НАЛОГИ КОСВЕННЫЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

НАЛОГИ КОСВЕННЫЕ, налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Осн. формы Н. к. – гос. фискал. монополия, акциз и тамож. пошлина. Достоинством Н. к. является способ их сбора: налог включается в цену товара или услуги, что затрудняет появление недоимок. Падая большей частью на предметы широкого потребления, Н. к. ложатся особенно тяжело на бедные слои населения, в расходах к-рых они составляют большую долю, чем в расходах богатых.

Наиболее доходным для бюджета объектом косвенного обложения традиционно выступал алкоголь. Первой формой взимания питейного дохода стала гос. монополия. Оставляя только за собой право продажи товара, гос-во получает возможность включать в его цену любую надбавку к себестоимости. При этом производителем вина могут выступать как гос-во, так и частн. предприниматели. В России алкогол. монополия существовала уже при Иване III, во 2-й пол. XV в. Частн. произв-во и потребление вина разрешалось лишь в связи с праздниками при условии уплаты пошлины («явки»). Ограничения этого периода преследовали гл. обр. задачу сокращения пьянства.

Фискал. сторона дела выходит на 1-й план при Иване Грозном, после того как в 1552 начали появляться «государевы кабаки» – казен. заведения, предназначенные исключительно для употребления спирт. напитков. Частн. продажа алкоголя преследовалась под именем корчемства. На нач. этапе (а в Сибири – на протяжении всего XVII и нач. XVIII в.) гос-во в осн. само осуществляло собств. монополию в форме «верной» продажи. Заведование кабаками возлагалось на выборных голов и целовальников, исполнявших эти обязанности «по доверию» об-ва, в кач-ве обществ. обязанности. При «верной» системе каждая крест. или гор. община обязывалась продать опред. кол-во вина и тем обеспечить гос-ву известный доход. Возможный недобор этой суммы (при недостаточных объемах торговли) покрывался общиной в целом или выборными из собств. кармана. Поэтому об-ва старались заменить «верную» продажу сдачей винной торговли в откуп частн. лицу.

Откуп. система подразумевала проведение торгов, победитель к-рых гарантировал гос-ву уплату заранее оговоренной суммы, а взамен получал право на весь доход, к-рый он получит сверх цены откупа. Стремясь к увеличению этого дохода, откупщик оказывался заинтересован во всемерном развитии винной торговли. Поэтому считалось, что откуп. система способствует распространению пьянства. На протяжении 2-й пол. XVII в. она дважды запрещалась (решением Земского собора 1652 и указом 1681), однако восстанавливалась: в 1663 – частично, в 1705 – в кач-ве преобладающей системы. Гос-во уже не могло рисковать винным доходом. Накануне Петровских реформ он обеспечивал ок. четверти гос. бюджета.

Видя успех винного налога, пр-во царя Алексея Михайловича попыталось перенести на Н. к. осн. тяжесть обложения. В 1646 ряд налогов прямых был заменен соляным налогом, цена соли резко повысилась. Однако собрать расчетную сумму не удалось (поскольку потребление соли сократилось), возник дефицит бюджета. Поэтому в 1647 пр-во вернуло прежнюю систему обложения (при этом попытка собрать «недоимки» прямых налогов за время действия соляного налога привела в 1648 к круп. восстанию в столице, известному как Соляной бунт). Тем не менее пошлины с продаваемой соли сохранились.

В правление Алексея Михайловича состоялись также 2 реформы системы торг. пошлин. Издавна в России существовали «осмничее», «мыт», «шестовое», «головщина», «мостовщина», «перевоз», «явка», «гостиное», «поамбарное» и др. подобные пошлины. Они взимались при перевозке, складировании и продаже товаров. Гл. из этих сборов была тамож. пошлина (от татар. «тамг» – клеймо, налагаемое при продаже товара). Таможни существовали во всех городах, торг. селах, на ярмарках и взимали деньги с любых торг. операций. В каждой таможне были свои ставки, нередко различ. для мест. и иногород. торговцев. В Сибири во 2-й пол. XVII в. взималось до 30 торг., проезжих и т. п. пошлин. Из них крупнейшая – «десятая пошлина» (10 %), единая для всей тер. Сибири. Она взималась с продажи привозных и мест. товаров, а также с «явки денег» на покупку пушнины и др. мест. товаров, с «явки мехов», предназначенных к вывозу из Сибири. Во 2-й пол. XVII в. произошла унификация торг. сборов. Таможенная уставная грамота 1653 и Новоторговый устав 1667 заменили все прежние налоги с торговли единой «рублевой пошлиной». Одновр. было положено начало системе отд. обложения внеш. торговли. Прежде русские и иностр. торговцы облагались пошлинами (как на внутр., так и на внеш. таможнях) одинаково. Упомянутые законы 1653 и 1667 закрепили более высокое обложение иностр. купцов: суммар. пошлины с них достигали 13 % цены товара против 5 % для русских.

В Сибири унификацию системы тамож. пошлин завершил указ 1698. Сократив число торг. налогов, указ одновр. закрепил обособленность Сибири. Он предписал взимать «десятую пошлину» за каждую торгово-пром. операцию: покупка, продажа, ввоз в Сибирь или вывоз из нее. Привозные товары облагались пошлиной в одной из таможен на границах Сибири, а затем при их продаже населению или перепродаже др. купцу. Товары мест. произв-ва облагались при их продаже производителем («за промысел») и при вывозе («за перекуп»).

Новый импульс развитию Н. к. дал Петр I, преобразования к-рого требовали роста гос. доходов. В 1705 была восстановлена откуп. система взимания питейного сбора. Занялось гос-во и регулированием цен на соль, что в 1705 вылилось в гос. монополию. Промышленников обязали сдавать всю соль гос-ву, к-рое продавало ее с двукратной наценкой. Новым объектом обложения стал табак, употребление к-рого разрешили в 1697. С 1698 монополией на торговлю табаком располагали иностранцы, в 1705 она перешла к гос-ву. Торговля велась сначала на «верной» основе (через кабацких бурмистров и целовальников), затем – через откупщиков.

В 1724 вступил в действие 1-й рос. тамож. тариф – систематизированный по группам товаров перечень пошлин, взимаемых гос-вом с ввозимых иностр. или вывозимых нац. товаров. Если Устав 1667 заботился в осн. лишь о защите отеч. купцов, то в Тарифе 1724 отчетливо проявляется идея протекционизма – охраны отеч. производителей. Для этого устанавливались высокие пошлины (до 75 % стоимости товара) на привозную продукцию отраслей, развитие к-рых император считал необходимым внутри страны. В то же время экспорт. пошлины ограничивались 3 %.

Ближайшие преемники Петра I предприняли неск. мер, направленных на смягчение гос. регулирования и имевших разную степень успешности. В 1727 табач. монополия сменилась вольной продажей табака с уплатой акциза. В 1728 отменили и соляную монополию (с сохранением гос. регулирования цен), однако в 1731 пришлось ее восстановить. В том же 1731 произошел пересмотр тамож. ставок в сторону понижения. В целом система Н. к. четверть века после Петра I оставалась неизменной.

Значит. повышение роли Н. к. в бюджете страны связано с деят-тью П.И. Шувалова, фактического руководителя пр-ва в течение большей части правления Елизаветы Петровны. С кон. 1740-х гг. Н. к. стали осн. средством покрытия растущих расходов гос. бюджета. В кон. царствования Петра I (1724) осн. источником налог. доходов бюджета выступала подушная подать (62,3 %), на Н. к. приходилось 37,4 % (из них питейный доход – 13,1 %, соляной – 8,9, таможенный – 15,7 %). Это соотношение примерно сохранялось в 1749; по итогам же правления Елизаветы в 1763 доля подушной подати спустилась (несмотря на абс. рост сборов) до 41,9 %, а Н. к. – выросла до 58,1 % (питейный – 32,3 %, соляной – 11,1, таможенный – 14,7 %).

Помимо неоднократного повышения сборов происходило укрепление откуп. системы и утверждение в ней дворянского преобладания. В 1749 восстановилась табач. монополия (отданная в откупа). В 1753 Сенат разрешил помещикам, наряду с купечеством, брать на откуп питейные сборы. На след. год последовало установление монополии дворян на произв-во вина, а в 1755 дворяне получили право без торгов брать в откуп те р-ны, куда поставляется вино с их заводов. За счет этого питейные откупа перешли от купцов к дворянам.

Осн. выгоду из этого извлекли П.И. Шувалов и его компаньоны, сосредоточившие в своих руках львиную долю откупов по всей стране (в т. ч. за Уралом). Приближенный Шувалова, купец Шемякин, взял в откуп. содержание и тамож. пошлины (речь идет только о внеш. таможнях, поскольку внутренние указом 1753 были уничтожены). Откуп Шемякина не распространялся на таможни по азиат. границе, для к-рых в 1762 издали особый тариф. Он оказался близок к общерос. тарифу 1757, и все же пошлины для торговли российско-азиатской устанавливались ниже, чем для европейской. Это оказало благотворное влияние: в 1760 Кяхтинская таможня, через к-рую шла осн. торговля с Китаем, обеспечивала 20,4 % тамож. поступлений всей страны, в 1775 – 38,5 %.

С приходом к власти Екатерины II налог. политика стала меньше учитывать корыстный интерес правителей, больше – интересы гос. бюджета и страны в целом. После неоднократных снижений казен. цены на соль из бюджета исчез соляной доход. Заботясь о здоровье народа, пр-во пошло даже на допущение убытка от соляной торговли. В 1765 вышел манифест «об отдаче питейной продажи с 1767 на откуп во всем государстве», к-рый восстановил конкурсную систему отдачи откупов.

С др. стороны, этот же манифест закрепил откуп. систему почти на всей тер. гос-ва (кроме зап. губерний, находившихся на особом положении). К кон. XVIII в. она действовала след. образом. Сдача откупов производилась с торгов, раз в 4 года. Откуп. сумма определялась исходя из поступлений предыдущего года с добавлением нек-рой суммы по согласованию пр-ва и откупщика. Третью часть годового платежа он обязывался внести сразу; остальное – после продажи вина. В пользовании откупщика оказывались все принадлежавшие казне кружечные дворы, питейные дома, магазины, а также право неограниченно открывать новые питейные заведения. Предельную цену продаваемого в них алкоголя устанавливало гос-во. Доход казны при этом получался за счет надбавки к себестоимости вина, передаваемого откупщику; прибыль откупщика – за счет разницы между ценой покупки у гос-ва (или частников) и твердой рознич. ценой. Размер прибыли откупщика прямо зависел от объема продаж.

Правление Александра I принесло разнообразные попытки либерализации Н. к. Министр финансов Д.А. Гурьев попытался перевести их на акциз. систему. Указ 1811 разрешил, наряду с государственной, вольную продажу соли частн. лицами при условии уплаты акциза (Устав о соли 1818 закрепил этот порядок). В нек-рых регионах отсутствовал даже акциз: в Зап. Сибири соляной налог взимался только на тер. «акцизной полосы», а в Киргизской степи (Казахстан) соль добывалась бесплатно и облагалась налогом только при вывозе в акциз. полосу.

Переход к акциз. системе планировался и в питейной отрасли. Для начала Д.А. Гурьев решил восстановить казен. заведование гос. монополией (ликвидировать откупа). Согласно Уставу о питейном сборе 1817, заготовкой и опт. продажей вина занималось искл. гос-во, устанавливавшее единую цену. Рознич. продажа отдавалась в руки частн. лиц, плативших гос-ву сбор за право торговли. Эта система относилась к 20 центр. губерниям Европ. России, однако и за Уралом на деле существовало нечто подобное – гибрид «верной» системы и откупов, при к-ром гос-во обходилось без откупщиков, однако лица, отвечавшие за исполнение гос. дохода, материально поощрялись, чтобы эта служба не была для них убыточной.

В 1816 началось снижение тамож. пошлин. При Екатерине II и Павле I тамож. тариф пересматривался трижды (1766, 1782, 1797), но общая протекционная направленность сохранялась. Напротив, тариф 1819 оказался весьма мягким. Это привело к банкротству нек-рых фабрик, вследствие чего уже в 1822 последовало издание нового, резко протекционного тарифа. Один из товаров, подвергшихся особенно высокому обложению по тарифам кон. XVIII в. и нач. XIX в. – чай, ввозимый через европ. границу. С 1822 его ввоз вовсе запретили. Таким способом пр-во стремилось поощрить ввоз чая через Кяхтинскую таможню (торговля в Кяхте, где Китаю сбывались рус. пром. изделия, считалась искл. выгодной для страны). И действительно, ввоз чая с 1800 по 1840 увеличился в 5,2 раза; в 1825 он обеспечивал 90 % кяхтин. импорта.

В 1826 вышел новый тариф, дополнительно усиливший протекционистские ставки. Это произошло уже в бытность министром финансов Е.Ф. Канкрина – человека, склонного по части финансов к осторожности, но не отступающего перед необходимостью реформ. В 1827, убедившись, что восстановленное его предшественником казен. упр-ние винной продажей вызвало снижение питейного дохода, Канкрин восстановил откуп. систему. С 1847 она существовала под назв. акцизно-откупного комиссионерства. Суть реформы 1847 сводилась к установлению гос. контроля над объемом вина, к-рый откупщик продает сверх обязат. нормы. Половина прибыли от этой избыточной продажи переходила гос-ву. Так Мин-во финансов смогло преодолеть один из ключевых пороков откуп. системы, как правило, не позволявшей гос-ву узнать размер прибыли откупщика.

Единств. отрасль, где при Канкрине состоялся переход к акциз. системе, – табач. торговля. В 1838 гос-во отказалось от монополии на его продажу, установив взамен акциз с готовой продукции (нюхательный и курит. табак). Акциз уплачивался производителями при выпуске табака с фабрики.

Временем серьез. перемен в системе Н. к. стало правление Александра II. Еще в 1845, вскоре после отставки Канкрина, началось снижение тамож. ставок. Оно продолжилось в 1850, когда вышел новый тамож. тариф. След. снижения тарифа в 1857, 1859 и 1861 затрагивали прежде всего чугун, железо, станки и оборудование, т. е. нацеливались на развитие пром-ти. В то же время играли роль и общие теор. соображения: весьма распространилось фритредерство – доктрина свобод. торговли. Тариф 1868 дополнительно облегчил пошлины для тех товаров, ввоз к-рых не вредил отеч. пром-ти. Режим беспошлин. торговли (порто-франко) установился в 1856–1862 на Д. Востоке.

В 1861, стремясь расширить потребление чая в народе, пр-во разрешило ввоз его через европ. порты. Пошлины на чай здесь были установлены более высокие, чем в Кяхте, чтобы возместить преимущество более дешевого мор. пути. Тем не менее мор. импорт чая быстро превысил объемы ввоза его через Сибирь. Чай стал первым по доходности объектом тамож. сбора России. Пошлины на него колебались от 38 до 185 % стоимости.

Важнейшим событием стал закон 1860 об отмене откупов. Значит. распространение пьянства и злоупотребления, связанные с откупами, привели в 1858 к массовым крест. антиалкогол. выступлениям в ряде губерний. Положение о питейном сборе 1861 (вступившее в действие с 1863) установило акциз. систему. Акциз взимался не с готовой продукции, а с производителя алкоголя в зависимости от его производств. мощностей, производительности выкурки спирта и объема использованного сырья (измерением этих показателей занимались чиновники акциз. надзора). Частн. произв-во алкоголя и прежде облагалось пошлиной, к-рая иногда именовалась акцизом. Но в условиях гос. монополии к цене продукта, уже содержащей акциз, все равно могла устанавливаться любая надбавка. Т. о., исчисление акциза являлось налогом не с потребления, а с произв-ва. Гл. же изменение реформы 1861 состояло в отмене гос. монополии и допущении свобод. торговли алкоголем. После этого акциз остался единств. средством вмешательства гос-ва в цену товара – следовательно, именно в нем содержался гос. налог на потребление.

Так акциз. система стала во 2-й пол. XIX в. господствовать в системе Н. к. В форме акцизов возникали и новые Н. к., связанные с распространением новых товаров. В 1848 появился акциз со свеклосахарного произв-ва. Изначально он исчислялся с предполагаемого объема произв-ва в зависимости от производительности оборудования и качества сырья. По правилам 1881 стал рассчитываться исходя из веса готового сахара.

В 1872 состоялась отмена гос. монополии на добычу и переработку нефти, и сразу последовало установление акциза «с фотогенового производства». 5 лет спустя (1877) его отменили в целях содействия нефтяной пром-ти. Но в 1888 появился акциз «с осветительных нефтяных масел», т. е. все с того же керосина, активно вытеснявшего крест. лучину.

Акциз «с зажигательных спичек» на 1-м этапе его существования (1849–60) имел полицейскую цель. С 1888 он вновь действовал, теперь – из фискал. соображений. В казну акциз поступал от производителей в зависимости от объема выпускаемого с фабрики товара. Кроме того, действовали акцизы с папирос. гильз и с разрезанной папирос. бумаги.

Последней реформой Александра II стала отмена соляного налога, привлекшая не меньшее внимание современников, чем ликвидация винных откупов. Налог, осн. тяжестью ложившийся на крест-во, перестали взимать с 1881. Основанием для этого стала необходимость соли для народ. здоровья и для развития скот-ва.

Либерал. реформы Александра II удовлетворили ожидания об-ва, однако со временем потребовалось внесение поправок. Уже в 1877 состоялось 1-е повышение тамож. тарифа – из соображений борьбы с дефицитом бюджета. С этого же года стали повышаться пошлины по отд., прежде льготным, статьям (паровозы, чугун, железо, сталь). В дальнейшем такого рода повышения стали регулярными. Они объяснялись вновь вошедшим в силу протекционистским подходом, гл. сторонником к-рого среди министров 2-й пол. XIX в. считается И.А. Вышнеградский. Он добился принятия тарифа 1891, ставшего апогеем протекционизма. Его введение вызвало тамож. войну с Германией (1893–94), состоявшуюся уже в министерство С.Ю. Витте и завершившуюся взаим. уступками.

Питейная реформа 1861 первоначально дала благоприят. финанс. результат: винный доход рос такими же темпами, что и бюджет в целом. Однако во 2-й пол. 1880-х гг. наблюдалось замедление роста винного дохода, снизилась и его доля в доходах бюджета. Ответом пр-ва стало восстановление в 1894 винной монополии. Спирт и водка изымались из частн. продажи. Они могли продаваться только в казен. винных лавках, независимо от того, на каком предприятии (казенном или частном) изготовлены. В Европ. России монополия постепенно вводилась с 1895, на Сибирь распространилась в 1902–04 (не введена в Амурской, Приморской, Камчатской и Сахалинской обл.). Повсеместно сохранились акцизы на пиво, портер, виноград. вино и брагу, на к-рые монополия не распространялась. Винная монополия Витте обеспечила возобновление роста питейного дохода, к-рый, правда, отставал от темпов роста бюджета.

Так сформировалась система Н. к., с к-рой империя Романовых подошла к своему кризису. В 1913 Н. к. (вкл. прибыль от винной монополии, что составляло особую статью бюджета) обеспечили 40,2 % гос. доходов и в 5 раз превзошли сумму сбора прямых налогов. В частн., табач. доход составил 78,8 млн, акциз с папирос. гильз и папирос. бумаги – 4,8 млн, с сахара – 149,2 млн, нефти – 48,6 млн, спичек – 20,1 млн, тамож. доход – 352,9 млн, сборы с питей (не подверженных монополии) – 53,7 млн руб., доход от казен. винной операции – 899,3 млн, расход на нее же – 235 млн.

Значит. бюджет. доля алкогол. поступлений отрицательно сказалась после введения с началом Первой мировой войны (1914) «сухого закона». Пытаясь возместить эту потерю, пр-во в годы войны неоднократно повышало остальные налоги. Появился акциз на чай, а также вр. налог на рус. и персид. хлопок, перевозимый по ж. д. (амер. хлопок в это время почти исчез с рос. рынка).

Сов. власть, национализировавшая круп. произв-во, в нояб. 1918 заменила акцизы начислениями к цене соотв. товаров (и пополнила их перечень, в частн., нитками и тканями). Убедившись, что эти начисления сводятся к бухгалтер. расчетам между различ. гос. учреждениями, в янв. 1920 отменили и начисления.

Восстановление налог. системы началось с переходом к новой экономической политике. Система Н. к., установленная в нач. 1920-х гг., напоминала дореволюционную, но оказалась неск. расширенной и уточненной с учетом изменений в потреблении товаров. Первым восстановили в 1921 акциз на виноград. вина. За ним последовали акцизы с табач. изделий, папирос. бумаги, гильз и спичек. В 1922 акциз. обложение распространилось на спирт, отпускаемый для техн. целей; на пиво, мед и прохладит. напитки; на нефтепродукты; на свекловичный и крахмальный сахар, восковые свечи, чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. В 1923–24 к акциз. обложению привлекли текстил. изделия путем обложения пряжи.

Существ. особенность нэпа – восстановление в февр. 1922 соляного акциза (существовал до 1927). В условиях нехватки на рынке прочих продуктов сел. потребления соляной налог стал важным способом получения денег от крестьян. По мере восстановления народ. хоз-ва акцизы на товары первой необходимости (соль, керосин) снижались; взамен возрастала роль акцизов на предметы излишнего потребления. В 1925 возобновилась продажа водки на условиях обложения акцизом. В 1927 под действие акциза попали парфюм. и косметич. изделия.

Одновр. с акцизами возрождалась тамож. система. Тамож. тарифы 1922, 1924 и 1927 последовательно усиливали обложение всех видов ввозимых в СССР товаров (сырье, полуфабрикаты, машины и пр.). Ср. тяжесть тамож. обложения по тарифу 1924 составляла 22–24 % стоимости товаров, по тарифу 1927 – 30–33 %. Установившаяся в итоге протекционная система не только защищала сов. пром-ть от иностр. конкуренции, но и стимулировала развитие сов. экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значит. часть товаров. Значение тамож. пошлин для бюджета при нэпе снизилось по сравнению с нач. века: с 26 до 15 % всех Н. к. Снизилось и значение Н. к. в целом: в 1925/26 они обеспечили 55,4 % общей суммы налог. сборов (менее четверти гос. доходов).

В 1930–31 в рамках централизации упр-ния народ. хоз-вом состоялась налог. реформа, корен. обр. изменившая систему взимания Н. к. Все акцизы объединились в налог с оборота (сюда же влились и нек-рые прямые налоги). В условиях гос. собственности на осн. средства произв-ва этот налог стал номинальным. То же относится и к тамож. сборам, начиная с тарифа 1930 (он затем уточнялся в 1961 и 1981). По существу, косвен. обложение перешло к состоянию всеобъемлющей гос. монополии.

Крах сов. системы означал необходимость воссоздать систему Н. к. заново. В 1992 появился 1-й тамож. тариф. В условиях хронического дефицита гос. бюджета осн. задачей таможни стало пополнение казны. Преобладание фискал. функции по сравнению с протекционной сохранилось и в нач. XXI в. Отчасти это объясняется требованиями Всемирной торговой орг-ции, членства в к-рой Россия добивается. Доля тамож. платежей в налог. доходах консолидир. бюджета РФ 2005 составила 23,2 %, заметно увеличившись по сравнению с 2003 (12,2 %).

В нач. 1992 появился закон «Об акцизах». Список акцизов включал, наряду с алкогол. продукцией, табач. изделиями и легк. автомобилями, также шоколад, меховые изделия и одежду из натур. кожи, автомоб. шины, изделия из хрусталя и фарфора, ковры, икру и рыб. деликатесы, ювелир. изделия. Вскоре появились акцизы на нефть и природ. газ, просуществовавшие соотв. до 2002 и 2004. По состоянию на 2005 список подакцизных товаров включал: спирт и алкогол. продукцию, табач. изделия, легк. автомобили и мощные мотоциклы, бензин, дизел. топливо и мотор. масла. Совр. акцизы играют меньшую роль, чем прямые налоги. В 1-е годы XXI в. их сборы обеспечивали 10-ю часть налог. доходов, после отмены акцизов на нефть и природ. газ доля сократилась до 3,6 % (в 2005).

Наиболее значит. совр. акцизом является налог на добавленную стоимость (это универсальный, а не индивид. акциз). Во 2-й пол. XX в. он получил повсемест. признание в мировой экономике. Его доля в налог. доходах России 2005 – 21,1 %. НДС включается в цену любого товара и взимается при каждой его перепродаже; за счет этого под косвен. обложение подводятся не только избранные, но все товары вообще. Название налога связано с тем, что продавец имеет право вычитать сумму налога, к-рый он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги при произв-ве своего товара (кроме расходов на заработ. плату). Т. о., при каждой продаже облагается не вся стоимость товара, а лишь та ее часть, к-рая надбавлена последним продавцом; в результате с полной стоимости товара налог берется лишь единожды. При введении НДС в России в 1992 его ставка составляла 28 %, с 1993 – 20, с 2004 – 18 %.

Система Н. к. России нач. XXI в. существенно отличается от дореволюционной (и по структуре, и по роли в гос. бюджете), но, как и до революции, соответствует мировым тенденциям в данной области.

Лит.: Кованько П. Главнейшие реформы, проведенные Н.Х. Бунге в финансовой системе России. Киев, 1901; Караваева И.В., Архипкин И.В. Косвенное налогообложение в России начала XX в.: этапы трансформации // Финансы. 2001. № 8; Такала И.Р. «Веселие Руси»: история алкогольной проблемы в России. СПб., 2002; Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX – начало XX в. М., 2006; Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М., 2006.

А.К. Кириллов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты