СЕНИЦКИЙ Людвик — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 2: Строка 2:
 
{{Статья
 
{{Статья
 
|содержание=
 
|содержание=
'''СЕНИЦКИЙ Людвик''',
+
'''СЕНИЦКИЙ Людвик''' (1677, Бэлзское воеводство Речи Посполитой – 1757, Росен (Россиены), Литва, Речь Посполита). Из шляхет. рода «герба Боньча». Полк., региментарий (зам. гетмана) Белорус. дивизии войска Великого княжества Литовского. В ходе Северной войны выступал на стороне ставленника шведов короля Станислава Лещинского. Взят в рус. плен при осаде Быховской крепости (1707). После первонач. тюрем. заключения в Москве сослан в Якутск (1709). Амнистирован в 1722, возвратился в Литву. Авт. воспоминаний, изданных на польск. яз. в Вильно в 1754. Они содержат ориг. характеристики хантов, самоедов (ненцев), тунгусов (эвенков), братов (бурят), якутов, а также краткие сведения о ламутах (эвенах), коряках, камчадалах (ительменах), упоминания о юкагирах и чукчах, основанные на спорадич. наблюдениях С. представителей этих народов. С. привел описание своей встречи в Якутске с потерпевшими кораблекрушение японцами и изложил их рассказ о событиях, сопровождавших распространение в Японии христианства. Все данные в книге С. собраны и рассмотрены преим. сквозь призму доминировавшей для него проблемы сравнит. религ.-этич. размышлений – как знакомство с культами, бытовавшими у народов Сибири и Д. Востока. Несмотря на во мн. наивно-дилетант. хар-р изложения, информация С. представляет очевид. источниковую значимость для своей эпохи. Книга С. занимает важное место в культур. мире Польши и Литвы XVIII в., являясь одной из первых польских реляций о Сев.-Вост. Азии, расширяющих кругозор и представления о мире Востока в Вост. и Центр. Европе.
(1677, Бэлзское воеводство Речи Посполитой – 1757, Росен (Россиены), Литва, Речь Посполита). Из шляхет. рода «герба Боньча». Полк., региментарий (зам. гетмана) Белорус. дивизии войска Великого княжества Литовского. В ходе Северной войны выступал на стороне ставленника шведов короля Станислава Лещинского. Взят в рус. плен при осаде Быховской крепости (1707). После первонач. тюрем. заключения в Москве сослан в Якутск (1709). Амнистирован в 1722, возвратился в Литву. Авт. воспоминаний, изданных на польск. яз. в Вильно в 1754. Они содержат ориг. характеристики хантов, самоедов (ненцев), тунгусов (эвенков), братов (бурят), якутов, а также краткие сведения о ламутах (эвенах), коряках, камчадалах (ительменах), упоминания о юкагирах и чукчах, основанные на спорадич. наблюдениях С. представителей этих народов. С. привел описание своей встречи в Якутске с потерпевшими кораблекрушение японцами и изложил их рассказ о событиях, сопровождавших распространение в Японии христианства. Все данные в книге С. собраны и рассмотрены преим. сквозь призму доминировавшей для него проблемы сравнит. религ.-этич. размышлений – как знакомство с культами, бытовавшими у народов Сибири и Д. Востока. Несмотря на во мн. наивно-дилетант. хар-р изложения, информация С. представляет очевид. источниковую значимость для своей эпохи. Книга С. занимает важное место в культур. мире Польши и Литвы XVIII в., являясь одной из первых польских реляций о Сев.-Вост. Азии, расширяющих кругозор и представления о мире Востока в Вост. и Центр. Европе.
+
 
|литература=
 
|литература=
 
Соч.: Dоkument osobliwego miloserdzia boskiego… z wspomnieniem o mniej znanych moskiewskiego Państwa krainach… Wilno, 1754.
 
Соч.: Dоkument osobliwego miloserdzia boskiego… z wspomnieniem o mniej znanych moskiewskiego Państwa krainach… Wilno, 1754.

Текущая версия на 22:54, 25 января 2013

СЕНИЦКИЙ Людвик (1677, Бэлзское воеводство Речи Посполитой – 1757, Росен (Россиены), Литва, Речь Посполита). Из шляхет. рода «герба Боньча». Полк., региментарий (зам. гетмана) Белорус. дивизии войска Великого княжества Литовского. В ходе Северной войны выступал на стороне ставленника шведов короля Станислава Лещинского. Взят в рус. плен при осаде Быховской крепости (1707). После первонач. тюрем. заключения в Москве сослан в Якутск (1709). Амнистирован в 1722, возвратился в Литву. Авт. воспоминаний, изданных на польск. яз. в Вильно в 1754. Они содержат ориг. характеристики хантов, самоедов (ненцев), тунгусов (эвенков), братов (бурят), якутов, а также краткие сведения о ламутах (эвенах), коряках, камчадалах (ительменах), упоминания о юкагирах и чукчах, основанные на спорадич. наблюдениях С. представителей этих народов. С. привел описание своей встречи в Якутске с потерпевшими кораблекрушение японцами и изложил их рассказ о событиях, сопровождавших распространение в Японии христианства. Все данные в книге С. собраны и рассмотрены преим. сквозь призму доминировавшей для него проблемы сравнит. религ.-этич. размышлений – как знакомство с культами, бытовавшими у народов Сибири и Д. Востока. Несмотря на во мн. наивно-дилетант. хар-р изложения, информация С. представляет очевид. источниковую значимость для своей эпохи. Книга С. занимает важное место в культур. мире Польши и Литвы XVIII в., являясь одной из первых польских реляций о Сев.-Вост. Азии, расширяющих кругозор и представления о мире Востока в Вост. и Центр. Европе.

Соч.: Dоkument osobliwego miloserdzia boskiego… z wspomnieniem o mniej znanych moskiewskiego Państwa krainach… Wilno, 1754.

Лит.: Janik M. Dzieje Polaków na Syberji. Kraków, 1928; Kuczyński A. Syberyjskie szlaki. Wrocław i in., 1972; Грицкевич В.П. От Немана к берегам Тихого океана. Минск, 1986; Шостакович Б.С. История поляков в Сибири (XVII –XIX вв.). Иркутск, 1995.

Б.С. Шостакович

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты