НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 23:34, 10 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (нэп), экон. политика, проводимая правящей в СССР Коммунистической партией после окончания Гражданской войны, целью к-рой являлось создание экон. механизма, обеспечивающего восстановление и дальнейшее поступат. развитие народ. хоз-ва. Названа новой в отличие от политики «военного коммунизма». Причинами его отмены стали разруха в пром-ти и на транспорте, мас. сопротивление крест-ва политике продразверстки (см. Крестьянское движение). Крестьяне требовали установления строго фиксир. обязательств перед гос-вом и разрешения свобод. торговли излишками с.-х. продукции.

Основываясь на решении X съезда ВКП(б), ВЦИК 21 марта 1921 утвердил Декрет о замене продразверстки натуральным налогом (см. Продналог). Гос. монополия на с.-х. продукцию отменялась. Гос-во становилось собственником только части произведенной крестьянами продукции, отчуждаемой в форме строго фиксир. натур. налога. Остальное ее кол-во оставалось в полном распоряжении крестьянина и могло быть использовано им как для внутрихоз. потребления и накопления, так и для продажи (обмена). Свобод. торговля с.-х. продуктами и продуктами мелкой пром-ти первоначально ограничивалась мест. рынком. Частн. ж.-д. перевозки продовольствия и сырья допускались лишь в пределах багаж. или пассажир. норм. Межрайон. операции передавались гос. орг-циям и потребкооперации, к-рым дозволялось осуществлять оборот товаров искл. путем их непосредств. обмена и по фиксир. обменным эквивалентам (ценам).

Ограниченный хар-р имела и официально предоставленная крестьянам свобода распоряжения излишками с.-х. продукции. Большая ее часть изымалась по продналогу, к-рый для Сибири оказался еще более тяжелым, чем разверстка. До его выполнения для всех форм обмена официально закрыли наиболее урожайные р-ны: Славгородский, Каменский и Калачинский у., всю Акмолинскую и часть Енисейской губ. На жел. дорогах выставили заградотряды. Мест. власти продолжали самоуправную конфискацию у селян продуктов их труда.

Неспособность монополистич. гос.-кооп. структур приобрести у крестьян необходимое кол-во с.-х. продукции, вызванный катастрофич. неурожаем в Поволжье прод. кризис, продолжающееся падение пром. произв-ва вынудили рук-во страны с осени 1921 по лето 1922 пойти на достаточно радикал. либерализацию экономики. Снимались ограничения на свободу товарооборота. Право торговли получили все желающие гос. и кооп. орг-ции, а также частн. лица. Цены «отпускались». Гос. заводы и фабрики (за искл. оборонных) снимались с гос. обеспечения и переводились на хозрасчет. Отменялась всеобщая труд. повинность, ее заменило добровол. привлечение к труду, упразднялась карточная система. Децентрализовалась кооп. система, взаимоотношения внутри к-рой стали строиться на коммерч. договор. основе. Осуществлялось разгосударствление и частич. приватизация пищевой и перерабат. пром-ти, мн. ранее национализир. мелкие предприятия передавались кооперации, исполкомам мест. советов, возвращались прежним владельцам. Часть из них сдавалась в частн. аренду. В сфере добычи золота и полиметал. руд функционировали иностр. концессии. Произошла легализация частн. собственности и частн. предпринимательства. Возродились кредитно-банковская система (см. Банки), ярмарки, товар. биржи, биржи труда. Введенный в действие в кон. 1922 Земельный кодекс предоставил крестьянам право свободно выбирать форму землепользования (общинную, участковую, коллективную), а также разрешил вспомогат. наем и трудовую аренду земли.

Допущение капиталистич. отношений в сов. экономику имело свои пределы. В руках гос-ва оставались «командные высоты» народ. хоз-ва: транспорт. инфраструктура, круп. пром-ть, внеш. торговля. Допускалась потенциальная возможность перехода к директив. ценообразованию в случае признанного властями неблагоприятным уровня цен. На повестке дня оставалась задача сосредоточения в руках гос-ва макс. возможных объемов излишков с.-х. продукции. Сов. буржуазия (нэпманы) была лишена полит. прав и ограничивалась в правах социальных.

Либерализация рынка достаточно быстро привела к видимым положит. результатам. Частники наладили «челночную» торговлю с деревней. Центр. улицы городов заполнили продавцы мелкой розницы. Открылись частн. магазины, мастерские, рестораны, другие «увеселительные» заведения. Газеты заполнились реклам. объявлениями. Однако «шоковая терапия» имела и оборот. сторону. Цены на с.-х. продукты увеличивались с головокружит. быстротой. Нарастали темпы гиперинфляции. В гос. пром-ти началось «проедание фондов». Покупат. способность крест-ва была низкой, а объемы товар. продукции с. х. минимальными. Чтобы приобрести продовольствие для своих работников, переведенные на хозрасчет пром. предприятия реализовывали промтовары ниже себестоимости, продавали сырье и даже оборудование. «Помощь» в этом им оказывали частн. посредники, к-рые за счет гос. средств осуществляли «первоначальное накопление капитала». Часть заводов и фабрик закрылась. Действующие предприятия и учреждения сокращали штаты. Масштабы безработицы увеличились. В то время как немногочисл. нувориши публично демонстрировали свое «процветание», бльшая часть гор. жителей испытывала нужду в самом необходимом и даже голодала.

В этих условиях власти начиная с лета 1922 провели ряд мероприятий по ремонополизации рынка. Создавались круп. общесоюз., респ. и регион. гос. торг. орг-ции (в т. ч. заготовительные), к-рые наряду с кооп. объединениями и союзами пользовались преим. правом получения гос. кредитов и иными льготами («Хлебопродукт», Госторг РСФСР, Сибторг, Дальгосторг и др.). Круп. гос. предприятия объединялись в производств. тресты (Сибметаллтрест, Сибуголь, Сиблестрест, Дальзолото и др.), а те, в свою очередь, в синдикаты, к-рые занимались сбытом продукции (Сибсоль, Сибхимсиндикат, Сибкожсиндикат и др.) (см. Совнархозы). Для координации деят-ти гос. и кооп. пром. и торг. орг-ций и общего регулирования рынка создавались спец. гос. управленч. структуры (ВСНХ, Сиб- и Дальпромбюро, Комиссия по внутренней торговле СТО, Сиб- и Далькомвнутторг и др.). На Д. Востоке после включения тер. Дальневосточной республики (ДВР) в состав РСФСР началась национализация пром-ти и введение гос. монополии внеш. торговли.

В кон. лета – нач. осени 1922 ситуация в сов. экономике в целом улучшилась. Относительно высокий урожай зерновых в европ. части страны, снижение доли их изъятия по натур. налогу, острая нужда крестьян в деньгах для уплаты налогов и покупки пром. товаров и инвентаря привели к увеличению предложения с.-х. продукции. Спрос на нее отставал от предложения. Экспорт был минимальным. Покупат. способность гор. населения оставалась низкой. Гос-во удовлетворяло свои нужды в продовольствии за счет продналога. Спрос на промтовары, напротив, превышал предложение. В этих условиях цены на с.-х. продукцию стали снижаться, а на промышленную – расти. В Сибири, несмотря на продолжающееся падение уровня с.-х. произв-ва, сложилась аналог. конъюнктура. Продовольствие из региона не вывозилось, а объемы произведенной продукции превышали внутр. спрос на нее. В 1923 данная тенденция продолжалась. Урожай на западе страны собрали еще больший. Началось восстановление с. х. и в Сибири.

В этих условиях руководители гос-ва предпочитали экон. методы регулирования экономики. Механизм ценообразования оставался рыночным. Сиб. рук-во вело себя более консервативно. Осенью 1922 власти региона установили директив. загот. цены на зерно и передали монопольное право на его закупки Сибконторе «Хлебопродукта» и потребкооперации. Контроль над ситуацией в сфере хлебозаготовок возлагался на сиб. и губ. «пятерки» по реализации урожая. «Сибпятерка» пошла на конфликт с центр. правлением Госбанка, сняв с рынка его обл. контору, к-рая стала вести самостоят. закупки хлеба. И лишь вмешательство Центра остановило ремонополизацию хлеб. рынка. Крайне негативно сиб. рук-во относилось к частн. капиталу. Осн. причиной снятия с хлеб. рынка сибконторы Госбанка стало то, что, не имея собств. заготаппарата, она широко использовала услуги частн. посредников. Ряд частн. хлеботорговцев был арестован. В аренду в крае сдавался только 41 % предназначенных для этих целей предприятий (в РСФСР в целом – 76,5 %).

Несмотря на давление со стороны мест. властей, частн. капитал занял лидирующие позиции в торговле и мелкой пром-ти. В Сибири в 1922/23 уд. вес частн. сектора в товарообороте превышал 85 %. На долю частн. предпринимателей приходилось 60 % общего оборота сиб. пром-ти. На Д. Востоке в 1923 в городах и поселках частник имел 92–96 % всех торг. заведений.

Налаживание товарооборота, наличие в руках гос-ва бесплат. продналог. зерна, значит. уменьшение расход. части бюджета (сокращение армии и штатов гос. учреждений, прекращение финансирования большей части пром. предприятий, культ.-просвет. учреждений и т. п.) позволили провести успешную ден. реформу. Постоянно обесценивающиеся ден. знаки сменил котируемый в золоте и потому устойчивый червонец. Низкий уровень с.-х. цен позволил гос. пром-ти перейти от «разбазаривания фондов» к накоплению капиталов. Началось ее восстановление. С целью ускорения данного процесса руководители сов. пром-ти пошли на дальнейшее повышение цен. Цены на с.-х. продукцию продолжали падать. В Сибири к окт. 1923 цены на нее составляли 58 %, а на пром. товары – 162 % от довоен. уровня. Покупат. способность деревни резко снизилась. Возник кризис сбыта пром. продукции. Его результатом стали перебои в выдаче зарплаты рабочим, закрытие нек-рых предприятий, усиление безработицы, недовольство рабочих, труд. конфликты. Ухудшилось отношение к сов. власти и со стороны крест-ва. Для того чтобы разрядить обстановку, гос-во приняло меры для сближения пром. и с.-х. цен. Если цены на фабрикаты снижались преим. директив. образом, то при повышении цен на с.-х. продукты применялись экон. методы. Увеличивалось финансирование гос. и кооп. загот. орг-ций. Существенно выросли масштабы экспорта. Возобновился вывоз за границу сиб. масла (см. Маслоделие). С янв. 1924 сельскохозяйственный налог стал взиматься только деньгами.

В нач. 1924 конъюнктура изменилась. Произошло сезонное снижение предложения с.-х. продуктов. В то же время спрос на них со стороны оптовых покупателей и гор. населения вырос. Резко повысившиеся с.-х. цены привели к снижению рентабельности экспорта и вызвали соц. напряженность в городе. Гос. рук-во приняло курс на снижение с.-х. цен. Сократился хлеб. экспорт и финансирование. Вводились предельные продажные и закуп. цены для гос. и кооп. торг. орг-ций, установленные ниже рыночного уровня. Проводились меры по ограничению деят-ти частн. торговцев, к-рые переросли в общее наступление на частн. капитал, названный гл. виновником всех кризис. явлений в экономике. Существенно сокращалось кредитование частников и объемы поставок им товаров. Доля частн. лиц в покупке у осн. оптовых гос. орг-ций, снабжающих Сибирь товарами мас. потребления, снизилась с 36 % в 1922/23 до 16 % в 1923/24. Повысилось налогообложение предпринимат. слоев. Число частн. торг. предприятий стало сокращаться. Развитие гос. и кооп. торговли не успевало компенсировать данный процесс. На гор. рынках начал возрождаться натур. товарообмен. Частн. капитал переориентировался с торговли пром. товарами на оптовые закупки с.-х. продукции. В Сибири появились представители круп. частн. хлебо- и маслоторг. фирм.

Весной 1924 гос-ву удалось добиться снижения цен на с.-х. продукты. Это привело к отмене практики их лимитирования. Однако недород в ряде производящих регионов европ. части страны создал угрозу нового витка увеличения с.-х. цен, к-рое могло поколебать госбюджет, стабильность червонца, понизить уровень жизни горожан, и прежде всего рабочих. В создавшихся условиях сов. рук-во усилило адм. вмешательство в загот. сферу. Усилилась централизация гос.-кооп. загот. аппарата. В кач-ве гарантии предотвращения прод. кризиса рассматривались ресурсы Сибири, где впервые за годы нэпа собрали относительно высокий урожай. В связи с этим регион получил значит. гос. план хлебозаготовок, его выполнение объявлялось ударной задачей. Несмотря на это централиз. заготовки в Сибири проходили неудовлетворительно. Их сдерживали вновь введенные для гос. и кооп. заготовителей жесткие лимиты закуп. цен. Крестьяне продавали свою продукцию частникам, к-рые предлагали за нее сравнительно невысокие, но все-таки превосходящие лимит. уровень цены. Особенно интенсивно частн. торговцы работали на западе края. В Омской губ. ими закупалось до половины всего вывозимого на рынок зерна.

Для вытеснения частника принимался ряд мер адм. хар-ра. В кон. окт. Сибревком в секрет. циркуляре запретил подачу вагонов под частн. хлеб. грузы. Несмотря на незаконность подобной акции, частн. хлеботорговцам запрещались закупки без регистрации в органах внутр. торговли, в ходе к-рой им отводились для заготовок наименее хлеб. и наиболее удаленные от ж. д. р-ны. Иркутский губвнутторг вообще запретил частн. хлебозакуп на тер. губернии. Частник ставился под гласный контроль милиции и негласный – ОГПУ, отслеживающих малейшие нарушения правил торговли, вслед за чем налагались круп. штрафы. В кон. 1924 в Сибири провели аресты круп. хлеботорговцев. Устранение частн. капитала из межрайон. оборота привело к дефициту продовольствия в потребляющих р-нах страны. Крестьяне выражали недовольство низкими закуп. ценами и высоким уровнем их налогообложения.

В правящих кругах страны сложилось мнение, что единств. способом выхода из надвигающегося кризиса может быть либерализация рынка, одним из направлений к-рой стало снятие адм. ограничений деят-ти частн. капитала. Помимо этого делалась ставка на повышение закуп. цен. Данная политика Центра противоречила установкам сиб. властей, считавших единственно правильными адм. методы регулирования, и встретила их актив. противодействие. Органы упр-ния краем неохотно и лишь под давлением Москвы повышали загот. цены, но настояли на сохранении запрета на вывоз из Сибири частн. хлеб. грузов. Более того, сиб. власти перешли к адм. методам регулирования загот. рынка живот. масла.

Курс на либерализацию экон. политики был закреплен в решениях апр. (1925) Пленума ЦК РКП(б). Гос. банки увеличили кредитование частн. торговцев. Смягчались условия отпуска им промтоваров: уменьшались надбавки на отпускные цены и задатки наличными, увеличивался срок товар. кредита. Снизились размеры налогообложения предпринимат. деят-ти. В Сибири в течение 2-й пол. 1924/25 – 1925/26 число частн. торг. предприятий увеличилось на треть. При незначит. снижении уд. веса частнопосреднического оборота в общем товарообороте региона его абс. рост за то же время составил 39 %. В 1925 в ходе осуществления курса РКП(б) «Лицом к деревне» был проведен ряд доп. мероприятий, отвечающих интересам крест-ва. Расширились законодат. рамки применения найма раб. силы и аренды земли. Снизились размеры с.-х. налога. Возросло машиноснабжение и кредитование деревни. Развитие с. х. ускорилось. В 1925/26 валовое произв-во аграр. продукции в Сибири превзошло довоен. уровень. Пром-ть восстанавливалась более медленно. Директив. снижение цен на пром. товары в этих условиях привело к нарастанию их дефицита.

Острый товар. голод, к-рый испытывала деревня, стал осн. причиной хлебозаготовит. кризиса 1925/26. Крестьяне потеряли экон. стимулы к полной реализации товар. запасов зерна. Несмотря на достаточно высокий урожай, его предложение сократилось. Закуп. цены вновь поползли вверх. В связи с этим возобновилось непосредств. вмешательство гос-ва в процесс ценообразования. Были фактически реанимированы ранее отмененные предельные лимиты. Наркомат торговли СССР определял директив. цены для отд. р-нов и видов с.-х. продуктов. На их основе гос. и кооп. загот. орг-ции на местах принимали конвенционные закуп. цены, превышение к-рых преследовалось в адм. или уголов. порядке. Осенью 1925 возобновился нажим на оптовых частн. хлеботорговцев. Основой их вытеснения из межрегион. оборота стал запрет на вывоз принадлежавших частникам оптовых партий с.-х. продукции из производящих р-нов по ж. д. и контролируемым гос-вом водным путям сообщения. 20 окт. подобный запрет по собств. инициативе ввело сиб. рук-во. 9 нояб. аналог. решение принял СТО.

Чтобы побудить крестьян к наращиванию хлебосдачи, гос-во увеличило товароснабжение деревни, усилило взыскание налог. и иных задолженностей сел. жителей, сократило объемы их кредитования. Извлечению ден. средств способствовало возобновление осенью 1925 продажи в сел. местности водки, прекращенной в связи с принятием «сухого закона» еще в годы Первой мировой войны. Однако наиболее эффектив. стимулом для увеличения предложения оставалось увеличение закуп. цен. Они повысились во всех производящих регионах СССР, за искл. Сибири. Сиб. власти считали подоб. путь форсирования заготовок недопустимым и добились сохранения стабильного уровня цен на протяжении всей кампании. Результатом подоб. упорства стало 40 %-ное невыполнение регион. годового загот. задания. В целом по СССР годовой план выполнили на 75 %. В итоге оказался сорванным план экспорта хлебопродуктов. Соответственно сократились размеры импорта. Пришлось отказаться от ввоза в страну большого кол-ва машин и оборудования. Из-за их недопоставки был существенно снижен план кап. стр-ва в пром-ти.

Лидеры большевист. партии болезненно восприняли срыв индустр. программ и приняли решение избавиться от воздействия «стихийных рыночных сил». Развернувшееся в связи с хлебозаготовками наступление на частника приняло всеобщий хар-р. Вводились особые – повышенные тарифы для частн. грузов. Запрет на их перевозки распространялся на др. виды с.-х. продуктов и внутрирайон. оборот. Лимитировался отпуск пром. товаров и сырья частникам. Прекращалось их кредитование. Регламентировались продажные цены. Существенно ограничивались возможности частн. пром-ти: расторгались аренд. договоры, не разрешалось стр-во новых предприятий, запрещалась поставка топлива, техн. и строит. материалов для частн. предприятий, ужесточались сан. нормы и требования. В нач. 1928 в Сибирском кр. специально созданные комиссии закрыли 96 % обследованных ими частн. кожев. и овчин. заводов. Возрастал налог. пресс (см. Налоги прямые). С 1926 стал взиматься налог на «сверхприбыль». Увеличивалась прогрессия подоход. налога для частн. лиц. Давление на частн. сектор экономики привело к его сворачиванию. Число частн. торг. предприятий в Сибири с 1925/26 по 1928/29 сократилось в 3,5 раза, а их доля в общем товарообороте в 1928/29 составила 5,5 %.

Изменяется финанс. и пром. политика. Расширяются функции центр. аппарата упр-ния пром-тью, а самостоятельность трестов, синдикатов и ведающих мелкой пром-тью отделов мест. хоз-ва сужается. Ограничивается, а затем прекращается обмен червонцев на золото. Ден. эмиссия становится одним из средств финансирования гос. пром-ти. При этом ставка делается на приоритет. развитие тяж. пром-ти. Нарастает инфляция и дефицит товаров народ. потребления. Полки гос. и кооп. магазинов пустеют. Возрождается карточная система.

Трансформируется концепция построения гос. и кооп. загот. аппарата. Если до этого считалось желательным параллельное функционирование на рынке неск. загот. орг-ций, к-рые, конкурируя между собой, повышали бы эффективность своей работы, то в 1926 конкуренцию между ними признали вредной, вызывающей нежелат. рост цен. Кол-во работающих на рынке гос. и кооп. заготовителей сократили, а с.-х. рынок поделили между оставшимися по территор. и функцион. принципу. Кооперация, к-рая никогда в течение нэпа не была в достаточной степени независимой от гос-ва, теряла остатки своей самостоятельности. В 1926/27 рыночный механизм образования с.-х. цен был заменен директивным. Рост уд. веса централиз. закупок в общем объеме приобретения товар. продукции позволил XV съезду ВКП(б) сделать вывод о достижении гос-вом в сфере сбыта аграр. продукции «решающего» или «почти монопольного» положения.

Основанная на фактической монополии гос.-кооп. аппарата и директив. ценообразовании загот. система в 1927/28 показала свою несостоятельность. Даже небольшое снижение произв-ва зерновых в сочетании с ценовым волюнтаризмом вызвало в Сибири и стране в целом острый хлебозаготовительный кризис, к-рый сочетался в регионе с прод. и маслозагот. кризисами, а также затруднениями в снабжении перерабат. пром-ти с.-х. сырьем. Приехавший в нач. 1928 в Сибирь И.В. Сталин возложил вину за загот. кризис на кулачество и дал санкцию на переход к чрезвыч. методам изъятия хлеба (см. Сталина И.В. поездка в Сибирь, 1928). Отказ от продажи гос-ву и хранение зерна сверх установленных потребит. норм признавалось спекуляцией и каралось в соотв. с нормами уголов. права (ст. 107 УК РСФСР). В 1928–29 резко повышается налогообложение кулаков, прекращается их кредитование и машиноснабжение, ужесточаются правила найма раб. силы и аренды земли. В 1929 завершается переход к принуд. способам изъятия с.-х. продукции (см. Урало-Сибирский метод хлебозаготовок).

Экон. и полит. наступление на зажит. крестьян приводило к их разорению, консервации мелкотоварности крест. экономики и замедлению темпов развития с. х. в целом. В свою очередь, низкие темпы развития аграр. произв-ва подрывали возможность осуществления принятой лидерами компартии программы ускор. индустриализации страны, в рамках к-рой крест-ву отводилась роль осн. источника мат. и людских ресурсов. В связи с этим принимается решение о переходе к мас. коллективизации. Параллельно с ее развертыванием происходит «зачистка» сов. экономики от остатков нэпа. В 1930 упраздняются товар. биржи, тресты и синдикаты. Ликвидируются последние частн. предприятия. Завершается переход от торговли к централиз. нормир. распределению.

Осн. причиной отказа от нэпа являлось то, что, обеспечив восстановление страны после Гражд. войны, он не создавал условий для ее ускор. модернизации. Усиление адм. вмешательства в экономику диктовалось и логикой самовоспроизв-ва сложившейся в СССР системы парт.-гос. власти. Магистральными направлениями ее развития являлись централизация, бюрократизация и расширение сфер непосредств. влияния. Следует также учитывать сохранение в большевист. теории и практике установки на необходимость построения социализма как бестовар. об-ва с одной формой собственности. Допущение рыночных регуляторов в экономике рассматривалось как «временное отступление», а дискуссии внутри правящей элиты сводились, по существу, лишь к определению сроков завершения нэпа. При этом степень антирыночных настроений провинц. элит была значительно выше, чем центральной. Не составляла исключение и Сибирь, выбор управленч. решений парт., сов. и хоз. рук-ва к-рой исходил из установок на постоянную борьбу с «вылазками нэпа».

См. Аграрная политика советского государства в Сибири, Заготовки сельхозпродукции государственные, Промышленность, Сельское хозяйство.

Лит.: История Сибири. Л., 1968. Т. 4; Гущин Н.Я. Особенности осуществления нэпа в сибирской деревне // Новая экономическая политика. Вопросы теории и истории. М., 1974; Рабочий класс Сибири в период строительства социализма (1917–1937 гг.). Новосибирск, 1982; Крестьянство Сибири в период строительства социализма. 1917–1937 гг. Новосибирск, 1983; Ильиных В.А. Коммерция на хлебном фронте (Государственное регулирование хлебного рынка в условиях нэпа. 1921–1927 гг.). Новосибирск, 1992; Он же. Государственное регулирование сельскохозяйственного рынка Сибири в условиях нэпа (1921–1928 гг.). Новосибирск, 2005; Угроватов А.П. Нэп и законность (1921–1929). Новосибирск, 1997; Демчик Е.В. Частный капитал в городах Сибири в 1920-е годы: от возрождения к ликвидации. Барнаул, 1998; Орлов И.Б. Новая экономическая политика: история, опыт, проблемы. М., 1999; Грик Н.А. Советская экономическая политика в 1921–1933 гг. (Критический анализ). Томск, 2002.

Н.А. Грик, В.А. Ильиных

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты