ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ ПАРИЖ–НЬЮ-ЙОРК

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 23:16, 14 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ ПАРИЖ–НЬЮ-ЙОРК, проект соединения евраз. и амер. ж.-д. систем, предполагавший стр-во ж. д. от Транссибирской магистрали до м. Дежнева и тоннеля под Беринговым прол.

Впервые проект магистрали выдвинул в 1902 фр. инж. и предприниматель Лойк де Лобель. Он предлагал построить в теч. 10 лет Транс-Аляска-Сибирскую магистраль длиной 6 тыс. км. Де Лобель рассчитывал начать постройку от Уэлена, прокладывая трассу одновр. на восток (в США) и на запад (к Транссибу). Рус. специалисты усмотрели в этой тактике возможность хоз. и затем полит. отторжения сев.-востока Сибири. По их мнению, начинать стройку следовало от Транссиба. В результате будущая трасса наметилась от Канска через Киренск, Якутск, Верхне-Колымск до Уэлена и далее по тоннелю под Беринговым прол. (длиной ок. 80 км) с промежут. выходом на рос. о-ве Ратманова и конечным – на Американском континенте в р-не мыса Принца Уэльского.

Стр-во дороги предполагалось вести на концес. началах за счет средств фр., затем амер. синдиката. Деятельным сторонником проекта выступал великий кн. Николай Николаевич, пред. Совета гос. обороны. Он высоко оценивал воен.-стратег. значение ж.-д. магистрали. Непреклонными противниками концессии являлись пред. Совета министров С.Ю. Витте, министры финансов (В.Н. Коковцов) и торговли (В.И. Тимирязев). Их недовольство вызывала недостаточная финанс. обеспеченность проекта, а также колониальные условия предлагаемого договора. Концессионеры требовали предоставления земел. отвода по 8 миль с обеих сторон линии, сплошной полосой от Транссиба до Берингова прол., в полное распоряжение на 90 лет. Помимо сооружения станций, разъездов и др. технол. построек они рассчитывали на неограниченное право использования природ. ресурсов в этой полосе. Кроме того, условия концессии включали проведение всех работ силами иностр. рабочих и инж.-техн. персонала. При малочисленности рус. населения этой территории предложенные условия рос. пр-ву представлялись опасными.

На протяжении 1902–07 проект де Лобеля рассматривался рос. пр-вом трижды. В ответ на настойчивость де Лобеля и шумную кампанию в прессе в июне 1906 В.Н. Коковцов направил проект концес. договора на отзыв иркут. и амур. генерал-губернаторам и дальневост. наместнику. Заключение экспертов из Сибири и Д. Востока было отрицательным. Они считали, что лучше вообще не развивать сев.-восток страны, чем делать это за счет допуска иностранцев на условиях, применяемых к колониальным странам. 20 марта 1907 пр-во окончат. отклонило амер. концес. инициативу. В отказе отмечалась полит. и экон. опасность предоставления иностр. капиталу особых прав, хоз. и территор. иммунитета, несовместимых со статусом суверен. гос-ва в ранге мировой державы. Изыскания по проекту не производились, технико-экон. обоснование и техн. задание на проектирование не разрабатывались.

Идея трансконтинент. магистрали Евразия–Америка возродилась в последнее десятилетие XX в. после постройки 32-мильного ж.-д. тоннеля между яп. о-вами Хонсю и Хоккайдо и 31-мильного тоннеля под Ла-Маншем. В США учрежден спец. фонд «Трансконтиненталь». Фирмами штата Аляска собрано и зарезервировано для исслед-я возможности стр-ва тоннеля под Беринговым прол. более 8 млн долл. Экон., инж.-техн., соц. и полит. предпосылки и возможности осуществления данного проекта в XXI в. изучаются и разрабатываются группами специалистов в США и России.

Лит.: Дубнов А.П., Ламин В.А. Вторжение в Евразию // Дальний Восток. 1994. № 8; Ламин В.А. «Проекты века» задохнулись в дыму войн, революций и под сукном бюрократов // ЭКО. 1997. № 8.

В.В. Ламин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты