МЕЖСОЮЗНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Категория:М {{Статья |содержание= '''МЕЖСОЮЗНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ''' (МЖК), междуна…»)
 
 
Строка 4: Строка 4:
 
'''МЕЖСОЮЗНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ''' (МЖК), междунар. орган, созданный в годы Гражданской войны для осуществления техн. реконструкции и восстановления деят-ти ж. д. востока России. Образован 5 марта 1919. Включал представителей Великобритании, Италии, Канады, Китая, России, САСШ и Франции. Пред. – министр путей сообщения Российского пр-ва Л.А. Устругов, резиденция – Владивосток. В состав МЖК входили техн. совет (Д. Стивенс), воен.-транспорт. совет (ген. Такеучи), закупочный комитет (капитан Спенглер). МЖК активно работал до сент. 1919 во Владивостоке и Харбине, окончат. прекратил работу в янв. 1920.
 
'''МЕЖСОЮЗНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ''' (МЖК), междунар. орган, созданный в годы Гражданской войны для осуществления техн. реконструкции и восстановления деят-ти ж. д. востока России. Образован 5 марта 1919. Включал представителей Великобритании, Италии, Канады, Китая, России, САСШ и Франции. Пред. – министр путей сообщения Российского пр-ва Л.А. Устругов, резиденция – Владивосток. В состав МЖК входили техн. совет (Д. Стивенс), воен.-транспорт. совет (ген. Такеучи), закупочный комитет (капитан Спенглер). МЖК активно работал до сент. 1919 во Владивостоке и Харбине, окончат. прекратил работу в янв. 1920.
  
Для реконструкции рос. ж. д. союзные державы решили сформировать ден. фонд в размере 20 млн долл. Перечислили свою долю только САСШ (5 млн долл.) и частично Китай (500 тыс. долл.), остальные воздержались от финансирования проекта. Осн. роль в МЖК играли амер. специалисты, возглавляемые инж. Д. Стивенсом. Еще в 1917 Временным пр-вом в Россию была приглашена амер. ж.-д. миссия. Она успела прибыть на Китайско-Восточную ж. д. (КВЖД), где и была застигнута рев. событиями. Эта миссия стала основой МЖК. Ее специалисты произвели инвентаризацию КВЖД и Транссибирской магистрали от Владивостока до Омска, снабжали дороги смазоч. материалами и зап. частями, поставили во Владивосток и собрали ок. 200 паровозов. 15 отрядов иностр. инженеров руководили работой по ремонту ж.-д. полотна. Наиболее ощутимых результатов амер. миссия добились на КВЖД. По договоренности между МЖК и Рос. пр-вом от 18 апр. 1919 войска интервентов взяли под охрану ж. д. Д.  Востока и Сибири (до Омска), разделив их на участки. Гл. цель этой акции – защита ж. д. от вооруж. нападений и диверсий со стороны партизан. отрядов (см. Партизанское движение).
+
Для реконструкции рос. ж. д. союзные державы решили сформировать ден. фонд в размере 20 млн долл. Перечислили свою долю только САСШ (5 млн долл.) и частично Китай (500 тыс. долл.), остальные воздержались от финансирования проекта. Осн. роль в МЖК играли амер. специалисты, возглавляемые инж. Д. Стивенсом. Еще в 1917 Временным пр-вом в Россию была приглашена амер. ж.-д. миссия. Она успела прибыть на Китайско-Восточную ж. д. (КВЖД), где и была застигнута рев. событиями. Эта миссия стала основой МЖК. Ее специалисты произвели инвентаризацию КВЖД и Транссибирской магистрали от Владивостока до Омска, снабжали дороги смазоч. материалами и зап. частями, поставили во Владивосток и собрали ок. 200 паровозов. 15 отрядов иностр. инженеров руководили работой по ремонту ж.-д. полотна. Наиболее ощутимых результатов амер. миссия добились на КВЖД. По договоренности между МЖК и Рос. пр-вом от 18 апр. 1919 войска интервентов взяли под охрану ж. д. Д.  Востока и Сибири (до Омска), разделив их на участки. Гл. цель этой акции – защита ж. д. от вооруж. нападений и диверсий со стороны партизан. отрядов (см. [[ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ|Партизанское движение]]).
  
 
МЖК стал ареной противоборства полит. и экон. интересов держав-интервентов, прежде всего Америки и Японии. Работа МЖК сопровождалась конфликтами с мест. и центр. властями. Рос. ж.-д. администрация противодействовала работе комитета, указывая на некомпетентность амер. специалистов. Причина, вероятнее всего, заключалась в том, что работа МЖК представляла угрозу процветавшим на рос. ж. д. коррупции и спекуляции. Техн. совет МЖК настаивал на своем праве контролировать установление новых ж.-д. тарифов и на необходимости перевода КВЖД на валют. расчеты, что вызвало противодействие со стороны Рос. пр-ва. Работу МЖК существенно затрудняла деят-ть атамана Г.М. Семенова, вмешивавшегося в дела ж.-д. администрации и препятствовавшего работе амер. инженеров на Забайкальской ж. д. Неспособность Рос. пр-ва контролировать ситуацию в Забайкалье стала гл. причиной отказа союзников от своих финанс. и иных обязательств, принятых при формировании МЖК.
 
МЖК стал ареной противоборства полит. и экон. интересов держав-интервентов, прежде всего Америки и Японии. Работа МЖК сопровождалась конфликтами с мест. и центр. властями. Рос. ж.-д. администрация противодействовала работе комитета, указывая на некомпетентность амер. специалистов. Причина, вероятнее всего, заключалась в том, что работа МЖК представляла угрозу процветавшим на рос. ж. д. коррупции и спекуляции. Техн. совет МЖК настаивал на своем праве контролировать установление новых ж.-д. тарифов и на необходимости перевода КВЖД на валют. расчеты, что вызвало противодействие со стороны Рос. пр-ва. Работу МЖК существенно затрудняла деят-ть атамана Г.М. Семенова, вмешивавшегося в дела ж.-д. администрации и препятствовавшего работе амер. инженеров на Забайкальской ж. д. Неспособность Рос. пр-ва контролировать ситуацию в Забайкалье стала гл. причиной отказа союзников от своих финанс. и иных обязательств, принятых при формировании МЖК.

Текущая версия на 21:48, 27 января 2013

МЕЖСОЮЗНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ (МЖК), междунар. орган, созданный в годы Гражданской войны для осуществления техн. реконструкции и восстановления деят-ти ж. д. востока России. Образован 5 марта 1919. Включал представителей Великобритании, Италии, Канады, Китая, России, САСШ и Франции. Пред. – министр путей сообщения Российского пр-ва Л.А. Устругов, резиденция – Владивосток. В состав МЖК входили техн. совет (Д. Стивенс), воен.-транспорт. совет (ген. Такеучи), закупочный комитет (капитан Спенглер). МЖК активно работал до сент. 1919 во Владивостоке и Харбине, окончат. прекратил работу в янв. 1920.

Для реконструкции рос. ж. д. союзные державы решили сформировать ден. фонд в размере 20 млн долл. Перечислили свою долю только САСШ (5 млн долл.) и частично Китай (500 тыс. долл.), остальные воздержались от финансирования проекта. Осн. роль в МЖК играли амер. специалисты, возглавляемые инж. Д. Стивенсом. Еще в 1917 Временным пр-вом в Россию была приглашена амер. ж.-д. миссия. Она успела прибыть на Китайско-Восточную ж. д. (КВЖД), где и была застигнута рев. событиями. Эта миссия стала основой МЖК. Ее специалисты произвели инвентаризацию КВЖД и Транссибирской магистрали от Владивостока до Омска, снабжали дороги смазоч. материалами и зап. частями, поставили во Владивосток и собрали ок. 200 паровозов. 15 отрядов иностр. инженеров руководили работой по ремонту ж.-д. полотна. Наиболее ощутимых результатов амер. миссия добились на КВЖД. По договоренности между МЖК и Рос. пр-вом от 18 апр. 1919 войска интервентов взяли под охрану ж. д. Д. Востока и Сибири (до Омска), разделив их на участки. Гл. цель этой акции – защита ж. д. от вооруж. нападений и диверсий со стороны партизан. отрядов (см. Партизанское движение).

МЖК стал ареной противоборства полит. и экон. интересов держав-интервентов, прежде всего Америки и Японии. Работа МЖК сопровождалась конфликтами с мест. и центр. властями. Рос. ж.-д. администрация противодействовала работе комитета, указывая на некомпетентность амер. специалистов. Причина, вероятнее всего, заключалась в том, что работа МЖК представляла угрозу процветавшим на рос. ж. д. коррупции и спекуляции. Техн. совет МЖК настаивал на своем праве контролировать установление новых ж.-д. тарифов и на необходимости перевода КВЖД на валют. расчеты, что вызвало противодействие со стороны Рос. пр-ва. Работу МЖК существенно затрудняла деят-ть атамана Г.М. Семенова, вмешивавшегося в дела ж.-д. администрации и препятствовавшего работе амер. инженеров на Забайкальской ж. д. Неспособность Рос. пр-ва контролировать ситуацию в Забайкалье стала гл. причиной отказа союзников от своих финанс. и иных обязательств, принятых при формировании МЖК.

Лит.: Попова Е.И. Миссия Стивенса и провал железнодорожной политики США в России и Китае в 1917–1922 // Исторические записки. М., 1957. Т. 60; Крушанов А.И. К вопросу о роли Межсоюзного комитета и Технического совета в осуществлении империалистических планов США и Японии на Дальнем Востоке и в Сибири в 1918–1919 гг. // Уч. зап. Дальневосточного ун-та. Владивосток, 1958. Вып. 2 (сер. обществ.-полит. наук); Дмитриев Н.И., Дмитриева Т.В. Междусоюзный железнодорожный комитет и его роль в восстановлении Сибирской магистрали // Фундаментальные и прикладные исследования транспорта: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2002. Вып. 24 (106).

В.М. Рынков

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты