ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 18:25, 15 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ, адм. единица, в рамках к-рой осуществлялось упр-ние учеб. заведениями Мин-ва народ. просвещения (МНП) от нач. училищ до вузов. Указом от 24 янв. 1803 на тер. Рос. империи образовано 6 учеб. окр. К 1917 их стало 13. З.-С. у. о. образован по Высочайше утвержденному указу от 12 марта 1885 и включал Тобольскую, Томскую губ., Акмолинскую, Семипалатинскую и Семиреченскую обл. (последняя в 1898 вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства).

В соотв. с «Положением об учебных округах» от 25 июня 1835 и уставами учеб. заведений все права и обязанности по упр-нию учеб. заведениями находились в руках попечителя учеб. окр. За время функционирования З.-С. у. о. сменилось 4 попечителя: В.М. Флоринский (1885–89), Л.И. Лаврентьев (1889–1914), А.Ф. Фон-Гефтман (1914–15), Н.И. Тихомиров (1915–18). Ближайшими помощниками попечителя являлись окр. инспекторы. Эта должность учреждена 24 дек. 1863 взамен должности инспектора казен. училищ. По штату 1885 для З.-С. у. о. полагалось 2 штат. ед., однако в связи с возрастающей нагрузкой указом от 1 июля 1908 введена доп. ставка. Круг обязанностей окр. инспекторов определялся Положением 1859 и сводился к инспекции учеб. и хоз. деят-ти ср. учеб. заведений.

При попечителе З.-С. у. о. на основании «Положения о советах при попечителях учебных округов» от 20 марта 1860 образован попечительский совет, к-рый контролировал ход решения вопросов адм. и учеб. хар-ра.

В решении учеб. проблем важную роль играл университет. совет, состоявший из ректора и профессоров Томского ун-та. Совет собирался по мере необходимости под пред. попечителя учеб. округа. В его компетенцию входили вопросы, касавшиеся обсуждения и утверждения учеб. программ для учеб. заведений всех уровней, и аттестация учителей.

Важная роль в контроле над учеб. процессом в округе принадлежала директорам и инспекторам народ. училищ. Первые попытки введения инспектор. единиц относятся к моменту учреждения З.-С. у. о. С 1 июля 1885 в Семипалатинской и Акмолинской обл. для надзора за низш. училищами введено по 1 должности инспектора народ. училищ.

На основании пост. Гос. совета от 6 дек. 1899 учреждены дирекции народ. училищ в Тобольской и Томской губ., 7 янв. 1902 – дирекция народ. училищ в Акмолинской и Семипалатинской обл. В соотв. с распоряжением Гос. совета от 25 мая 1874 в распоряжении директора народ. училищ находились все низшие учеб. заведения: уезд., гор., нач. народ. училища.

Для непосредств. контроля над деят-тью учеб. части при директоре народ. училищ с 1 янв. 1900 формировался институт инспекторов народ. училищ, состоящий из 5 штат. ед.: 3 для Тобольской и 2 для Томской губ. В 1906 число инспекторов народ. училищ увеличено: в Тобольской губ. – с 3 до 5, в Томской – с 2 до 4, в Акмолинской обл. – с 1 до 3 и в Семипалатинской – с 1 до 2. Инспектор мог увольнять учителей в случае их проф. несоответствия, контролировал ход учеб. процесса и отчитывался перед училищным советом.

При директоре народ. училища создавался училищный совет, состоявший из пред. в лице директора, представителя епархиального упр-ния и мин-в, учеб. заведения к-рых находились в ведении дирекции. Училищный совет рассматривал отчеты инспекторов народ. училищ, готовил отчеты для Мин-ва народ. просвещения, решал текущие вопросы (открытие и закрытие учеб. заведений, обеспечение учеб. принадлежностями, назначение и увольнение учителей, рассмотрение жалоб и т. д.).

В 1913 Гос. думой рассмотрен законопроект, к-рый предусматривал расширение З.-С. у. о. за счет включения в его состав Енисейской губ. и Тургайской обл. и увеличение штата окр. упр-ния (введение доп. ставки пом. попечителя и окр. инспектора). Однако этот проект не был реализован.

Декретом СНК от 26 июня 1918 «Об организации дела народного образования в Российской республике» упр-ние образованием на местах передавалось отделам народ. образования, создаваемым при исполкомах обл., губ., уезд. и вол. советов раб. и крест. депутатов.

Лит.: Краткий обзор деятельности Западно-Сибирского учебного округа за первое двадцатипятилетие его существования. 1885–1910 гг. Томск, 1910; Блинов А.В. Организация и развитие Западно-Сибирского учебного округа (1885–1918) // Актуальные вопросы Истории Сибири. Матер. Всерос. конф. Третьи науч. чтения памяти проф. А.П. Бородавкина. Барнаул, 2002; Он же. Развитие Западно-Сибирского учебного округа (1885–1918 гг.) // Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности. Матер. III Всерос. науч. конф. Томск, 2004. Т. 2.

А.В. Блинов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты