СИБИРЯКИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 11:03, 7 января 2013; Nina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

СИБИРЯКИ, 1. Собират. термин, возникший как топоним, обозначающий жителей и уроженцев Сибири. Основой регион. идентичности является общность «малой родины». В наст. вр. сибиряками считают себя и те, кто родился здесь, и те, кто проживают более 20–30 лет. Сиб. идентичность имеет прочную основу в ист. прошлом. Одними из первых вопрос о сиб. территор. общности подняли областники в 1860–1920-е гг.

Нач. массового заселения Сибири связано с походами казачьего атамана Ермака (кон. XVI в.). В заселении Сибирского региона приняли участие выходцы практически из всех губерний Европ. России, различные по своему этнич., конфес. и соц. составу. На ранних этапах освоения в XVI–XVII и 1-й пол. XIX вв. преобладали русские из сев. и сев.-вост. губерний и Приуралья. Первонач. осн. транспорт. магистралями являлись многочисл. сиб. реки, поэтому заселение обычно осуществлялось в направлении север–юг и впоследствии в широт. направлении до Д. Востока. Как правило, 1-е нас. пункты концентрировались вдоль небольших рек и у естеств. водоемов. Наибольшая плотность населения отмечалась в юж. земледел. р-нах Сибири. Позднее, во 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. на сиб. просторы направились переселенцы из южнорус., украин. и белорус. губерний, однако до сих пор их потомков называют «российскими», «расейскими», «хахлами» и не считают «коренными сибиряками». Были и др. группы старожильч. населения, не относившие себя к корен. С.: старообрядцы-«кержаки», «двоеданы», «курганы» и проч.

В кач-ве предпосылок формирования регион. общности С. можно выделить след.: геогр. отдаленность и нек-рая замкнутость Сибири от Европ. России, обшир. территория, опред. свобода в жизнедеят-ти и относительно мирное сосуществование пришлого и абориг. населения (обусловленные обилием земель и угодий), особые природ.-климат. и этнокультур. условия, активность межэтнич. и межрелиг. контактов.

В наст. вр. население Сибири при значит. преобладании русских включает разнообразные этнич., конфес. и соц. общности. По причине существования различ. антропол. типов, многообразия языков, диалектов, сосуществования множества локал. и регион. особенностей в культуре отд. этногр., субэтнич. и др. групп, возможность общей характеристики С. представляется проблематичной и дискуссионной, хотя активно обсуждается учеными разных специальностей как в нашей стране, так и за рубежом.

Этимол. толкование слова «Сибирь» отличается неопределенностью фонетич. облика и язык. принадлежности. Можно выделить 5 осн. подходов к определению С.: 1) люди, живущие на тер. Сибири (без этнич. окраски); 2) люди, родившиеся и долго живущие в Сибири; 3) корен., мест. жители Сибири (аборигены); 4) особый тип людей (преим. русских), обладающих сиб. характером: сильные, выносливые, трудолюбивые, гостеприимные, демократичные, добрые, щедрые, толерантные, с хорошими адаптац. способностями, любящие мороз и зиму и др.; 5) особая «смешанная» общность, сложившаяся на основе русских, с вкраплениями представителей казах., татар., укр., белорус. и др. этносов. Кроме того, термин «сибиряки»/«сибирские» часто используется для обозначения особенностей этнокультур. групп. Так, среди казаков выделяются сиб. казаки, среди рус. старообрядцев – сиб. кержаки, а также сиб. татары, сиб. украинцы, сиб. белорусы и проч.

При определении регион. идентичности наибольшее влияние оказывает природ.-геогр. фактор. Так, в Алтайском кр. реже всего называют себя сибиряками, поясняя, что «сибиряки – это те, кто живут на Севере». В нек-рых случаях не относят себя к С. люди, родившиеся или прожившие долгое время на Д. Востоке. В сев. р-нах Сибири наряду с термином «сибиряки» встречается термин «северяне».

В совр. традиц.-быт. культуре С. наблюдается «смешение» различ. этнич. черт, наибольшее кол-во к-рых приходится на сферу мат. культуры (способы хоз. и промысл. деят-ти, орудия труда и различ. ремесел, отд. элементы в жилище, одежде и пище). Несмотря на многослойные напластования и синкретизм различ. культур. традиций, наблюдается процесс выработки общесиб. форм культуры. Так, практически повсеместно любимы знаменитые сиб. пельмени, в зим. период времени используются мех. шапки и сапоги (унты, кисы, торбаза). Прослеживается общее в ценностно-поведенч. комплексе жителей Сибири.

У жителей др. регионов часто встречается пренебрежит. отношение к Сибири (как краю отдаленному, дикому, месту ссылки и каторги) и С. (как людям грубым, необразованным/некультурным). Согласно В.И Далю, ранее существовало бранное слово «сибирный», обозначавшее «зверский, лютый, злой» и «отчаянный». Наиболее часто из бытующих о Сибири представлений встречается мнение, что «там всегда зима» и «медведи по улицам ходят». Начиная с 1990-х гг. регион. идентичность характеризуется положит. динамикой, а топоним «сибиряк» все чаще используется в кач-ве этнонима.

2. Группа рус. старожильч. населения Сибири XVIII – нач. ХХ в. По мнению антропологов, у С. более круп. размеры лица и его частей: скулового и челюстного диаметров, высоты лица и носа. Все рус. С. имеют более круп. размеры по сравнению с русскими европ. части страны. О себе представители этой этнокультур. группы обычно говорят, что они и их предки «коренные сибиряки», «вечные сибиряки», «настоящие русские сибиряки». Мн. из фамилий «коренных сибиряков» отмечаются в с.-х. анкетах 1916–17 как «великорусские старожильческие». Существует 2 осн. взгляда на С.: как на «русского человека древле» и как представителя «новой сибирско-русской народности».

Значит. часть рус. старожильч. населения идентифицирует себя как чалдоны (челдоны), представляя этнокультур. (этногр.) группу. Ч. – самоназв., повлиявшее на формирование самосознания, ведущего корни «с Дона» (вариант – с рек Чала и Дона). В правобережном Приобье, Притомье, Прииртышье фиксир. мифологизир. сюжет о происхождении «с Дона». В левобережном Приобье, Барабе, Васюганье, Кулунде такой экзо- и эндоэтноним встречается значительно реже и без выраженной «донской окраски».

Н.М. Ядринцев первым отметил «чалдонов» Зап. Сибири как зажит. старожилов с присущей им жаждой обогащения, рослых и нередко рыжеволосых. Красной нитью в устных сообщениях проходят темы родств. связи с «покорителем Сибири Ермаком», а также «казачьего» прошлого прадедов. Более того, Ермак выступает родонач. всего «рода», а гл. актом его деят-ти является поселение на сиб. землях «чалдонов».

Старожилы-чалдоны не знали европ. «прошлого» своих прадедов, чем корен. обр. отличались от рос. переселенцев 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. Они считали, а их потомки и сегодня считают себя живущими в Сибири с незапамят. времен, почему среди них распространены такие категоричные высказывания о себе, как: «мы – закорененные сибиряки», «чистые сибиряки», «чалдоны – извечные сибиряки», «нация была русские чалдоны» и т. д.

По вероисповеданию чалдоны Западной Сибири являлись православными или «мирскими», чем отличались от старожилов-старообрядцев. В костюме чалдонов и др. С.-старожилов в Зап. Сибири длительное время сохранялись компоненты позднефеод. элитар. костюма XVI–XVII вв. Нацеленность на элитарность и гор. формы получила дальнейшее подтверждение в более позднее время кон. XIX – нач. XX в., когда с помощью одежды этнокультур. группа показывала особое соц. положение, отвечавшее их устремлениям выделиться из крест. среды. Специфически чалдонской можно считать бытовавшую около ряда уезд. и безуезд. городов масленичную традицию конного «взятия снежных крепостей» и т. п. Семицко-троицкие обычаи у чалдонов правобережья Оби выглядели обедненными: не фиксировались «завивание берез», Семик, яичное заговенье. Слабая сохранность троицких праздников у чалдонов этого региона связывает их с северорус. территориями России, где эти обряды не получили развития. Чалдоны имели сравнительно бедный календар. фольклор на фоне, напр., переселенцев из Европ. России, Украины, Белоруссии.

Термины, обозначавшие отличные в этногр. отношении группы населения в Вост. Сибири, а именно в Иркутской обл., Респ. Бурятия, различны и содержат. их часть размыта. Старожилов рус. происхождения здесь называли «чалдонами», «гуранами», «чарошниками», рос. переселенцев пореформенного и столыпин. периодов – «расейскими», «хахлами», хорошо известна компакт. старообряд. группа «семейских». Несмотря на распространенность указ. терминов в народ. среде, их идентификация затруднена. Опред. путаница имеется с обозначениями «гуранов» и «чалдонов»: «русский народ, который живет за Байкалом; по мнению рос. переселенцев, так звали русских, «метисированных с местными северными народами», т. е. бурятами. Потомки польск. переселенцев-иркутян также считали, что термины «чалдон», «гуран» возникли из-за того, чтобы снять недоразумения в отношении идентификации части россиян, потомков от смешанных браков. Примечательно, что характер. культур. признаки чалдонов/гуранов описывались информаторами почти теми же словами, к-рые являлись типичными для Зап. Сибири: это – высокая быт. и хоз. культура, отличавшая их от аборигенов и от рос. переселенцев, любовь к чаепитию, диалект. особенности. Нек-рые считали, что разделит. линия между гуранами и чалдонами проходила по Байкалу: «в Чите, Забайкалье, Борзе, Арше звали гуранами», в Иркутской обл. «чалдонами» (пос. Листвянка Иркутского р-на). Если раньше прозвище «чалдон» являлось «ругательным словом для коренного сибиряка», то в наст. время встречаются случаи употребления этого слова в кач-ве этнонима.

Лит.: Ядринцев Н.М. Поездка по Западной Сибири и в Горный Алтайский округ // Зап. ЗСО ИРГО. 1880. Кн. 2; Фурсова Е.Ф. Новогодние праздники и обряды чалдонов Чаусской волости Томского округа (с. Середино, Кандаурово) // Населенные пункты Сибири: опыт исторического развития (ХVII – начало ХХ в.). Новосибирск, 1992; Пальцев А.И. Менталитет и ценностные организации этнических общностей (на примере субэтноса сибиряков). Новосибирск, 2001; Народы Западной и Средней Сибири: культура и этнические процессы. Новосибирск, 2002; Сверкунова Н.В. Региональная сибирская идентичность: опыт социологического исследования. СПб., 2002; Проблемы сибирской идентичности. СПб., 2003; Образы Сибири в общественном сознании россиян XVIII – начала XXI в. Новосибирск, 2006; Бережнова М.Л. Загадка челдонов. История формирования и особенности культуры старожильческого населения Сибири. Омск, 2007; Жигунова М.А. Русские сибиряки: идентичность, характер, культура (конец ХХ – начало XXI века) // История и культура Сибири. Омск, 2007.

М.А. Жигунова, Е.Ф. Фурсова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты