ЛЕПИХИН Яков Борисович

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ЛЕПИХИН Яков Борисович (?, Чубаровская слоб. Тобольского у. – после 1697, ?), видный деятель урало-сиб. старообрядчества, организатор массовых самосожжений. Сын крестьянина, впоследствии дьячка Николаевской церкви Нижненицынской слоб. Жил в Киргинской и Нижненицынской слободах. Во 2-й пол. 1660-х гг. занимал должность подьячего судной избы в Пышминской слоб. Верхотурского у. Овдовев, вторично женился на родственнице верхотур. детей боярских Тырковых, имел от этого брака дочь. В 1668 Л. завел на свои средства ловлю кречетов. В нач. 1670 основал в Верхотурском у. оброчную Красноярскую слоб., тогда же стал атаманом беломестных казаков. В дальнейшем и. о. приказчика Красноярской и Пышминской слобод, был поверстан в верхотур. дети боярские. По роду своей деят-ти в 1678 и 1679 занимался преследованием старообрядцев. Одновр. Л. сблизился с братией Далматовского Успенского мон-ря, к-рый в этот период являлся тайным центром заурал. старообрядчества (здесь под именем Боголепа принял монашество его отец). В 1679 в результате сословной «чистки» Л. лишился своего положения и был переведен в пашенные крестьяне Киргинской слоб. Неожиданное крушение карьеры толкнуло его на путь бескомпромис. борьбы с Церковью и гос-вом. В 1682 он, вероятно, принял участие в старообрядч. протесте в Утяцкой слоб. Тобольского у., в 1687 выступил организатором круп. самосожжений на р. Юрмыч (близ Киргинской слоб.) и в дер. Боровиковой (близ Куяровской слоб. Тобольского у.), в 1688 – в пышминской дер. Другановой (в Тюменском у.). Безуспешные попытки мест. властей схватить Л. завершились в кон. 1688 гибелью в огне группы его родственников, живших в Красноярской слоб., и угрозой самосожжения его единомышленников, запершихся в одном из дворов в дер. Речелге близ Пышминской слоб. В 1690-х гг. Л. перенес свою деят-ть на Ишим.

Л. придерживался беспоповской практики, в области эсхатологии был приверженцем теории «духовного» («мысленного») антихриста, к-рую усвоил еще в Далматовском мон-ре. Активно занимался ее пропагандой, используя при этом свой талант живописца. О сущности антихриста и о допустимости самосожжений Л. вел полемику с др. известным заурал. «расколоучителем» – иноком Авраамием. В последний раз имя Л. упоминается в 1697 в связи с делом о преследовании ишимских старообрядцев.

Лит.: Шашков А.Т. Яков Борисов сын Лепихин (Из истории уральского старообрядчества кон. XVII в.) // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989; Он же. Воеводское управление на Урале XVII в. (Верхотурский «розыск» о служилых людях 1678–1679 гг. и судьба Я.Б. Лепихина) // Уральский ист. вестник. 1996. № 3.

А.Т. Шашков

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты