ДУХОВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ДУХОВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН (ДУМ). Мусульмане Сибири в XIX–XX вв. находились в ведении Оренбургского магометанского духовного собрания. Указ об учреждении в Уфе «Духовного собрания магометанского закона» Екатерина II подписала 22 сент. 1788. Инициаторами этого акта были генерал-губернатор Симбирского и Уфимского наместничества О.А. Игельстром и советник наместничества Д.Б. Мертваго. Они обратились к Екатерине II с предложением создать в Уфе «особенную комиссию», к-рую возглавил ахун края Мухамеджан Хусейнов. Он и стал первым муфтием (1788–1824). В 1797 в связи с преобразованием Уфимского наместничества в Оренбургскую губ. Духовное собрание стало именоваться Оренбургским духовным магометанского закона собранием.

В задачи собрания входил отбор «благонадежных лиц» среди мусульм. духовенства. Его полномочия распространялись на всю тер. Российской империи, кроме Таврического наместничества. Духовное собрание первонач. подчинялось мест. администрации, а с 1810 – Главному управлению духовных дел иностранных исповеданий. Руководил Духовным собранием муфтий, к-рый назначался императором по представлению министра внутр. дел и мест. администрации, а члены Духовного собрания до 1889 избирались мусульм. духовенством Казанской губ., позднее назначались министром внутр. дел по представлению муфтия. Муфтии, члены собрания и служащие получали жалование как гос. чиновники. В ведении Духовного собрания находились проверка кандидатов на должности имамов на знание законов ислама и обрядов, надзор за действиями мусульм. духовенства, стр-во мечетей, регистрация браков, имуществ. споры, вакуфы, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульм. обрядов и ведения метрических книг. Структура Духовного собрания была трехступенчатой: муфтият состоял из муфтия, 5–6 кадиев, секретаря, переводчика, столоначальников и писарей; мухтасибат – из мухтасиба и 2–5 членов; мутаваллиат – из муллы, муэдзина и казначея при каждой мечети. В 1889 в ведении Духовного собрания находилось более 4 тыс. общин, объединявших 3,5 млн мусульман; в 1912 их число увеличилось до 4,5 млн. Муфтиями Духовного собрания были Габдессалям Габдрахимов (1825–40), Габдулвахит Сулейманов (1840–62), Салимгалей Тевкелев (1865–85), Мухамедьяр Султанов (1886–1915).

В целях ограничения полит. влияния мусульм. духовенства пр-во препятствовало распространению юрисдикции Оренбургского духовного собрания на мусульман присоединенных к России областей Кавказа, Закавказья, Казахстана и Туркестана, где мест. священнослужители были непосредственно подчинены общему гражд. управлению.

После Февр. революции обществ. движение рос. мусульман заметно активизировалось. В Москве в мае 1917 прошел I Всерос. съезд мусульман, собравший свыше 900 делегатов. На съезде муфтием был избран Галимджан Баруди – изв. реформатор, один из идеологов джадидизма, после революции выступавший за культурно-нац. автономию мусульман Внутренней России и Сибири и отделение церкви от гос-ва. Также было сформировано Духовное упр-ние мусульман Внутренней России и Сибири (ЦДУМ), к-рое представляло собой духов. ведомство при Национальном упр-нии мусульман (Милли идара).

С учреждением Комиссариата по делам мусульман Внутр. России и Сибири при СНК РСФСР в нач. 1918 Милли идара было ликвидировано, а ЦДУМ стало существовать самостоятельно. В его ведении остались в осн. религ. вопросы. К 1927 оно объединяло 14 825 общин. С 1922 по 1936 ЦДУМ возглавлял муфтий Риза Фахретдинов, писатель-просветитель и ученый-востоковед, авт. многотомной энциклопедии «Асар», посвящ. жизни и творчеству ученых, деятелей культуры и просвещения народов Востока. С кон. 1920-х гг. усиливается подавление исламской религ. жизни и культуры. В 1930-е гг. духовенство ЦДУМ подвергалось преследованиям со стороны властей.

После создания самостоят. духовных упр-ний Башкортостана, Ср. Азии и Казахстана в Ташкенте, Закавказья – в Баку в 1940-е гг. сфера влияния ЦДУМ значит. сократилась, и в 1948 на съезде мусульм. духовенства в Уфе оно было переименовано в Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), принят новый устав. В 1936–80 управление возглавляли муфтии Габдрахман Расулев (1936–50), Шакир Хиялетдинов (1951–74) и Габдельбарый Исаев (1975–80). С 1980 по наст. время во главе ДУМЕС находится муфтий Талгат Таджуддин. К 1988 в ведении ДУМЕС насчитывалось 142 зарегистрир. мусульм. общины. За 1989–91 их кол-во увеличилось более чем в 10 раз.

С 1992 в Сибири действуют следующие духовные упр-ния: Духовное управление мусульман азиатской части России (ДУМ АЧР), независимое от ДУМЕС. Образовано в авг. 1997 на I конф. мусульман Сибири и Д. Востока в Тобольске, принявшей решение о создании Межрегион. духовного управления мусульман Сибири и Д. Востока. Его муфтием стал Нафигулла Аширов, вакилем (представителем) – Абдул-Вахед Ниязов, верховным казыем – Галимджан Бикмуллин. В нояб. 1998 на II конф. Межрегион. духовного управления переименовано в Духовное управление мусульман азиатской части России. В его составе выделены Алтайский, Байкальский, Барнаульский, Забайкальский, Кузнецкий, Курганский, Новосибирский, Омский, Саянский, Свердловский, Тобольский, Томский, Тюменский, Челябинский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий казыяты. В дек. 1998 ДУМ АЧР зарегистрировано в Мин-ве юстиции. Издавало газ. «Мусульмане Сибири». Муфтием ДУМ АЧР с 1997 является Нафигулла Аширов.

Духовное упр-ние мусульман Сибири. Образовано в июне 1995 на съезде мусульман Сибири и Д. Востока, проходившем в Новосибирске, под названием Духовное управление мусульман Сибири и Д. Востока. Муфтием избран Зулькарнай Шакирзянов. Зарегистрировано в окт. 1995. В 1996 Духовное управление стало соучредителем Совета муфтиев России, но в 1997 вышло из его состава. В 1999 переименовано в Духовное управление мусульман Сибири. В состав Духовного управления входят Кемеровский, Новосибирский, Томский мухтасибаты и Омский муфтият.

Духовное управление мусульман Красноярского кр. Образовано в сент. 2002 Советом мусульман Красноярского кр. Муфтием был назначен Гаяз Фаткуллин. Духовному управлению подчиняются мусульм. общины в Красноярском кр. Центр находится в Красноярске.

Духовное управление мусульман Тюменской обл. Образовано в авг. 1992 из Тюменского мухтасибата ДУМЕС. В 1997–99 входило в состав Духовного управления мусульман азиатской части России. С марта 2004 года входит в состав Совета муфтиев России. Возглавляет Духовное управление муфтий Галимджан Бикмуллин. Центр находится в Тюмени.

Духовное управление мусульман Ханты-Мансийского авт. окр. Образовано в сент. 1997. Муфтием был назначен Тагир Саматов. Центр находится в Сургуте.

Духовное управление мусульман Ямало-Ненецкого авт. окр. Образовано в июне 2001. Муфтием был назначен Рамзиль Шагапог. В сент. 2002 на учредит. съезде Духовного управления мусульман Ямало-Ненецкого авт. окр. муфтием избран Фарид Хайдаров. Центр находится в Салехарде. См. Ислам в Сибири.


В.Г. Кокоулин, А.Р. Рахматуллина

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты