НАНАЙЦЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

НАНАЙЦЫ (нанай ~ нани, устар. назв. – гольды, самагиры, ходзены, нгатку, акани, кеченги, анты и др.), проживающие в Хабаровском (Амурский, Комсомольский, Нанайский, Солнечный, Ульчский, Хабаровский сельский р-ны) и Приморском (Кировский, Ольгинский, Пожарский, Чугуевский, Яковлевский р-ны) кр., а также в Поронайском р-не Сахалинской обл. Ок. 2 тыс. Н. проживает в Сев.-Вост. Китае. Этноним Н. введен в практику в нач. 1930-х гг.

Числ. Н. в Хабаровском кр. (тыс. чел.): 1939 – 7,8; 1959 – 7,2; 1970 – 8,8; 1979 – 9,3; 1989 – 10,6; 2002 – 12,2 (РФ), Хабаровский кр. – ок. 11,0, Приморский кр. – 0,4, Сахалинская обл. – 0,2.

Н. принадлежат к байкал. антропол. типу с небольшой примесью сев. кит. антропол. компонента.

Нанайский яз. относится к южной (маньчжур.) подгруппе тунгусо-маньчжур. языков. Совр. нанайск. яз. младописьменный. Письменность на базе лат. графики создана в 1931, с 1963 переведена на кириллицу.

Наряду с общим этнонимом для отд. территор. групп применялись свои назв.: киле (тер. Приамурья в р-не Комсомольска-на-Амуре) – вероятно, эвенкийского происхождения, акани (левые притоки Уссури и Сунгари, КНР), хэдзэн и др. Этногр. группы – горинская, курурмийская, уссурийская и др.

Этнич. основу Н. составляет конгломерат родов различ. происхождения, что типично практически для всех народов Приамурья. Как единая общность Н. сформировались относительно поздно. В ХVII в. они были известны как гольды, имеющие внутр. тер.-хоз. подразделения с собств. самоназв. «нанай, нани», «киле» и «акани». В ХIХ в. Н. представляли собой наиболее круп. тунгусояз. общность. Н. по особенностям родового состава, мат. и духов. культуры, диалектам, брачным связям делятся на 2 группы – верховых и низовых Н., граница между ареалами расселения к-рых проходит близ устья р. Хунгари. При оседлом хар-ре расселения Н. свойственны меж- и внутриэтнич. контакты, связанные с промысл. деят-тью, стихийными бедствиями, эпидемиями и т. п. С сер. ХIХ в. через товар. обмен интенсифицируются связи с русскими, что способствовало переселению Н. с притоков на Амур.

Н. жили преим. малыми семьями (в 1897 их было ок. 65 %). Полигамные семьи (13,5 %) сохранялись в осн. благодаря бытованию обычая левирата. Отд. полигам. семьи, как пережиток, встречались еще в 1950–60-х гг. Семья была независимой хоз. ячейкой. Н. жили селениями, составлявшими тер.-сосед. общину, семьи относились к различ. родам. Родов было 20, числ. от неск. сот до неск. десятков чел. (крупнейший насчитывал 929 чел.); все они, от круп. до самых малых, жили дислокально, семьи круп. родов – по всему ареалу, на сотни километров одна от другой. Селения, как и роды, не имели фиксир. границ. Для малочисл. родов были характерны своеобразные «союзы» родов – доха, в к-рые объединялись семьи от 2 до 7 родов, в т. ч. удэгейских и орочских родов. Род играл важную роль в брачной и религ. жизни Н. Чрезвыч. важное значение в повседневной жизни имела соседская община: необходимую помощь получали в первую очередь от односельчан. Сосед. общины и роды существовали одновр. Ни род, ни селение не были владельцами земель, промысл. угодий, ими владели нек-рые семьи.

В XVIII–XIX вв. у Н. существовала имуществ. дифференциация. Богатели отд. охотники, но особенно те, кто занимался посреднической торговлей. Н. вели оседлый образ жизни; нек-рые совр. селения на Амуре известны по источникам XVII в.

Религ. верования Н. основывались на анимизме: небо, земля, горы, вода, тайга их воображением населялись всевозможными духами, влиявшими на жизнь и судьбы людей, к-рые разными средствами старались воздействовать на них, чтобы получить благоприят. для себя эффект. Существовали своеобразные культы – тигра у Н. Уссурийского кр., медведя – у низовских Н. Больные за помощью обращались к тудинам – людям, умевшим общаться с духами без помощи бубнов и др. аксессуаров. Шаманы – мужчины и женщины – были разных категорий силы, но только шаманы-мужчины высш. категории совершали обряды последних поминок (каса), отправляя душу умершего в загробный мир. Дар шамана передавался по наследству. Большой шаман, помимо обычного бубна, юбки, пояса с метал. подвесками и кофточки, имел особую шапку духа-помощника в виде мифич. птицы коори. Шаманы широко практиковали «воспитание» – сохранение души ребенка в особом (потустороннем) хранилище в теч. 10–15 лет. С семьей такого ребенка и с ним самим у шамана устанавливались особые доверит. отношения.

Традиц. экономика Н. носила комплекс. хар-р, но в зависимости от расселения значимость отд. хоз. составляющих менялась. Так, в амур. селениях ведущей была добыча проходной рыбы лососевых и осетровых пород. Н., живущие по притокам Амура, в большей степени занимались охотничьим промыслом, уходя за пушным зверем на сотни километров в тайгу. Охотничий промысел был круглогодичным; лосей, оленей, изюбров, косуль, кабанов, медведей и др. добывали постоянно, пушных зверей – с кон. окт. до февр.–марта. При охоте на круп. животных применялись луки (бури) и стрелы (огнестрельное оружие было известно со 2-й пол. XIX в., однако лук и стрелы с костяными наконечниками изредка употреблялись еще и в 1920-х гг.), копья (гида), самострелы (дэнггурэ), трубы для приманивания лосей и оленей. Пушного зверя добывали преим. давящими ловушками разных видов, петлями, сеточками (на соболей). Круп. животных караулили в охотничьих лодках на озерах; зимой и весной гоняли на лыжах по глубоким сугробам, по насту. Пушнина обменивалась на продукцию с. х. (муку, крупу и т. п.), ткани, метал. инструменты, украшения. Такой обмен был развит уже в XVII в. Хоз-во Н. было комплексным, каждый мужчина был рыбаком и охотником, владел множеством инструментов: для обработки дерева (сооружение жилищ, лодок, нарт и т. п.), металла (изготовление крючков, копий, украшений, ремонт инструментов и т. п.); сам изготовлял сети, ловушки и т. п.

Многочисл. селения Н. (102, по данным 1860) располагались по берегам Амура от ульчской территории вверх более чем на 500 км до устья Уссури. Жилая среда представлена сезонными поселениями и разнообразными типами построек: землянки, полуземлянки, наземные каркас. жилища с кановой системой отопления, рус. избы. Зимние и летние жилища, хоз. постройки были хорошо приспособлены к мест. природ., климатич. условиям. Зимники, 4-угольные в плане, 1-камерные, повсеместно имели общие черты: столбовой каркас в основе стен (при возведении к-рых применялась пазовая техника), 2-скатная крыша с матицей, крытая снопами сухой травы, отсутствие потолка, глинобит. пол. Промежутки стен между столбами каркаса заполнялись жердями с плетенкой из прутьев, обмазанных глиной. Отопление – 2–3 очага, дымоходы к-рых проходили под канами – низкими нарами вдоль стен и затем выводились в общую вертикальную трубу около дома. Зимний дом населяли 2–3 и более семей. Весной малые семьи разъезжались по рыбалкам на небольшие речки и озера, где строили облегченные каркас. дома различ. форм, крытые сеном, берест. полотнищами, циновками и т. п. За время весенне-летней путины (2–3 мес.) заготавливали рыбу, ягоды, травы, корни и др. таежные дикие растения. В зимние жилища на Амуре семьи возвращались ко времени хода лососевой рыбы (сент.). Здесь сосредоточивались осн. хоз. постройки – срубные амбары на высоких сваях, где хранились промысл. орудия, запасы сушеной рыбы для питания людей и, отдельно, корма для собак. Обычны были разнообразные по формам вешала для сушки рыбы, сетей, неводов и др.

Традиц. транспорт. средства делились на зимние и летние. Каждая семья держала по 10–12 ездовых собак. Ездовые нарты амур. и вост.-сиб. типов; ручными пользовались охотники в тайге (поклажу тянул сам охотник с помощью 1–2 собак). Лыжи обклеивали камусами, изготовляли и голицы. Лодки для дальних и ближних поездок, для охоты, рыболовства имели свою специфику; их изготовляли из кедровых досок (плоскодонки разных форм); оморочки – долбленки и берестянки – служили в осн. для охоты и рыболовства. Охотники пользовались различ. заплеч. носилками для переноски тяжестей.

Традиц. костюм Н. также имеет общеамур. соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, к-рый носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В зависимости от хоз. назначения костюма в кач-ве осн. материала могли использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различ. материалы комбинировались.

В питании Н. преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растит. происхождения (дикоросы, зерно, овощи). Широко распространена заготовка рыбы способом вяления.

Духов. культура Н. отличалась многообразием. В систему подготовки детей и молодежи к будущей труд. жизни входили различ. специализир. игры, в т. ч. спортивные, сопровождавшие различ. развлечения муж. молодежи на свадеб. обрядах, нек-рых шаман. камланиях с музыкой, песнями, диалогами шамана с духами, массовыми танцами присутствующих. Для прикл. искусства Н. характерны орнаментация интерьера (элементов жилища), утвари, лодок, нарт, одежды и обуви, богатство видов орнамента, разнообразие швов и т. п.

Лит.: Сем Ю.А. Материальна культура нанайцев. Владивосток, 1973; Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984; Народы Дальнего Востока СССР в ХVII–ХХ вв. М., 1985.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты