НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 21:36, 21 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (НГАТОиБ).

1. Открылся 12 мая 1945. 1-й гл. дирижер И.А. Зак, гл. реж. Н. Фрид, гл. балетмейстер М.Ф. Моисеев, гл. худ. И. Назаров, гл. хормейстер Е.П. Горбенко, дир. – Г. Юлианов. В 1963 театру присвоено звание академического.

1-й оперный спектакль – «Иван Сусанин» М. Глинки (в загл. партии А.Ф. Кривченя, с 1949 солист Гос. акад. Большого театра, народный артист СССР). 1-й балет – «Корсар» А. Адана (1946). За 60 лет работы осуществлено более 330 новых постановок и кап. возобновлений. В репертуаре – мировая и рус. оперная и балетная классика, произведения отеч. и зарубеж. композиторов XX в. Традиции акад. оперной и балет. культуры сочетаются с эксперимент. постановками, поисками новой театр. эстетики.

На сцене театра получили сценическое рождение более 30 оперных и балет. произведений. Среди них оперы «Не только любовь» Р. Щедрина (1961), «Клоп» Э. Лазарева (1963), «Алкина песня» (1967) и «Ревизор» (1983) Г. Иванова, «Крылатый всадник» (1980), «История клоуна и собаки» (1989) В. Рубина, «Горячий снег» А. Холминова (1985), «Молодой Давид» В. Кобекина (1998), «Ревизор» В. Дашкевича (2007); балеты «Доктор Айболит» И. Морозова (1947; Гос. премия СССР 1948), «Аленький цветочек» К. Корчмарева (1948), «Маскарад» Л. Лапутина (1956), «Репете!» Г. Гоберника (1988), «Женитьба Бальзаминова» В. Гаврилина (1990), «Русские сезоны» Л. Десятникова (2005), опера-балет Б. Лисицына «Снежная королева» (1991) и др. Здесь состоялись отеч. премьеры зарубеж. опер «Банк Бан» Ф. Эркеля (1954), «Ее падчерица» Л. Яначека (1957), «Госпожа Бовари» Э. Бондевиля (1980), «Катя Кабанова» Л. Яначека (2007), балета Чжан Сяоху «Драгоценный фонарь Лотоса» (1959).

НГАТОиБ имеет широкую международную известность, сотрудничает с зарубежными творческими коллективами, режиссерами, хореографами (Германия, Польша, Чехия, Франция, Португалия, Италия, США, Корея и др.). С нач. 1990-х гг. театр участвует в организации и проведении различ. фестивалей, в т. ч. международ. (фестивал. марафон под эгидой ЮНЕСКО «Четыре века оперы», 1997–2000).

В 1955 состоялись 1-е гастроли театра в Москве, в 1957 – первые зарубеж. гастроли (Китай). С тех пор балет. и оперная труппы, ведущие солисты, оркестр и хор посетили ок. 30 стран мира. Активно концертируют созданные в театре (2005) камер. оркестр «Musica Aeterna Ensemble» и хор «New Siberian Singers», развивающие аутентичное направление в муз. исполнительстве. В их репертуаре – произведения старых мастеров, авангард. опусы ХХ в., совр. партитуры.

Театр является обладателем 13 премий (на 2007) нац. театр. фестиваля «Золотая маска». Лауреатами стали балеты «Коппелия» Л. Делиба (2002), «Золушка» С. Прокофьева (2007), оперы «Жизнь с идиотом» А. Шнитке (2004) и «Аида» Дж. Верди (2005); солистка балета А. Жарова (2002), солисты оперы С. Савина (1999), В. Гильманов (2000), А. Лебедев (2004), И. Макарова (2005), дирижер Т. Курентзис (2007).

Театр удостоен Гран-при конкурса «Окно в Россию» (1999), учрежд. газ. «Музыкальное обозрение», как лучший муз. театр рос. провинции; дипломами и премиями «Муз. обозрения» отмечен спектакль «Молодой Давид», гл. худ. театра И. Гриневич (2000). Мн. солисты оперы и балета являются лауреатами и дипломантами всесоюз., всерос. и междунар. конкурсов.

С историей НГАТОиБ связаны имена дирижеров народного артиста СССР И.А. Зака, народных артистов. РСФСР и РФ М.А. Бухбиндера (гл. дирижер, 1950–68), Б.Е. Грузина (гл. дирижер, 1986–89), засл. деятелей искусств РСФСР и РФ Н.Г. Факторовича, А.А. Людмилина (гл. дирижер, 1990–99); режиссеров народных артистов РСФСР Р.И. Тихомирова (гл. реж. в 1952–56), Л.Д. Михайлова (гл. реж. в 1959–60), Э.Е. Пасынкова (гл. реж. в 1960–70), В.В. Багратуни (гл. реж. в 1974–88) и др. Ставили спектакли балетмейстеры засл. артист РСФСР В.И. Вайнонен, засл. деятели искусств РСФСР М.Л. Сатуновский (гл. балетмейстер, 1953–58), П.А. Гусев (гл. балетмейстер, 1962–66), народные артисты СССР Ю.Н. Григорович, Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василёв. На сцене НГАТОиБ начался творч. путь балетмейстера народного артиста СССР О.М. Виноградова. Балет. труппой театра руководили А.А. Дементьев (1974–83), В.А. Бударин (1983 90), В.Ф. Владимиров (1990–97), С.Г. Вихарев (1999–2005). Гл. художниками театра были народный художник РСФСР И.В. Севастьянов (1952–63), засл. деятель искусств РСФСР А.И. Морозов (1966–84).

В театре работали народные артисты СССР В.Г. Егудин, Л.И. Крупенина, Л.В. Мясникова; народные артисты РСФСР и РФ В.П. Арканов, А.П. Балабанов, А.В. Бердышев, Л.В. Гершунова, З.З. Диденко, Н.А. Долгушин, А.Г. Жуков, Т.А. Зимина, Ф.Г. Кайдани, Т.О. Кладничкина, М.Г. Киселев, А.Я. Левицкий, Л.Н. Матюхина-Василевская, А.А Прудник, В.Н. Урбанович; засл. артисты РСФСР и РФ Н.Д. Александрова, С.П. Вах, В.И. Васильев, А.М. Грачева, Ю.В. Гревцов, В.Г. Григорьев, Е.П. Горбенко (гл. хормейстер театра до 1963), В.Б. Горшков, Л.А. Гусева, М.И. Дейнеко, В.С. Дикопольская, Н.Т. Дмитриенко, Р.И. Жукова, Т.К. Капустина, М.С. Карпинчик, В.Я. Кирсанов, Л.И Ковалевская, Б.С. Кокурин, Л.Я. Кондрашова, И.М. Круглов, Н.И. Логутенко, М.П. Пахомов, Л.А. Попилина, Г.Д. Рыхлов, В.Н. Рябов, И.Д. Сорокин, В.И. Сорочинский, П.А. Ульянова, Н.И. Фуралева, Г.С. Чижова, Г.П. Янсон, О.Л. Ярошенко и др.

В 2007 в труппе театра певцы: народные артисты РФ Г.М. Бибичева, Т.А. Ворожцова, Т.А. Зорина; засл. артисты России В. Алешков, Л. Бондаренко, А.А. Беляев, О.И. Видеман Т.В. Горбунова, Ю.Н. Комов, А.Г. Лебедев, Н. Лоскуткин, С.В. Савина, О.Ю. Обухова, И.М. Потрицаев, В.А. Прудник, засл. артист Бурятии К. Буинов, засл. артист Татарстана В. Бессеребренников; лауреаты и дипломанты всерос. и междунар. конкурсов М. Аниськин, О. Бабкина, В. Джиоева, В. Вайгант, Н. Емельянова, О. Колобова, О. Маликов, К. Мовсесян, С. Токарева, А. Триллер, Ю. Шагдурова, И. Чурилова и др. Солисты балета: засл. артисты России А. Данилова, А. Жарова, Е. Гращенко, Л. Зайцева; лауреаты и дипломанты междунар. конкурсов Н. Ершова, Т. Горохова, В. Половников, Г. Седова, М. Шлемова и др. Гл. дирижер – Т. Курентзис (Греция), худ. рук. балета – народный артист РФ И.А. Зеленский, гл. хормейстер – засл. деятель искусств РФ В.В. Подъельский, гл. художник – засл. деятель искусств РФ И.Б. Гриневич, дир. – засл. работник культуры России Б.М. Мездрич. После реставрации Большого зала, реконструкции и техн. перевооружения сценич. комплекса, завершившихся в дек. 2005, НГАТОиБ стал наиболее современно оборудованным муз. театром России.

Лит.: Рубина М., Вершинина И. Новосибирский академический. Новосибирск, 1979; Ромм В. Большой театр Сибири. Новосибирск, 1990; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.

Т.Г. Гиневич

2. Здание, памятник архитектуры федер. значения. Инициатива стр-ва в Новосибирске «Большого театра Сибири» принадлежит общественности города. Офиц. поддержка этой идеи привела в 1928 к созданию при Сибкрайисполкоме Комитета содействия стр-ву театра (Комсод), а в дек. 1929 – к принятию решения о проектировании театра в составе Дома Культуры и Науки (ДКиН), к-рый явился бы ансамблем функционально различ. построек, в частн., зданий НИИ, краевого музея производительных сил Сибири, картин. галереи, центр. б-ки, радиоцентра и радиостудии, конференц-зала на 400 мест. Эскизный проект комплекса ДКиН с театром на 3 тыс. зрителей, разработанный арх. А.З. Гринбергом и поступивший в Комсод в апр. 1930, не нашел поддержки. Тем не менее Гринберг получил право на реализацию своего замысла, разработав совм. с худ. М.И. Курилко и худ.-арх. Т.Я. Бартом принципиально новый проект эксперимент. синтетич. театра, призванного объединить традиц. и новатор. формы сценич. искусства.

Закладка здания театра состоялась 22 мая 1931. Стр-во по проекту Гринберга, соответствовавшего конструктивист. стилистике, велось до 1933, когда завершилось возведение монолит. железобетон. каркаса, кирпич. стен, осн. перекрытий и монолит. железобетон. купола. Уник. конструкцию купола (диаметр 55,5 м, вес 800 т, мин. толщина 8 см) разработали инженеры П.Л. Пастернак и Б.Ф. Матери. Утверждение в стране стандартов неоклассицизма в архитектуре обусловило проведение в 1933 конкурса на изменение архит.-худ. решений экстерьера и интерьера здания театра. Признанный по итогам конкурса лучшим эскиз. проект арх. Б.А. Гордеева для дальнейшей разработки поступил во Вторую архит. мастерскую Моссовета (рук. – арх. А.В. Щусев), где до 1936 совершенствовался архитекторами А.Б. Куровским, В.Е. Биркенбергом, инж. Л.М. Гохманом. Проект 1936 преобразовал синтетич. театр в Новосибирске в театр классический, ориентир. на традиц. формы сценич. искусства – оперу и балет. Сооружение в подкупольном пространстве здания плоского подвесного потолка и верт. ограждающих конструкций радикально сократило объем и габариты зрит. зала, круглую форму его плана изменила на подковообразную. Глубина реконструир. зрит. зала, вместившего 2,1 тыс. мест, составила 45 м, шир. – 32 м, выс. сценич. части – 29 м. Стр-во и отделку театр. здания в соотв. с этим проектом в целом удалось завершить лишь к 1945, полностью здание окончено постройкой только в 1954.

Лит.: Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893–1945. Новосибирск, 1978; Баландин С.Н., Баландин В.С. Что остается в наследство? История строительства и архитектура здания театра оперы и балета. Новосибирск, 1990.

А.Г. Туманик

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты