СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 21: Строка 21:
 
Развитие ср. С. о. в 1930-е гг. определялось теми же факторами. В 1939 в Сибири действовал 31 с.-х. техникум, где обучалось 6,4 тыс. чел. Для реализации задачи отрасл. специализации учеб. заведений в нач. 1930-х  гг. часть техникумов переведена из круп. городов в район. центры. Напр., в Куйбышеве (Западно-Сибирский кр.) на базе существовавшей до революции молоч. школы и переведенного из Новосибирска вет. техникума в 1930 создан с.-х. техникум; на такой же основе в 1932 появился Рыбинский с.-х. техникум в Восточно-Сибирском кр. Начали действовать с.-х. учеб. заведения в нац. р-нах: в 1930 организован Горно-Алтайский зоовет. техникум, здесь же в 1933 для подготовки специалистов из Тувинской Народной Республики открыта Тувинская с.-х. школа, просуществовавшая до 1939, в 1932 создан Абаканский конно-ветеринарный техникум.
 
Развитие ср. С. о. в 1930-е гг. определялось теми же факторами. В 1939 в Сибири действовал 31 с.-х. техникум, где обучалось 6,4 тыс. чел. Для реализации задачи отрасл. специализации учеб. заведений в нач. 1930-х  гг. часть техникумов переведена из круп. городов в район. центры. Напр., в Куйбышеве (Западно-Сибирский кр.) на базе существовавшей до революции молоч. школы и переведенного из Новосибирска вет. техникума в 1930 создан с.-х. техникум; на такой же основе в 1932 появился Рыбинский с.-х. техникум в Восточно-Сибирском кр. Начали действовать с.-х. учеб. заведения в нац. р-нах: в 1930 организован Горно-Алтайский зоовет. техникум, здесь же в 1933 для подготовки специалистов из Тувинской Народной Республики открыта Тувинская с.-х. школа, просуществовавшая до 1939, в 1932 создан Абаканский конно-ветеринарный техникум.
  
В 1930-е гг. осн. формой подготовки квалифицир. с.-х. рабочих (трактористов, комбайнеров, специалистов по обслуживанию с.-х. техники) стали учеб. заведения типа школ ФЗУ – школы совхоз. и леспромхоз. ученичества и школы механизации со сроком обучения 6–8 мес. Изменение системы подготовки рабочих в соотв. с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 окт. 1940 «О государственных трудовых резервах» (см. Профессиональное образование начальное и среднее) практически лишило село стационар. учеб. заведений нач. С. о. и вызвало значит. отток молодежи в гор. училища. В этих условиях единств. формой нач. С. о. оставались курсы при машинно-тракторных станциях, совхозах, школах, бригад. и индивид. ученичество. В 1936 в Сибири подготовлено 67 тыс. трактористов, более 5 тыс. шоферов, 1,8 тыс. механиков, 8,7 тыс. комбайнеров.
+
В 1930-е гг. осн. формой подготовки квалифицир. с.-х. рабочих (трактористов, комбайнеров, специалистов по обслуживанию с.-х. техники) стали учеб. заведения типа школ ФЗУ – школы совхоз. и леспромхоз. ученичества и школы механизации со сроком обучения 6–8 мес. Изменение системы подготовки рабочих в соотв. с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 окт. 1940 «О государственных трудовых резервах» (см. [[ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ|Профессиональное образование начальное и среднее]]) практически лишило село стационар. учеб. заведений нач. С. о. и вызвало значит. отток молодежи в гор. училища. В этих условиях единств. формой нач. С. о. оставались курсы при машинно-тракторных станциях, совхозах, школах, бригад. и индивид. ученичество. В 1936 в Сибири подготовлено 67 тыс. трактористов, более 5 тыс. шоферов, 1,8 тыс. механиков, 8,7 тыс. комбайнеров.
  
 
Развитие С. о. региона в годы Великой Отечественной войны проходило в тяжелых условиях (трудное экон. положение, частич. или полная передача зданий госпиталям и эвакуир. учреждениям, мобилизация студентов и преподавателей, сокращение сроков обучения). Вместе с тем эвакуация в регион вузов и техникумов из европ. части страны способствовала укреплению метод. и пед. базы сиб. с.-х. школы. В 1943 на основе эвакуированного из Пушкина Ленинградской обл. вуза открыт Алтайский сельскохозяйственный ин-т. За годы войны в Сибири подготовлено 1 068 специалистов с. х. с высш. образованием.
 
Развитие С. о. региона в годы Великой Отечественной войны проходило в тяжелых условиях (трудное экон. положение, частич. или полная передача зданий госпиталям и эвакуир. учреждениям, мобилизация студентов и преподавателей, сокращение сроков обучения). Вместе с тем эвакуация в регион вузов и техникумов из европ. части страны способствовала укреплению метод. и пед. базы сиб. с.-х. школы. В 1943 на основе эвакуированного из Пушкина Ленинградской обл. вуза открыт Алтайский сельскохозяйственный ин-т. За годы войны в Сибири подготовлено 1 068 специалистов с. х. с высш. образованием.

Текущая версия на 17:47, 25 января 2013

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. История С. о. в Сибири началась с открытия в кон. 1870-х гг. вет.-фельдшер. школ, готовивших помощников вет. врачей (Тобольск (1878), Томск (1878), Омск (1879)). В Вост. Сибири и на Д. Востоке ср. с.-х. учеб. заведения до 1910 отсутствовали. Массовое с.-х. переселение в регион в нач. ХХ в. потребовало создания ср. землемер. училищ; в 1913 они действовали в Омске, Красноярске и Чите, в Томске землемеров готовило политехн. училище. В 1912 в Омске открылось одно из наиболее крупных в регионе проф. учеб. заведений – с.-х. училище, готовившее агрономов и квалифицир. гидротехников для Сибири и степ. р-нов Казахстана. В 1916 в Барнауле появилось ср. мех. училище, в к-ром обучались специалисты по с.-х. машиностроению.

Возросший культ.-техн. уровень с. х. потребовал распространения начального С. о. На рубеже XIX–XX вв. в регионе открылось более 10 низших с.-х. школ, в т. ч. 2 в Вост. Сибири в Нерчинске и с. Рыбинском Енисейской губ. и 1 на Д. Востоке в НикольскУссурийске. Результатом развития товар. маслоделия стало открытие молоч. школ в Каинске, Тобольске и в с. Белово Ишимского окр. Лес. школы в Боготоле, Боровом и Кургане готовили помощников лесничих. Мн. из низших с.-х. школ открывались при поддержке сел. обществ, частн. инициативы. В 1891 купец В. Ерофеев открыл Каинскую молоч. школу и преподнес ее в дар имп. семье, к-рая передала учеб. заведение Мин-ву земледелия и гос. имуществ. Развитию С. о. способствовало принятие в 1904 «Положения о сельскохозяйственном образовании», согласно к-рому с.-х. учеб. заведениям предоставлялись льготы, напр., безвозмезд. пользование земел. и лес. уч-ками, возможность беспошлинно выписывать из-за границы лит., семена, инвентарь и проч. Для распространения с.-х. знаний в программу нач. общеобразоват. школ с нач. ХХ в. введены занятия по с. х., в связи с чем учащиеся учит. семинарий проходили спец. подготовку. Помимо стационар. с.-х. учеб. заведений в регионе действовали краткосроч. агроном. и вет. курсы. В 1917 в ср. и низш. с.-х. учеб. заведениях Сибири училось 432 чел.

Первые высш. с.-х. учеб. заведения в регионе появились в сов. период, хотя вопрос об их создании активно обсуждался с 1908. Центром высш. С. о. в Сибири на долгие годы стал Омск. В янв. 1913 пр-во и Гос. дума приняли решения об открытии здесь Сельскохозяйственного ин-та, однако Первая мировая война отсрочила это событие до февр. 1918. В состав вуза вошли агроном., вет. и мед. фак-ты (2 последних в окт. 1920 выделены в отд. институты). Укреплению мат.-техн. базы института способствовала передача в 1920 здания, оборудования и тер. с.-х. училища, что позволило открыть еще 2 фак-та – лес. и инженерный. В дек. 1920 из состава сельскохоз. ин-та выделился ветеринарный. После включения в 1922 в кач-ве землеустроит. фак-та Омского земельного практического ин-та институт получил название Сибирской сельскохозяйственной академии (Сибака). В 1924 вновь переименован в Сибирский ин-т сельского хозяйства и лесоводства. В 1919–20 в него ежегодно набирали по 200–300 чел., однако в 1922 институт выпустил всего 7 агрономов, 1 лесовода, 22 землеустроителя. Во 2-й пол. 1920-х гг. принятые на гос. и регион. уровне меры по развитию С. о. позволили увеличить числ. специалистов с высш. с.-х. образованием: если в 1-й пол. 1920-х гг. Омский сельскохозяйственный ин-т окончили 187 чел., то с 1926 по 1928 – 376 чел.; Сибирский ветеринарный ин-т соотв. 122 и 173 чел. Во 2-й пол. 1920-х гг. примерно на 44 % увеличилась числ. преподавателей. Несмотря на тяжелые условия, в к-рых проходил начальный этап деят-ти Сибирского с.-х. ин-та, его организаторам и преподавателям удалось реализовать мн. из лучших дорев. традиций вузов. образования. С начала работы института большое внимание уделялось оборудованию лабораторий, частично перевезенных из Томска и Москвы, комплектации б-ки, в 1920-е гг. создаются бот. сад, метеостанция, опыт. маслозавод и т. п. Важную роль в становлении омских с.-х. институтов сыграли профессора и преподаватели Томского и Казанского ун-тов В.С. Титов (1-й ректор института), Д.В. Алексеев, В.Ч. Дорогостайский, К.Р. Виноградов, Я.С. и А.С. Сапожниковы, А.И. Акаевский, А.Д. Бальзаментов, А.Д. Васильевский и др. Ин-т вел науч.-исслед., опыт. и экспедиц. работу.

На востоке страны до нач. 1930-х гг. высш. С. о. ограничивалось агроном. фак-том Дальневосточного гос. ун-та (ДВГУ), переведенным в 1923 из Читы. Открытый в 1920 в составе Иркутского ун-та вет. фак-т в 1921 в условиях финанс. кризиса был закрыт.

В кон. 1919 большинство действовавших до революции ср. и низш. учеб. учреждений преобразованы в с.-х., лес. и вет. техникумы, политехникумы, открылся ряд новых учеб. заведений в Новониколаевске, Красноярске, Иркутске, Якутске. В них готовили специалистов по земел. стр-ву, мелиорации, агрономии, лес. и молоч. хоз-ву, кооперации, с.-х. технике. В условиях финанс. кризиса 1921–23 кол-во техникумов сократилось. В 1928 в Сибири действовало 4 с.-х. техникума, в к-рых обучалось 698 учащихся.

Начальное С. о. в 1920 – нач. 1930-х гг. давали проф.-техн. школы и учеб.-показат. мастерские. Эти учеб. заведения готовили специалистов по ремонту и обслуживанию с.-х. техники, до кон. 1920-х гг. в регионе действовали 4 школы молоч. хоз-ва. Задача распространения начальных с.-х. знаний стояла также перед созданными в 1923/24 школами крестьянской молодежи (ШКМ). Учеб. планы ШКМ предусматривали большое кол-во практич. и лаб. работ на школьных и крест. (с кон. 1920-х гг. колхоз.) уч-ках. Теор. и практич. занятия по с. х. входили в программы летних учит. курсов и пед. техникумов.

В условиях дефицита с.-х. кадров особое значение имели краткосроч. курсы со сроком обучения от 2-х нед. до 3 х мес. (в 1921 в Иркутской губ. курсы для подготовки специалистов по огородничеству, полеводству, жив-ву, маслоделию и молоч. хоз-ву действовали в 35 пунктах, в Омской губ. в этот же период организованы краткосроч. курсы для красноармейцев).

В кон. 1920-х гг. в системе высш. и ср. спец. образования произошли значит. изменения. В соотв. с пост. июльского (1928) и нояб. (1929) Пленумов ЦК ВКП(б), с.-х. учеб. заведения передавались из ведения Наркомата просвещения Наркомату земледелия. В 1930 с целью усиления отрасл. специализации выпускников из состава Сибирского ин-та с. х. и лесоводства выделено 4 самостоят. института: зерновых культур, молоч. хоз-ва, организации территории и лесотехнический, переведенный в Красноярск (по др. данным, выделилось 5 вузов: возможно, непродолжит. время действовал колхозный ин-т). Во Владивостоке в результате разделения ДВГУ в 1930 создан Тихоокеанский ин-т социалистического сельского хозяйства (ТИССХ), в 1932 переведенный в Благовещенск. Реформа предполагала значит. увеличение числ. выпускаемых специалистов, однако рассредоточение профессор.-преп. состава, мат. средств, сокращение сроков обучения и чрезмерно узкая специализация привели к существ. снижению качества подготовки, а в ТИССХ – к сокращению наполовину числ. студентов, (что стало причиной преобразования его в техникум). Поэтому в 1933 самостоят. омские ин-ты вновь объединились в Сибирский институт сельского хозяйства. К сер. 1930-х гг. он превратился в один из головных с.-х. вузов страны, в 1935 здесь состоялась 1-я защита канд. дис. Развитие с. х. потребовало расширения сети с.-х. вузов в регионе: в 1934–35 открыты институты в Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ. К кон. 1930-х гг. в с.-х. вузах региона обучалось ок. 3,5 тыс. студентов.

Развитие ср. С. о. в 1930-е гг. определялось теми же факторами. В 1939 в Сибири действовал 31 с.-х. техникум, где обучалось 6,4 тыс. чел. Для реализации задачи отрасл. специализации учеб. заведений в нач. 1930-х  гг. часть техникумов переведена из круп. городов в район. центры. Напр., в Куйбышеве (Западно-Сибирский кр.) на базе существовавшей до революции молоч. школы и переведенного из Новосибирска вет. техникума в 1930 создан с.-х. техникум; на такой же основе в 1932 появился Рыбинский с.-х. техникум в Восточно-Сибирском кр. Начали действовать с.-х. учеб. заведения в нац. р-нах: в 1930 организован Горно-Алтайский зоовет. техникум, здесь же в 1933 для подготовки специалистов из Тувинской Народной Республики открыта Тувинская с.-х. школа, просуществовавшая до 1939, в 1932 создан Абаканский конно-ветеринарный техникум.

В 1930-е гг. осн. формой подготовки квалифицир. с.-х. рабочих (трактористов, комбайнеров, специалистов по обслуживанию с.-х. техники) стали учеб. заведения типа школ ФЗУ – школы совхоз. и леспромхоз. ученичества и школы механизации со сроком обучения 6–8 мес. Изменение системы подготовки рабочих в соотв. с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 окт. 1940 «О государственных трудовых резервах» (см. Профессиональное образование начальное и среднее) практически лишило село стационар. учеб. заведений нач. С. о. и вызвало значит. отток молодежи в гор. училища. В этих условиях единств. формой нач. С. о. оставались курсы при машинно-тракторных станциях, совхозах, школах, бригад. и индивид. ученичество. В 1936 в Сибири подготовлено 67 тыс. трактористов, более 5 тыс. шоферов, 1,8 тыс. механиков, 8,7 тыс. комбайнеров.

Развитие С. о. региона в годы Великой Отечественной войны проходило в тяжелых условиях (трудное экон. положение, частич. или полная передача зданий госпиталям и эвакуир. учреждениям, мобилизация студентов и преподавателей, сокращение сроков обучения). Вместе с тем эвакуация в регион вузов и техникумов из европ. части страны способствовала укреплению метод. и пед. базы сиб. с.-х. школы. В 1943 на основе эвакуированного из Пушкина Ленинградской обл. вуза открыт Алтайский сельскохозяйственный ин-т. За годы войны в Сибири подготовлено 1 068 специалистов с. х. с высш. образованием.

В кон. 1940-х – 1950-х гг. в Сибири и на Д. Востоке открыто 5 с.-х. вузов (Благовещенск (1949), Красноярск (1953), с.-х. фак-т в Якутском гос. ун-те (ЯГУ; 1956), Уссурийск (1957), Тюмень (1959)), что расширило сеть высш. С. о. в регионе почти вдвое. Появление новых вузов в вост. части Сибири во мн. позволило решить проблему с.-х. кадров. В 1950–60-е гг. широко распространение получили заоч. и веч. формы обучения, во мн. вузах открылись фак-ты переподготовки и повышения квалификации. В 1960-е гг. возникает новый тип с.-х. ср. спец. учеб. заведения – совхоз(лесхоз)-техникум. Прикрепление учеб. заведений к действующим хоз-вам расширяло мат.-техн. базу первых, способствовало усилению практич. направленности обучения. В результате реорганизации системы подготовки гос. труд. резервов в 1959 возник новый тип учеб. заведений проф. нач. образования – сел. проф.-техн. училища (СПТУ). В них принимали лиц с 8-летним образованием, с сер. 1970-х гг. учащиеся СПТУ получали общее ср. образование; возросли требования к техн. и учеб.-мат. базе училищ, срок обучения увеличился до 1–3 лет. СПТУ имелись почти в каждом р-не региона, подготовка в них велась в осн. по специальностям, связанным с обслуживанием с.-х. техники.

Несмотря на значит. выросшую за послевоен. годы сеть высш. и ср. С. о., потребность в квалифицир. кадрах оставалась весьма острой. Так, в хоз-вах Тюменской обл. во 2-й пол. 1960-х гг. работало чуть более 1 тыс. специалистов, в то время когда их требовалось 5,5 тыс. В Новосибирской обл. потребность в таких кадрах составляла 10 тыс. чел. Из 744 молодых бригадиров и 630 зав. фермами Омской обл. не было ни одного с высш. образованием и только 38 чел. имели среднее С. о. С. х. Зап. Сибири во 2-й пол. 1960-х гг. обеспечивалось квалифицир. раб. силой на 70 %.

В кон. 1970-х гг. сеть сиб. с.-х. вузов расширилась за счет открытия в Кемерове, Томске, Чите заоч. филиалов действовавших вузов, к-рые в 1990-е гг. получили статус институтов, в 1985 в отд. ин-т выделился с.-х. фак-т ЯГУ. В 1980-е гг. в сиб. с.-х. вузах учились в осн. (90 %) представители сел. молодежи, среди них 50 % – по направлениям колхозов и совхозов. В нач. 1980-х гг. действовало 42 с.-х. и лес. техникума в Сибири и 4 техникума на Д. Востоке.

Тяжелая финанс. ситуация, в к-рой оказались с.-х. учеб. заведения в нач. 1990-х гг., осложнялась падением престижа с.-х. специальностей, связанным с кризисом агропроизв-ва, и значит. ухудшением мат. положения жителей села, к-рое являлось осн. источником для формирования студенчества. В таких условиях с.-х. вузы и ср. спец. учеб. заведения региона увеличили набор по экон.-юр. специальностям на платной основе. В 1990-е гг. в номенклатуре специальностей с.-х. вузов появились такие позиции, как агроэкология, технология и механизация переработки и произв-ва с.-х. продукции, стандартизация и сертификация, садовое и парковое хоз-во и др., к-рые отражают изменения в с.-х. секторе экономики и на рынке труда. Для обеспечения возможности получения высш. и ср. спец. образования сел. молодежью и решения кадровых проблем с.-х. региона активно используется контракт. форма подготовки по направлениям и при финанс. поддержке хоз-в и район. администраций (такие студенты составляют ок. 15 %). На базе действовавших в 1990-х гг. в регионе с.-х. вузов, как и в целом по стране, формировались учеб.-науч.-производств. комплексы, включающие вуз, техникумы (колледжи), проф. училища (лицеи), производств. и науч. подразделения. В результате осн. часть с.-х. вузов преобразована в университеты или академии.

В нач. 2000-х гг. в Сибири и на Д. Востоке действовали 14 с.-х. вузов (по 6 – в Зап. и Вост. Сибири, 2 – на Д. Востоке), 47 лес. и с.-х. техникумов (25 – в Зап. Сибири, 18 – в Вост. Сибири, 4 – на Д. Востоке); наибольшее кол-во ср. спец. учеб. заведений размещалось в Алтайском и Красноярском кр. В ср. в вузах обучается по 7–10 тыс. студентов. В Новосибирском гос. аграрном ун-те ок. 13 тыс. студентов проходят подготовку по 21 специальности. Во мн. вузах созданы уник. опыт. и науч. подразделения: бот. сад Омского гос. аграрного ун-та, дендрарий Дальневосточного гос. аграрного ун-та и др. С.-х. вузы региона осуществляют не только образоват., но и н.-и. деят-ть, в большинстве из них действует аспирантура, советы по защите канд. и докт. дис., имеют междунар. связи.

Лит.: Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917–1980). Новосибирск, 1986; Корнажевская Л.А. Из опыта становления сельскохозяйственного образования в Западной Сибири // Человек и общество – на рубеже тысячелетий. Воронеж, 2004. Вып. 23; Толочко А.П., Ищенко О.В., Сковородина И.С. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. (опыт истории в контексте современности). Омск, 2005.

Л.А. Корнажевская, С.Н. Ушакова, М.И. Федорова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты