одеждой.

Под влиянием бурят. кухни пища С. пополнилась новыми блюдами. В осн. в ней превалировали мясо-молочные продукты, меньшее значение имела растит. и рыб. пища. Мясная пища, первоначально включавшая блюда и снедь из оленины и дикого мяса, обогатилась рецептами кушаний, приготовленных из др. сортов мяса (говядины, баранины, конины). Готовили мясные супы, отварное мясо, колбасы, субпродукты. При обработке мясных продуктов и приготовлении из них блюд использовались термич. обработка (поджаривание, кипячение, копчение) и способы длительного хранения (вяление, сушение). Деликатесами считались вареный или жареный олений язык и губы. Из оленьего молока делали мягкие сыры. Зерновые продукты, соль, чай обычно выменивали на пушнину у аларских бурят.

Глубокое влияние на духов. составляющую культуры С. оказала бурят. культура, в наст. время сохраняется лишь небольшой самобыт. пласт сойот. фольклора (легенды, сказки). Песенно-танцевал. фольклор носит заимствованный хар-р (эпос о Гэсэр-хане, Шаргай-найоне и др., круговой танец еохор).

Лит.: Петри Б.Э. Этнографические исследования среди малых народов в Восточных Саянах (Предварительные данные). Иркутск, 1927; Дугаров Б.С. О происхождении окинских бурят // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Улан-Удэ, 1983; Павлинская Л.Р. Кочевники голубых гор (Судьба традиционной культуры народов Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью). СПб., 2002; Бадмаев А.А. XX век и окинские сойоты: проблема возрождения // Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации. Новосибирск, 2005.

А.А. Бадмаев

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты