РЕРИХ Николай Константинович

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 14:22, 9 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
РЕРИХ Николай Константинович
РЕРИХ Николай Константинович

РЕРИХ Николай Константинович (27 сент. 1874, С.-Петербург – 13 дек. 1947, Наггар, штат Пенджаб, Индия), художник, мыслитель, археолог, писатель, путешественник. Крупный деятель искусства в России (1900–10-е гг.) и русском зарубежье (1920–30-е гг.). Сын петерб. нотариуса, дворянин. Окончил одновр. Академию художеств (мастерская А.И. Куинджи) и юр. фак-т С.-Петербургского ун-та (1893–98). Как художник получил признание в кон. 1890-х гг., его картина «Гонец» была приобретена Третьяковской галереей. В студ. годы увлекся археологией, позже проводил раскопки в С.-Петербургской, Новгородской, Тверской губ. На о-ве Пирос (1902) сделал археол. открытие, обнаружив сотни фигурных янтар. украшений, свидетельствующих о высокой худ. культуре неолита. В 1901 получил место секретаря Имп. Об-ва поощрения художеств (ИОПХ), в 1906 – дир. худ. школы ИОПХ. В 1910-е гг. Р. ведет активную худ. и обществ. деят-ть: постоян. чл. Парижского осеннего салона (1906), участник Русских сезонов в Париже С.П. Дягилева (с 1909), пред. рос. объединения художников «Мир искусства» (1910), организатор мн. худ. обществ и музеев. Выступает как архитектор и монументалист, создает церк. росписи и мозаики, иконостасы и проекты церквей. Избирается действит. чл. рос. Академии художеств (1909). Критикой отмечена «русская архитектурная серия» картин.

После Окт. революции Р. эмигрирует в Европу, устраивает худ. выставки в Скандинавии; с 1919 живет в Лондоне, с 1920 – в Нью-Йорке. После тура с персон. выставками по городам САСШ Р. создает ряд культур. орг-ций: худ. объединение «Кор Арденс» («Пылающее сердце», 1921), Мастер-институт объединенных искусств (1921), междунар. центр искусств «Корона Мунди» («Венец мира», 1922) и музей Рериха (1923). Эти учреждения разворачивают худ.-образоват. деят-ть, выставочную и издат. работу (изд-ва «Алатас», «Музеум-пресс»). Осенью 1923 Р. с семьей отправляется в Индию, совершает науч.-худ. поездки в Сикким и Бутан. Пишет свои знаменитые серии полотен «Знамена Востока», «Его Страна», «Сикким» (1924–25), серию «Майтрейя» (1926).

От имени амер. учреждений Р. предпринял Центральноазиатскую экспедицию (1925–28), носившую комплекс. хар-р; помимо науч.-худ. целей в ходе путешествия реализовались полит. и дип. задачи, к-рые соотносились с планами создания Р. независимого гос-ва в Азии, первонач. названного «Священный Союз Востока», а впоследствии – «Штаты Азии». Для осуществления своего замысла Р. выдвинул проект «Единая Азия» и обсуждал его на переговорах с Сов. пр-вом (1926). В рамках экспедиции летом 1926 совершил поездку на Алтай для обследования природ. богатств р-на горы Белухи (стомильной зоны). При участии Р. было специально создано акцион. об-во «Белуха» с целью получения концессий на разработку полезных ископаемых в Юго-Зап. Алтае. Тибет. этап экспедиции связан с дип. миссией в Лхасу на переговоры с Далай-ламой XIII. По итогам экспедиции в долине Кулу (Пенджаб, Индия) был создан ин-т гималайских исследований «Урусвати» (1928–42), занимавшийся проблемами ботаники, медицины, биохимии, этнографии, лингвистики и др.

Развивая планы объединения Азии в федерацию вост. гос-в, Р. предпринял 2-ю Центральноазиатскую экспедицию, в Маньчжурию и Внутр. Монголию (1934–36). Офиц. цели экспедиции были связаны со сбором засухоустойчивых трав и растений по заданию Департамента сельского хозяйства США. Во время экспедиции Р. разворачивает интенсив. культур. и обществ. деят-ть в Харбине, а также осуществляет ряд полит. акций в среде рус. эмиграции. В ходе поездки по Д. Востоку Р. выдвинул проект «Канзас», предлагавший орг-цию сети с.-х. кооперативов, что потенциально было связано с идеей нового гос. образования на оси «Алтай–Гоби» (усл. назв. «Новая Страна»).

В 1930-е гг. Р. сотрудничает с Об-вом сибиряков в Чехословакии, публикуется в сб. «Вольная Сибирь». Поддерживает переписку с актив. деятелями сиб. эмиграции: Г.Д. Гребенщиковым, И.А. Якушевым, И.А. Кириловым и др. При покровительстве Р. создается Сиб. группа друзей музея Рериха в Нью-Йорке. В этот же период Р. выступает инициатором междунар. документа об охране памятников истории и культуры во время войн и вооруж. конфликтов. США и 20 стран Лат. Америки подписали спец. договор, получивший название Пакт Рериха (1935).

По завершении Маньчжурской экспедиции Р. поселяется в Индии (1936–47), занимаясь интенсив. худ. работой. Создает галерею горных пейзажей Тибета и Гималаев. К кон. жизни в творч. багаже художника более 5 тыс. картин, фундамент. серия биогр. очерков «Моя жизнь». Р. поддерживал дружбу с видными индийск. писателями, учеными и политиками: Р. Тагором, Дж. Неру, Дж. Ч. Босом и др. В годы Второй мировой войны устраивал выставки в пользу Кр. армии, выступал с инициативой создания Американо-Русской Культурной Ассоциации (1942). По окончании войны предпринимал шаги к возвращению на Родину.

Собрания произведений Р. имеются в С.-Петербурге, Москве, Риге, Ниж. Новгороде, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, одно из крупнейших – в Новосибирске.

Лит.: Николай Рерих. Листы дневника. М., 1995–96 Т. 1–3; Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи. М., 1999; Росов В.А. Николай Рерих. Вестник Звенигорода. СПб.; М., 2002. Т. 1: Великий План; М., 2004. Т. 2: Новая Страна.

В.А. Росов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты