СЕЛЬКУПЫ — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Категория:С {{Статья |содержание= [[файл:Svatikov.jpg|thumb|alt=СВАТИКОВ Сергей Григорьевич|СВАТИ…»)
 
Строка 4: Строка 4:
 
[[файл:Svatikov.jpg|thumb|alt=СВАТИКОВ Сергей Григорьевич|СВАТИКОВ Сергей Григорьевич]]
 
[[файл:Svatikov.jpg|thumb|alt=СВАТИКОВ Сергей Григорьевич|СВАТИКОВ Сергей Григорьевич]]
 
'''СЕЛЬКУПЫ''',
 
'''СЕЛЬКУПЫ''',
 +
народ,проживающий в Красноселькупском р-не Ямало-Ненецкого авт. окр. и др.р-нах Тюменской обл., в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетскомр-нах и на сел. территориях Колпашевского горсовета Томской обл., а также (небольшая группа) в Туруханском р-не Красноярского кр. Совр.этноним происходит от самоназв. одной из наиболее круп. территор. группировок сев. С.: солькуп (на р. Таз) или шолькуп (р. Турухан) – «таежный человек». В дорев. этногр. лит. именовались обычно остяко-самоедами, остяками. Юж. С., всоставе к-рых различалось неск. этнотерритор. групп, имели др. самоназв. Жители бассейнов обских притоков Тыма и Парабели называли себя чумыль-куп – «землянойчеловек», обитатели бас. Кети (прав. приток Оби) – суссе кум или шош кум –«таежный человек». Этноним С., введенный в 1930-е гг., первонач. был приняттолько сев. группой. В Томской обл., у юж. группы этого народа, он утвердилсятолько в 1970-х гг.
  
народ,проживающий в Красноселькупском р-не Ямало-Ненецкого авт. окр. и др.р-нах Тюменской обл., в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетскомр-нах и на сел. территориях Колпашевского горсовета Томской обл., атакже (небольшая группа) в Туруханском р-не Красноярского кр. Совр.этноним происходит от самоназв. одной из наиболее круп. территор. группировоксев. С.: солькуп (на р. Таз) или шолькуп (р. Турухан) – «таежный человек». Вдорев. этногр. лит. именовались обычно остяко-самоедами, остяками. Юж. С., всоставе к-рых различалось неск. этнотерритор. групп, имели др. самоназв. Жителибассейнов обских притоков Тыма и Парабели называли себя чумыль-куп – «землянойчеловек», обитатели бас. Кети (прав. приток Оби) – суссе кум или шош кум –«таежный человек». Этноним С., введенный в 1930-е гг., первонач. был приняттолько сев. группой. В Томской обл., у юж. группы этого народа, он утвердилсятолько в 1970-х гг.
 
 
По даннымпереписей, общая числ. селькупов составляла: 1939 – 2 604 чел., 1959 – 3 704,1970 – 4 249, 1979 – 3 518, 1989 – 3 564, 2002 – 4 249 чел.
 
По даннымпереписей, общая числ. селькупов составляла: 1939 – 2 604 чел., 1959 – 3 704,1970 – 4 249, 1979 – 3 518, 1989 – 3 564, 2002 – 4 249 чел.
 
По антропол.типу С. относятся к урал. переходной расе (при участии европеоид. примеси).
 
По антропол.типу С. относятся к урал. переходной расе (при участии европеоид. примеси).
Строка 36: Строка 36:
 
В стацион.поселениях одним из осн. видов зимнего жилища была полуземлянка карамо –2-камерная, углубленная в землю постройка, стены к-рой имеют каркасно-столбовуюконструкцию. Бревенч. крыша дополнительно перекрывалась берестой и засыпаласьземлей. Отопит. сооружением служил очаг или чувал, основу к-рого составлялостов из жердей, обмазанных глиной. У С. были распространены также полуземлянкиусеченно-пирамидал. формы, похожие на хантыйские, каркас. наземные жилища свертикальными стенами, землянки и полуземлянки срубной конструкции с плоскойлибо 2-скатной крышей. Спальные места в землянках и полуземлянках располагалисьна нарах. Впоследствии широкое распространение у С. получили рус. срубные избы.
 
В стацион.поселениях одним из осн. видов зимнего жилища была полуземлянка карамо –2-камерная, углубленная в землю постройка, стены к-рой имеют каркасно-столбовуюконструкцию. Бревенч. крыша дополнительно перекрывалась берестой и засыпаласьземлей. Отопит. сооружением служил очаг или чувал, основу к-рого составлялостов из жердей, обмазанных глиной. У С. были распространены также полуземлянкиусеченно-пирамидал. формы, похожие на хантыйские, каркас. наземные жилища свертикальными стенами, землянки и полуземлянки срубной конструкции с плоскойлибо 2-скатной крышей. Спальные места в землянках и полуземлянках располагалисьна нарах. Впоследствии широкое распространение у С. получили рус. срубные избы.
 
Традиц.поэтич. творчество С. представлено преданиями (тентыль), сказками (чапта),загадками (нуркытса) и шутками-поговорками. Большое место в фольклоре занимаютповествования о всевозможных приключениях героя, о его столкновениях со злымидухами (хозяевами стихий), причем, несмотря на все свое коварство, в борьбе счеловеком злые духи всегда оказываются побежденными. Предания С. повествуют овойнах, к-рые их предки вели с ненцами и эвенками; у юж. С. сохранилисьпредания о войнах с татарами. Союзниками С. в этих преданиях выступают кетыи ханты. В фольклоре С. содержится мн. реликтов, давно отживших свой векверований и связанных с ними культов. У юж. С. старинным муз. инструментомбытовал 7-струнный «лебедь»; широко был распространен варган – костяная пластинкас вибрирующим язычком. Варган служил также жен. шаман. инструментом, заменяяшаманке бубен. У сев. С. единств. муз. инструментом был шаман. бубен.
 
Традиц.поэтич. творчество С. представлено преданиями (тентыль), сказками (чапта),загадками (нуркытса) и шутками-поговорками. Большое место в фольклоре занимаютповествования о всевозможных приключениях героя, о его столкновениях со злымидухами (хозяевами стихий), причем, несмотря на все свое коварство, в борьбе счеловеком злые духи всегда оказываются побежденными. Предания С. повествуют овойнах, к-рые их предки вели с ненцами и эвенками; у юж. С. сохранилисьпредания о войнах с татарами. Союзниками С. в этих преданиях выступают кетыи ханты. В фольклоре С. содержится мн. реликтов, давно отживших свой векверований и связанных с ними культов. У юж. С. старинным муз. инструментомбытовал 7-струнный «лебедь»; широко был распространен варган – костяная пластинкас вибрирующим язычком. Варган служил также жен. шаман. инструментом, заменяяшаманке бубен. У сев. С. единств. муз. инструментом был шаман. бубен.
 
 
|литература=
 
|литература=
Соч.: Россия и Дон (1549–1917). Белград, 1924; Россия и Сибирь (К истории сибирского областничества в XIX веке). Прага, 1930.
+
Лит.: Лит.: Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972; Он же. Селькупы ХVII века (очерки социально-экономической истории). Новосибирск, 1981; Гемуев И.Н., Пелих Г.И. Cелькупское оленеводство // Сов. этнография. 1975. № 3.
 
+
|автор=В.Е. Зубов
Лит.: Маркедонов С.М. С.Г.Сватиков – историк и общественный деятель. Ростов-на-Д., 1999.
+
|автор=А.Р. Ивонин
+
 
}}
 
}}

Версия 19:22, 6 января 2013

СВАТИКОВ Сергей Григорьевич
СВАТИКОВ Сергей Григорьевич

СЕЛЬКУПЫ, народ,проживающий в Красноселькупском р-не Ямало-Ненецкого авт. окр. и др.р-нах Тюменской обл., в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетскомр-нах и на сел. территориях Колпашевского горсовета Томской обл., а также (небольшая группа) в Туруханском р-не Красноярского кр. Совр.этноним происходит от самоназв. одной из наиболее круп. территор. группировок сев. С.: солькуп (на р. Таз) или шолькуп (р. Турухан) – «таежный человек». В дорев. этногр. лит. именовались обычно остяко-самоедами, остяками. Юж. С., всоставе к-рых различалось неск. этнотерритор. групп, имели др. самоназв. Жители бассейнов обских притоков Тыма и Парабели называли себя чумыль-куп – «землянойчеловек», обитатели бас. Кети (прав. приток Оби) – суссе кум или шош кум –«таежный человек». Этноним С., введенный в 1930-е гг., первонач. был приняттолько сев. группой. В Томской обл., у юж. группы этого народа, он утвердилсятолько в 1970-х гг.

По даннымпереписей, общая числ. селькупов составляла: 1939 – 2 604 чел., 1959 – 3 704,1970 – 4 249, 1979 – 3 518, 1989 – 3 564, 2002 – 4 249 чел. По антропол.типу С. относятся к урал. переходной расе (при участии европеоид. примеси). Селькупскийяз. причисляется кподгруппе самодийских языков уральской языковой общности. Большая этнич.территория при малой числ. населения предопределяет сложность внутр. деленияселькуп. яз. Среди лингвистов и этнографов нет единого мнения о кол-ве в немнаречий и диалектов. Язык. отличия между сев. и юж. диалект. группами весьмасущественны, что препятствует свобод. язык. общению. В кон. XIX в. Н.Г.Григоровским была предпринята неудачная попытка создания селькуп. письменности.В нач. 1930-х гг. Г.Н. и Е.Д. Прокофьевы разработали селькуп. алфавит на основелат. графики. С 1937 селькуп. письменность переведена на рус. графич. основу. Предположит. сХVII в. С. разделены на 2 территор. группы – южную, нарымскую и северную,тазовско-туруханскую. Юж. (нарым., или среднеобские) С. являются прямымипотомками носителей кулайской культуры, существовавшей в Ср. Приобье в Vв. до н. э. – V в. н. э. С этой ист.-культур. общностью исследователи связываютпроисхождение всех народов самодийской язык. подгруппы. Непосредств. преемникомкулайцев в Ср. Приобье, по мнению археологов, являлось население, создавшее р¸лкинскуюкультуру (VI–VIII вв. н. э.). Мн. элементы хоз. уклада, орудий труда и бытарелкинцев имеют аналоги с селькуп. этногр. материалом. Сев. С. образовались врезультате ухода в XVII в. части самодийского населения со Ср. Оби на север, вбас. Верх. Таза и левого притока Енисея р. Турухан. Окончат. этнич. оформлениеэтногр. группы сев. С. завершилось лишь в XIX в. Наряду с собственно селькуп.компонентом в состав сев. С. вошли семьи энецкого, кетского и хантыйскогопроисхождения. Этногенез С.связывается с историей формирования др. самодийских народов Зап. Сибири врамках концепции их южносиб. происхождения. Однако С. занимают в этом процессенеск. обособленное место. Тер. Нарымского и Томского Приобья, к-рая являетсяавтохтонной для С., в кон. I тыс. до н. э. – сер. I тыс. н. э. входила в составкулайской культур. общности и представляла собой сев., таеж. перифериюсамодийцев. В Ср. Приобье с сер. II тыс. н. э. традиции кулайцев наследуетрелкинская археол. культура, к-рая идентифицируется в этнокультур. плане какпраселькупская. На протяжении 1-й пол. II тыс. н. э., когда под воздействиемтюрок юж. самодийцы переселяются в приполяр. р-ны Зап. Сибири и горно-таеж.р-ны Юж. Сибири, С. практически избежали иноэтнич. влияния. Поэтому С. вбольшей мере, чем к.-л. др. самоедоязычный народ, сохранили др. самодийскуюоснову. В то же время широкая территория расселения и последующее переселениечасти С. на север, в бас. рек Таз и Турухан, обусловили достаточно интенсив.контакты с соседями и включение в состав С. тюрк., кетских, хантыйских,эвенкийских и северосамодийских культур. компонентов, что нашло отражение всовр. культуре этого народа. В наст. время нарым. группа С. сильнорусифицирована, северная же, даже в условиях довольно интенсив. культур. ибрачных контактов с кетами и эвенками (в верховьях р. Таз до 3/4 браков, заключенных С., межнац.), сохраняетсвою этнич. самобытность. В частн., в этом р-не селькуп. яз., наряду с русским,является разговорным в среде разноэтнич. корен. населения. Традиц. соц.орг-ция С. сложна и недостаточно изучена. В прошлом у С. выявляются следыбытования родового и фратриального деления. В 1-й пол. XIX в. у сев. С. существовали2 экзогамных объединения – фратрий, 1-е из к-рых именовалось «орла половинныйрод», а 2-е – «кедровки половинный род». Фратриал. деление обнаруживается и уюж. (тымских) С., в состав к-рых входило неск. кровных родов с тотемич.названиями «вороний», «медвежий», «лебяжий», «глухариный», «журавлиный» и т. д.Судя по фольклор. материалам, некогда все эти роды имели в обществ.собственности охотничьи и рыболовные угодья. С кон. XIX в. во всех регионахрасселения С. осн. обществ. единицей становится соседская община, объединявшаяхоз-ва, принадлежавшие к различ. этнотерритор. группам и связанные между собойне кровным родством, а соседскими узами. Общинники совместно пользовалисьохотничьими угодьями, коллективно устраивали заграждения на реках – запоры дляловли рыбы, добывали осенью линных гусей. Прочно бытовал обычай соседскойвзаимопомощи, согласно к-рому семьи, лишившиеся кормильца, престарелые иодиночки имели свою долю во всех коллект. промыслах. Обществ.неравенство, развившееся в среде С. еще до вхождения Нарымского кр. в составРоссии и выразившееся в выделении правящей воен. верхушки – князцов, былозакреплено рус. администрацией, а после принятия Устава об управленииинородцами приобрело статус закона. Согласно Уставу, на всей территории расселенияС. были созданы адм. волости (роды), во главе к-рых стояли князцы и старшины. Вих функции входил сбор ясака – дани, вносившейся шкурками пушных зверей(соболей, куниц, песцов, белок) или деньгами. Они же занимались разборомконфликт. ситуаций, связанных с наследованием имущества, земел. и долговымиспорами, хищениями и т. п. обстоятельствами, руководствуясь нормами обычногоправа, традиц. нравств. установками и обществ. моралью. После Окт. революции,когда прежние органы адм. упр-ния были упразднены, в местах расселения С. былисозданы туземные (впоследствии сельские) советы. С., считаясьофициально крещеными, продолжали сохранять др. религ. представления и обряды.Для них были характерны анимистич. представления об окружающем мире. Добрымначалом являлось божество Ном (Нум),олицетворявшее небо. Злое начало представлял дух Кызы, обитающий под землей.Кызы имел множество духов-помощников, к-рые, «как ветер», проникали в телочеловека через кожу и вызывали болезни, поедая тот или иной орган. Считалось,что они вселялись в человека в виде червяка или насекомого и двигались покровеносным сосудам. В случае болезни С. обращались к шаманам, духи к-рыхвступали в борьбу со злыми духами. Поэтому шаман, приступая к лечению больного,задавался целью выгнать непрошеного гостя из тела больного. Духи (лозы) шамана«гоняли» в человеке злых лозов, стараясь выгнать их на поверхность тела. Сосмертью человека злые лозы не гибнут, а «уходят на ветер» и проникают в др.тело. Болезнь объяснялась и тем, что злой дух якобы похищал у человека одну изего душ. В таких случаях шаман отправлялся на поиски похищенной души; если емуудавалось найти ее и водворить на место, больной выздоравливал, в противномслучае – умирал. С. поклонялисьдухам-хозяевам леса (мачиль лоз), воды (уткыль лоз) и т. п. Чтобы обеспечитьуспех в промысле, им приносились жертвы. Одним изсвоеобразных обрядов в шаманстве С. была церемония «оживления» бубна и др.предметов шаман. облачения. В представлениях С. бубен был оленем, на к-ромшаман путешествовал на небо или в подзем. мир. Действо, продолжавшееся 10 дн.,происходило весной и приурочивалось к весен. прилету птиц. Центр. частьюцеремонии считались путешествие на юг, в обитель Нома – страну, «где светятсемь солнц, где камень до неба достает», и возвращение обратно. Возможно, этопредставление отражает почитание С. предков, живших в высокогорной стране наюге (на Саянах). Шаман. дар уС. обязательно передавался по наследству. Обычно один из сыновей наследовал егоот отца, матери или деда. В шаманстве актив. роль играли сексуал. мотивы:молодой шаман вступал в сексуал. связь с мачин лозыт наля – дочерью хозяиналеса. Шаман принималактив. участие в похорон. обряде. Гробами служили долбленые стволы деревьев,лодки. Если покойного закапывали в землю, то на могиле устанавливали деревян.сруб. Детей хоронили на ветках высоких деревьев, обычно кедров. С покойниками,подобно др. самодийским народам, С. клали их имущество, к-рое предварительноприводили в негодность. Деление С. на2 территор. группы и их контакты с сосед. народами находят отражение вособенностях этнич. культуры. Юж. С. значит. ассимилированы рус. населением иутратили мн. элементы таеж. охотничье-рыболовецкого хоз.-культур. комплекса,характерного для всех народов, живущих в таеж. зоне Зап. Сибири. Сев. С.,контактируя с северосамодийск. народами, а также кетами и эвенками, освоилитаеж. транспорт. оленеводство и до наст. времени сохраняют традиц. промысл.хоз-во, мобильное жилище (чум), традиц. для северян одежду (типа малицы),режимы питания, утварь, транспорт; продолжают бытовать нек-рые функции традиц.соц. институтов, основы традиц. мировоззрения. Под влияниемрусских нарым. С. стали селиться в деревнях, заводить домаш. скот,культивировать огородничество (посадки репы, картофеля, гороха). Из домаш.скота в хоз-вах С. преобладали лошади и коровы. Овцы и свиньи встречалисьотносительно редко. Общие размеры скотовод. хоз-в были невелики. К нач. XX в.С., жившие по р. Кеть, имели в ср. на 1 хоз-во 1,27 голов лошадей, 2,77 –коров, 1,76 – мелкого рог. скота, 0,25 – свиней. Осн. направления хоз. деят-тиС. – охота и рыболовство. Гл. объект пушной охоты в тайге – белка. В прошлом влесах по рекам Тым, Парабель, Васюган С. охотились на соболя, применяя в кач-веловушек сети и капканы. Сев. С. добывают песца, используя капканы и деревян.ловушки – пасти. Из парнокопытных объектами охоты, гл. обр. с помощью ружья,являются в тайге лось, а в тундре и лесотундре – дикий олень. В прошлом на лосянастораживали самострелы. Водоплав.птицу (гусей и уток) прежде промышляли с луком, сейчас с ружьем. Линных гусейпо осени загоняли в сети, к-рыми перегораживали выходы из озер и заливов. Длядобычи боровой дичи применялись различ. видыдеревян. ловушек: черканы, клепцы, плашки. Куропатку добывали силками,сплетенными из конского волоса. В кач-ве транспорт. животных в сев. тайге итундре С.-охотники использовали оленей. В тайге широкое распространение имелиручные нарты. Обычно охотник сам тащил нарту с помощью ременной петли,надевавшейся на плечо, и потяга, привязанного к передку нарты. Иногдатащить нарту помогала собака. Осн. средствомпередвижения в тайге зимой служили лыжи из ели или кедра, подбитые снизуоленьим камусом либо шкуркой выдры. Вместо палок при ходьбе на лыжахС.-охотники использовали деревян. посох. Из совр. средств транспорта широкоприменяются снегоходы типа «Буран». Совр. охотничий промысел развит гл. обр. насевере селькуп. территории. Среди томских (среднеобских) С. проф.охотников-промысловиков практически нет. Ведущее место в промысл. охоте занимаетдобыча водоплав. птицы и боровой дичи. Рыболовство –2-е по значению хоз. направление деят-ти С. Зимой рыболовецкие бригадыпромышляют в осн. щуку на озерах. В летнее время местами рыболов. промысластановятся реки. Осн. орудия рыбодобычи – ставные невода и сети пром.произв-ва, а также традиц. – запоры, котцы, морды и др. ловушки, изготовленныеиз тальника, лиственных реек и кедровой коры. С помощью запоров и деревян.ловушек С. в нач. лета добывают щуку и язя, а в июле–авг. – белую рыбу: муксуна,щокура, сига. В прошлом применялись также крючковые снасти – жерлицы споплавками. Бытовали способы добычи рыбы с помощью остроги (в ночное время присвете факелов) и лука (гл. обр. щук). Наиболеераспростр. средство водного транспорта – обласок (челнок, выдолбленный изцельного ствола кедра или осины, с однолопастным веслом). Совр. рыболовецкиебригады селькуп. совхозов оснащены катерами и мотор. лодками. Оленеводствораспространено только в сев. ареале расселения С., в тазовско-турухан. регионе.Селькуп. оленеводство – таеж. типа. Размеры стад и маршруты сезон. передвиженийоленей сравнительно невелики. Каждая оленевод. бригада обслуживает стадо в1–1,2 тыс. голов. В прошлом длятазовско-турухан. региона был характерен вольный выпас оленей в летнее время сиспользованием сараев с сооруженными в них дымокурами. В сараях олениукрывались от комаров. Выпасались в этот период животные без присмотрапастухов. Чтобы олени не расходились далеко по лесу, к их шеям привязываликолокольчики, а на перед. ногу надевали деревян. доску с отверстием – «башмак».Ныне такой способ выпаса используют только владельцы личных стад. Собак припастьбе оленей С., в отличие от ненцев, не используют. Оленеводствозаимствовано С. от сев. соседей – ненцев и энцев. Селькуп. нарты по своейконструкции отличаются от ненецких лишь большим наклоном копыльев и неск.зауженным сидением. Для езды по тайге С., подобно лесным ненцам и энцам,используют привязанную к передку нарты деревян. дугу – баран. Селькуп. способзапряжки оленей в нарту и оленья упряжь практически не отличаются от ненецких. Мат. культураС. испытала существ. влияние сосед. этнич. групп. Др. селькуп. жилищамиявлялись квадрат. или прямоуг. землянки – карамо, к-рые вырывали в обрывистыхречных берегах. От реки в землянку вел узкий коридор. Сбоку от входарасполагался очаг. Проникали в землянки со стороны реки, подплывая ко входу налодках. В XIX в.селькуп. селения – юрты – также располагались обычно по берегам рек. Традиц.зимнее жилище томских (нарым.) С. – землянка или полуземлянка с бревенч. либожердевым каркасом и деревян. полом. Крыша покрывалась дерном и засыпаласьземлей. Для обогрева использовали чувал – очаг с трубой, сооруженный из жердей,обмазанных глиной. Иногда чувал заменяла рус. печь. В юртах, расположенных по берегамКети, С. жили в бревенч. срубах без потолка и с земляным полом. В кач-ве очагаиспользовался чувал, окна нередко были забраны стеклами. Летним жилищем томским(нарым.) С. обычно служили балаганы из жердей, покрытые березовой либо еловойкорой. Очаг обычно располагался поблизости от жилища. Его роль выполнялобыкновенный костер, раскладывавшийся под открытым небом. На нем готовили пищу,кипятили чай. Для выпечки хлеба использовали особые глиняные печи,сооружавшиеся под навесом. Иногда летним жилищем служила крытая лодка. Зимнеежилище сев. С. представляло собой поставленный над 4-угольной ямой бревенч.сруб. Крыша такого жилища обкладывалась дерном. Дверь навешивалась на кожаныхремнях, стекло в единств. окне заменяла пластина льда. С.-оленеводы,живущие в Тюменской обл. и Туруханском р-не Красноярского кр.,используют в кач-ве зимнего жилища чум ненец. типа, крытый оленьими шкурами.Летним жилищем сев. С. служит тот же чум с покрытием из тиски – вываренных исшитых между собою кусков бересты – или брезента. Мн. совр. селькуп. семьипроживают в поселках в домах рус. типа, построенных из бруса и крытых железом,шифером или дранкой. Зимней одеждоймужчинам и женщинам у сев. С. служила парка – распашная шуба, сшитая из оленьихшкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи из покупной ткани и штаны,изготовленные из выделанной оленьей замши – ровдуги, а женщины – домотканыеплатья. В сильные морозы оленеводы надевали поверх парки сокуй – глухую одеждуиз оленьих шкур мехом наружу с пришивным капюшоном. Этот вид одежды былзаимствован С. у ненцев. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы,изготовленные из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шилсяв форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. В летнеевремя носили те же парки или малицы ненец. типа. Летняя обувь изготовлялась изровдуги. Широкое распространение среди С. имели сапоги рус. покроя. Летнимиголов. уборами и мужчинам, и женщинам служили платки, повязываемые в видекосынки или тюрбана. Среди нарым.С. уже в XIX в. распространились одежда и обувь рус. покроя из покупных тканей:рубахи и брюки – у мужчин, платья и сарафаны – у женщин. Сарафаны обычноносились с поясом, сплетенным из цвет. ниток. Зимней одеждой мужчинам служилитулуп или сукон. парка, женщинам – шуба из беличьих лапок. В прошлом летнююобувь С. изготовляли из кожи осетра или стерляди, но уже в XIX в. ее полностьюзаменили сапоги рус. образца. Совр. одежда нарым. С. исключительно покупная.Сев. С.-оленеводы сохраняют в кач-ве зимней одежды малицы, сокуи и бакариненец. образца. В прошлом С.питались преим. рыбой. Из нее изготовляли муку – порсу. Рыбу солили, варили,сушили, квасили в ямах вместе с ягодами. Разнообразили пищевой ассортимент мясоборовой дичи, а у сев. группы С. – изделия из оленины. Из дикорастущихупотреблялись в пищу дикий лук, сарана, различ. лесные ягоды. Чай заменялсянастоем можжевельника. Уже в XIX в. в пищевой рацион С. вошли покупныепродукты: мука, сахар, чай, крупы, слив. масло. ПоселениемС.-оленеводов является стойбище, состоящее из переносных жилищ – чумов. Таеж.С. живут в постоянных поселениях из стацион. домов. Осн. жилищем оленеводов былпереносной чум, конструктивно соответствующий самодийскому типу. Две основныежерди соединены веревочной петлей. Весь каркас состоит из 30–50 шестов. Зимнийчум покрывается нюками – покрышками из оленьих шкур, летний – полотнищамибересты. В центре чума располагается костер-очаг. Пол в летнем чуме чащеземляной, в зимнем делается из досок. Постелью служили оленьи шкуры, к-рыерасполагались на веточных и травяных циновках. В стацион.поселениях одним из осн. видов зимнего жилища была полуземлянка карамо –2-камерная, углубленная в землю постройка, стены к-рой имеют каркасно-столбовуюконструкцию. Бревенч. крыша дополнительно перекрывалась берестой и засыпаласьземлей. Отопит. сооружением служил очаг или чувал, основу к-рого составлялостов из жердей, обмазанных глиной. У С. были распространены также полуземлянкиусеченно-пирамидал. формы, похожие на хантыйские, каркас. наземные жилища свертикальными стенами, землянки и полуземлянки срубной конструкции с плоскойлибо 2-скатной крышей. Спальные места в землянках и полуземлянках располагалисьна нарах. Впоследствии широкое распространение у С. получили рус. срубные избы. Традиц.поэтич. творчество С. представлено преданиями (тентыль), сказками (чапта),загадками (нуркытса) и шутками-поговорками. Большое место в фольклоре занимаютповествования о всевозможных приключениях героя, о его столкновениях со злымидухами (хозяевами стихий), причем, несмотря на все свое коварство, в борьбе счеловеком злые духи всегда оказываются побежденными. Предания С. повествуют овойнах, к-рые их предки вели с ненцами и эвенками; у юж. С. сохранилисьпредания о войнах с татарами. Союзниками С. в этих преданиях выступают кетыи ханты. В фольклоре С. содержится мн. реликтов, давно отживших свой векверований и связанных с ними культов. У юж. С. старинным муз. инструментомбытовал 7-струнный «лебедь»; широко был распространен варган – костяная пластинкас вибрирующим язычком. Варган служил также жен. шаман. инструментом, заменяяшаманке бубен. У сев. С. единств. муз. инструментом был шаман. бубен.

Лит.: Лит.: Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972; Он же. Селькупы ХVII века (очерки социально-экономической истории). Новосибирск, 1981; Гемуев И.Н., Пелих Г.И. Cелькупское оленеводство // Сов. этнография. 1975. № 3.

В.Е. Зубов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты