ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, проходит по тер. Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской обл. и Алтайского кр. Одна из важнейших транспорт. магистралей страны. Упр-ние дороги находится в Новосибирске. Эксплуатац. длина – 5 865,1 км (на 1 янв. 2001). В состав дороги входят 4 отд-ния (Омское, Алтайское, Кузбасское и Новосибирское). Дорога обслуживает крупнейшие пром. узлы и предприятия Зап. Сибири.

Западно-Сибирская дорога (Челябинск–Обь, более 1,4 тыс. км) начала строиться как часть Транссибирской магистрали в 1892 и была принята в эксплуатацию в 1896. Одновременно строилась Средне-Сибирская ж. д. (Обь–Иркутск, более 1,8 тыс. км). После ее завершения все участки от Челябинска до Иркутска оказались объединены в Сибирскую ж. д. (с упр-нием в Томске). С 1915 ее разделили на Омскую и Томскую дороги. После ряда адм. преобразований сов. времени, связанных с обособлением Восточно-Сибирской и Красноярской дорог, в 1961 Омская и Томская ж. д. вновь объединились под именем Западно-Сибирской (с упр-нием в Новосибирске).

Первоначально стр-во дороги, ради скорейшего открытия сообщения, велось по облегченным техн. стандартам. Пропускная способность составляла 3,5 пары поездов в сутки, скорость товар. поезда 12–14 верст в час, пассажирского – 20 верст в час. В 1904–08 был проложен 2-й путь. Одновременно 18-фунтовые рельсы заменили на 20-фунтовые, а деревян. мосты – на каменные. К 1915 пропускная способность дороги выросла до 20 пар поездов в сутки. В эти же годы силами частн. капитала началось стр-во ответвлений на юг от Транссиба. Алтай подключился к магистрали за счет Алтайской и Кулундинской ж. дорог, Кузбасс – Кольчугинской, юг Вост. Сибири – Ачинско-Минусинской ж. д. После революции акцион. об-ва были национализированы, развитие ж.-д. сети на этих направлениях продолжилось. В 1930-х гг. начался перевод ж. дорог на электр. тягу. Первой в Сибири была электрифицирована линия Белово–Новокузнецк (1937); к кон. 1970-х гг. электрификация в осн. завершилась.

История дороги богата замечат. традициями и начинаниями. Известна инициатива мастера вагонного депо ст. Инская Ф.С. Лыкова, к-рый в кон. 1930-х гг. предложил проводить безотцепочный ремонт вагонов, что позволило значит. сократить их простой на станциях. В годы Великой Отечественной войны железнодорожники, кроме перевозок, формировали спец. составы для фронта, строили бронепоезда, организовывали фронт. боевые бригады. Машинист локомотив. депо ст. Новосибирск Н.А. Лунин, предложил проводить текущий профилактич. ремонт локомотивов, что в 3–4 раза сократило время их вынужденных простоев, на 20–40 % увеличило межремонтный пробег (см. Лунинское движение). В 1959 локомотивные бригады депо станций Барабинск и Московка впервые в ж.-д. сети СССР предложили ввести эксплуатацию локомотивов на удлиненных тяговых плечах с обслуживанием их из единого центра. В результате полезная работа локомотивов увеличилась на 20–25 %. В Новосибирском отд-нии дороги поездные диспетчеры так организовали эксплуатац. работу ж.-д. служб дороги, что это дало значит. экономию вагоно-часов на всех этапах перевозок. Производительность вагонов увеличилась на 25 %. Во мн. вагонных депо дороги внедрен индустриально-поточный метод ремонта вагонов, в результате простой последних на ремонте сократился на 40 %. Большой экон. эффект дало внедрение инициативы работников сортировочной горки ст. Инская, предложивших экономить время на каждой производств. операции. Известен опыт работы Барабинского отд-ния дороги, обеспечившей высокую эффективность использования локомотивов. Мн. работники дороги награждались правит. наградами, неоднократно высоко оценивался труд коллектива в целом. За выдающиеся заслуги 25 зап.-сиб. железнодорожников удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Развитие З.-С. ж. д. в нач. XXI в. обусловлено важнейшими задачами, поставленными перед ж. дорогами страны: повышение пропускной способности ж.-д. сети и создание более комфорт. условий для пассажиров.

Появились электропоезда повышенной комфортности межобл. и межгос. сообщения, пассажиры к-рых имеют возможность выбирать вагон 1-го, 2-го или 3-го класса. В целях повышения скорости движения начат перевод дороги на бесстыковой путь. Для увеличения провозной способности разработана технология пропуска поездов весом 9 тыс. т. Благоприят. условия создало возобновление роста угледобычи в Кузбассе. Мест. предприятия обеспечивают львиную долю грузоперевозок Западно-Сибирской магистрали: в общем объеме погрузки более 70 % приходится на камен. уголь.

Занимая по протяженности менее 7 % сети дорог страны, З.-С. ж. д. в 2006 обеспечила св. 20 % общесетевой погрузки и 8-ю часть сетевого грузооборота. Среди всех подразделений ОАО «Российские железные дороги» Западно-Сибирская магистраль демонстрировала самые высокие участковую скорость, ср. вес поезда, среднесуточную производительность вагона и локомотива и производительность труда при самой низкой себестоимости перевозок.

Лит.: Вековой путь на службе отечеству. Страницы истории Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск, 2001; Большая энциклопедия транспорта. М., 2003. Т. 4.

А.И. Тимошенко

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты