ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 12:49, 15 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ, основана в 1681 по указу царя Федора Алексеевича и по благословению Патр. Иоакима с целью распространения православия среди корен. народов Забайкалья, недавно перешедших в рос. подданство. Прибывшая из Москвы Даурская духовная миссия состояла из 12 чел. во главе с игуменом Темникова Сретенского мон-ря Тамбовской епархии Феодосием. В нее вошли иером. Макарий, иерод. Михаил, старцы Иона и Тихон и 7 монахов. Центрами миссии стали основанные миссионерами монастыри: Свято-Троицкий Селенгинский (1681) и Посольский Спасо-Преображенский (кон. XVII в.).

Нач. период деят-ти 1-й правосл. миссии в Забайкалье был успешным. Корен. население (в осн. буряты и тунгусы) активно принимало крещение. Образовывались целые селения новокрещеных. Христиан. проповедь среди населения Забайкалья начал свт. Иннокентий (Кульчицкий), ок. 3 лет живший в Селенгинском мон-ре (1722–25) в ожидании разрешения отъезда с миссией в Пекин и хорошо изучивший бурят-монг. яз. Однако такое положение сохранялось недолго. К кон. 1-й пол. XVIII в. среди забайкал. бурят активно распространяется ламаизм, чему по условиям Буринского и Кяхтинского договоров (1727–28) рос. пр-во обязалось не препятствовать. В это время в Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам, к-рым ранее на тер. Забайкалья приезжать запрещали. В 1734 из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем пр-во накладывает вето на всякую деят-ть правосл. миссионеров. Забайкальская миссия ослабевает. Как следует из отчета З. д. м. за 1868, она не имела правильной орг-ции, недоставало и личности, около к-рой группировалось бы об-во миссионеров. Рассматривая деят-ть З. д. м в XVIII в., епископ Селенгинский Вениамин (Благонравов) в «Письмах из Посольского монастыря» в 1864 писал о том, что 1-я З. д. м. в Селенгинском мон-ре кончилась со смертью архим. Мисаила в 1743, а в Посольском мон-ре – с назначением его настоятеля архим. Илариона (Труса) в 1734 настоятелем Пекинской миссии с оставлением при должности посольского настоятеля. С восстановлением в монастыре игуменства в 1770-х гг. снова открылась миссионер. деят-ть Посольского мон-ря, но она не соответствовала мест. потребностям: посольский игум. Иоиль один должен был ездить не только к селенгин. и хоринским бурятам, но даже за Яблоновый хр. в Даурию. В нач. XIX в. прекратились ежегод. донесения посольских игуменов о новокрещеных.

Правосл. миссия за Байкалом вновь открыта в 1814 при епископе Иркутском Михаиле (Бурдукове; 1814–30). В ее состав вошли свящ. Александр Бобровников, создатель 1-й грамматики монг. яз. (изд. в 1835), удостоенной Имп. АН 2-й Демидовской премии, и крещеный бурят Михаил Сперанский.

В 1817 Российское Библейское об-во предприняло попытку перевести Священное Писание на бурят-монг. яз. Для этого в С.-Петербург направили хоринских бурят Бадму Мурисуна и Номто Одаина. Их сопровождал переводчик, иркут. губ. секретарь Василий Татауров. Перевод Нового Завета был завершен к 1826, отпечатан в типографии Библейского об-ва тиражом 2 000 экз. После открытия в 1818 Забайкальского отд-ния Библейского об-ва переводами и изданием библейских книг до 1840 занимались англ. миссионеры. Они подготовили «Монгольский словарь», «Монгольскую грамматику», издали Библию и Евангелие.

В 1834 в З. д. м. назначен селенгин. свящ. Владимир Межев, а в 1836 – укырский свящ. Авраамий Виноградов, однако, по мнению еп. Вениамина (Благонравова), ни англ., ни рус. миссии в 1-й трети XIX в. не могли противостоять ламаизму.

Выдающуюся роль в миссионер. деят-ти среди бурят сыграл изв. церк. деятель архиепископ Иркутский Нил (Исакович; 1838–53). Он мн. путешествовал по дальневост. окраинам России и считается 1-м рус. исследователем буддизма. Архиеп. Нил мн. сделал для осуществления переводов богослужеб. лит. на бурят. яз. Его сподвижником по переводу священных и богослужеб. книг был прот. Николай Доржеев, монгол, до крещения – ревностный ламаист и сам лама. В последующем Н. Доржеев стал миссионером и священником. При его содействии на бурят. яз. переведены литургия, вечерня, утреня, Служебник, Требник, Часослов, песнопения обихода, Триодь Постная, частично Псалтирь, 145 Евангельских и 97 Апостольских чтений.

Еще большее развитие миссионер. дело в Вост. Сибири получило при архиепископе Иркутском Парфении (Попове; 1860–73), к-рый значительно улучшил орг-цию Иркутской и Забайкальской миссий, вызвал из России для миссионер. служения монахов, устроил мн. новых станов и школ. В 1866 заботами архиеп. Парфения открыто Иркутское отд-ние Православного Миссионерского об-ва, в 1870 переименованное в Иркутский Комитет Миссионерского об-ва. Этот Комитет наладил обшир. издат. деят-ть. С 1867 архиеп. Парфений постепенно вводил во всех миссионер. храмах богослужение на бурят. яз. Миссия приучала новокрещеных кочевников к оседлой жизни, выделяя им земельные наделы и устраивая школы и благотворит. учреждения. Намного труднее приходилось миссионерам Забайкалья, где ламы активно противодействовали христиан. проповеди. Пр-во, в свою очередь, не приветствовало стремлений миссионеров ввести крещеных бурят в упр-ние Степных дум и тем самым ограничить влияние лам. Поэтому среди обращенных значительно больше было эвенков, якутов и тофаларов (карагасов), чем бурят и тунгусов.

С 1861 для З. д. м. начинается новый этап. В целях усиления миссионер. деят-ти среди забайкал. бурят учреждено Селенгинское викариатство Иркутской епархии. С этого времени миссия начинает получать средства из казны. 1-м епископом Селенгинским, начальником З. д. м. назначен еп. Вениамин (Благонравов; 1862–68). Местопребыванием Селенгинскому епископу определен Посольский Спасо-Преображенский мон-рь. При нем миссионер. деят-ть охватила тер. всего Забайкалья, основаны 12 миссионер. станов – Кударинский, Селенгинский, Цаганусунский, Усть-Керанский, Анинский, Иргенский, Тугнуйский, Улюнский, Баунтовский, Агинский, Ононский, Голоустенский. К кон. 1864 в штате миссии состояли 15 чел. Еп. Вениамин открыл народ. школы при станах и в 1864 миссионер. училище при Посольском мон-ре. В 1868 в Посольском мон-ре миссионер. служению обучались 20 мальчиков из новокрещеных, в школах при миссионер. станах – 43. За 6 лет в миссии крещено 1 850 чел. Начальник миссии являлся и первым защитником новокрещеных. В своем соч. «Жизненные вопросы Православной миссии в Сибири» преосв. Вениамин ярко показал бедственное положение христиан-бурят в тех местах, где начальниками были нехристиане. Сподвижники и последователи еп. Вениамина не только проповедовали православие среди корен. населения на мест. языках, переводили на них церк. книги, но и помогали бурятам, покупали для них лекарства, выделяли землю перешедшим в православие, способствовали обучению нерус. населения в школах и епархиальных училищах. В 1877 в миссионер. училище при Посольском мон-ре обучались 26 мальчиков, в школах при миссионер. станах – 92 ученика, в т. ч. 15 девочек. Для больных и престарелых новокрещеных в З. д. м. действовали 2 богадельни: при Посольском мон-ре и при Онинской церкви. К 1878 на тер. Забайкальской обл. общее число новокрещеных составило 17,5 тыс. чел. и 122,5 тыс. оставались некрещеными.

В 1879 указом имп. Александра II Селенгинская кафедра Иркутской епархии перенесена из Посольского мон-ря в Читу, туда же переместился центр З. д. м. К этому времени при 18 миссионер. станах в Забайкальской миссии трудились 34 чел.: 17 миссионеров (в т. ч. 6 иеромонахов, 11 священников), 1 диакон и 16 причетников. Продолжателями дела еп. Вениамина стали начальники З. д. м., епископы Селенгинские – Мартиниан (Муратовский; 1869–77), Мелетий (Якимов; 1878–89), Макарий (Дарский; 1889–92); затем епископы Забайкальские и Нерчинские – Георгий (Орлов; 1893–98), Мефодий (Герасимов; 1898–1912), Иоанн (Смирнов; 1912–16), сщмч. Ефрем (Кузнецов; 1916), епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (расстрелян в 1918 в Москве), а также Мелетий (Заборовский; 1916–22). После революции 1917 деят-ть З. д. м. становилась проблематичной из-за начавшегося разгрома РПЦ. В 1922 в Харбине во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии рукоположен свящ. Сергий Старков. Еп. Софроний (Старков) в том же году вернулся в Читу, в 1923 его арестовали. В 1927 епископом Забайкальским и Нерчинским назначен еп. Евсевий (Рождественский), с 1930 – в сане архиепископа. В 1930 Забайкальская епархия упразднена, а с ней и З. д. м. Возрождение миссионер. деят-ти РПЦ в Забайкалье относится к 1994 и связано с восстановлением Забайкальской епархии в прежних границах.

Лит.: Труды православных миссий Восточной Сибири. Иркутск, 1883. Т. 1; 1884. Т. 2; Труды православных миссий Иркутской епархии. Иркутск, 1885. Т. 3.

Протоиерей Борис Пивоваров

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты