ПОПОВЦЫ в Сибири

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ПОПОВЦЫ в Сибири. П. – общее назв. старообрядцев, признающих священство и церк. иерархию. Одно из осн. старообряд. течений, оформившееся на рубеже XVII–XVIII вв. Гл. центры в европ. части страны – Керженец, Ветка, Стародубье, Иргиз; с 1771 ведущим центром П. становится Рогожское кладбище в Москве. Наибольшее распространение П. имели в Тобольской и Томской губ., в Забайкалье. В этих местах смешивалось неск. миграц. потоков, легал. и нелегальных. Распространение П. в Сибири стало особенно заметным после 2 разгромов рус. правительств. войсками старообряд. поселений на о-ве Ветка (тогда – тер. Польши) в 1735 и 1764. После насильств. вывода староверов с Ветки образовались компакт. старообряд. поселения на Алтае, в Забайкалье («поляки», «семейские»). Много П. насчитывалось и среди «каменщиков» Алтая.

Первоначально течение состояло из беглопоповцев, принимавших переходящее («беглое») из РПЦ священство. Решение о приеме «вторым чином» (через миропомазание) клириков РПЦ впервые принято иноками «дониконовского» рукоположения Дионисием Шуйским и Трифилием Вологодским на Керженце, окончательно подтверждено Московским собором беглопоповцев 1779. Вследствие внутр. эволюции в условиях преследования со стороны церк. и гражд. властей П. разделились на неск. согласий. Наиболее круп. согласия – часовенное (после 1840 перешло к беспоповской практике) (см. Часовенные Сибири) и белокриницкое.

Белокриницкое согласие, иначе – «австрийское», Белокриницкая иерархия; самоназв. – Древлеправославная Церковь Христова, с 1988 – Русская православная старообрядческая церковь. С нояб. 1827 запрещался переход в старообрядчество священства из офиц. Церкви, строго ограничивалось его перемещение, стр-во и ремонт старообряд. культовых зданий – церквей, часовен, молельных домов. Активно практиковалось насильств. обращение в единоверие. Разгрому подвергся ряд монастырей и центров беглопоповцев. Следствием репрес. политики явилось решение влиятельных старообряд. общин страны на Московском соборе 1832 о поиске епископа и учреждении епископской кафедры за границей. Поиск завершился принятием (через миропомазание) в окт. 1846 в с. Белая Криница (Австрийская имп.) босно-сараевского митр. Амвросия. На рубеже 1850–60-х гг. белокриницкое согласие распространяется среди беглопоповских общин Томской губ. – в Барнаульском, Бийском, Змеиногорском, Томском, частично Каинском и Мариинском у. Первоначально в Сибири была образована единая сиб. кафедра. 1-й сиб. еп. Савватий (Левшин) – епископ Тобольский и всея Сибири (1862–82). В окт. 1883, после избрания Савватия архиепископом Московским, на сиб. кафедру возведен еп. Мефодий (Екимов). Не позднее 1887 выделяется Томская епархия. В ее состав входили белокриницкие общины Томской, Иркутской, Енисейской губ., Амурской, Якутской, Забайкальской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской обл. В 1894 после ареста и ссылки еп. Мефодия во епископа Пермско-Тобольского и «временно сибирского» рукоположен священноинок Антоний (Паромов). В сент. 1899 в сан епископа Томского и всея Сибири возведен игумен Архангельского муж. скита Феодосий.

Вследствие конфликта между попечителями на Рогожском кладбище, радикал. и умерен. группами отд. белокриницких об-в после появления в февр. 1862 т. н. Окружного послания, в белокриницком согласии выделяются «неокружники». Осн. их масса в 1910-х гг. проживала в Барнаульском у. (ок. 1889 душ обоего пола) и Бийском у. (886 душ обоего пола); часть – в Каинском и Мариинском у. Сиб. «неокружники» не признавали регистрации общин после 1905–06. После Окт. революции согласно Вятскому «соборному определению» они отказались признавать запись в колхозы. В 1930-е гг. иерархия прерывается. Часть «неокружников» переходит в катакомбное (подпольное) единоверие («климентовцы», «андреевцы»). Известно неск. «неокружнических» небольших общин на Алтае. На рубеже 1970–80-х гг., после ухода из жизни последних священников, происходит переход к беспоповской практике.

После выхода правительств. указов 1905–06 большинство общин белокриницкого согласия получило офиц. регистрацию. В Томской губ. это барнаульская, новониколаевская, томская и связанные с ними сел. общины, Ново-Архангельский скит на р. Юксе, Тихвинский жен. мон-рь на р. Тое (Колыванский у.). В 1910-х гг. в Сибири существовали епархии белокриницкого согласия: Пермско-Тобольская, ТомскоАлтайская, Иркутско-Амурская и всего Д. Востока. В 1922–23 выделяются епархии Минусинско-Урянхайская, Семипалатинско-Зайсанская; до своего ареста последнюю возглавлял Андриан (А. Бердышев), епископ Семипалатинский и Миасский. Делается попытка разделить Пермско-Тобольскую, Томско-Алтайскую епархии. Томско-Алтайская епархия образована в 1911. После рукоположения Иосифа (Антипина; 1911–27) во епископа Иркутско-Амурского и всего Д. Востока Томско-Алтайскую епархию возглавил еп. Иоасаф (Журавлев; 1911–19), рукоположен в Москве в янв. 1906 во епископа Томского и всея Сибири. С кон. 1919 по нояб. 1920 сиб. епархии подчинялись еп. Амфилохию (Журавлеву). В нояб. 1920 еп. Амфилохий единолично поставил на Пермско-Екатеринбургскую и Тобольскую епархии еп. Иоанникия (Иванова). В дек. 1920 на Томско-Алтайскую епархию поставлен Тихон (Сухов). С мая 1929 Иркутско-Амурскую епархию возглавлял еп. Афанасий (Федотов). Кроме того, сиб. епархии возглавляли: Арсений (Давыдов), епископ Минусинско-Урянхайский (1923–37); Климент (Логинов), временно епископ Иркутско-Амурский (1926–27).

По отчету финанс. комиссии Томско-Алтайской епархии в 1924 общее число старообрядцев Белокриницкой иерархии составило 19 228 чел. (на 1 янв. 1912 в пределах Томской губ. – 24 565 чел.). В состав епархии входило 5 благочиний: Томск (12 приходов; общая числ. 4 546 чел.); с. Анисимово (10 приходов; 5 573 чел.); Барнаул (7 приходов; 2 702 чел.); с. Айское (9 приходов; 3 120 чел.); с. Благовещенское (7 приходов; 3 187 чел.).

После 1905 в Сибири начинают созываться ежегод. епархиальные съезды, служившие органом епархиального упр-ния (Барнаул, Новониколаевск, 1906–28). На съездах решались вопросы приход. и епархиальной жизни: уставные, финансово-хоз. и организационные. В 1916–19 активно обсуждались вопросы культуры и просвещения, создания приютов для детей-сирот, проблемы объединения со старообрядцами др. согласий, помощь воюющей Русской армии. В июле 1917 в Барнауле состоялся краевой съезд белокриницких, беглопоповцев, часовенных, поморцев. В работе съезда приняло участие ок. 100 чел. Обсуждались вопросы о гос. строе, отношении к войне, выборах в Учредительное собрание, земле, «займе свободы»; учрежден отдел «центрального всероссийского союза старообрядцев». Барнаульский съезд Томско-Алтайской епархии в сент. 1918 принял решение о подготовке к выборам во всероссийское и всесибирское учредительные собрания. Прошедший в дек. 1918 в с. Окунево Тобольской губ. съезд «старообрядцев всех согласий» признал барнаульский исполнит. комитет центр. органом «всех сибирских староверов». Съезд избрал исполнит. комитет, разработал «Положение политического объединения старообрядчества всех согласий Тобольской губернии». Осн. цель объединения – выборы в Учредительное собрание и мест. органы упр-ния (земства). С янв. 1919 создаются новые орг-ции – кружки старообряд. молодежи (Томск, Новониколаевск, Барнаул, Миасс). В состав кружков могли входить старообрядцы разных согласий. Цель их создания – изучение ист.-культур. наследия староверия, объединение сиб. старообряд. молодежи на «религиозно-нравственных» началах. В июне 1919 епархиальным съездом Томско-Алтайской епархии разработано «Временное положение о Древлеправославной Церкви», предназначенное для утверждения колчаковским пр-вом в кач-ве «временного закона»: органом высш. церк. упр-ния и представителем перед гос. властью становились «освященные соборы»; упр-ние отд. епархиями осуществляли епископы и епархиальные съезды с представителями как духовенства, так и мирян. Провозглашалось невмешательство органов гос. власти во внутр. жизнь старообряд. Церкви и ее учреждений (Собора, епархиальных съездов, приходов, монастырей, братств); общины получали название приходов, к-рым придавался юр. статус; признавалась допустимость финансирования общин гос-вом; запрещались награждения старообряд. духовенства «установленными в России знаками отличия». Провозглашались также самостоят. избрание соборами и приходами духов. лиц и признание за ними всех гражд. прав, присвоенных духовенству др. вероисповеданий; самостоят. ведение метрических книг в белокриницких приходах, но по установленным гос. органами образцам и по согласованию с ними; разрешение брачных разводов епископами.

В 1920–30-е гг. отношения между старообряд. Церковью и гос-вом определялись сов. репрес. законодательством. В 1922 Томско-Алтайский епископ Тихон обращается к сиб. приходам с призывом к лояльности в отношении власти. В 1925 советом этой епархии принят опубликованный властями Устав религ. общин, получавших статус религ. об-в. Существ. ограничения делались в области имуществ. прав и внутр. жизни: для созыва церк. собраний стало необходимо разрешение адм. отделов, зарегистрированные общины могли быть закрыты по пост. губ. органов власти и т. д. Но, как отмечалось в докладе епархиального совета Московскому собору 1925, несмотря на эти трудности, еп. Тихон привел в «образцовый порядок» упр-ние епархией, способствовал открытию неск. новых приходов. На рубеже 1920–30-х гг. в результате ужесточившегося антирелиг. правительств. курса, коллективизации, массовых репрессий подавляющая часть белокриницких приходов была закрыта или перешла на нелегал. положение.

Период. орган белокриницкого согласия – ж. «Сибирский старообрядец». Решение об издании принято на съезде Томско-Алтайской епархии в сент. 1918. Выходил с дек. 1918 по авг. 1919 в Барнауле. Задачи журнала – «укрепление христианства», «возрождение великой, единой и независимой России». Публиковались материалы, касающиеся белокриницкого и др. согласий, обществ.-полит. жизни, истории и культуры староверия, религ.-нравств. статьи, обращения колчаковского пр-ва. Значит. часть статей написана Ф.Е. Мельниковым – изв. писателем белокриницкого согласия. Издание возобновлено новосиб. общиной в 1997, с сент. 1999 имеет статус епархиального.

В эмиграции создано Маньчжурское благочиние (куда вошли и приходы Америки), издавались юбил. журналы «Дальневосточный старообрядец» (Харбин, 1935), «Церковь на чужбине» (Харбин, 1940).

В сер. XIX в. часть беглопоповских общин не признала Белокриницкую иерархию и продолжила практику приема священства, переходящего из офиц. церкви. Чиноприем возобновил в Туле бывш. священник Рогожского кладбища о. Павел Смирнов. Отношение к белокриницкой «лжеиерархии» утверждено решениями неск. «собраний» беглопоповских об-в на Вольском соборе в окт. 1890 с участием урал. беглопоповцев и представителей общин «разных мест». На соборах 1901, 1912 в Вольске, 1908–10 в Ниж. Новгороде предпринимались попытки выработки общих позиций. С 1908 начались поиски архиерея за границей. Иерархия и церк. структуры этих общин беглопоповцев сформировались на рубеже 1920–30-х гг. Святительскую преемственность они вели от 2 архиереев РПЦ – саратов. архиеп. Николая (Позднева) и свердлов. еп. Стефана (Расторгуева). В сент. 1907 зарегистрирована беглопоповская община в дер. Ново-Каменка (Барнаульский у. Томской губ.); она распространяла деят-ть на села Залесово, Обухово, Воскресенское, Койново, Шатуново, Пещерку. В 1913, по офиц. данным, числ. беглопоповцев в Змеиногорском у. Томской губ. составила 1 608 душ обоего пола, в Барнаульском у. – 889 душ обоего пола. Значит. влияние имели беглопоповцы среди старообряд. общин в Забайкалье в 1920-е гг. Активизацию церк. жизни и открытие новых приходов подтолкнули решения Московского собора 1924, Хвалынского 1925 и Саратовского 1928. В 1925 к беглопоповцам перешел бывш. иеромонах РПЦ Климент (Логинов). В сент. 1925 поставлен во епископа Томского, в окт. этого года присоединен 3-м чином к белокриницкому согласию. Временно управлял приходами Иркутско-Амурской епархии. Возможно, основатель одного из катакомбных течений единоверия. К 2005 небольшие группы беглопоповцев имелись в Омске, Барнауле, Новосибирске, Кемерове и Кемеровской обл. (пос. Барит), Новокузнецке, Красноярске, Бурятии (Улан-Удэ, села Куйтун, Новый Заган, Тарбагатай, Бичура).

Ситуация изменилась лишь с прекращением в кон. ХХ в. давления гос-ва на конфессии. Пост. Московского собора в 1992 воссоздана Новосибирская и всея Сибири епархия. С окт. 1992 ее возглавляет еп. Силуян (Килин). При его актив. поддержке открыто большинство ныне действующих белокриницких приходов Сибири и Д. Востока, в 1999 завершено стр-во кафедрального собора в Новосибирске. Решением Новосибирского епархиального совещания в сент. 1999 епархия разделена на восточное (Томская, Кемеровская, Иркутская обл., Красноярский кр., Респ. Хакасия, Респ. Тыва) и зап. (Новосибирская, Омская обл., Алтайский кр., Респ. Алтай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан) благочиния. В ее состав до выделения в 2005 епархии Уссурийской и всего Д. Востока входило 36 приходов, вкл. незарегистрированные. В февр. 2005 к Русской православной старообрядческой церкви третьим чином присоединен от беглопоповцев еп. Герман (Савельев), бывш. епископ Улан-Удэнский и всея Бурятии. Решением Архиерейского собора 25 февр. 2005 он определен на временное служение в выделенную епархию Уссурийскую и всего Д. Востока.


Н.А. Старухин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты