МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 20:34, 8 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ. Основы муз. образования заложили воен. оркестры, при к-рых проводилось обучение музыкантов. Как система М. о. нач. складываться в XVIII в. и было связано, преим., с просвет. деят-тью церкви. Приезд в Тобольск митрополита Филофея (Лещинского) (1702–26) знаменовал откр. архиерей. школы – одной из 1-х в России, в к-рой учащиеся изучали «пение по ноте». Открылись школы при Верхотурском, Далматовском и Туруханском муж. монастырях. Дело Филофея продолжили последующие митрополиты. В 1741 исследователем Г.В. Стеллером организована первая на Камчатке школа для казацких детей и новокрещеных. Вторую создали В.И. Беринг и А.П. Чириков. Митрополит Антоний (Нарожницкий) (1743–48) не только открывал школы по всей Сибири, но и преобразовал тобол. духов. школу в семинарию. Учащимся преподавали уроки пения, а с 1763 они читали в церкви и пели на клиросе. К сер. XVIII в. обозначились осн. типы муз. обучения: конфессиональное, военное, гражданское, частное, муниципалитетное, гос., домашнее и школьное. Последнее было не только духов., но и светским, не только общеобраз., но и специализир.

Светское М. о. представлено в воен. учеб. заведениях. В них обучали «музыке барабанщичьей, науке играть на флейте», хоровому пению. К 1713 в Тобольске существовала воен. школа низшего разряда (гарнизонная) для детей солдат и военнослужащих – одна из 1-х в России. В нач. 1730-х гг. такая же была созд. в Якутске. Во 2-й пол. XVIII в. воен. учеб. заведения открылись в Иркутске, Селенгинске, Красноярске, Енисейске, Томске, Бийске. Они обогатили регион подготовленными исполнит. кадрами, укреплявшими мест. исполнит. коллективы.

Гражд. М. о., связан. с церков. пением «по ноте», существовало в част. школах Кузнецка, Ялуторовска, Кургана, в первой гор. школе Иркутска. В 1789 гор. школы были преобразованы в гл. нар. уч-ща (Тобольское, Колыванское, Иркутское). В них преподавалось нотное пение. В 1805 откр. гимназии в Иркутске и Тобольске. В Иркут. гимназии проводилось 2-часовое занятие по «изящным наукам» в 1 и 2 классах, а в 3 читался курс эстетики.

В 1-й пол. XIX в. обязат. М. о. сохранялось только в духов. учеб. заведениях Сибири, кол-во к-рых неуклонно росло. На протяжении 1811–18 в Тобол. семинарии велось преподавание теории музыки и сольфеджио. Сиб. семинарии подготовили неск. выдающихся ученых и обществ. деятелей, сыгравших значит. роль в развитии муз. культуры (А.П. Щапов, отец и сын Шашковы).

В XIX в. особо значимым становится гражд. М. о. в школах, казачьих училищах, гимназиях. В учеб. программах большое кол-во часов отводится пению и танцам, напр., в Тобол. гимназии. С 1836 в ней преподавал П.П. Ершов, к-рый большое внимание уделял развитию «умственных сил» и муз. вкуса учащихся. В 1837–38 гимназистов обучал партесному пению учитель искусств Г.П. Мертлич. С 1848 церков. пение было введено в кач-ве обязат. дисциплины. В 1845 в Иркутске открыт Девичий институт. Муз. занятия в нем вели выдающиеся специалисты: С. Шашков, В.П. Быкова – воспитанница Смольного ин-та (преп. фортепиано), позже – выпускники С.-Петерб. консерватории А.Ю. Генита-Пилсудский, И.А. Анин, С.Г. Румшийский, Е.Г. Городецкая, Р.А. Иванов, М.Н. Синицин.

В этот же период начала развиваться муз.-обществ. деят-ть декабристов. В Ялуторовске М.И. Муравьев-Апостол занимался с детьми по образцу: пение – слушание музыки – танцы. М.Н. Волконская, жена декабриста, принимала участие в работе хора Девичьего ин-та. Существовали индивид. формы обучения на различ. инструментах. Самым значит. вкладом декабристов явилось создание муз. школ в Петровске-Забайкальском и Тобольске.

Во 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. в Сибири начала складываться принципиально новая форма спец. муз. подготовки. После неудачных попыток орг-ции школ в Омске, Нерчинске, Иркутске и Томске 1-м жизнеспособ. учеб. заведением стали муз. классы в Томске (1894). Обучение осуществлялось по программам, соотв. первым 5 годам обучения в Моск. консерватории. «Проверочные» испытания проводились в присутствии дирекции Томского отд. Имп. рус. муз. об-ва. Первоначально обучение велось по классу скрипки и фортепиано. Наибольшего расцвета учеб. заведение достигло при дир. В.А. Цветкове – певце, бывш. артисте Имп. театров. При муз. классах были открыты регент. курсы. Их программа включала сольфеджио, элементар. теорию музыки, гармонию, историю церков. музыки, основы игры на скрипке и фортепиано, дирижирование. В янв. 1912 Томские муз. классы были преобразованы в муз. училище.

Позже открылись: Иркут. муз. классы (1901), функционировавшие 13 лет (1-й дир. – выпускник С.-Петерб. консерватории С.Г. Румшийский), муз. классы в Тобольске (1903), Омские муз. классы (1910). 1-м дир. и преподавателем по классам скрипки и духовых инструментов в Омске стал И.Ф. Гровес. Пед. состав был укомплектован выпускниками разных консерваторий. Среди них О.Д. Семенова, у к-рой в сов. время в дет. муз. школе № 1 учился изв. сов. композитор В.Я. Шебалин. Его имя носит Омское муз. училище.

Существовали частн. муз. школы в Томске (1901), Иркутске (1905), Новониколаевске (1916). Открылась школа при Филармонич. об-ве в Омске, классы Первого сиб. хорового певческого об-ва (1909), Народная консерватория в Томске (1917), к-рая должна была давать М. о. широким слоям населения и готовить народ. учителей музыки. Ее возглавил проф. Томского ун-та Н.А. Александров (отец сов. композитора А.Н. Александрова) – изв. в городе обществ. и муз. деятель. Однако это учреждение, как и аналог. учеб. заведения, созданные в 1920 в Барнауле, Иркутске, Чите, Красноярске и др. городах, не могло дать полноцен. высш. муз. образования. Позже они были повсеместно закрыты или преобразованы в муз. техникумы или школы.

Др. достижением культуры 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. является становление массового муз. воспитания и образования, связанного с введением уроков пения и инструм. музыки в общеобразоват. учеб. заведениях, гл. обр. в церковно-приход. школах. Сред. духов. образование давали 6 семинарий и 5 училищ, к-рые готовили учителей. Светские учеб. заведения также пополняли корпус педагогов, в т. ч. в области муз. воспитания и образования. В этом деле особ. успехов добился Девичий институт, в к-ром в 1880-е гг. преподавал В.С. Шевич – один из прогрес. методистов, авт. работы «О преподавании музыки» (первой, созданной в Сибири).

1920–21 – переломные в истории развития М. о. в Сибири. Организуются учеб. заведения, раздельно выполняющие задачи проф. и общего М. о.: муз. техникумы и консерватории – с одной стороны, народ. консерватории, муз. школы, студии, кружки – с др. Показательно наличие 3 высш. учеб. заведений, сочетавших в себе 3 ступени М. о.: Высш. муз. школы в Томске, Иркут. муз. ун-та, Единой муз. школы 3 ступеней (Сиб. гос. консерватория) в Омске. Однако вследствие экон. кризиса вместо Единой школы создан Омский муз.-пед. техникум (1921), Высш. муз. школа в Томске переименована в муз. техникум (1922), а Иркут. муз. ун-т – сначала в Народную консерваторию, затем в муз. техникум.

С 1933 базу проф. М. о. в Сибири составляли муз. техникумы (позже училища) Омска, Томска, Иркутска, Красноярска, Читы. С отделением от них муз. школ начинает формироваться сеть начал. учеб. заведений – дет. муз. школ (ДМШ). Активному развитию ДМШ способствовало откр. в 1934 Новосиб. школы № 1 под рук. М.И. Невитова. В 1936 появились первые ДМШ в Прокопьевске и Новокузнецке, в 1938 в Анжеро-Судженске и Кемерове, в 1941 в Ленинске-Кузнецком. Завершившаяся реформа М. о. унифицировала учеб. заведения и ориентировала их на профессионализацию. В 1940-е гг. открыты: новые отд. в Иркут. муз. училище, муз. училища в Кемерове, Новосибирске; увеличивается кол-во ДМШ.

В сер. 1930-х гг. начинает повсеместно складываться система подготовки кадров для дошк., общеобразоват. учреждений и самодеят-ти: открыты муз. отд-ния при пед. училищах и институтах, создаются культ.-просвет. училища.

С 1920-х гг. активно развивается М. о. в авт. республиках. В Бурятии 1-я муз. школа появилась в 1920. В 1931 там готовились кадры ср. квалификации на муз. отд-нии техникума искусств, с 1934 – в муз.-театр. училище. М. о в Якутии в 1920-е гг. существовало в виде студий. движения. В 1931 создана Музо-мастерская при Якут. драм. театре, в 1944 – муз. школа. В кон. 1940-х гг. в Якутске открыто муз.-худ.-хореогр. (с 1958 – муз.) училище. В 1942 начала работать первая ДМШ в Хакасии (Абакан). В 1947 орг. ДМШ в Туве (Кызыл). 1-я муз. школа в Горно-Алтайской АО появилась в 1952.

1950-е гг. стали переломными в развитии проф. М. о, что было обусловлено открытием в 1956 Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (НГК) – 1-го сиб. муз. вуза, существ. изменив. культур. статус всего региона. Ключевое положение НГК связано с завершением формирования целостной 3-звенной системы подготовки кадров (школа – училище – вуз.) В 1960–80-е гг. открыты муз. фак-т Иркутского педагогического ин-та (1962), Вост.-Сибирский ин-т культуры в Улан-Удэ (с 1964 ведется обучение по муз. специальностям), Кемеровский (1969) и Алтайский в Барнауле (1975) институты культуры, Красноярский гос. ин-т искусств (1978; см. Красноярская гос. академия музыки и театра). Действуют 22 муз. училища, неск. училищ культуры и пед. училища с муз. отд-ниями, более 1 тыс. муз. школ. Открываются муз. училища в Барнауле и Тюмени (1956), Чите (1957), Абакане и Кызыле (1960), Прокопьевске (1962), Бийске и Норильске (1967), Братске, Рубцовске и Барабинске (1969), Сургуте (1972), Новокузнецке (1974), Кяхте (преобраз. в 1977 из училища культуры, в 1989 вернулось к первонач. статусу).

В 1990-е – нач. 2000-х гг. открыты: Высш. школа музыки Респ. Саха (Якутия) (1993) и Арктический гос. ин-т культуры и искусств (Якутия, 2000), Ханты-Мансийский филиал Российской академии музыки им. Гнесиных (2001). Нек-рые высш. учеб. заведения получают статус университета, академии. Высш. М. о. начали осуществлять мн. учеб. заведения Сибири: Алтайский гос. ин-т искусств и культуры, Алтайский гос. ун-т, Томский гос. ун-т, Новосибирский гос. педагогический ун-т, Омский гос. педагогический ун-т и др. Открыты новые муз. училища (Курган, Тобольск), нек-рые преобразованы в училища искусств, становятся колледжами. Совершенствуется система доп. образования, связан. с повсеместным открытием ДМШ, дет. школ искусств, дет. худ. школ.

Лит.: Головнева Н.И. Становление Якутской профессиональной музыкальной культуры (1920–1985). Новосибирск, 1994; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 2, кн. 2; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005; Справочник для поступающих в вузы. М., 2005; Музыкальная культура Сибири: учебник. Новосибирск, 2006.

Л.П. Робустова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты