РУССКИЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

РУССКИЕ (самоназв.), один из крупнейших народов мира (всего ок. 146 млн чел.), самый многочисл. народ РФ (115 млн чел., почти 80 % населения страны, по данным переписи 2002). Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской ветви индоевропейской языковой семьи (см. Русский язык в Сибири). Письменность сложилась в X–XII вв. на основе рус. алфавита, к-рый восходит к кириллице. Русский лит. язык начал складываться в XIV–XVI вв., окончательно оформился в XIX в. Русский яз. широко используется в кач-ве языка межнац. общения. Территория проживания Р. отличается сложной конфигурацией и многообразием природно-геогр. условий. В большинстве своем Р. компактно проживают в пределах своей исторически сложившейся этнич. территории в Вост. Европе и являются корен. населением Центр. России. Широко расселены в Сибири.

Первые Р. проникали в Сибирь, гл. обр. в Югорию, еще в XII в. Однако начало заселения Сибири Р. было положено только во 2-й пол. XVI в., с походом Ермака. К 1622 население Сибири насчитывало, по эксперт. оценке, 196 тыс. душ обоего пола, из к-рых число пришлых, в осн. Р., составляло 23 тыс. чел.

Числ. рус. населения по мере колонизации Сибири (см. Присоединение Сибири к России) быстро увеличивалась. Осн. источниками пополнения числ. Р. в Сибири являлись вольная колонизация аграрная, ссылка, переселение. В рус. этнич. среду вливались представители абориген. и др. народов. В 1697 в Сибири насчитывалось свыше 11 тыс. крест., преим. русских дворов с населением ок. 27 тыс. чел. муж. пола. Учитывая, что женщин в Сибири на ранних этапах заселения было меньше, чем мужчин, числ. всего рус. крест. населения за Уралом можно оценить приблизительно в 40 тыс. чел. К 1699–1701, по оценке Я.Е. Водарского, числ. крестьян в земледел. р-нах Сибири составляла уже 60 тыс. чел., а к 1719 достигла 180 тыс. чел. По мнению В.В. Покшишевского, к нач. XVIII в. (1709) числ. рус. населения Сибири достигла 229 тыс. чел. и, возможно, впервые сравнялась с числ. автохтон. народов. С этого момента, несмотря на этнич. многообразие, Сибирь является регионом, в населении к-рого преобладают Р. Числ. Р. на тер. Сибири, по данным I ревизии (1719–22), составляла 169 тыс. чел. (70 % населения), II ревизии (1744–45) – 198 тыс. (64,7 %). К кон. XVIII в., согласно сведениям, полученным в ходе V ревизии (1795–96), числ. Р. в регионе достигла почти 820 тыс. чел. (69 % от всего населения).

В XVIII в. Р. осваивали юго-вост. часть Зап. Сибири, куда не только стягивались переселенцы из европ. части России, но и разворачивалась миграция крест. населения из сев.-зап. части региона. Наиболее интенсив. приток рус. населения в Сибирь происходил в 1760–80, причем в это время масса переселенцев энергично осваивала мало заселенные вост. и юж. р-ны. В то же время в сев. и тундровых р-нах происходило даже уменьшение рус. населения. В Тобольском у., наиболее заселенном в XVII в., рус. население за 1767–82 уменьшилось на 30 %, в Тюменском и Туринском выросло крайне незначительно, в Березовском за 1740–60 сократилось на четверть. В нач. XIX в. Р. в Зап. Сибири насчитывалось 1 560 тыс. чел., что составляло абс. большинство населения края.

Перепись 1897 не регистрировала нац. состав населения Сибири. Она фиксировала только лиц, считающих родным языком русский, и их конфес. принадлежность. Наиболее точными, хотя и неск. завышающими числ. рус. населения, можно считать сведения о родном языке. На основе этих данных можно судить о числ. Р. в Сибири (табл. 1.)


Таблица 1

Численность и уд. вес русского населения Сибири по переписи 1897

Губерния (область) Всего наличного населения
(тыс. чел.)
Численность русских
(тыс. чел.)
Удельный вес русских в населении
(%)
Акмолинская обл. 682,6 174,3 25,5
Енисейская губ. 570,2 473,2 82,9
Иркутская губ. 514,3 376,0 73,1
Забайкальская обл. 672,0 437,5 65,1
Тобольская губ. 1433,0 1270,2 88,6
Томская губ. 1927,7 1658,7 86,0
Якутская обл. 269,9 30,5 11,2
Всего по Сибири 6069,7 4419,7 72,8


Дальнейший быстрый рост числ. Р. в Сибири связан с организованным переселением крестьян, к-рое приобрело особенно широкие масштабы в ходе Столыпинской аграрной реформы. За 1896–1906 в Сибирь переселилось 1,1 млн чел., в 1906–14 – 3,0 млн чел., или в 2,7 раза больше. В итоге в нач. ХХ в. в Сибири проживало ок. 8 млн чел., из них не менее 6 млн Р. (75 %). Зона преимущественного сосредоточения Р. приобрела форму клина с широким основанием на западе (Обь, Иртыш) и сужающегося к востоку.

Первая мировая и Гражданская войны вызвали регрес. тенденции в динамике населения. Р. вместе со всеми др. народами, населявшими Сибирь, пережили демогр. кризис и понесли самые большие потери, оказавшись в эпицентре воен.-полит. событий. Темпы роста числ. рус. населения замедлились. Однако даже приблизит. оценка потерь Р. в период Первой мировой и Гражданской войн невозможна из-за полного отсутствия стат. данных. Перелом данной тенденции произошел только после 1922 в связи с кардинал. сдвигами во внутр. политике большевист. пр-ва. Введение новой экономической политики стабилизировало не только экономику, но и демогр. подсистему об-ва. Рождаемость стала быстро увеличиваться, смертность неск. сократилась, а приток населения из европ. части страны усилился. По данным Всесоюзной переписи 1926, в Сибирском, Дальневосточном кр., Бурят-Монгольской и Якутской АССР проживало 11,3 млн чел., из к-рых 8,2 млн чел. относили себя к Р. (табл. 2). Доля Р. среди населения вост. округов Уральской обл. (Ишимского, Курганского, Тобольского, Тюменского и Шадринского) составляла 93,6 % (2,2 млн чел.).

Таблица 2

Численность и уд. вес русского населения Сибири и Д. Востока по данным переписи 1926*

Регион Все население
(тыс. чел.)
Численность русских
(тыс. чел.)
Уд. вес русских в населении
( %)
Сибирский край 8681,2 6767,9 78,0
Бурят-Монгольская АССР 489,6 258,8 52,9
Якутская АССР 285,5 30,2 10,5
Дальневосточный край 1881,0 1174,9 62,5

* С учетом иностранных граждан.


Дальнейший рост числ. Р. в Сибири был связан с миграц. притоком населения в вост. р-ны страны. Сдерживающим фактором увеличения числ. рус. населения явилось сокращение рождаемости и рост смертности, обусловленные индустриализацией, коллективизацией и голодом 1931–32 (см. Голод в Сибири). Однако осн. трендом демогр. развития, как и прежде, оставалось быстрое нарастание числ. Р.


Таблица 3

Численность и уд. вес русского населения Сибири и Д. Востока* по данным переписи 1939

Регион Все население
(тыс. чел.)
Численность русских
(тыс. чел.)
Уд. вес русских в населении
( %)
Алтайский кр.
в т.ч. Ойротская АО
2498,6
162,2
2139,6
114,2
85,6
70,4
Новосибирская обл. 4050,3 3590,7 88,7
Омская обл. 2378,4 1889,9 79,5
Красноярский кр.
в т. ч. Хакасская АО
1960,5
272,7
1688,2
205,3
86,1
75,2
Иркутская обл. 1304,0 1097,4 84,2
Читинская обл. 1158,6 1005,2 86,8
Бурят-Монгольская АССР 545,8 393,0 72,1
Якутская АССР 413,2 146,7 35,5
Приморский кр.
В т. ч. Уссурийская обл.
906,8
488,9
676,9
295,7
74,7
67,4
Хабаровский кр.
В т. ч. Амурская обл.
Камчатская обл.
Нижне-Амурская обл.
Сахалинская обл.
Еврейская АО
1459,7
448,3
132,8
98,5
99,9
108,9
1096,0
340,7
93,9
77,0
82,8
75,1
75,1
76,0
70,7
78,2
82,9
68,9

* По административно-территориальному устройству 1939.

Перепись 1939 показала, что за Уралом проживало почти 14 млн представителей рус. народа. Из них 7,6 млн сосредоточивались в Зап. Сибири, 4,3 млн – в Вост. Сибири и почти 2 млн – на Д. Востоке. Уд. вес Р. в населении вост. р-нов СССР составлял 82 %. Самая значит. доля Р. была характерна для Зап. Сибири, особенно для Новосибирской обл. (89 %). Высокая прослойка Р. в населении в 1939 была зафиксирована в Читинской обл. и Красноярском кр. (свыше 86 %).

Определить динамику числ. Р. в годы Великой Отечественной войны не представляется возможным из-за отсутствия стат. материалов о нац. составе населения Сибири и Д. Востока. Однако на основании данных о числ. населения Сибири в 1941–45 (см. Население) можно предположить, что числ. Р. в эти годы существенно уменьшилась. Осн. источниками сокращения явились мобилизации в армию, гибель людей в воен. действиях, а также отрицат. показатели естеств. прироста.

Завершение Великой Отечественной войны, компенсаторная волна рождаемости, сокращение смертности, приток мигрантов в вост. р-ны страны в связи с их форсир. пром. и аграр. освоением оказали позитив. воздействие на динамику числ. рус. народа. Хотя в послевоен. годы практически все народы России приняли участие в заселении и освоении вост. р-нов страны, население Сибири и Д. Востока преим. увеличивалось за счет Р.



Таблица 4

Численность русского населения Сибири и Д. Востока по данным переписей населения, тыс. чел.

Регион 1959 1970 1979 1989
Алтайский кр. 2302,0 2335,5 2361,0 2469,7
Кемеровская обл. 2386,5 2596,5 2670,3 2870,1
Новосибирская обл. 2056,9 2286,6 2407,2 2556,9
Омская обл. 1273,7 1458,5 1571,1 1720,4
Томская обл. 643,7 702,6 772,2 883,8
Тюменская обл. 894,0 1141,1 1492,5 2248,3
Курганская обл. 925,5 995,9 991,4 1008,4
Красноярский кр. 2205,4 2560,3 2780,3 3111,0
Иркутская обл. 1661,8 2019,0 2252,1 2499,5
Читинская обл. 940,2 1026,1 1103,6 1216,3
Бурятская АССР 502,6 597,0 647,8 726,2
Тувинская АССР 68,9 88,4 96,8 98,8
Якутская АССР 215,3 314,3 429,6 550,3
Приморский кр. 1120,7 1472,3 1721,6 1960,6
Хабаровский кр. 932,3 1150,0 1350,9 1559,0
Амурская обл. 630,1 721,4 831,1 912,0
Камчатская обл. 176,1 238,6 317,8 382,4
Магаданская обл. 166,8 267,4 357,7 402,8
Сахалинская обл. 504,7 495,2 540,6 579,9


Как свидетельствуют переписи населения послевоен. лет, числ. Р. особенно быстро увеличивалась в тех регионах Сибири и Д. Востока, к-рые развивали сырьевые и энергодобыв. отрасли экономики. В Тюменской обл., где создавался нефтегаз. комплекс, числ. Р. за 1959–89 выросла более чем в 2,5 раза. Удвоилось кол-во рус. населения в Якутии, Магаданской и Камчатской обл. Быстрыми темпами нарастала числ. Р. в Хабаровском и Приморском кр., в Иркутской обл., а также в Бурятии и Туве. В 1959 доля Р. в населении Сибири и Д. Востока, вкл. Курганскую обл., составляла 83,2 %, в 1970 и 1979 – 85,0 %, в 1989 – 83,6 %.

После распада СССР и втягивания России в мощный демогр. кризис ситуация изменилась в сторону ухудшения. Темпы роста числ. Р. резко сократились вследствие явно неблагоприят. воспроизводств. процессов: падения рождаемости и увеличения смертности. Приток рус. населения из стран ближнего зарубежья был не в состоянии компенсировать негатив. тенденции.

По переписи 2002 в Сибирском федеральном окр. проживало 17 530,9 тыс. Р. (87,4 % от всего населения). Рус. население Респ. Алтай составляло 116,5 тыс. чел. (57,4 %), Респ. Бурятия – 665,5 тыс. (67,8 %), Респ. Тыва – 61,4 тыс. (20,0 %), Респ. Хакасия – 438,4 тыс. (80,3 %), Алтайского кр. – 2 398,1 тыс. (92,0 %), Красноярского кр. – 2 638,3 тыс. (88,9 %), Иркутской обл. – 2 320,5 тыс. (89,9 %), Кемеровской обл. – 2 664,8 тыс. (91,9 %), Новосибирской обл. – 2 504,1 тыс. (93,0 %), Омской обл. – 1 735,5 тыс. (83,5 %), Томской обл. – 950,2 тыс. (90,8), Читинской обл. – 1 037,5 тыс. чел. (89,8 %). В Дальневосточном федеральном окр. проживало 5 470,8 тыс. Р. (81,7 %), в т. ч. в Респ. Саха (Якутия) – 390,7 тыс. чел. (41,2 %), в Приморском кр. – 1 861,8 тыс. (89,9 %), в Хабаровском кр. – 1 290,3 тыс. (89,8 %), в Амурской обл. – 831,0 тыс. (92,0 %), в Камчатской обл. – 290,1 тыс. (80,9 %), в Магаданской обл. – 146,5 тыс. (80,2 %), в Сахалинской обл. – 460,8 тыс. (84,3 %), в Еврейской АО – 171,7 тыс. (89,9 %), в Чукотском авт. окр. – 27,9 тыс. чел. (51,9 %). В Тюменской обл. перепись зафиксировала 2 336,5 тыс. Р. (71,6 %), в Курганской обл. – 932,6 (81,5 %). В вышеперечисл. регионах в целом доля Р. составляла 84,6 %.

В ходе заселения Сибири под воздействием природно-геогр., соц.-экон. и др. факторов, а также контактов с мест. населением или ассимиляции иноэтничных групп формировались локал. группы Р. (этнотерриториальные, этносоциальные, конфессиональные). Карту их расселения на нач. ХХ в. составили в 1979 Г.Н. Озерова и Т.М. Петрова. В рус. населении выделялись 2 большие группы: старожилов, заселявших и осваивавших Сибирь в XVII – 1-й пол. XIX в., называвшихся на большей части территории чалдонами (см. Сибиряки), и переселенцев, появившихся в регионе позднее и образовывавших тер.-этногр. группы мигрантов, связанных местом выхода на сиб. территорию. В старожильч. селениях выделялись края, называвшиеся «Российский», «Расея», «Тамбовский», «Рязанский» и др. Группы старожилов смешанного происхождения в нач. ХХ в. сохранялись на севере и сев.-востоке Сибири, в Якутии, Забайкалье. На Таймыре проживали затундренные крестьяне; на Камчатке – камчадалы, на Колыме и Камчатке – потомки гижигинцев (выходцы из зап. и вост. сиб. губерний, смешавшиеся с якутянами и новокрещеными коряками); по р. Колыма – 2 большие группы колымчан: нижне- и среднеколымские, потомки рус. старожилов, вступавших в брачные связи с юкагирами; на берегах Ср. Анадыря – марковцы/марковчане (по назв. с. Марково); в Якутии (в пос. Русское Устье) – русско-устьинцы (полярненские), или индигирцы/индигирщики – потомки рус. поморов-мореходов (обособленная группа рус. крестьян и мещан, занимавшихся охотничье-промысл. хоз-вом на берегах Ср. Анадыря и сохранивших рус. яз. и культуру, несмотря на брачные связи с юкагирами, эвенами, эвенками и якутами); по р. Лене – якутяне, представлявшие население бывших ямщицких селений; в устье Колымы в пос. Походск – походчане (походские); в низовьях Енисея – усть-енисейцы (сельдюки); в бассейне Ангары – ангарцы. В Бурятии в результате смешения казаков с бурятами и тунгусами появились гураны и карымы. Ряд локал. культурно-ист. групп сложного этнич. состава, в основе своей русского, представляют казаки (см. Казачество Азиатской России).

На тер. Сибири проживали представители различ. согласий поповского (см. Поповцы в Сибири) и беспоповского (см. Беспоповцы в Сибири) направлений старообрядчества. С 1830-х гг. в Сибири начинают организовываться единоверческие приходы (см. Единоверие в Сибири). Согласие староверов-часовенных (софонтиевцев), одно из наиболее значительных, после 1840 перешло к беспоповской практике (см. Часовенные Сибири). Группа старообрядч. населения Сибири, организовавшая в 1760-е гг. поселения в Алтайских горах по р. Бухтарме, носит наим. «бухтарминцы», или «каменщики» (см. Бухтарминцы). По Манифесту 14 дек. 1762 старообрядцы, жившие в Польше, были насильственно переселены на Алтай и в Забайкалье. Переселенцы прибыли в Сибирь после 1764. В этом потоке были представители согласий поповского и беспоповского направлений. За ними закрепилось назв. «поляки», т. е. переселившиеся из Польши. На Алтае и в Вост. Казахстане потомков этих переселенцев до сих пор именуют «поляками», а в Забайкалье – «семейскими» (см. Семейские). В Сибири распространено также наименование старообрядцев «кержаками», к-рое происходит от названия места расположения старообрядч. центра в Керженских лесах Нижегородской губ.

В ходе заселения сиб. территории Р. адаптировались к условиям различ. природно-ландшафт. зон. Принесенная рус. крест-вом земледел. культура, выработанная веками, получила дальнейшее развитие (см. Сельское хозяйство). Использовались формы общинного землепользования и самоупр-ния (см. Община крестьянская). Вспомогат. роль играли охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство, различ. ремесла. С появлением переселенцев началось бурное развитие промыслов. Вместе с тем, в ряде регионов базовая культурно-хоз. модель, сочетавшая земледелие (выращивание зерновых, овощных и техн. культур), скотоводство (разведение круп. и мелк. рог. скота, лошадей, свиней, домаш. птиц), промыслы (кузнечный, столярный, бондарный, пимокатный и др.) существенно трансформировалась. В условиях Кр. Севера ее воспроизведение оказалось невозможным. Рус. поселенцы вынуждены были перейти к хоз. методам корен. населения. Регион. особенностью являлось ездовое собаководство (на Кр. Севере) и мараловодство на юге. В результате хоз. освоения Р. Сибири ее степ. и лесостеп. зоны стали р-нами земледелия и жив-ва, северные – промысл. зоной (охота, рыболовство), а горные – р-нами горных промыслов (руда, минералы, соль, уголь).

Рус. семья (см. Семья крестьянская) отличалась патриархальностью, многодетностью, сложным межпоколенным составом. С кон. XIX в. начинает превалировать малая нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей. Характерными для Р. Сибири являются браки с людьми разных национальностей. В 1950–70-е гг. в отд. регионах Зап. Сибири межэтнич. браки составляли от 38 до 73 %, в 2000 – ок. 20 %.

Для рус. населения Сибири характерна вариативность традиц.-быт. культуры, обусловленная ист., полит., соц.-экон., природно-геогр., этнич. и др. факторами.

Осн. носителем рус. традиц. форм культуры жизнеобеспечения (поселения и жилища, одежда и обувь, пища и утварь) являлось крест-во (см. Культура материальная крестьянская). Духов. культура Р. в Сибири базировалась на системе ценностей, связанных с опорой на традиции и заветы предков, уважением и соблюдением обрядов, восприимчивостью к достижениям иноэтничных культур, обеспечивающей чувство надежности, позволяющей успешно ориентироваться в социокультур. сфере жизнедеят-ти. Рус. крест. изобразит. искусство Сибири развивалось в русле нац. худ. культуры, было полноправным ее вариантом, способствовало обогащению ее новыми элементами.

Важную роль в развитии культуры играл и играет фольклор (см. Русский фольклор). В совр. условиях самым массовым и жизнеспособным жанром рус. фольклора является внеобрядовая лирич. песня. Рус. песни отличались синхрон. функционированием 2 разносторонних фольклорно-этногр. пластов: старожильческого (северорусского) и новопоселенческого (западнорусского, интегрированного с белорусским). Активно бытует и продолжает развиваться частушка, распространены различ. пословицы, поговорки и анекдоты. Из актив. бытования практически вышел традиц. обряд. фольклор. К кон. ХХ в. частично сохранились лишь рождеств. колядки, масленичные протяжные песни и благопожелания, отд. свадеб. песни и похорон. причеты. В 1950–60-е гг. на гуляньях исполнялись различ. танцы (барыня, вальс, кадриль, коробочка, краковяк, лявониха, подгорная, падеспань, полечка, полька-бабочка, танго, твист, фокстрот, цыганочка). Традиц. танцевальная культура к кон. ХХ в. почти полностью исчезла, предпочтение народ. танцу отдавало лишь старшее поколение. Образцы традиц. рус. песенного, музык. и танцевального фольклора воспроизводятся в осн. участниками дет. и взрослых коллективов.

В проведении обряд. действий обычно принимают участие не только члены одной семьи, но и родственники, друзья, знакомые, соседи, товарищи по учебе, коллеги по работе. Широкий круг участников семейных обрядов обусловливает их опред. устойчивость и преемственность. В традиц. рус. обрядовый свадеб. комплекс входили сватовство, сговор, девичник, баня, свадьба, послесвадеб. обряды. Совр. свадеб. обряд рус. населения отличается значит. вариативностью. Предсвадеб. сватовство со сватами, метафорич. приговорами постепенно трансформируется в семейный совет, на к-ром решаются все осн. вопросы будущей свадьбы.

Самым распространенным намогильным сооружением у Р. является деревян. крест. Со 2-й пол. ХХ в. наблюдается последующая замена крестов разнообразными надгробиями из металла, мрамор. крошки или плит. Обязат. поминал. тризна совершается сразу после захоронения, а также на 9-й и 40-й дни после смерти (нек-рые отмечают и 20-й), на полгода и год. Осн. днями для поминовения усопших являются Радуница и Троица. После возобновления деят-ти церквей возродилась традиция ставить свечки «за упокой души».

Самым любимым праздником для Р. является Новый год. К сер. декабря начинается стр-во снеж. и ледовых городков, деревян., желез. и снеж. горок. В летней обрядности наиболее стойко сохраняются традиции Троицы и Ивана Купалы. Совр. обрядность рус. населения отличается как значит. разнообразием, так и унификацией отд. ритуал. действий. Религ.-магич. и символич. элементы праздников и обрядов постепенно утрачиваются, а игровые и развлекат. функции усиливаются.

По религ. принадлежности Р. Сибири в подавляющем большинстве являются правосл. христианами (в т. ч. старообрядцами), встречаются протестанты различ. деноминаций, а в последние десятилетия – приверженцы неорелигий. Несмотря на то, что большинство совр. Р. считают себя православными, их религ. сознание представляется довольно аморфным: «И верю, и не верю», «Не верующий и не атеист» и т. д. Лишь ок. 10 % Р. регулярно ходят в церковь, причащаются, исповедуются, соблюдают религ. посты, отмечают религ. праздники, знают и выполняют осн. церк. каноны. До наст. вр. в быту сохраняются отголоски языч. божеств – домовых, русалок, леших и др., частично – вера в магию. Осн. часть бытующих заговоров составляют лечебные, а также бытовые, любовные, социальные и др. В кач-ве оберегов по-прежнему используются крестики, иконки, молитвы, булавки (иголки), подковки, мак и др.

Среди гл. факторов, детерминирующих этносоц. процессы в разных регионах страны, в т. ч. и у рус. населения Сибири, можно выделить общие тенденции мирового развития, экон. и нац. политику гос-ва, особенности регион. этнокультур. массива и протекающих здесь миграц. процессов, ист. опыт этнокультур. взаимодействий. Урбанизация и стандартизация быта наибольшее влияние оказали на процессы, протекающие в сфере матер. культуры. Основу развития совр. духов. культуры составляет синтез фольклор. и проф. культур. Частич. разрушение механизма межпоколенной трансмиссии, увеличение роли технически опосредованных контактов приводят к усилению позиций проф. культуры. Из семейных обрядов наиболее консервативными оказались обряды похоронно-поминал. цикла (сохранение запретов и примет, связанных с покойником, традиц. сроки похорон и поминок, приготовление опред. блюд и др.). В свадеб. обрядности сохраняются: выкуп невесты, благословение молодых, свадеб. каравай, осыпание зерном и др. В наименьшей степени сохранились обряды родильно-крестил. цикла, что во мн. обусловлено исчезновением главного их действующего лица – повитухи. К кон. ХХ в. вновь восстанавливаются забытые мн. понятия «крестных» отцов и матерей, к-рых называют также «л¸льками».

Совр. рус. населении Сибири отличается довольно высокой гетерогенностью, обусловленной спецификой заселения и расселения, разнообразными соц.-экон., природно-геогр., этнокультур. и др. факторами. Его самосознание характеризуется многоуровневостью, усилением религ. (православные) и регион. (сибиряки) самосознания, самоидентификацией новых и старых соц. категорий (казаки, «кулаки», дворяне, фермеры и др.). Культура представляет собой сложный многогранный феномен с многослойными напластованиями и синкретизмом различ. традиций, широким диапазоном диалектов, фольклора, обрядов, форм культуры, актив. межэтнич. связями. Характерно исчезновение одних и сохранение других (полностью или частично) традиц. форм матер. и духов. культуры, трансформация и адаптация их к изменяющимся условиям обществ. быта, появление и включение новых и заимствованных элементов. В нач. XXI в. доминирующим является процесс этнокультур. консолидации и выработки общесиб. форм традиц.-быт. культуры.

Лит.: Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Русское население и земледельческое освоение. Новосибирск, 1965; Колесников А.Д. Русское население Западной Сибири в XVIII – начале XIX в. Омск, 1973; Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII – первая половина XIX в.). Новосибирск, 1979; Этнография русского крестьянства Сибири. XVII – середина XIX в. М., 1981; Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. Новосибирск, 1985; Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Новосибирск, 1989; Люцидарская А.А. Старожилы Сибири. Историко-этнографические очерки. XVII – начало XVIII в. Новосибирск, 1992; Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, 1995; Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX в.: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995; Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае. XVIII – начало ХХ века. М., 1996; Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских кресть- ян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск, 1997; Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998; Жигунова М.А. Культура русских в Сибири: традиции и современность // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999; Она же. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья во второй половине ХХ в. Омск, 2004; Золотова Т.Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX–ХХ в.). Омск, 2002; Традиционная культура русских Западной Сибири XIX–XX вв. Очерки истории и быта. Омск, 2003; Русские. М., 2003; Вахтин Н.Б., Головко Е.В., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири. М., 2004; Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. Новосибирск, 2004; Русский этнос Сибири в ХХ веке. Новосибирск, 2004; Русский народный праздник. Омск, 2005; Шелегина О.Н. Адаптационные процессы в культуре жизнеобеспечения русского населения Сибири в XVIII – начале XX века. Новосибирск, 2005; Аргудяева Ю.В. Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России. Владивосток, 2006; Православные традиции в народной культуре восточных славян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX–XX вв. Новосибирск, 2006; Сибирь: Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007; Гончаров Ю.М. Быт горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. Барнаул; Тобольск, 2008; Мамсик Т.С. Из истории адаптивных этнокультурных трансформаций на раннем этапе освоения Сибири // Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах: опыт освоения Азиатской России: Матер. всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2008.

М.А. Жигунова, В.А. Исупов, О.Н. Шелегина

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты