ЛУНИНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ЛУНИНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, инициатива Н.А. Лунина. В нояб. 1940 он предложил принципиально новый метод эксплуатации паровозов, при к-ром бригада машинистов брала на себя обязательства выполнять профилактич. ремонт паровоза, постоянно следить за состоянием его рабочих узлов и деталей, увеличивая нормы пробегов и сокращая время планового ремонта локомотивов.

С нач. войны этот почин был подхвачен на ж. д. не только Сибири, но и всей страны. К кон. июля 1941 на Томской ж. д. последователями Н.А. Лунина и его бригады стали 75 % паровоз. бригад, в авг. – более 80 %. Пробег паровозов между плановыми ремонтами увеличился в ср. до 6 390 км при норме 4 тыс. км. За 11 мес. 1941 машинисты-лунинцы Томской ж. д. сэкономили св. 44 млн руб.

Последователями Н.А. Лунина стали представители самых разных ж.-д. профессий: работники вагон. депо, путеобходчики, стрелочники, машинисты водокачек и компрессоров, слесари депо и ремонт. мастерских. Новосибирский обком ВКП(б) рекомендовал применение лунин. принципов в работе на всех предприятиях города и области. 7 янв. 1942 Наркомат путей сообщения издал спец. приказ «О развитии лунинского движения на железнодорожном транспорте в условиях войны». Повсеместно создавались «лунинские школы», где изучались приемы работы машиниста-новатора, читались техн. лекции, проводились консультации, устраивались конференции для популяризации достижений самого Н.А. Лунина и его последователей. На Томской ж. д. во главе с начальником был сформирован спец. штаб по развитию Л. д.

Большое значение имела орг-ция обучения членов паровоз. бригад слесар. делу, к-рая широко развернулась в 1941. В короткие сроки при всех депо открылись курсы обучения методам профилактич. ухода за паровозом, способам его ремонта. Над паровоз. бригадами взяли шефство ведущие инж.-техн. работники депо, высококвалифицир. слесари по ремонту паровозов. Слесар. подготовкой в 1941 удалось охватить 2 664 чел., в 1942 – 3 751 чел. Это дало возможность освоить слесар. специальность почти всем машинистам, пом. машинистов, мн. кочегарам. К кон. 1944 более 90 % паровоз. машинистов имели слесар. квалификацию не ниже 5-го разр., что обеспечивало быстрое и качеств. выполнение профилакт. ремонта паровозов самими паровоз. бригадами.

К кон. войны на Томской ж. д. насчитывалось ок. 300 «лунинских» паровозов, более 45 тыс. железнодорожников работало по методу Н.А. Лунина. В 1942 Н.А. Лунин стал лауреатом Сталинской премии, в 1943 – Героем Соц. Труда. Его методы активно изучались и применялись и в послевоен. время.

Лит.: Вековой путь на службе отечеству. Страницы истории Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск, 2001; Самые значительные железнодорожники России. М., 2005.

А.И. Тимошенко

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты