САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРОВЕРОВ В СИБИРИ — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Категория:С {{Статья |содержание= '''САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРОВЕРОВ В СИБИРИ''', Со 2-й пол. XVII в. в…»)
 
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 4: Строка 4:
 
'''САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРОВЕРОВ В СИБИРИ''',
 
'''САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРОВЕРОВ В СИБИРИ''',
 
Со 2-й пол. XVII в. в Европ. России и за Уралом, параллельно с закреплением норм крепостничества в Соборном Уложении и нарастанием абсолютист. черт в структуре гос. власти, возникает новое явление – массовые самосожжения под лозунгами защиты старой веры и борьбы за старые мирские права. Этим явлением ознаменованы опред. изменения в массовом полит. и религ. сознании, широкое распространение разнообраз. теорий о наступившем или вплотную приблизившемся конце света, царстве антихриста, о рос. государях как земных воплощениях антихриста или верных его слугах, о необходимости бегства в глухие леса и горы из мира победившего зла, о душеполезности гибели от рук слуг антихриста. Зачастую самосожжения были спровоцированы действиями властей, причем не только кровавыми преследованиями староверов, но и увеличением налог. бремени, насилиями и коррумпированностью чиновников, тяжелыми последствиями реформ.
 
Со 2-й пол. XVII в. в Европ. России и за Уралом, параллельно с закреплением норм крепостничества в Соборном Уложении и нарастанием абсолютист. черт в структуре гос. власти, возникает новое явление – массовые самосожжения под лозунгами защиты старой веры и борьбы за старые мирские права. Этим явлением ознаменованы опред. изменения в массовом полит. и религ. сознании, широкое распространение разнообраз. теорий о наступившем или вплотную приблизившемся конце света, царстве антихриста, о рос. государях как земных воплощениях антихриста или верных его слугах, о необходимости бегства в глухие леса и горы из мира победившего зла, о душеполезности гибели от рук слуг антихриста. Зачастую самосожжения были спровоцированы действиями властей, причем не только кровавыми преследованиями староверов, но и увеличением налог. бремени, насилиями и коррумпированностью чиновников, тяжелыми последствиями реформ.
 +
 
Самосожжения («гари») обычно происходили в тайных лес. убежищах, куда от новых несправедливостей и преследований уходили десятки и сотни окрест. жителей, готовых стоять до смерти за свои права. Весьма показателен тот бесспорный факт, что среди них часто были не одни ревнители старой веры, но и недавние прихожане РПЦ. Бежавшие строили в лесах избы, часовню, внеш. укрепления, заранее запасались горючими материалами: порохом, смолой, берестой, дровами. Вести о таких скоплениях беглецов доходили до властей, к-рые отправляли к ним «увещевателей» с приданными воинскими командами. Начинались переговоры, в ходе к-рых беглецы часто выдвигали устные или письм. требования, разъясняли свои действия ссылками на тексты Священного Писания и Священного Предания. Изредка такие переговоры заканчивались благополучно: получив обещание выполнить конкрет. требования, провести сыск о насилиях мест. властей, собравшиеся расходились по домам. Но, как правило, переговоры завершались приказанием штурмовать незаконное поселение и немедленным самосожжением. Вместе с тем и такой исход часто приводил к следствию о мест. злоупотреблениях, а подчас также к уменьшению податей и повинностей. Немалую роль массовые самосожжения сыграли в общем значит. смягчении законодат-ва о старообрядцах при Екатерине II.
 
Самосожжения («гари») обычно происходили в тайных лес. убежищах, куда от новых несправедливостей и преследований уходили десятки и сотни окрест. жителей, готовых стоять до смерти за свои права. Весьма показателен тот бесспорный факт, что среди них часто были не одни ревнители старой веры, но и недавние прихожане РПЦ. Бежавшие строили в лесах избы, часовню, внеш. укрепления, заранее запасались горючими материалами: порохом, смолой, берестой, дровами. Вести о таких скоплениях беглецов доходили до властей, к-рые отправляли к ним «увещевателей» с приданными воинскими командами. Начинались переговоры, в ходе к-рых беглецы часто выдвигали устные или письм. требования, разъясняли свои действия ссылками на тексты Священного Писания и Священного Предания. Изредка такие переговоры заканчивались благополучно: получив обещание выполнить конкрет. требования, провести сыск о насилиях мест. властей, собравшиеся расходились по домам. Но, как правило, переговоры завершались приказанием штурмовать незаконное поселение и немедленным самосожжением. Вместе с тем и такой исход часто приводил к следствию о мест. злоупотреблениях, а подчас также к уменьшению податей и повинностей. Немалую роль массовые самосожжения сыграли в общем значит. смягчении законодат-ва о старообрядцах при Екатерине II.
 +
 
Первым сиб. самосожжением была состоявшаяся 6 янв. 1679 «гарь» на р. Берёзовке в Тобольском у., организованная изв. старообряд. деятелем Доментианом; в ней погибло, по одним сведениям, 2 тыс., по другим – 1,7 тыс. чел. В том же 1679 произошло само-сожжение в Мехонской слободе, а еще одно удалось предотвратить. Тогда же ок. 40 чел., собравшихся для самосожжения в с. Мостовка, перечислили в пространной «сказке» насилия и вымогательства мест. приказчика и просили оставить их в старой вере. В 1682 в Утяцкой слободе Тобольского у. сгорело 104 чел., в 1687 в лесу близ Киргизской слободы Верхотурского у. – 100, на р. Пышме в дер. Боровиковой Куяровской слободы – до 150, на р. Тегень в Тюменского у. – более 300 чел. В 1688 произошла «гарь» в Но-вой Деревне близ Красноярска, в ней погибло ок. 30 служилых. В том же году в Верхо-турском у. сгорели семьи изв. староверов Лепихиных, в дер. Реченге на Пышме – еще ок. 50 чел., на р. Юрмыч в Киргинской слободе – более 50 чел.
 
Первым сиб. самосожжением была состоявшаяся 6 янв. 1679 «гарь» на р. Берёзовке в Тобольском у., организованная изв. старообряд. деятелем Доментианом; в ней погибло, по одним сведениям, 2 тыс., по другим – 1,7 тыс. чел. В том же 1679 произошло само-сожжение в Мехонской слободе, а еще одно удалось предотвратить. Тогда же ок. 40 чел., собравшихся для самосожжения в с. Мостовка, перечислили в пространной «сказке» насилия и вымогательства мест. приказчика и просили оставить их в старой вере. В 1682 в Утяцкой слободе Тобольского у. сгорело 104 чел., в 1687 в лесу близ Киргизской слободы Верхотурского у. – 100, на р. Пышме в дер. Боровиковой Куяровской слободы – до 150, на р. Тегень в Тюменского у. – более 300 чел. В 1688 произошла «гарь» в Но-вой Деревне близ Красноярска, в ней погибло ок. 30 служилых. В том же году в Верхо-турском у. сгорели семьи изв. староверов Лепихиных, в дер. Реченге на Пышме – еще ок. 50 чел., на р. Юрмыч в Киргинской слободе – более 50 чел.
 +
 
Вспышка самосожжений в 1680-е гг. во мн. объясняется принятием жесточайших законов против староверов при царевне Софье. Провозглашение веротерпимости в 1-е годы правления Петра I способствовало значит. сокращению «гарей». Однако возобновление преследований ревнителей «старой веры», обложенных двойной подушной податью, как и вообще введение новой податной системы с регуляр. «ревизиями», внедрение тяжелой системы рекрутчины, крепостнич. отношений в пром-ти снова привели к неск. «гарям».
 
Вспышка самосожжений в 1680-е гг. во мн. объясняется принятием жесточайших законов против староверов при царевне Софье. Провозглашение веротерпимости в 1-е годы правления Петра I способствовало значит. сокращению «гарей». Однако возобновление преследований ревнителей «старой веры», обложенных двойной подушной податью, как и вообще введение новой податной системы с регуляр. «ревизиями», внедрение тяжелой системы рекрутчины, крепостнич. отношений в пром-ти снова привели к неск. «гарям».
 +
 
В дек. 1715 воен. команда была послана против Кошутской пýстыни в тюмен. лесах. Здесь действовали руководители умерен. крыла поморского согласия братья Украинце-вы, но прямое воен. насилие и тут привело к трагедии, в к-рой погибло 149 чел.
 
В дек. 1715 воен. команда была послана против Кошутской пýстыни в тюмен. лесах. Здесь действовали руководители умерен. крыла поморского согласия братья Украинце-вы, но прямое воен. насилие и тут привело к трагедии, в к-рой погибло 149 чел.
 +
 
Целая серия самосожжений сопровождала Тарский бунт 1722 и последовавший за ним в 1722–25 кровавый розыск, развернувшийся по всей Зап. Сибири. Первые вспышки этих протестов еще в кон. 1721 – нач. 1722 (самосожжение в дер. Ировской Абацкой вол., «гари» в Ишимской слободе) были вызваны попыткой провести 1-ю перепись на-селения для подушного обложения. Непосредственно с Тарским бунтом связаны «гари» в скиту И. Смирнова под Тарой и еще 6 самосожжений: 2 «гари» на р. Пышме (545 по-гибших), самосожжения в тюмен. дер. Зыряновской, в дер. Коркиной Ялуторовского дистрикта, в дер. Ировской Абацкой вол., в дер. Камышевской на Исети (удалось предотвратить лишь 1 такую попытку – в верховьях р. Ук). Крупнейшей в этой серии самосожжений можно назвать Елунскую «гарь», когда ок. 600 чел., бежавших от тарского розыска в созданный Украинцевыми алт. скит, сначала отстреливались от посланной для их ареста воен. команды, ранив ее командира, а затем предали себя огню.
 
Целая серия самосожжений сопровождала Тарский бунт 1722 и последовавший за ним в 1722–25 кровавый розыск, развернувшийся по всей Зап. Сибири. Первые вспышки этих протестов еще в кон. 1721 – нач. 1722 (самосожжение в дер. Ировской Абацкой вол., «гари» в Ишимской слободе) были вызваны попыткой провести 1-ю перепись на-селения для подушного обложения. Непосредственно с Тарским бунтом связаны «гари» в скиту И. Смирнова под Тарой и еще 6 самосожжений: 2 «гари» на р. Пышме (545 по-гибших), самосожжения в тюмен. дер. Зыряновской, в дер. Коркиной Ялуторовского дистрикта, в дер. Ировской Абацкой вол., в дер. Камышевской на Исети (удалось предотвратить лишь 1 такую попытку – в верховьях р. Ук). Крупнейшей в этой серии самосожжений можно назвать Елунскую «гарь», когда ок. 600 чел., бежавших от тарского розыска в созданный Украинцевыми алт. скит, сначала отстреливались от посланной для их ареста воен. команды, ранив ее командира, а затем предали себя огню.
 +
 
К 1730-м гг. относятся 2 круп. самосожжения. 31 авг. 1739 попытка властей вести следствие о принадлежности к старообрядчеству по категории «государева слова и де-ла» привела к самосожжению 75 чел. в дер. Толоконцевой Тарского у.; здесь вел свою проповедь участник Тарского бунта И. Смирнов. Попытка провести массовое «обращение из раскола» при подготовке и проведении II ревизии в значит. мере сорвалась из-за круп. самосожжения 12 нояб. 1739 в алт. дер. Н. Шадрина Кузнецкого у., когда во время штурма лес. крест. укреплений сгорело более 300 чел. Попытка широкого розыска о масштаб. записи в раскол по II ревизии была свернута, тем более что в 1742–46 про-изошли еще 3 «гари».
 
К 1730-м гг. относятся 2 круп. самосожжения. 31 авг. 1739 попытка властей вести следствие о принадлежности к старообрядчеству по категории «государева слова и де-ла» привела к самосожжению 75 чел. в дер. Толоконцевой Тарского у.; здесь вел свою проповедь участник Тарского бунта И. Смирнов. Попытка провести массовое «обращение из раскола» при подготовке и проведении II ревизии в значит. мере сорвалась из-за круп. самосожжения 12 нояб. 1739 в алт. дер. Н. Шадрина Кузнецкого у., когда во время штурма лес. крест. укреплений сгорело более 300 чел. Попытка широкого розыска о масштаб. записи в раскол по II ревизии была свернута, тем более что в 1742–46 про-изошли еще 3 «гари».
 +
 
Последняя круп. вспышка сиб. самосожжений приходится на 1750–56 и связана прежде всего с энергич. попыткой митр. Сильвестра (Гловатского) при поддержке собств. вооруж. силы немедленно покончить с явными нарушениями сурового антираскольнического законодатва в его епархии. В ответ на его действия произошло более 20 масштаб. и малых «гарей», в т. ч. в 1750 под Челябой (12 жертв), у дер. Зайковой (13 чел.), под Тугулымом (61 чел.), у дер. Смолиной Бутковской слободы (64 чел.), в дер. Бурмистровой (6 семей); в 1751 под Исетском (61 чел.), у Куртамышской слободы (72 жертвы, из коих лишь 9 староверов), у тюмен. дер. Гусевой (74 чел.), у дер. Береговой (33 чел.), близ Буткинской слободы (64 чел.), близ Исетска (4 чел.), на заимке у дер. Обаниной Исетской провинции (5 чел.), у с. Кармацкого (25 чел.); в 1752 у дер. Короли Окуневского острога (7 чел.), у дер. Куртовой Краснослободского острога (14 чел.). В 1753 у тюмен. дер. Лучинкиной произошло круп. самосожжение, унесшее 201 жизнь. Но и оно не вызвало изменения репрес. законодатва, хотя светская власть на деле все менее признавала необходимость опустошит. политики немедленного искоренения староверия. 15 июня 1756 на Алтае произошло последнее круп. сиб. самосожжение – Чаусская гарь, унесшая жизни 172 чел.
 
Последняя круп. вспышка сиб. самосожжений приходится на 1750–56 и связана прежде всего с энергич. попыткой митр. Сильвестра (Гловатского) при поддержке собств. вооруж. силы немедленно покончить с явными нарушениями сурового антираскольнического законодатва в его епархии. В ответ на его действия произошло более 20 масштаб. и малых «гарей», в т. ч. в 1750 под Челябой (12 жертв), у дер. Зайковой (13 чел.), под Тугулымом (61 чел.), у дер. Смолиной Бутковской слободы (64 чел.), в дер. Бурмистровой (6 семей); в 1751 под Исетском (61 чел.), у Куртамышской слободы (72 жертвы, из коих лишь 9 староверов), у тюмен. дер. Гусевой (74 чел.), у дер. Береговой (33 чел.), близ Буткинской слободы (64 чел.), близ Исетска (4 чел.), на заимке у дер. Обаниной Исетской провинции (5 чел.), у с. Кармацкого (25 чел.); в 1752 у дер. Короли Окуневского острога (7 чел.), у дер. Куртовой Краснослободского острога (14 чел.). В 1753 у тюмен. дер. Лучинкиной произошло круп. самосожжение, унесшее 201 жизнь. Но и оно не вызвало изменения репрес. законодатва, хотя светская власть на деле все менее признавала необходимость опустошит. политики немедленного искоренения староверия. 15 июня 1756 на Алтае произошло последнее круп. сиб. самосожжение – Чаусская гарь, унесшая жизни 172 чел.
 +
 
И лишь Екатерина II, наконец, учла страшный опыт самосожжений. Ее либерал. законодат-во, направленное на «сбережение подданных» и возвращение трудолюбивых староверов из-за рубежа, реально изменили обстановку и привели к исчезновению массовых самосожжений. Впрочем, их единич. случаи встречаются не только в XIX, но и в XX в.
 
И лишь Екатерина II, наконец, учла страшный опыт самосожжений. Ее либерал. законодат-во, направленное на «сбережение подданных» и возвращение трудолюбивых староверов из-за рубежа, реально изменили обстановку и привели к исчезновению массовых самосожжений. Впрочем, их единич. случаи встречаются не только в XIX, но и в XX в.
  
 
|литература=
 
|литература=
 
Лит.: Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974.
 
Лит.: Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974.
|автор=''Н.Н. Покровский''
+
|автор=Н.Н. Покровский
 
}}
 
}}

Текущая версия на 13:18, 6 января 2013

САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРОВЕРОВ В СИБИРИ, Со 2-й пол. XVII в. в Европ. России и за Уралом, параллельно с закреплением норм крепостничества в Соборном Уложении и нарастанием абсолютист. черт в структуре гос. власти, возникает новое явление – массовые самосожжения под лозунгами защиты старой веры и борьбы за старые мирские права. Этим явлением ознаменованы опред. изменения в массовом полит. и религ. сознании, широкое распространение разнообраз. теорий о наступившем или вплотную приблизившемся конце света, царстве антихриста, о рос. государях как земных воплощениях антихриста или верных его слугах, о необходимости бегства в глухие леса и горы из мира победившего зла, о душеполезности гибели от рук слуг антихриста. Зачастую самосожжения были спровоцированы действиями властей, причем не только кровавыми преследованиями староверов, но и увеличением налог. бремени, насилиями и коррумпированностью чиновников, тяжелыми последствиями реформ.

Самосожжения («гари») обычно происходили в тайных лес. убежищах, куда от новых несправедливостей и преследований уходили десятки и сотни окрест. жителей, готовых стоять до смерти за свои права. Весьма показателен тот бесспорный факт, что среди них часто были не одни ревнители старой веры, но и недавние прихожане РПЦ. Бежавшие строили в лесах избы, часовню, внеш. укрепления, заранее запасались горючими материалами: порохом, смолой, берестой, дровами. Вести о таких скоплениях беглецов доходили до властей, к-рые отправляли к ним «увещевателей» с приданными воинскими командами. Начинались переговоры, в ходе к-рых беглецы часто выдвигали устные или письм. требования, разъясняли свои действия ссылками на тексты Священного Писания и Священного Предания. Изредка такие переговоры заканчивались благополучно: получив обещание выполнить конкрет. требования, провести сыск о насилиях мест. властей, собравшиеся расходились по домам. Но, как правило, переговоры завершались приказанием штурмовать незаконное поселение и немедленным самосожжением. Вместе с тем и такой исход часто приводил к следствию о мест. злоупотреблениях, а подчас также к уменьшению податей и повинностей. Немалую роль массовые самосожжения сыграли в общем значит. смягчении законодат-ва о старообрядцах при Екатерине II.

Первым сиб. самосожжением была состоявшаяся 6 янв. 1679 «гарь» на р. Берёзовке в Тобольском у., организованная изв. старообряд. деятелем Доментианом; в ней погибло, по одним сведениям, 2 тыс., по другим – 1,7 тыс. чел. В том же 1679 произошло само-сожжение в Мехонской слободе, а еще одно удалось предотвратить. Тогда же ок. 40 чел., собравшихся для самосожжения в с. Мостовка, перечислили в пространной «сказке» насилия и вымогательства мест. приказчика и просили оставить их в старой вере. В 1682 в Утяцкой слободе Тобольского у. сгорело 104 чел., в 1687 в лесу близ Киргизской слободы Верхотурского у. – 100, на р. Пышме в дер. Боровиковой Куяровской слободы – до 150, на р. Тегень в Тюменского у. – более 300 чел. В 1688 произошла «гарь» в Но-вой Деревне близ Красноярска, в ней погибло ок. 30 служилых. В том же году в Верхо-турском у. сгорели семьи изв. староверов Лепихиных, в дер. Реченге на Пышме – еще ок. 50 чел., на р. Юрмыч в Киргинской слободе – более 50 чел.

Вспышка самосожжений в 1680-е гг. во мн. объясняется принятием жесточайших законов против староверов при царевне Софье. Провозглашение веротерпимости в 1-е годы правления Петра I способствовало значит. сокращению «гарей». Однако возобновление преследований ревнителей «старой веры», обложенных двойной подушной податью, как и вообще введение новой податной системы с регуляр. «ревизиями», внедрение тяжелой системы рекрутчины, крепостнич. отношений в пром-ти снова привели к неск. «гарям».

В дек. 1715 воен. команда была послана против Кошутской пýстыни в тюмен. лесах. Здесь действовали руководители умерен. крыла поморского согласия братья Украинце-вы, но прямое воен. насилие и тут привело к трагедии, в к-рой погибло 149 чел.

Целая серия самосожжений сопровождала Тарский бунт 1722 и последовавший за ним в 1722–25 кровавый розыск, развернувшийся по всей Зап. Сибири. Первые вспышки этих протестов еще в кон. 1721 – нач. 1722 (самосожжение в дер. Ировской Абацкой вол., «гари» в Ишимской слободе) были вызваны попыткой провести 1-ю перепись на-селения для подушного обложения. Непосредственно с Тарским бунтом связаны «гари» в скиту И. Смирнова под Тарой и еще 6 самосожжений: 2 «гари» на р. Пышме (545 по-гибших), самосожжения в тюмен. дер. Зыряновской, в дер. Коркиной Ялуторовского дистрикта, в дер. Ировской Абацкой вол., в дер. Камышевской на Исети (удалось предотвратить лишь 1 такую попытку – в верховьях р. Ук). Крупнейшей в этой серии самосожжений можно назвать Елунскую «гарь», когда ок. 600 чел., бежавших от тарского розыска в созданный Украинцевыми алт. скит, сначала отстреливались от посланной для их ареста воен. команды, ранив ее командира, а затем предали себя огню.

К 1730-м гг. относятся 2 круп. самосожжения. 31 авг. 1739 попытка властей вести следствие о принадлежности к старообрядчеству по категории «государева слова и де-ла» привела к самосожжению 75 чел. в дер. Толоконцевой Тарского у.; здесь вел свою проповедь участник Тарского бунта И. Смирнов. Попытка провести массовое «обращение из раскола» при подготовке и проведении II ревизии в значит. мере сорвалась из-за круп. самосожжения 12 нояб. 1739 в алт. дер. Н. Шадрина Кузнецкого у., когда во время штурма лес. крест. укреплений сгорело более 300 чел. Попытка широкого розыска о масштаб. записи в раскол по II ревизии была свернута, тем более что в 1742–46 про-изошли еще 3 «гари».

Последняя круп. вспышка сиб. самосожжений приходится на 1750–56 и связана прежде всего с энергич. попыткой митр. Сильвестра (Гловатского) при поддержке собств. вооруж. силы немедленно покончить с явными нарушениями сурового антираскольнического законодатва в его епархии. В ответ на его действия произошло более 20 масштаб. и малых «гарей», в т. ч. в 1750 под Челябой (12 жертв), у дер. Зайковой (13 чел.), под Тугулымом (61 чел.), у дер. Смолиной Бутковской слободы (64 чел.), в дер. Бурмистровой (6 семей); в 1751 под Исетском (61 чел.), у Куртамышской слободы (72 жертвы, из коих лишь 9 староверов), у тюмен. дер. Гусевой (74 чел.), у дер. Береговой (33 чел.), близ Буткинской слободы (64 чел.), близ Исетска (4 чел.), на заимке у дер. Обаниной Исетской провинции (5 чел.), у с. Кармацкого (25 чел.); в 1752 у дер. Короли Окуневского острога (7 чел.), у дер. Куртовой Краснослободского острога (14 чел.). В 1753 у тюмен. дер. Лучинкиной произошло круп. самосожжение, унесшее 201 жизнь. Но и оно не вызвало изменения репрес. законодатва, хотя светская власть на деле все менее признавала необходимость опустошит. политики немедленного искоренения староверия. 15 июня 1756 на Алтае произошло последнее круп. сиб. самосожжение – Чаусская гарь, унесшая жизни 172 чел.

И лишь Екатерина II, наконец, учла страшный опыт самосожжений. Ее либерал. законодат-во, направленное на «сбережение подданных» и возвращение трудолюбивых староверов из-за рубежа, реально изменили обстановку и привели к исчезновению массовых самосожжений. Впрочем, их единич. случаи встречаются не только в XIX, но и в XX в.

Лит.: Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974.

Н.Н. Покровский

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты