НГАНАСАНЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 14:31, 10 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

НГАНАСАНЫ (самоназв. – ня (товарищ)), народ, живущий в Красноярском кр. Этноним, образов. от «нганаса» (человек, мужчина), введен в 1930-е гг. В дорев. лит. известны как самоеды (тавгийские, авамские, вадеевские). Подразделяются на зап. (авамских) и вост. (вадеевских). В 1960–80-е гг. Н. были переселены в 3 поселка, располож. южнее, на этнич. территории долган, – Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нек-рые Н. живут в городах Таймыра (Дудинке, Норильске, Хатанге). Общая числ. Н. составляла: 1929 – 867 чел., 1959 – 721, 1970 – 823, 1979 – 842, 1989 – 1 262, 2002 – 834 чел., в т. ч. в Красноярском кр. – 811 чел.

Антропологически относятся к байкал. типу североазиат. расы. Нганасанский яз. принадлежит самодийской группе урал. язык. семьи. Различают авамский (с пясинским и таймырским говорами) и вадеевский диалекты. Письменность на осн. кириллицы введена в 1990-е гг.

Н. сформировались на основе древ. населения Таймыра в I тыс. н. э. при участии самодийских этнич. компонентов. Позднее в состав Н. вошли различ. по происхождению плем. группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др.). К XVII в. кочевья плем. группировок, из к-рых складывались Н., простирались по всему Таймыру, включая и правобережье Хатангской губы. С XVIII в. на Таймыр с юго-востока начали проникать якуты, ассимилируя мест. тунгусов и русских и тесня Н. к западу и северу.

Традиц. верования – анимизм, промысл. культ, шаманизм и др. Н. верили в духов всевозможных явлений природы (неба, солнца, земли и др.), почитались также родовые и семейные покровители – в виде камней, скал, деревьев, антропо- или зооморф. фигур и т. п. К шаманам обращались в трудных ситуациях, они же являлись организаторами праздников-обрядов, напр. праздника чистого чума, проводившегося обычно при появлении солнца после поляр. ночи.

Браки между родственниками до 3-го поколения у Н. запрещались, практиковались выплата калыма, левират.

Традиц. жилище – конич. чум, по конструкции близкий к ненецкому, рассчитан. на 1–5 семей. С 1930-х гг. в кач-ве жилища входит в употребление балк – прямоуг. возок на полозьях с остовом, крытый оленьими шкурами или брезентом.

Осн. занятия – охота на дикого оленя (с помощью загонов и на речных переправах), водоплавающую дичь (гл. обр. гуся), в меньшей степени – домаш. оленеводство, пушная охота и рыболовство по открытой воде. Со 2-й пол. XIX в. интенсивно развивается домаш. оленеводство. Хоз. деят-ть носила сезон. хар-р: с июля по окт. охотились. Средства передвижения – разного типа нарты, запрягаемые оленями.

Традиц. одежда изготавливалась из оленьих шкур. Муж. костюм представлял собой глухую двойную малицу, сшитую из белой оленьей шкуры. В мороз в дорогу поверх малицы надевали сокуй с капюшоном. Жен. одежда – ровдужный комбинезон с нашитыми на груди метал. бляхами-лунницами. Вместо капюшона женщины надевали шапку-капор из белой шкуры оленя с опушкой из черного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией в виде геометр. орнаментов.

Обувь шили из белых камусов, она не имела выема в подъеме, представляя собой как бы цилиндрич. чехол. Надевали ее поверх мех. чулок. Жен. обувь отличалась более короткими голенищами. Мужчины вместо штанов носили ровдужные или меховые натазники, поверх них – пояс с кольцами на боку, к к-рым привязывали голенища обуви, а также подвешивали огниво, оружие.

Фольклор Н. включает космогонич. мифы, эпич. сказания, воспевающие подвиги богатырей; длинные ритмизованные сказания, исполнявшиеся в зимние вечера певцами-сказителями; произведения повествоват. жанров – дюруме («вести», «известия» о великанах-людоедах), а также малые жанры (иносказат. частушки, загадки, поговорки).

Декор. искусство Н. – гравировка по мамонт. кости, инкрустация и штамповка по металлу, окраска кожи и узорное шитье.

К кон. 1990-х гг. Н. в осн. проживали в поселках Новая (83 чел.), Усть-Авам (295), Волочанка (392), Дудинка (133). Значит. их часть отошла от традиц. занятий: у 51,1 % нганасан. семей нет никаких нац. предметов быта, инструментов, транспорт. средств. Резко снизилась доля владеющих нганасан. яз., особенно среди детей и молодежи; у 79 % Н. осн. разговорным является рус. яз.

Лит.: Попов А.А. Нганасаны. Материальная культура. М.; Л., 1948. Вып. 1; Он же. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л., 1984; Долгих Б.О. Происхождение нганасанов // Тр. Ин-та Этнографии. 1960. Т. 56; Бойко В.И. Численность, расселение и языковая ситуация у народностей Севера на современном этапе. Новосибирск, 1988; Кривоногов В.П. Народы Таймыра. Современные этнические процессы. Красноярск, 2001.

Ю.С. Ковальчук

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты