МАНСИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 10:46, 8 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

МАНСИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Героич. песни, сказания (эрг-ōтрыт йис потрыт, лянхыт – букв. «песни о богатырях, древние рассказы, вести») повествуют о богатырях, их воен. походах, сражениях. Произведения этого жанра могут быть как стихотворны-ми, так и прозаич. Древ. рассказы, предания (йис потрыт, или пēс потрыт), близкие им древ. вести (йис лянхыт) – повествоват. жанры; в них рассказывается о встречах людей с духами или о реальных событиях, конкрет. лицах. Часть произведений – обряд., ис-полняются во время медвежьего праздника, остальные – это воспоминания о прошлом предков. Все описываемые события носят гиперболич. хар-р, поэтому приобретают фантаст. черты, как и образы героев. Сказки (мōйтыт) делятся на священные (ялпын мōйтыт) и несвященные (нас мōйтыт). К первым относятся мифы-сказки о сотворении Вселенной (мā тэлум ялпын мōйтыт) и этиологические (мā ȳeнтум ялпын мōйтыт), по-вествующие о появлении живых существ, создании жизни на земле. Если несвященные сказки могли рассказывать все желающие, то священные, к-рые знали немногие, – только мужчины в отсутствие чужих людей, соблюдая ритуал. Самым популярным ге-роем манс. сказок является богатырь Эква-Пыгрись. Песни (эргыт) делятся на призыв-ные (кāстыл эргыт), медвежьи (ȳй эргыт), сатир. (тȳлыглап эргыт), «личные», или «пес-ни судьбы» (эргыт). Призыв. песни – обращения к духу-покровителю, каждая из них посвящается конкрет. духу и имеет свою мелодию. Медвежьи и сатир. также обрядо-вые, исполняются во время медвежьего праздника; но если первые носят сакральный хар-р, то последние относятся ко 2-й части обряда, отличающейся др. эмоц. настроем, к-рый В.Н. Чернецов определил как «веселую проделку», священный смех или parodia sacra. В «личных» песнях поется о себе, окруж. мире, разных событиях; такую песню стремится сочинить каждый, она сохраняется и после смерти человека, как память о нем. К малым жанрам относятся загадки (āмсит), пословицы и поговорки (ханисьтан лāтныт или ханисьтан потрыт), нравоучения и запреты (ялпын хȳлтуп или рōвтāлут хȳлтуп), игровые считалки (ёнгил ловиньтапыт), сновидения (ȳлм ȳлмаянкве или ȳлм вāрункве). Собиратели и исследователи М. ф.: А. Регули, А. Алквист, Б. Мункачи, Б. Кальман, А. Каннисто, В.Н. Чернецов, А.Н. Баландин, М.П. Вахрушева, П.Е. Шешкин, Н.В. Лукина, Е.И. Ромбандеева и др.

Лит.: Munkácsi B. Vogul népköltési gyűjtemény I–IV. Budapest, 1892–1921; Чернецов В. Вогульские сказки: Сб. фольклора народов манси (вогулов) / Под ред. и с предисл. проф. В.Г. Богораз-Тана. Л., 1935; Kálmán B. Chrestomatia vogulica. Budapest, 1980; Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993; Мифы, сказки, предания манси (вогулов) / Сост. Е.И. Ромбандеева. Но-восибирск, 2005 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 26).

А. Зоркольцева

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты