МИЛИЦИЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 16:10, 8 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

МИЛИЦИЯ, адм.-исп. орган, занимающийся обеспечением правопорядка, борьбой с преступностью, охраняющий лич. безопасность и имущество граждан. В Сибири и на Д. Востоке М. начала создаваться по решению Временного пр-ва вместо упразднен. полиции. Непродолжит. период существования народ. М. Временного пр-ва (март–окт. 1917) заложил нек-рую традицию и передал сов. органам правопорядка название «милиция», хотя по формал. признакам последние являлись скорее полицией, т. к. их работники были гос. служащими. Декрет ВЦИК и СНК от 10 нояб. 1917 определил полит.-юр. основы деят-ти рабоче-крест. М. После свержения сов. власти в Сибири колчак. режим не рискнул восстановить полицию, органы правопорядка продолжали называться милицией. В период существования т. н. белых пр-тв М. сначала находилась в ведении городского самоуправления, затем в подчинении губ. комиссаров.

В восстановлении органов сов. М. после разгрома белых армий и движений большую роль сыграли части 5-й армии, из рядов к-рых вышли мн. сотрудники сиб. М. Переход к новой экономической политике и проведение курса на укрепление законности потребовали четкого определения прав, обязанностей и функций М. С этой целью в 1920-х гг. ВЦИК и СНК РСФСР приняли целый ряд законодат. актов. На сов. рабоче-крест. М. (РКМ) возлагались задачи по охране обществ. порядка и безопасности, наблюдению за исполнением пост. и распоряжений адм. хар-ра, принятых центр. и мест. властями, борьбе с преступностью. Уголов. розыск (УР) отвечал за проведение опер.-розыск. мероприятий по раскрытию, пресечению и предупреждению тяж. и особо опас. преступлений, регистрации и учету рецидивистов и социальноопас. лиц и т. д. М. и УР возбуждали уголов. дела и проводили по ним дознания в пределах, установлен. законом.

Формированием сиб. М. занимался отд. упр-ния Сибревкома, являвшийся адм.-орг. органом на правах отд. НКВД. Отд. состоял из ряда подотделов, в число к-рых входило упр-ние сов. РКМ Сибири. Упр-ние ведало делами общей М., УР, ж.-д. и реч. М. Одновр. начальники губ. упр-ний М. входили в состав отделов упр-ний губисполкомов. Во всех губ. центрах при отделах упр-ния для борьбы с тяж. преступлениями организовывались отд-ния УР. В уезд. центрах для этих целей учреждались уголов.-следств. столы. Во главе вертикали органов розыска стоял Сибугрозыск.

Применительно к мест. условиям обязанности М. и УР уточнялись и конкретизировались циркулярами регион. органов власти. Важное знач. имела принятая Сибревкомом в кон. 1921 инструкция «О взаимоотношениях губернской и уездной городской милиции с местными исполнительными комитетами». Инструкция подтвердила принцип двойного подчинения М. и запретила любым органам, кроме исполкомов, вмешиваться в ее работу. В янв.–февр. 1922 спец. созданная комиссия подготовила проект «Положения о Сибирской милиции», в к-ром определялись ее задачи и функции. Проект был рассмотрен Сиббюро ЦК РКП(б) и утвержден Сибревкомом.

На 1 янв. 1922 сиб. М. включала 57 упр-ний, в т. ч. областное (Сибмилиция), губернские (Омское, Алтайское, Новониколаевское, Томское, Енисейское, Иркутское, Якутское), 42 уезд., 59 губ. и уезд. отделов УР, 5 аймач., 52 гор. и 112 район. отд-ний. В составе подразделений сиб. М. действовали 40 арестант. домов, 29 каталаж. камер, 5 губ. курсов команд. состава.

Осенью 1923 произошла перестройка гос. аппарата, вызвавшая структур. изменения и в адм. органах. В окт. 1923 в сиб. губерниях ликвидированы отделы упр-ния, одновр. устранена относит. независимость М. и УР друг от друга. Взамен были созд. губ. (ГАО) и уезд. (УАО) адм. отделы исполкомов, состоявшие из подотделов: общего (адм.), М., УР, мест заключения, адм.-хоз. (канцелярия). Нач. адм. отд. одновр. являлся нач. М. Т. о., УР оказался в подчинении рук-ва М. Слияние М. и УР позволило ликвидировать дублирование в рук-ве мест. адм. органами, прекратить издание несогласован. и разнореч. указаний, сократить отчетность, переписку и т. д.

Помимо территор. М. в регионе функционировала транспорт. М. В апр.–июне 1920 на Транссибирской магистрали сформированы 3 лин. упр-ния: Омское, Томское и Забайкальское. Тогда же в Сибири в составе упр-ний Обь-Енисейского и Ленского бассейнов начала создаваться реч. М. Территория, подведомственная упр-нию транспорт. М., состояла из уч-ков соответственно существовавшим транспорт. отд-ниям.

Для охраны гос. собственности создана ведомств. М. 6 февр. и 4 июля 1924 СНК РСФСР утвердил законопроекты о ведомств. М. Она работала на основании договоров, заключенных с хоз. орг-циями, охраняла опред. объекты и занималась дознанием по преступлениям на тер. ее сторожевых постов.

В нач. 1921 с учетом М. и УР Семипалатинской и Якутской губ. и транспорт. М. числ. сиб. М. составила 23 989 чел. После перехода к новой экономической политике, введения принципа хозрасчета и самоокупаемости осенью 1922 М. региона переведена на содержание мест. бюджета. Дефицит бюджета региона, а также укрепление сов. власти обусловили резкое сокращение числ. М.

На протяжении 1920-х гг. тенденция к сокращению числ. М. сохранялась. Если в целом в Сибири в кон. 1921 общая числ. М. составляла 14,6 тыс. чел. командного и строевого состава, то в 1924 – 4,3 тыс., а в 1929 – 6,1 тыс. чел. В 1926 штат. состав Сибирского краевого адм. отдела был заполнен только на 61,2 % от нормы, предусмотренной НКВД, в 1929 – на 56,9 %. Особенно тяжелые условия работы адм. органов сложились в сел. местности Сибири. По нормам НКВД в 1920-х гг. на 1 сотрудника должно было приходиться 3–5 тыс. жителей, в Сибири фактически приходилось от 10 тыс. в 1925 до 6,5 тыс. в 1929. В 1929 1 милиционер в регионе обслуживал в ср. 3 535 кв. км, на Д. Востоке – 9 404 кв. км, тогда как в РСФСР – 916.

В 1920-е гг. сотрудники М. Сибири и Д. Востока сумели добиться существ. успехов, раскрываемость преступлений к сер. десятилетия повысилась до 60–70 % (по РСФСР – ок. 50 %), были ликвидированы многочисл. банды. Однако добиться корен. перелома в борьбе с преступностью мешали недостаток финансирования и общая сложная соц.-экон. ситуация в стране. В 1920–40-х гг. серьезной проблемой был низкий проф. уровень сотрудников органов М., что во мн. определяло неэффективность борьбы с преступностью. Милиционеры зачастую сами совершали правонарушения, в т. ч. в составе орг. преступ. групп. В 1929 осуждено за должност. преступления в госмилиции Сибирского кр. 14,9 % состава, в системе УР – 7,7 %. В ходе «чистки» М. Западно-Сибирского кр. только в 1934 было уволено ок. 30 % рядового состава М. и 500 чел. – начальствующего. Однако новое пополнение состава, как и в 1920-х гг., характеризовалось низким уровнем образования и правовой культуры. Невысоким было и мат. обеспечение милиционеров.

В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. М. была вынуждена участвовать в проведении репрес. акций в ходе массовой коллективизации. М. обеспечивала порядок при проведении «раскулачивания», производила аресты, этапировала спецпереселенцев и т. д. Подчинение М. в 1931 органам госбезопасности усилило тенденцию ее использования против полит. противников сов. власти. В 1930-х гг. в структуре М. появились новые подразделения: отд. по борьбе с хищениями соц. собственности (ОБХСС), Гос. автомоб. инспекция (ГАИ), ж.-д. милиция, начали активно внедряться науч.-техн. методы, стали проводиться почерковед., трассолог., баллист. экспертизы, появились криминалист. лаборатории.

Значит. увеличение числ. М. в 1930-х гг. не смогло обеспечить решительного перелома в борьбе с преступностью. Эффективность деят-ти М. оценивалась прежде всего по кол-ву преступлений, поэтому число правонарушений повсеместно занижалось. В 1937–38 М. Сибири была задействована в проведении массовых репрес. операций НКВД – участвовала в арестах, следствии и приводила в исполнение приговоры. На органы М. в этот период также возлагалась задача очистки городов от «социально-вредных» и маргинал. групп нас. «Милицейскими тройками» в Сибири осуждены тысячи уголовников, бродяг, лиц без опред. места жительства и др. представителей «городского дна».

Отвлечение М. от исполнения прямых обязанностей, а также репрессии в отношении ее сотрудников способствовали ухудшению криминоген. ситуации. В годы Великой Отечественной войны значит. часть сотрудников М. была мобилизована в действующую армию, что усугубило кадр. проблемы. Только в Новосибирской обл. были призваны ок. 3 тыс. сотрудников М., исправ.-труд. учреждений и пожар. частей. В то же время серьезно осложнилась криминог. обстановка в регионе; милиционерам приходилось заниматься проблемами, порожден. воен. временем, – борьбой с дезертирством, беспризорностью.

В послевоен. десятилетие неоднократно проводилась реорганизация органов внутр. дел и М. В окт. 1949 сов. М. была передана из ведения Мин-ва внутр. дел СССР в Мин-во гос. безопасности СССР. В 1953 МГБ и МВД объединены под рук-вом Л.П. Берии. 1 сент. 1953 упразднено Особое совещание при МВД СССР. В 1954 образован Комитет гос. безопасности при Совете министров СССР. В окт. 1956 упр-ния МВД СССР в краях и областях реорганизованы в упр-ния внутр. дел исполкомов обл. и краевых советов, а район. и гор. отделы М. – в отделы М. исполкомов район. и гор. советов.

В 1950-х гг. благодаря строгому отбору милиц. кадров, повышению их проф. и правов. грамотности в осн. удалось решить проблему борьбы с орг. преступностью, повысить раскрываемость преступлений, связанных с хищением гос. имущества. Тем не менее уровень преступности оставался высоким, отрицат. влияние на деят-ть М. в этот период оказали ликвидация общесоюз. мин-ва и раздробление функций в упр-нии М., предпринятое по инициативе Н.С. Хрущева, а также лишение сотрудников М. ряда льгот.

К кон. 1980-х гг. криминог. обстановка была взята под контроль и относительно стабилизировалась. Существенно вырос образоват. уровень сотрудников органов М. региона, чему, в частн., способствовало создание в 1957 ср. спец. школы М. в Новосибирске и Высшей школы милиции в Омске (1965). Органы правопорядка уделяли большое внимание профилактике правонарушений, борьбе с пьянством и алкоголизмом. С нач. 1990-х гг. – качественно новый этап в истории отеч. М., связанный с изменениями в гос. строе страны и резким ухудшением соц. ситуации, повлекшим негатив. изменения в криминог. обстановке.

Лит.: Ефремов М.А. 80 лет тайны: (Власть и милиция Сибирского края 1917–1937). Новосибирск, 2002; Шабельникова Н.А. Милиция в борьбе с преступностью на Дальнем Востоке (1922–1930). Владивосток, 2002; Исаев В.И., Угроватов А.П. Правоохранительные органы Сибири в системе управления регионом. 1920-е гг. Новосибирск, 2006.

В.И. Исаев, В.М. Рынков, А.И. Савин,А.Г. Тепляков, А.П. Угроватов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты