РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 16:48, 9 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Крещение коми-пермяков св. Стефаном Пермским (XIV в.), энергичное укрепление Пермской епархии при еп. Филофее в 1480-х гг. вплотную приблизили православие к Уральскому хр. В воен. экспедициях, посылавшихся Москвой за Урал начиная с похода войска Федора Курбского и Салтыка Травина в 1483, участвовало правосл. духовенство (см. Походы московских воевод в Северное Зауралье в XV–XVI вв.). 4 священника (один из них – иеромонах) находились в отряде Ермака, поход к-рого (1581) Есиповская летопись представила как предопределенный Провидением подвиг ради христианизации вост. земель. В 1-х сиб. городах и острогах возводились церкви и монастыри. Царские наказы о стр-ве сиб. городов повелевали строить в них храмы одновр. с созданием гор. укреплений. В 1586 основана Тюмень, и сразу же там сооружена 1-я в Сибири церковь – Спасская; в 1587 построена 1-я церковь сиб. столицы Тобольска – Знаменская, в 1594 – Рождественская в Пелыме, в 1598 – Троицкая в создаваемом Верхотурье, в 1600 – Борисоглебская в заложенном в этом же году Туринске. И позднее создание по царским и воевод. наказам не только гор., но и сел. поселений начиналось с отвода земли под церковь.

До 1620 церк. упр-ние на сиб. землях осуществлялось Вологодской епархией. В 1620 в Москве был решен вопрос о создании отд. Сибирской епархии – архиепископии (с 1664 – митрополии). 8 сент. 1620 в сан архиепископа Сибирского и Тобольского посвящен видный церк. деятель и писатель Киприан (Старорусенков); 30 мая 1621 он торжественно въехал в Тобольск. Царь Михаил и его отец Патр. Филарет предприняли энергич. усилия для гос. обеспечения нужд Софийского архиерейского дома в Тобольске, начиная от постройки соборного храма, архиерейского двора и кончая снабжением их необходимыми на первых порах припасами.

Возникновение новой рос. епархии происходило в годы, наиболее благоприятные для осуществления древ. византийск. принципа «симфонии» между Церковью и Государством – союза и взаимопомощи между ними. Сделанные кремлевскими экспертами детальные перечни всего необходимого для Софийского дома, гл. собора епархии и архиерея не учитывали сиб. условий, но давали мест. властям представление о масштабах события, даже равенстве духов. и светских властей Сибири. Когда тобол. воевода М.М. Годунов попытался объяснить царю, что стр-во архиерейской резиденции в предписанные сроки дело нереальное, последовало царское повеление освободить для архиерея воевод. двор – и все необходимое сразу было найдено.

Первым сиб. архиереям Киприану (1620–24), Макарию (1624–35), Нектарию (1636–40), Герасиму (1640–50) царскими наказами не только давались большие полномочия в сфере церк. упр-ния и суда, но и предписывалось осуществление опред. контроля над деят-тью воевод. администрации. Это было особенно актуально в обшир. Сиб. регионе, удаленном от Москвы. Киприан ревностно отнесся к царскому поручению, и уже 10 сент. 1621 в Москве читали его подробное доношение Патриарху о мн. корыстных уловках приказных людей, о методах незакон. обогащения воевод и подьячих за счет населения и казны. Царь немедленно приказал воеводе М.М. Годунову произвести строгий розыск. Это, конечно, не улучшило отношений между воеводой и архиереем. Они стали нормальными лишь при след. воеводе, мудром администраторе Ю.Я. Сулешове. Его знаменитая реформа проводилась при актив. содействии (по указу царя) рук-ва епархии.

Строгость и рвение 3-го сиб. архиеп. Нектария привели к его уходу с кафедры всего на 4-м году пребывания. След. архиепископ, Герасим, писал в Москву, что ему «терпение стало уже не в меру, по вся дни от… угроз… мучусь». А в 1640 архиеп. Герасим не дал воеводе кн. П.И. Пронскому замять дело о показаниях подьячего С. Кляпикова, обличавшего корыст. плутни воевод. чиновников. Когда же воевода пожаловался, что Герасим вмешивается в светские дела, архиерей ответил, что государь приказал ему не только «смирять служилых и посадских», но и над самими воеводами «всякие государевы дела ведать». Моск. следователи подтвердили справедливость донесений С. Кляпикова, и началось долгое судеб. дело, завершившееся сменой воеводы.

Разумеется, противостояние не было главным в служении архиереев сиб. об-ву: развивались и традиции посредничества, примирения. Так, успешное вмешательство архиеп. Нектария помогло достичь в 1636 компромисса тобол. воевод с казаками, к-рых отправляли в далекий и многолет. поход на р. Лену, но выдать им полное жалованье не хотели. В 1649 посланники архиеп. Герасима пытались помочь привести к согласию восставший Томск. Активно увещевал бунтовавший в кон. XVII в. Красноярск сиб. митр. Игнатий (Римский-Корсаков).

Важными опорными пунктами распространения православия в новых заурал. владениях России были монастыри. Древнейший из них – Тобольский Знаменский – с самого начала выполнял функцию обществ. богадельни: туда часто постригались раненые, больные и состарившиеся служилые люди. Монастыри основывались совместно гос-вом и мест. общинами (напр., Верхотурский Николаевский). Традиция пустынножительства, пользовавшаяся признанием во всех слоях рус. об-ва, тоже приводила к появлению новых обителей: так в 1644 возник Далматовский Успенский мон-рь. Весь XVII в. Тобольская кафедра активно стимулировала монастыр. стр-во и хоз. обустройство как монастырей, так и архиерейского дома.

Архиерейский дом был в XVII в. важным центром сиб. духов. лит., церк. живописи, архитектуры, духов. музыки. С Церковью связано и начало сиб. театра: уже в описи имущества архиерейского дома 1625 упоминается театр. реквизит для постановок на библейск. темы.

Архиереи управляли духовенством епархии через глав духов. округов, на к-рые разделялась вся правосл. Сибирь. В кон. XVII в. документы называли их «поповскими старостами», это были доверенные иереи, игумены. Но важнейшим звеном всей церк. жизни оставались приходы. Сиб. приход. храм являлся важным центром не только церковной, но и всей обществ. жизни. Там традиционно хранилась «мирская коробка» – архив общины, в т. ч. важнейшие гос. акты. По давнему обычаю туда же можно было положить письм. жалобу, к-рую церк. староста и приходское духовенство принимали и хранили до судеб. разбирательства.

Наказы сиб. архиереям важнейшей их задачей называют христианизацию мест. народов. Наказы почти на столетие определили стратегию и тактику сиб. миссии. В них подробно перечисляется, чем и как нужно привлекать иноверных к крещению, строго соблюдая при этом принцип добровольности. Сиб. архиереи получили даже право укрывать у себя «до государева указу» от наказания «татаровей», обвиненных в уголов. преступлениях («опричь большие измены»), и не только пришедших для крещения, но и тех, кто пока такого желания не высказал. Защита новокрещеных являлась частн. проявлением особых гражд. обязанностей сиб. архиереев. Старинная традиция Православной церкви, унаследованная от Византии, – право вступаться за обиженных, защищать от насилия – реально воплощалась в это время в деят-ти Церкви, в т. ч. сибирской.

С сер. XVII в. судьбы православия в России, вкл. Сибирь, осложняются проблемой реформы Патр. Никона и церк. раскола. Ссылка в Тобольск и Даурию в 1653–64 протопопа Аввакума привела к появлению в Сибири его многочисл. ревностных сторонников. Со староверием тогда боролись предельно жестко. Отлученные на соборах 1665–66 от Церкви староверы подвергались арестам, пыткам, казням, их скиты громились воинскими командами. В борьбе с религ. инакомыслием широко использовался гос. аппарат насилия, что приводило к массовым побегам староверов на окраины, возникновению на Урале и в Сибири круп. центров как беспоповщины, так и поповщины (см. Беспоповцы в Сибири; Поповцы в Сибири). В ответ на репрессии в сиб. лесах с 1679 запылали «гари» (самосожжения), в к-рых гибли тысячи людей.

Во 2-й пол. XVII в. царская власть, наученная опытом противостояния попытке Патр. Никона поставить Священство выше Царства, начинает с растущей подозрительностью относиться к вмешательству тобол. архиереев в дела светского упр-ния. В кон. века это привело к острому конфликту вокруг проблемы церк. суда. Этот традиц. институт церк. власти сохранился почти без изменений со времени своего возникновения в X в. Церковь имела право суда над всем населением по «духовным» делам (богохульство, оскорбление духов. сана, вероотступничество, колдовство, разврат); церк. чиновники контролировали акты гражд. состояния, дела о наследстве. Кроме того, все «церковные люди» подлежали церк. суду по весьма широкому кругу уголов. и гражд. дел. В Сибири до образования епархии воеводы привыкли сами вершить дела компетенции духов. суда, и Киприан повел с этим решит. борьбу с 1-х дней своего пребывания в Тобольске. Усилия его и последующих архиереев оказались результативными, и вскоре Сибирь перестала быть в этом вопросе исключением из общерус. правил.

К 1690-м гг. стала очевидной крайняя коррумпированность сиб. «десятильников» (светских служилых людей Церкви, осуществлявших следствие по делам церк. суда). Они нередко подвергали арестам и пыткам невинных, но зажит. людей, вымогая взятки. Жалобы посадских общин энергично поддержал царский родственник воевода А.Ф. Нарышкин. Сопротивление владыки Игнатия (Римского-Корсакова), осмелившегося даже отлучить Нарышкина от Церкви, было сломлено Москвой, и вопреки древ. праву церк. чиновники подверглись светскому суду, покаравшему вымогателей и вернувшему награбленное. Одновр. воевода не отдал под церк. суд своего подьячего. Дело это оказалось предвозвестником новых отношений между Церковью и Государством.

С кон. XVII в. положение Церкви, в т. ч. сибирской, резко меняется. На смену монархии, опирающейся на земские начала в упр-нии, приходит абсолютизм с засильем бюрократии и рационалистич. отношением к Церкви и религии. Пытаясь организовать служение Православной церкви об-ву по зап. образцам, Петр I поставил целью резко сократить расходы на ее поддержку, уменьшить ее полит. и экон. самостоятельность. Царь уничтожил институт патриаршества, упр-ние Церковью передали полусветскому ведомству – Духовной коллегии (Синоду) во главе с обер-прокурором, доверен. лицом государя. Подвергая репрессиям противников этих новшеств, Петр I искал поддержку внутри самой Церкви и нашел ее среди воспитанников Киевской духовной академии, не имевших связей в церк. среде России и к тому же обладавших школ. образованностью зап.-европ. ориентации. После удаления из Сибири Игнатия (Римского-Корсакова) все сиб. митрополиты до кон. 1760-х гг. назначались из этой среды.

В 1702 в упр-ние Сибирской епархией вступил митр. свт. Филофей (Лещинский; 1702–11, 1715–21), посланный туда царем с обшир. программой деят-ти. Темпы христианизации мест. народов показались Петру I недостаточными, он отверг сложившуюся традицию крещения аборигенов искл. по их собств. желанию. Отныне христианизация приобретает массовый хар-р. При Филофее горели идолы и проч. атрибуты язычества, иной раз дело доходило и до стрельбы, хотя противостояние не стало ни долгим, ни кровавым. Митрополит сам возглавлял миссионер. экспедиции и сумел окрестить, как считается, ок. 40 тыс. хантов, манси, селькупов Сев.-Зап. Сибири (хотя цифра эта явно завышена, если исходить из общей числ. тамошних аборигенов). Митр. Филофей завел миссионер. станы и для крещения татар и киргизов.

В 1706, в значит. мере в связи с миссионер. задачами, в составе епархии учреждено Иркутское викариатство, преобразованное в 1727 в самостоят. епархию. Возглавил ее воспитанник Киевской духовной академии свт. Иннокентий (Кульчицкий; 1727–31), возведенный в епископ. сан в 1721 как предполагаемый глава несостоявшейся тогда правосл. миссии в Пекине. В 1731 к Иркутской епархии приписаны обшир. территории на севере и востоке – Балаганск, Илимск, Якутск, Охотск с уездами, и епархия стала самой обшир. в империи. В 1733 в ее состав вошла Камчатка, а в 1796 – Русская Америка.

Для новокрещеных в Сибири за гос. счет возводили церкви (чего для рус. населения в XVIII в. уже не делали). Вокруг храмов организовывались приходы по рус. образцу. Однако православие усваивалось новообращенными достаточно поверхностно, сочетаясь с прежними языч. верованиями. К сер. XVIII в. светская власть постепенно перестает поддерживать насильств. методы христианизации. Конфликт, связанный с принуд. крещением татар, привел к переводу из Сибири митр. Сильвестра (Гловатского; 1749–55). На первый план выдвигались др. методы, известные и ранее. Еще митр. Филофей в спец. школе для мальчиков-аборигенов начал готовить будущих священнослужителей. Во 2-й пол. XVIII в. в Сев.-Зап. Сибири знание мест. языков духовенством приходов новокрещеных считалось обязательным. В этом же столетии положено начало переводам священных текстов на языки аборигенов, и это направление быстро развивалось. Сиб. миссионерство дало значит. импульс развитию отеч. лингвистики.

Политика гос-ва и Церкви по отношению к старообрядчеству претерпела за XVIII в. неск. поворотов. По-прежнему продолжая считать староверов «лютыми неприятелями, и государству и государю непрестанно зло мыслящими», пр-во Петра I указами 1716 прагматично предусмотрело возможность их легал. существования при условии уплаты ими двойного подушного оклада и отказа от передачи своей веры по наследству. Церковь должна была вести среди таковых «записных раскольников» миссионер. работу и следить за строгим выполнением ими стеснительных запретов. Стремление властей использовать указы 1716 для постепен. искоренения старой веры, отказ подавляющего большинства урало-сиб. «раскольников» записываться в двойной подушный оклад приводили к массовым движениям протеста при каждой из первых 4 ревизий. И даже когда в 1782 пр-во Екатерины II отменило двойной оклад, в Тобольской епархии попытались истолковать эту меру в прямо противоположном смысле, как отмену любых легал. основ существования старой веры, и это вызвало новые массовые волнения. Но к тому времени уже действовал и играл свою положит. роль манифест императрицы от 22 сент. 1762 о веротерпимости, и постепенно массовые самосожжения староверов в Сибири пошли на убыль. При Екатерине II начаты и первые переговоры властей с руководителями Иргизского центра староверия о поисках компромисса. Они завершились в 1801 введением единоверия, в рамках к-рого староверы могли иметь своих священников, служивших по дониконовским книгам, но подчинявшихся епархиальным архиереям РПЦ.

К нач. XVIII в. в сиб. митрополии насчитывалось, по одним свед., 160 церквей, по другим – 200; для нужд правосл. населения на огромной территории их не хватало. В выделившейся в 1727 Иркутской епархии имелось 46 церквей, по ведомости 1738 в Тобольской епархии в 25 духов. заказах – 374 церкви. Монастырей в нач. XVIII в. в Сибири было 39, но отношение к ним рационалистически настроенных пр-в в этом столетии не способствовало процветанию монашеской традиции. Курс на сокращение гос. обеспечения Церкви привел к тому, что еще с кон. предыдущего столетия мн. сиб. церкви перевели на самообеспечение, а кол-во монастырей за столетие сократилось на 15.

Монастыри пытались избежать сокращения своих доходов и увеличивали ренту с крестьян. Отсюда – растущий прессинг на земледельцев, к-рые к тому же в ходе Петров. реформ попали в крепостную зависимость от монастырей. Все это обостряло отношения последних с их раб. силой, и с кон. 1720-х гг. волнения крестьян сиб. церк. вотчин стали почти непрерывными. Особый размах они получили в 1760-х гг.; к этому времени относится, в частн., «дубинщина» – длительная борьба крестьян Далматовского мон-ря с его властями, переходившая в вооруж. столкновения. Конец антагонизму положил окончат. перевод монастыр. крестьян в разряд «экономических» в 1764, после секуляризации земель монастырей и архиерейских домов.

Этот шаг привел к напряженным отношениям между имп. властью и рядом церк. иерархов, в т. ч. сибирских. Среди наиболее актив. противников реформы Екатерины II (сокрушавшей экон. базу последнего института об-ва, способного хоть как-то противостоять самодержавию) был свт. Арсений (Мацеевич), ранее недолго управлявший Тобольской епархией (1741–42). Императрица повелела называть митрополита «Андреем Вралем» и пожизненно заточить его в тюрьму. Последний Тобольский митрополит из украинцев свт. Павел (Конюскевич; 1758–68) не только резко отрицательно высказывался о секуляризации церк. земель и о послушном государыне Синоде, но и постоянно конфликтовал с губернатором и др. светскими властями, требуя принятия опустошит. мер по борьбе со староверами. В 1768 он был удален из Сибири, как ранее и его предшественник Сильвестр (Гловатский), также настаивавший на самых радикал. приемах искоренения старообрядчества. В 1768 статус Тобольской епархии понизили до епископии и назначили туда свт. Варлаама (Петрова; 1768–1802, с 1792 – архиеп.), русского по происхождению, ни в какие конфликты с гос. властью не вступавшего.

Вместе с тем воспитанники Киевской духовной академии немало сделали для развития в Сибири образования и культуры. В 1702–03 при Тобольском архиерейском доме открыто 1-е в Сибири и 2-е в России (после ростовского) училище для подготовки клириков. Владыка Филофей выписал для него из Киева учителей и 206 книг. В 1727 в Тобольском училище обучалось 57 сибиряков и еще 14 – в подоб. школе при Знаменском мон-ре. В 1743–48 митр. Антоний (Нарожницкий; 1742–48) превратил архиерейское училище в семинарию. В 1791 здесь обучалось 285 чел. Открывались духов. школы при нек-рых монастырях. Митр. Павел (Конюскевич) довел число таких школ в своей епархии до 15.

В Вост. Сибири 1-я духов. школа открыта в 1725 при Иркутском Вознесенском мон-ре. Сначала она готовила для миссионер. и др. нужд переводчиков с монг. и кит. яз., в 1728 свт. Иннокентий (Кульчицкий) расширил ее учеб. программу и для подготовки духовенства. В 1735 еп. Иннокентий (Нерунович; 1732–37) преобразовал эту школу в славяно-русско-латинскую и открыл в Якутске еще одну духов. школу. В 1780 стараниями еп. Михаила (Миткевича; 1771–89) возникла Иркутская семинария. В 1837 в ней обучалось 80 учеников. По данным ведомости 1828, из 412 священников епархии семинарию окончили 104 чел.

В XVIII в. в Сибири происходили процессы сослов. замыкания духовенства. Не допускалось вступление в него лиц др. сословий и одновр. светскими властями сокращалась его числ., неслужащая часть духовенства перечислялась в податные сословия в ходе т. н. разборов во время ревизий. С 1722 Синод регламентировал кол-во приходов и необходимого для службы духовенства на приход (в зависимости от его населенности), стремясь к закрытию малонас. приходов. В 1762 введены церк. «штаты», строго регламентировавшие кол-во духовенства при каждой церкви и монахов в монастырях. В связи с острой нехваткой духовенства в 1739 для Иркутской епархии сделано исключение из строгих сослов. законов: разрешалось определять к церквам выходцев из податных сословий с освобождением их от податей.

После подавления церк. оппозиции 1760-х гг. Церковь попадает в еще более жесткую зависимость от светских властей, растет бюрократизация церк. упр-ния. Перекраиваются границы приходов, благочиний (церк. округов, десятоначалий), епархий. Впрочем, для этого имелось и объектив. основание: освоение новых территорий и уплотнение населения на старых. В XVIII–XIX вв. православие в Сибири распространялось особенно интенсивно. Наряду с освоением края извне активно шла внутр. колонизация. Возникали новые приходы и делились старые, но из-за незавершенности колонизац. процесса они были гораздо крупнее обычных для Европ. России.

В Сибири появлялись новые епархии. В 1799 значительно уменьшилась тер. Тобольской епархии: из нее выделено неск. благочиний в создаваемые ОренбургскоУфимскую и Пермско-Екатеринбургскую епархии. В 1834 от Тобольской отделилась Томская епархия, от к-рой, в свою очередь, в 1861 – Енисейская, а в 1895 – Омская и Семипалатинская. Кроме того, в составе Томской епархии в 1879 открылось Барнаульское викариатство. В 1840 на территориях, с 1733 входивших в состав Иркутской епархии, образована Камчатская и Алеутская епархия, в 1852 ей переданы храмы Якутии. В 1870 образована Алеутская и Аляскинская епархия РПЦ. В Иркутской епархии в 1861 учреждено Селенгинское вик-ство, в 1894 преобразованное в Забайкальскую епархию с центром в Чите.

В XIX в. укреплялась церковно-бюрокр. вертикаль власти, ежегодно увеличивалось кол-во столич. распоряжений, обязательных к исполнению, но далеко не всегда учитывавших мест. условия. Так, архиепископ Тобольский и Сибирский Антоний (Знаменский; 1803–06) получил высочайший указ о стр-ве только камен. церквей – не первое распоряжение такого рода. Во мн. р-нах Сибири, где не было камня, но было мн. леса, сел. общины не могли осилить камен. стр-во. Из столицы, однако, поступали приказы немедленно разрушить все недавно возведенные деревян. церкви и наказать клириков, освящавших их. И архиепископ вынужден был подчиняться, жертвуя и церквами, и кадрами при острой нехватке в Сибири того и другого.

Смена на кафедрах архиереев, осуществлявшаяся государем по представлению Синода, подчас менее всего объяснялась интересами епархий, она вызывалась либо усердным исполнением владыками своего долга, либо столич. интригами в церк. и светских кругах. Лишь однажды архиерей посмел активно протестовать против несправедливой отставки. В 1831 иркут. архиерей Иринарх, неожиданно отставленный указом Синода, пытался не подчиниться ему, апеллировав к светским властям; он был взят под арест жандарм. подполковником и надолго заточен в монастыре.

Бюрократизация плодила обильную и зачастую недостоверную отчетность; владение канц. премудростью стало ценным качеством для чинов консистории и даже архиереев. Умелое составление ведомостей и исповедальных росписей могло скрыть реальные неблагополучия в деят-ти пастырей. Но известен и случай, когда престарелый тобол. архиеп. Амвросий (1822–25) настолько ослабил контроль над консистор. клириками, что они 2 года вообще не распечатывали любые, за искл. синодальных, письма, приходившие в консисторию и владыке (их скопилось более 2 тыс.). Иногда из С.-Петербурга приезжали с проверками, случались даже сенатские ревизии, во время к-рых сенаторы вмешивались и в церк. дела, подведомств. архиереям. Такое случилось при деятельном тобол. архиеп. Евгении (1825–31). Владыка бурно протестовал, интересы сенаторов и Синода здесь разошлись, и в результате была назначена экстраординарная проверка работы всего духовенства епархии, но проводить ее приказали самому Евгению. Тот не без пользы предпринял 3 длительные поездки по самым отдаленным местам епархии и особых нарушений не обнаружил.

В противовес синодальной бюрократизации и жесткой зависимости вертикали церк. власти от гос-ва стихийно развивалось (на фоне бурно возрождавшейся с нач. XIX в. монастыр. традиции) такое важное явление правосл. духовности, как старчество. Его отличит. черты – возрождение живого интереса к мистич. творениям древ. отцов Церкви, крайний аскетизм, нестяжание, обязат. личный труд, простота в быту, общении, внесословность в феод.-сослов. об-ве, значит. свобода от внеш. церк. обрядности в пользу внутр. глубокой веры, «умная молитва» и поиск индивид. мистич. контактов с Богом. Знаменитые старцы деятельно занимались учительством, проповедью нравств. законов Христа, эта проповедь имела огромное влияние на верующих и подчас на неверующих. Стоя в стороне от синодальной иерархии власти, старцы часто жили при монастырях, основывали пустыни и не становились в оппозицию к Церкви, к-рая в конце концов признавала их заслуги и даже причисляла к лику святых. Скитское старчество было распространено и на сиб. просторах. До 1820 под Туринском 20 лет существовал скит прп. Зосимы (Захара Васильевича Верховского); этот пустынник послужил одним из прообразов известного во всем мире героя Ф.М. Достоевского старца Зосимы. Во 2-й четв. XIX в. всенарод. славой пользовался томский св. прав. старец Федор Кузьмич.

Отдаленность сиб. епархий имела и свои положит. черты: мн. крутые повороты столич. взаимоотношений Церкви и государства ощущались здесь слабо. Мистич. увлечения Александра I и А.Н. Голицына, обер-прокурора Синода (с 1817 – министр духов. дел и просвещения), выходившие подчас за рамки рус. православия, для Сибири не имели особых последствий. А Библейское об-во, к-рым также руководил Голицын, даже помогало деят-ти сиб. миссионеров по переводу на языки народов Сибири текстов Священного Писания, молитв, Катехизиса. В Иркутской епархии, где отд-ние об-ва появилось в 1819, вскоре дважды издан Катехизис на якутском яз., молитвы и заповеди на чукотском. В 1827 в С.-Петербурге вышел Новый Завет на бурят.-монг. яз., в 1835 опубликована грамматика этого языка, составленная преподавателем Иркутской семинарии А. Бобровниковым. Хорошим переводчиком текстов Писания и богослужеб. книг на бурят.-монг. яз. был энергич. иркут. владыка Нил (Исакович; 1838–56); язык ему преподавал крещеный лама Н. Доржиев. При деятельном участии знаменитого епископа Камчатского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова) его ближайшие помощники перевели на якут. яз. все книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса), нек-рые ветхозавет. книги. Активно занималась переводами библейск. текстов Алтайская духовная миссия. Все эти переводы имели (а часть из них и имеют) немалую науч. ценность, являясь 1-ми опытами изучения и фиксации языков народов Сибири. Так, в 1839 высокую оценку в АН переводам на остяц. яз., сделанным обдорским миссионером Лукой (Вологодским), дал исследователь угро-финских яз. проф. Шегрен. Лингвисты сов. времен, хотя и не сразу, высоко оценили опыт по созданию алфавитов и грамматик сиб. языков и воспользовались мн. достижениями церк. переводчиков XIX в.

Миссионер. деят-ть РПЦ в XIX в. постепенно охватила все сиб. этносы. После неск. малоэффектив. опытов в Тобольской епархии начала века Церковь сумела выработать более действенные методы, гл. обр. благодаря подвижнич. работе мн. образованных и энергич. миссионеров (кроме названных выше – это св. Герман (Аляскинский), свт. Иннокентий (Вениаминов), Иакинф Бичурин и мн. др.). Новый период миссионер. работы характеризуется прежде всего отказом от силовых приемов обращения в православие, устройством постоянно действующих миссий, созданием «миссионерских приходов». В это время еще большее внимание уделялось устройству миссионер. школ, переводу текстов Священного Писания и Священного Предания, богослужеб. книг на языки народов Сибири, составлению грамматик и словарей этих языков, этногр. исслед-ям. Успеху миссионеров способствовало расширение культур. и экон. связей корен. народов с рус. населением. Если для начала века церк. историки еще упоминают случаи крайней ненадежности обращения мн. аборигенов в новую веру, подчас даже ради скромных подарков (каждый новый христианин получал нательный крест, штаны и рубаху, денег рубля полтора-два), то позднее таких известий становится все меньше. Зато возникают новые школы, издаются книги для новокрещеных, изучается культура корен. этносов Сибири, усиливаются благотворит. деят-ть, врачевание (см. Православные миссии в Сибири и миссионерство). Миссионер. работа тесно связана и с развитием духов. образования в Сибири.

Эпоха великих реформ 1860-х гг. лишь в небольшой мере изменила церк. жизнь в Сибири. Реформой РПЦ занималось в 1862–86 созданное по инициативе министра внутр. дел П.А. Валуева Особое присутствие из высш. иерархов РПЦ и чиновников на министер. уровне. В губерниях, вкл. сибирские, при губернаторах действовали его мест. органы. Предполагалось разработать меры по улучшению мат. положения духовенства, ослаблению его сослов. замкнутости и усилению связи клириков с прихожанами, улучшить духов. образование, увеличить участие духовенства в работе светских сел. школ и т. д. Попытка значительно ослабить принцип обеспечения мат. нужд духовенства гос-вом, усилив долю в этом деле самих граждан, привела ко мн. бюрокр. недоразумениям и была неодобрительно встречена и клириками, и прихожанами. В результате, напр., в Томской епархии кол-во причтов, получавших жалованье от казны, выросло с 23 % от их общего числа в 1870–71 до 37 % в 1885–86. Не удалось провести и унификацию платы за исправление клириками треб, здесь на практике все осталось по-старому, эта плата реально зависела от взаимоотношений прихожан и духовенства в каждом приходе.

Более заметны положит. изменения в сфере образования, и в частн. связанные с проблемой сослов. замкнутости духовенства. В 1863 учащимся духов. семинарий разрешили поступать в университеты, и к 1875 46 % студентов университетов страны составляли бывш. семинаристы. Дети духовенства получили разрешение учиться в гимназиях и воен. училищах, а право поступать в семинарии распространилось на всех православных. По указу 1869 в ряды духовенства стали допускаться представители др. сословий, и в Сибири появились священники из крестьян, хотя это не превратилось в массовое явление. В том же году дети священно- и церковнослужителей получили право свобод. выхода из сословия и выбора рода деят-ти. Резко возросло число церк.-приход. школ, сестричеств.

На всей тер. 10 сиб. и дальневост. епархий к кон. 1-го – нач. 2-го десятилетия ХХ в. насчитывалось 3 187 церквей и 2 297 часовен и моленных домов. Усиливалась просветительско-благотворит. роль приход. церквей. При правосл. храмах и церк. благочиниях существовало к этому времени 1 785 б-к, действовали 2 373 церк.-приход. школы, в к-рых обучалось ок. 100 тыс. учеников.

В XX в. РПЦ вступила в состоянии кризиса: в об-ве росли атеистич. настроения; способность Церкви адекватно реагировать на угрозы времени оказалась сильно ослабленной жесткой зависимостью от непредсказуемой монархич. власти; задачи церк. реформы, поставленные 1860-ми гг., не были решены. Революция 1905–1907, провозглашение веротерпимости и легал. возрождение мн. конфессий империи, получивших возможность широкой пропаганды, требовали укрепления связей прихожан с клиром, усиления роли прихода и влияния низших клириков в решении насущных проблем Церкви. В РПЦ возникли разные течения – обновленцев, традиционалистов, националистов и т. д. Зазвучали требования созыва Поместного Собора всей Церкви для решения давно назревших проблем, мн. считали неотложным восстановление патриаршества как меру ликвидации синодального механизма подчинения светской власти. Царь, соглашаясь с необходимостью созыва представительного собора, всячески затягивал его. Созданное Предсоборное совещание проделало большую работу, но вплоть до Февр. революции она не привела ни к открытию Собора, ни к реформам. И когда зашаталась монархия, синодальная Церковь не смогла оказать ей действенной поддержки.

Все эти обстоятельства сказывались и на ситуации в сиб. епархиях. Стали созываться епархиальные съезды духовенства, где обсуждались столич. новости, высказывались разные мнения о хар-ре необходимых реформ, выдвигались кандидатуры в представит. органы власти. Учреждение епархиальных советов реализовалось не везде. Изв. томский протоиерей, историк Д.Н. Беликов в 1905 стал видным октябристом, а в 1906 избран епархиальным духовенством членом Гос. совета империи. Хотя мн. духов. лица были монархистами, Февр. революция получила признание сиб. духовенства. Создание демокр. республики поддержали весной 1917 съезды духовенства сиб. епархий. Тогда же епископом Тобольским и Сибирским был назначен свт. Гермоген (Долганов), ранее отстраненный Синодом от упр-ния Саратовской и Царицынской епархией за свою борьбу с Григорием Распутиным. Как и в Саратове, он старался в Тобольске примирить гражд. страсти, мн. проповедовал солдатам и горожанам, оставаясь убежденным монархистом, но признавая новую власть.

Поместный Собор РПЦ, проходивший в Успенском соборе Московского Кремля (15 авг. 1917 – 7 авг. 1918), восстановил патриаршество и провозгласил ряд важных церк. реформ. Но мн. из них оказалось невозможно претворить в жизнь из-за начавшихся суровых гонений новой власти на РПЦ, разрушения храмов и казней духовенства. В Тобольске еп. Гермоген открыто выступил с резким осуждением насилий, организовал крестный ход протеста и вскоре был арестован, а позднее утоплен в р. Оби.

Ожесточенные бои Гражданской войны нанесли тяжелый удар РПЦ. Осн. часть сиб. духовенства признала власть А.В. Колчака, отменившего декреты сов. власти, что не спасло нек-рые храмы от разорения стихийными отрядами белых мародеров. Но намного больше насилий над РПЦ творила противоположная сторона – и в ходе реализации провозглашенной властью политики, и как следствие бесконтрольного разгула разрушит. инстинктов. В нояб. 1918 в Томске состоялось Сибирское церковное совещание, избравшее Временное высшее церковное упр-ние Сибири и Приуралья во главе со свт. архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским), позднее казненным большевиками. В апр. 1919 Омский съезд духовенства Сибири провозгласил Колчака не только Верховным главнокомандующим, но и светским главой Церкви. При отступлении белых армий части Кр. армии и отряды партизан подвергли разгрому и ограблению очень мн. сиб. храмы, значит. часть духовенства и большинство архиереев ушла из страны (оставшиеся 4 архиерея епархий Приуралья и Сибири позднее репрессированы). В алт. с. Сухой Лог, где были казнены священник и группа прихожан, на месте их захоронения забил целеб. источник, ставший вскоре местом паломничества крестьян всей Зап. Сибири, что послужило сюжетом неск. соч. народ. авторов, как тайных прихожан РПЦ, так и староверов.

Созданная при энергич. поддержке новой власти обновленческая церковь (ее програм. документы написаны на Лубянке, одобрены Л.Д. Троцким и всем Политбюро) получила благодаря этой поддержке немалые, но непрочные позиции в Сибири. Видную роль в обновленч. рук-ве играл «митрополит Сибирский и Новониколаевский» Петр (Блинов). Под прямым давлением репрес. органов в сиб. городах ряд храмов передали обновленцам. Но сторонники избранного Поместным Собором Патр. Тихона, как клирики, так и миряне, продолжали упорное сопротивление. Сводки ОГПУ отмечают его в Тобольске, Омске, Новониколаевске, Красноярске, Иркутске, Чите. В Томске еп. Дмитрий (Беликов), склонявшийся было на сторону обновленцев, выступил против них. На Алтае обновленческого архиеп. Александра избили верующие. Сопротивление верующих отмечалось и в связи с кампанией 1922–24 по насильств. изъятию церк. ценностей, к-рое по плану Троцкого должно было стать важным инструментом быстрой ликвидации РПЦ. Кампания эта не дала власти ожидаемых богатств: ценностей по стране изъяли лишь на 4,6 млн зол. руб., тогда как надеялись на неск. миллиардов, но она привела к разгрому и закрытию мн. церквей, арестам и казням тысяч клириков и прихожан. 9 дек. 1925 подвергся аресту глава РПЦ, местоблюститель патриаршего престола свмч. Петр (Полянский). Его сослали сначала в Абалакский Знаменский мон-рь, затем в пос. Хэ на берегу Обской губы, позднее он содержался в одиноч. заточении в разных тюрьмах Урала и Сибири, а 10 окт. 1937 расстрелян. Наиболее тяжелая волна репрессий против епископата, клириков и прихожан РПЦ началась вместе с раскрестьяниванием в 1929 и продолжалась до 1943. За все годы репрессий расстреляно более 100 архиереев РПЦ, десятки тысяч священников, сотни тысяч правосл. мирян. К 1939 ни один из сиб. архиереев не оставался на своей кафедре. В 1939–40 на тер. нынешних Томской, Кемеровской, Омской обл., Алтайского кр. действующих храмов РПЦ не сохранилось.

Резкий поворот сов. власти к РПЦ осенью 1943 вызван неск. причинами. И.В. Сталин небезосновательно надеялся, что патриот. позиция, продемонстрированная уцелевшими иерархами Церкви с 1-х дней войны, окажется весьма полезной для сплочения страны ради дела победы. Сыграл свою роль и факт массового открытия правосл. церквей на оккупир. фашистами территориях, и жестко проявленная руководителями стран антигитлер. коалиции обеспокоенность отсутствием свободы совести в СССР. Восстановление патриаршества, духов. образования, епископских кафедр, возврат храмов быстро затронули и Сибирь. В 1943–47 в Сибири, как и во всей стране, прошла кампания по возобновлению деят-ти отд. приходов. Развернулось движение за открытие церквей. Напр., в 1943–47 в органы власти Новосибирской обл. поступило 157 таких ходатайств, в 1944–49 в органы власти Алтайского кр. – 249 и т. д. Однако в период кампании открыли лишь по 1, реже по 2 церкви в городах (Бийске, Новосибирске, Томске, Кемерове, Ленинске-Кузнецком, Анжеро-Судженске, Сталинске и др.), а также в нек-рых круп. селах. Но период «уступок» РПЦ быстро кончился, и в дальнейшем новые храмы открывались крайне редко. С кон. 1940-х гг. процесс пошел вспять: власти под тем или иным предлогом закрывали мн. храмы, недавно отданные верующим. На 1 янв. 1958 во всей Зап. Сибири насчитывалось всего 67 действовавших приходов.

Гос. постановления кон. 1950-х – нач. 1960-х гг., посвященные РПЦ, привели к закрытию ряда монастырей, массовым гонениям на духовенство и смещению неугодных священнослужителей, формированию приходских «двадцаток» людьми, удобными для светских властей. Начались массовые протесты верующих против закрытия церквей и лишения правосл. общин регистрации. За противодействие ликвидации храмов пострадал не один архиерей. Так, в 1961 судили архиепископа Иркутского Вениамина, до этого отбывшего 12 лет в колым. лагерях. Боролся за отмену законодат-ва, ущемлявшего права РПЦ, и архиеп. Ермоген (Голубев), управлявший Омской епархией; за непокорность его в конце концов отправили в фактическую ссылку – на жительство в Жировецкий мон-рь. После смещения Н.С. Хрущева храмы стали закрывать менее интенсивно, однако РПЦ оставалась под жестким прессингом гос-ва до 2-й пол. 1980-х гг.

Перелом гос. политики в отношении конфессий начался в 1986: РПЦ передаются древ. рус. монастыри, открываются новые приходы, амнистия 1987 распространяется на осужденных в связи с религ. деят-тью. Наметившийся процесс многократно усилился с юбилейного 1988, с празднования 1000-летия Крещения Руси. Теряют свои неограниченные права уполномоченные советов по делам религии, Церковь получает доступ к средствам массовой информации. 1 окт. 1990 принят закон о предоставлении прав юр. лица церк. учреждениям, через месяц – закон «О свободе вероисповеданий», в 1991 зарегистрирован Гражданский устав РПЦ. По всей стране восстанавливаются закрытые ранее епархии и открываются новые. Сибирь в числе первых регионов ощутила это. Если в 1987 на тер. Сибири и Д. Востока насчитывалось лишь 4 епархии (Иркутская, Красноярская, Новосибирская и Омская), то уже в 1988 восстановлена Хабаровская епархия, из огромной территории к-рой в 1991–93 выделено еще 3 епархии. К 2006 кол-во епархий в Сибири и на Д. Востоке составило 19: Абаканская и Кызылская, Анадырская и Чукотская, Барнаульская и Алтайская, Биробиджанская и Кульдурская, Благовещенская и Тындинская, Владивостокская и Приморская, Иркутская и Ангарская, Кемеровская и Новокузнецкая, Красноярская и Енисейская, Магаданская и Синегорская, Новосибирская и Бердская, Омская и Тарская, Петропавловская и Камчатская, Тобольская и Тюменская, Томская и Асиновская, Хабаровская и Приамурская, Читинская и Забайкальская, Южно-Сахалинская и Курильская, Якутская и Ленская. Собор Сибирских святых пополнился новыми именами, в значит. части это новомученики ХХ в. Жизнь Церкви обретает полноту. Воссоздается такая неотъемлемая ее часть, как монашество и старчество: в сиб. епархиях, как и везде в России, идет процесс восстановления старых монастырей, строятся новые, как муж., так и женские. Появились сотни приходов, возвращены и отреставрированы отнятые ранее храмы, возводятся новые. В епархиальных семинариях и др. церк. учеб. заведениях, открытых в ряде сиб. епархий, готовится духовенство; для мирян работают правосл. гимназии, воскрес. церк.-приход. школы. Возникают разнообраз. правосл. орг-ции и объединения (сестричества при храмах и больницах, об-ва правосл. врачей и т. п.). Учреждены период. епархиальные издания; нормой стало проведение церк. конференций, циклов лекций сиб. духовенства РПЦ на мест. каналах ТВ. РПЦ старается восстановить роль православия для потомков своих бывш. прихожан, населявших Сибирь в течение мн. столетий, объединить их и гармонизировать духов. жизнь в период тяжелых соц. потрясений, выпавших на долю России.

См. Приходская православная община в Сибири; Приходское духовенство РПЦ в Сибири.

Лит.: Зольникова Н.Д. Приходская община в Сибири в XVIII в. Новосибирск, 1991; Она же. Традиции православия в Сибири. Конец XVI–XIХ в. / Сибирская икона. Омск, 1999; Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Т. 2; Тобольский архиерейский дом в XVII в. Новосибирск, 1994; Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVIII – первая половина XIХ века. Иркутск, 1996; Цыпин В., протоиерей. История русской церкви. М., 1999. Кн. 9; Сулоцкий А.И. Сочинения: В 3 т. Тюмень, 2000–2001; Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40–60-е гг. годы ХХ века. Томск, 2003.

Н.Д. Зольникова, Н.Н. Покровский

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты