ЛЮТЕРАНЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ЛЮТЕРАНЕ, протестант. деноминация, руководствующаяся вероучит. и орг. принципами, провозглашенными Мартином Лютером в XVI в. В России Л. появились первыми из протестантов еще во 2-й пол. XVI в. В отличие от католиков, протестанты традиц. пользовались гораздо большим доверием рос. властей. 1-е лютеран. общины возникли в столице и круп. торг. центрах. Сел. общины появляются в России во 2-й пол. XVIII в., после основания нем. колоний в Поволжье. Всем Л.-переселенцам пр-вом гарантировалась свобода вероисповедания. Единая система упр-ния лютеран. приходами оформляется в нач. XIX в.: в 1819 в С.-Петербурге учреждается Ген. евангелическо-лютеран. консистория. Главой церкви назначается епископ, кандидатуру к-рого утверждает император. В 1832 принят новый единый устав Евангелическо-лютеран. церкви России, действовавший до 1924. В соотв. с ним лютеранство в России получило статус офиц. религии. К 1917 протестантизм в Рос. империи исповедовали ок. 3,7 млн чел.

1-я лютеран. община в Сибири создана в 1718 в Тобольске швед. военнопленными. Одним из ее духов. руководителей был видный религ. деятель XVIII в. пастор Г.Ф. Вайзе. С окончанием Северной войны осн. масса военнопленных покинула Тобольск. С их отъездом прекратилось существование общины и частн. школы при ней. След. лютеран. общины возникли в Сибири во 2-й пол. XVIII в. В это время прихожанами сиб. общин были в осн. служилые люди, что обусловило специфич. черту представительства лютеран. церкви в Сибири: костяк общин составляли воен. чины. Церк. иерархия была представлена армейск. пасторами (дивизион. или корпус.), к-рые обслуживали как военнослужащих, так и гражд. лиц, находились в полном распоряжении генерал-губернатора или воен. начальника и содержались за счет средств Мин-ва внутр. дел. В нач. марта 1768 в С.-Петербурге были рукоположены 1-е сиб. пасторы И.-К.В. Габриель (в Иркутск) и И.Г. Лютер (в Тобольск). В нач. 1790-х гг. при ген.-лейт. Г.Э. Штрандмане в Омске вместо ветхой деревян. домовой церкви строится каменная во имя святой Екатерины. Костяк лютеран. общины Томска состоял преим. из приглашенных в Россию немцев – ученых и предпринимателей. 1-я самостоят. сел. община в Сибири была создана в нач. XIX в. в Ишимском окр. Тобольской губ. (с. Рыжково), ее прихожанами стали ссыльные лютеране и переселенцы из Финляндии и Прибалтики.

В нач. XIX в., в соотв. с Положением о правилах поселения в Сибири (1806), были введены должности спец. священников для поселян. В 1808 генерал-губернатор И.Б. Пестель высказал мнение, что в Тобольской губ. достаточно определения 1 лютеран. священника для обслуживания поселенцев-лютеран Ишимского окр. С 1818 по 1838 приход обслуживался пастором Р. Вальтером. Являясь дивизион. пастором Сиб. отд. корпуса, он исполнял свои священнические обязанности на огромной тер. от Тобольска до Колывано-Воскресенских (Алтайских) з-дов, посещал Томск и Ишимский окр. В периоды, когда в Омске не было пастора (напр., во время воен. кампаний с 1808 по 1818), Л. Омска и Тобольска духовно окормлялись екатеринбург. пастором. Подоб. взаимозаменяемость сохранялась и в последующее время.

Окончат. церк.-адм. устройство сиб. приходы получили в 1869. В 1868 ликвидируется должность первого дивизион. лютеран. проповедника, его обязанности возлагаются на тобол. губ. проповедника. В 1869 создан лютеран. приход Тобольск–Рыжково. Он объединял общины и верующих всей Тобольской губ. (кроме юж. части Тюкалинского у.), а также 2 городов Акмолинской обл., фин., латыш. и эстон. деревни в Тарских урманах и население 3 нем. деревень на севере Акмолинской обл. В 1907 приход насчитывал ок. 6 тыс. прихожан и располагал 3 школами – в Петерфельде (Ишимский у.), Павловке и Ново-Александровке (Акмолинская обл.).

В 1880 на тер. Сибири и Д. Востока существовало 6 лютеран. приходов: Тобольск–Омск, колонии для ссыльных на Оми (с 1869), Томск–Барнаул, Верх. Суетук (образован в 1850-е гг. в Вост. Сибири для ссыльных Л.), Иркутск и Владивосток. В них насчитывалось ок. 6,7 тыс. прихожан. В 1881 из ссыльных Л. поселений Ниж. и Верх. Буланка близ Минусинска организуется еще один приход.

В кон. XIX – нач. XX в. числ. Л. в Сибири резко возросла за счет нем. колонистов из Поволжья (см. Немцы в Сибири). Переселившись в Сибирь, немцы-Л. влились в существовавшую церк. орг-цию. Накануне Первой мировой войны в Зап. Сибири было 3 церк. прихода (Тобольск–Рыжково, Томск–Барнаул и Омск), напрямую подчиненных Московской лютеран. консистории. Малочисл. и дисперс. проживание способствовали тому, что для Л. были характерны смешан. браки и переход в др. вероисповедания, не только протестант. направления (преим. баптизм), но и в православие. Омский и Тобольский приходы долгое время фактически обслуживались одним пастором.

Этнич. состав Л. Сибири был разнообразным. Большинство из них – немцы (более 50 % от общего числа Л.). В целом в Сибири и Ср. Азии, вкл. гор. население, к 1914 насчитывалось более 28 тыс. немцев-Л. Значит. часть прихожан лютеран. церквей образовывали финны, латыши, эстонцы.

Первая мировая война корен. обр. изменила религ. жизнь Л. Борясь с «немецким засильем», власти запрещали богослужения и произнесение проповедей на нем. яз., в 1916 во всех лютеран. консисториях и приходах России было запрещено ведение делопроизв-ва на нем. яз., прекратился выпуск немецкояз. лютеран. изданий. В годы революции и Гражданской войны резко сократилось кол-во рукоположенных священников, часть к-рых эмигрировала из России. Пытаясь исправить ситуацию, Епископ. совет в 1921 офиц. разрешил свет. лицам – старейшинам общин – выполнять неотлож. богослужеб. действия (крещение, похороны и пр.). Однако решить проблему отсутствия священников эти меры не смогли, что предопределило мин. интенсивность религ. жизни лютеран. общин в Сибири 1920-е гг. Тем не менее парт.-сов. органы осуществляли жесткий контроль над их деят-тью. Летом 1920 по обвинению в контррев. деят-ти была ликвидирована орг-ция при лютеран. церкви Омска во главе с пастором. Обычной практикой были решения, подобные пост. Александровского волисполкома Омского у. в февр. 1922 о запрещении общине нем. Л. с. Александровского (до 1917 – центр прихода «Святой Иоганнес»), проводить богослужеб. собрания без разрешения губисполкома. Бедностью лютеран. церквей в Сибири объясняется то, что кампания по изъятию церк. ценностей в 1922 не оказала существ. влияния на положение лютеранства в Сибири.

Одной из гл. проблем для Л. в 1920-е гг. стали внешкол. религ. воспитание детей и подготовка их к конфирмации. Сов. законодат-во преследовало в уголов. порядке групповое преподавание религ. вероучения детям и молодежи до 18 лет. Только во 2-й пол. 1920-х гг. Л. удалось добиться разрешения на проведение групповых занятий с детьми. На осн. пост. Президиума ВЦИК от 13 дек. 1926 разрешалось проводить занятия с лицами, достигшими 15-летнего возраста, в течение 2 недель перед конфирмацией во время, не связанное со школ. занятиями. Однако за такое короткое время невозможно было подготовить молодежь к вступлению в общину, орг-ция же «нелегальных» групп по обучению основам религии приводила к осуждению пасторов по ст. 122 УК РСФСР («Преподавание малолетним или несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах»).

Стабилизация церк.-гос. отношений в сер. 1920-х гг. позитивно сказалась на религ. жизни лютеран. общин. В 1924 в Москве состоялся первый в истории лютеран. церкви в России Ген. синод, на к-ром была создана Немецкая евангелич. лютеран. церковь СССР. По церк. конституции 1924 к ней относилось 190 приходов, объединенных в 17 синодал. округов, в т. ч. Омский и Славгородский. Остальные сиб. приходы (Томск–Барнаул, Красноярск, Иркутск и Владивосток) не были выделены в отд. синодал. округ и не вошли в единую лютеран. церковь СССР.

В 1925 поездку в Сибирь предпринял глава церкви епископ Т. Мейер. В нач. июля 1925 он провел богослужения и совершил требы для верующих в Барнауле и Омске. Вместе с епископом прибыл пастор Ф. Дейчман, ставший руководителем лютеран. общин Славгородского окр. Перед ним была поставлена задача восстановить структуру лютеран. церкви в Сибири. На II Славгород. евангелическо-лютеран. съезде 4 дек. 1926 14 делегатов представляли уже 15 лютеранских общин (1 763 чл.).

В целом, однако, положение лютеран. церкви было достаточно тяжелым. На состоянии общин сильно отражался раскол в лютеран. церкви, вызванный деят-тью лютеран. «обновленцев» – Свободной евангелическо-лютеранской и реформатской церковью конгрегационального положения. В Сибири раскол поддержали приходы Шенфельд и Подсосново Славгородского окр. По-прежнему остро ощущалась нехватка пасторов, во всей Сибири было 5–6 служителей культа различ. ранга (в целом в стране в 1924 насчитывалось 82 пастора по сравнению с 209 в 1918).

В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. ситуация с наличием рукоположенных лютеран. священников в Сибири еще более обострилась. 27 авг. 1926 в Таре секретарем эстон. секции ВКП(б) К.Г. Пусепом был убит пастор З. Шульц, выполнявший с 1925 обязанности пастора в Омске. В авг. 1928 за групповое преподавание религии детям репрессирован Ф. Дейчман. В марте 1930 в Омске за орг-цию эмиграцион. движения в нем. колониях Сибири к 10 годам лагерей приговорен пастор Ф. Мерц. В 1934 Зап.-Сиб. краевым судом в ходе кампании по борьбе с «гитлеровской помощью» к расстрелу приговорены пастор В.Р. Лорер и кистер Э.Ф. Драйер. Всего в СССР в 1936 свою деят-ть продолжали лишь 11 лютеран. пасторов.

Репрессии привели к фактич. прекращению в кон. 1930-х гг. деят-ти лютеран. церкви в СССР. В 1938 закрыт последний лютеран. храм – церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла в Москве. Кирха Св. Екатерины в Омске долгое время использовалась под хоз. нужды. До сер. 1950-х гг. на тер. СССР, за искл. Латвии и Эстонии, не существовало легал. лютеран. приходов.

В результате депортации нем. населения в Сибирь и Казахстан большинство рос. Л. оказалось в азиат. части СССР. В местах спецпоселений богослужеб. собрания стали нелегально проводиться в частн. домах. Важную роль в сохранении и поддержании религ. жизни сыграли бетбрудеры, штундисты, участники движения «Пробуждение братьев». Эти общины меньше зависели от церк. орг. структуры и были лучше подготовлены к гонениям. Возрождение лютеран. церкви в СССР началось с офиц. регистрации в 1957 общины Целинограда под рук-вом пастора О. Бахманна. Орг. помощь в возрождении лютеран. церкви в России оказывали в кон. 1960–80-х гг. лютеран. церкви Эстонии, Латвии и Литвы. В сер. 1970-х гг. насчитывалось 175 лютеран. общин, из них 74 в Казахстане и 66 в Сибири. В 1980 Г. Калниньш был избран суперинтендантом церкви с правами епископа. В 1991 Мин-вом юстиции РФ зарегистрирована Немецкая евангелическо-лютеран. церковь Сов. Союза.

В 1980-х – нач. 1990-х гг. лютеран. общины Сибири пережили упадок церк. жизни. Его осн. причинами стали массовый выезд немцев в Германию и отсутствие подготовлен. священников. В наст. время в Сибири существует неск. филиаций лютеран. церквей. Наибольшее распространение в России, Казахстане, Ср. Азии, на Украине получила Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ), преемница ист. лютеран. церкви. С 1992 евангелическо-лютеран. общины Зап. и Вост. Сибири подчинены Сиб. епархии ЕЛЦ в Омске. В 1992–96 епархию возглавлял суперинтендант Н. Шнайдер. С 1996 епархией Урала, Сибири и Д. Востока руководил суперинтендант Э.Э. Шахт, его сменили Ф.Е. Зайлер и епископ. визитатор А. Крузе. Епархия объединяет 4 региона (Омск, Красноярск, Владивосток, Екатеринбург). В целом в Сибири, на Урале и Д. Востоке насчитывается 156 лютеран. общин. На нач. 2005 в 6 из 10 пробств ЕЛЦ Урала, Сибири и Д. Востока место пробста было вакантным. Богослужения проходят на нем. и рус. яз.

Кроме ЕЛЦ, на тер. Сибири существует Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (СЕЛЦ) – автокефальная лютеран. церковь, приходы к-рой находятся на тер. азиат. части России. В мае 2003 СЕЛЦ получила автокефалию от Эстонской евангелическо-лютеран. церкви. Приходы СЕЛЦ расположены в Хакасии, Бурятии, Новосибирске, Томске, Омске, Екатеринбурге, Иркутске, Ангарске, Чите и пос. Рефтинском. У этой церкви на тер. Сибири, Д. Востока и Урала насчитывается 13 приходов. Богослужения проходят на рус. яз.

Лит.: Черказьянова И.В. Организация духовной жизни лютеран Сибири: хроника событий (XVIII в. – 1919 г.) // Изв. Омского гос. историко-краевед. музея. Омск, 1999. № 8; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917–1938). М., 1999; Brandes D., Savin A. Die Sibiriendeutschen im Sowjetstaat. 1919–1938. Essen, 2001; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI–XX вв.). М., 2003; Mitmenschlichkeit, Zivilcourage, Gottvertrauen. Evangelische Opfer von Nationalsozialismus und Stalinismus. Hrsg. v. B. Mensing, H. Rathke. Leipzig, 2003; Протестантизм в Тюменском крае: история и современность / Под ред. И.В. Боброва. СПб., 2006.

В.П. Клюева, А.И. Савин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты