ВЛАДИВОСТОК

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 17:44, 13 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Герб города 1883 г.
Герб города 1883 г.
Герб города 1992 г.
Герб города 1992 г.
Герб города 2000 г.
Герб города 2000 г.

ВЛАДИВОСТОК, город, адм. центр Приморского кр. Расположен на сопках юж. оконечности п-ова Муравьева-Амурского, вокруг бухты Золотой Рог, вдоль вост. побережья Амурского зал. Японского моря, в 9 302 км к востоку от Москвы. Порт на Тихом океане. Конечный пункт Транссибирской магистрали. Междунар. аэропорт. С 1860 – воен. пост, с 1862 – порт, с 1880 – город. В 1888–1922 – адм. центр Приморской обл., в 1923–25 – одноим. губернии, в 1926–30 – Владивостокского окр. Дальневосточного кр., в 1932–39 – имеющей внутрикраевой статус Приморской обл., с 1938 – Приморского кр. Числ. населения (тыс. чел): 1897 – 28,9; 1911 – 84,5; 1926 – 108,0; 1939 – 206,5; 1959 – 291,0; 1970 – 441,0; 1979 – 549,7; 1989 – 633,8; 1998 – 618,6; 2002 – 594,7; 2005 – 586,8.

В XIII–XIV вв. на месте расположения В. находился кит. г. Юнминчэн. Тер. Юж. Приморья обезлюдела из-за войн между Китаем и Кореей. Основан в 1860 по приказу генерал-губернатора Вост. Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. В 1862 воен. пост переименован в порт, к-рому присвоен статус свободного порта (порто-франко). Во В. располагалась резиденция воен. губернатора и мор. учреждения. В 1860-е гг. открыты судостроит. верфь, лесопил. и кирпич. заводы, предприятия пищевой пром-ти, круп. магазины. Значение порта возросло с открытием в 1869 Суэцкого канала. В 1871 во В. переведена из Николаевска-на-Амуре гл. база Сибирской воен. флотилии. В том же году подводный телеграф. кабель связал В. с Шанхаем и Нагасаки. Развитие судостроения и др. отраслей пром-ти сопровождалось укреплением В. как адм. центра. С 1875 во В. введено «Городовое положение» – стали избираться гор. дума и гор. голова. Постоянная пароходная линия связала В. с С.-Петербургом и Одессой в 1879. С 1880 по 1888 В. (с п-овом Муравьев-Амурский) выделен в особое «военное губернаторство». В 1880-е гг. организованы регуляр. рейсы на Камчатку, Сахалин, по Приморскому побережью. В 1893 открылось ж.-д. движение между В. и Никольском. В 1897 построена ж. д. Хабаровск–Владивосток, в 1903 открылось прямое ж.-д. сообщение с Москвой по Транссибу.

22 февр. 1904 В. подвергнут бомбардировке яп. эскадрой, но не понес больших разрушений. Значение В. усилилось в годы Первой мировой войны. Ж. д. не справлялась с потоком прибывающих грузов, к-рые скапливались на складах и в пакгаузах. Сов. власть установлена 18 нояб. (1 дек.) 1917. В апр. 1918 во В. высадились воен. десанты яп., амер. и англ. войск. С лета 1918 установилась власть Приморской обл. думы. После этого власть в городе неоднократно менялась. Длит. сопротивление советизации стало возможно благодаря тому, что власти города использовали грузы, прибывавшие в порт для всей России в годы Первой мировой и Гражданской войн. Окончательно сов. власть установлена 25 окт. 1922, когда Народно-революционная армия Дальневосточной республики во главе с И.П. Уборевичем совместно с партизанами заняла В. Вплоть до кон. 1930-х гг. в городе существовали большие кит., яп. и кор. общины. Во время Великой Отечественной войны через В. осуществлялись поставки воен. грузов на запад страны. С 1958 В. является базой Воен.-мор. флота. В теч. 30 лет, вплоть до 1991, город был закрыт для иностранцев.

В 1880-е гг. во В. было 6 пристаней, большие склады; основаны мех. з-д («Дальзавод»), мастерские воен. порта. С этого времени город являлся центром деловой активности на Д. Востоке. На рубеже XIX–XX вв. развитие города осуществлялось быстрыми темпами. В 1920–40-е гг. кол-во транспорт. судов порта выросло в неск. десятков раз. В. стал базой китобойного флота, появились круп. рыбопром. предприятия. В пром. развитии города преобладали пищевые и лесопром. предприятия: мельницы, рисоочистительный, маслобойный, кожев., водочный, пивовар. заводы, кондитер., спичечная и фанер. фабрики. В 1960–70-е гг. появились мясокомбинат, мол. з-д, кондитер. ф-ка. Машиностроит. предприятия производили уник. оборудование по обработке рыбы и крабов, горно-шахтное оборудование, насосы. Появилось приборостроение, радио- и инструмент. пром-ть. В 2002 во В. 967 пром. предприятий. Наиболее развиты машиностроение, в т. ч. судостроение и судоремонт, произв-во оборудования для рыбной и деревообрабат. пром-ти, горно-шахтное оборудование (заводы: «Дальзавод», «Дальприбор», «Радиоприбор», «Металлист», инструмент., Дальневосточный судоремонт. з-д, «Восточная верфь» и др.); пищевая пром-ть (рыбокомбинаты, мясокомбинат, кондитер. ф-ка и др.); произв-во стройматериалов (з-д железобетон. конструкций и др.); Владивостокский морской торг. порт и Дальневосточное мор. пароходство.

С кон. XIX в. В. становится центром рус. культуры на Д. Востоке. Здесь формировались экспедиции рос. путешественников и ученых Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова (впоследствии през. АН СССР) и др. В 1899 основан 1-й на Д. Востоке вуз – Восточный ин-т. После Гражданской войны заметно расширилась образоват. база города. В кон. 1920-х гг. действовали 19 школ 1-й ступени, 12 семилетних школ, 4 техникума, 6 проф.-техн. училищ, пед., ветеринар.-фельдшер. и др. курсы. В 1920 основан университет. В 1950 – 56 школ (14 ср., 12 семилетних и 30 нач.), школа мореходства, 8 ремесл. и ж.-д. училище, рыбопром. техникум, 2 пед. училища, гидрометеотехникум, худ. училище, 4 мед. школы; политех., рыбопром., пед. институты, высш. мореход. училище; действовали филармония, 4 театра, 23 клуба, 116 б-к, краевед. музей. В 1970 в городе 9 высших и 12 ср. спец. учеб. заведений. В 2002 – 120 ср. школ, Дальневосточный гос. ун-т, институты: технологический, технологический бытового обслуживания, технический рыбной промышленности, коммерческий, искусств, медицинский и др., Тихоокеанское высш. военно-морское училище им. С.О. Макарова, Морская академия им. Г.И. Невельского (всего 15 вузов на 2004).

В 1920-х гг. созданы краеведческий ин-т, метеорол. лаборатория и обсерватория, Тихоокеанская научно-промысл. и биолог. станции. В 1932 сформирован Дальневосточный филиал АН СССР. После Великой Отеч. войны науч. база города существенно расширилась: Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), эпидемиологический и медико-биологический, физиотерапевтический; Дальневосточная база Ин-та растениеводства, Тихоокеанский ин-т географии; 3 музея. В 1970 ДВФ СО АН преобразован в Дальневосточный научный центр АН СССР, ставший основой Дальневосточного отд-ния АН СССР/РАН (1988).

Соц.-культ. сфера: в 1920-е гг. 9 больниц, 13 врачеб. пунктов и сан.-дезинфекц. отрядов. В 2002 – 38 больниц, 159 лечеб.-поликлинич. учреждений. С 1950-х гг. В. развивается как центр отдыха и туризма. В окрестностях города построено неск. санаториев и пансионатов, на гор. побережье появились водноспорт. сооружения и лодочные клубы. В совр. В. функционируют музеи: Дальневост. пароходства, Тихоокеанского флота, «Владивостокская крепость», краевед., минералогический, картинная галерея, Объединенный музей им. В.К. Арсеньева (в т. ч. дома-музеи В.К. Арсеньева, К.А. Суханова и др.), океанариум; работают театры: драм., юного зрителя, кукольный, филармония.

В 1860–80-х гг. В. застраивался без плана деревян. одно- и двухэтажными постройками. На рубеже XIX–XX вв. в связи с ростом деловой активности в городе появилось большое кол-во многоэтаж. кирпич. домов, набережная. С 1906 стр-во ведется по типовым проектам. В 1905–19 производились масштаб. работы по благоустройству, в 1934–54 осуществлялась плановая реконструкция. В соотв. с ген. планом развития В. (1960) на берегах заливов Золотой Рог и Амурского создан новый центр. В это время возведены памятник борцам за сов. власть (1961), здание мор. вокзала (1965), дворца культуры (1967). В 1990-е гг. ист. центр города с его узкими улицами оказался недостаточно вместительным для быстро растущего автомоб. потока. Построенные в 1960–90-е гг. кварталы имеют широкие улицы. В 1990-е гг. построено большое кол-во удобных транспорт. развязок, мостов, подзем. переходов и переездов.

В прибрежных водах В. высокая концентрация минер. солей. Поэтому вдоль железной и шоссейной дорог протянулись курорт. поселки (Чайка, Санаторная, Океаническая, Сад-город), бот. сад.

Города-побратимы: Сан-Диего (США), Такоча, Джуно, Ниигата, Хкита, Хакодате (Япония), Пусан (Юж. Корея), Далянь (Китай).

Первый герб В. утвержден в 1883: в зеленом щите зол. тигр, поднимающийся по серебр. скале, с червлеными глазами и языком; в вольной части влево – герб Приморской обл. Щит украшен зол. башенною короною о 3 зубцах; за щитом 2 зол. якоря, накрест положенных и соединенных Александровскою лентою.

Герб 1883 восстановлен в кач-ве герба В. в 1992, но без вольной части с гербом Приморской обл.

Совр. герб В. утвержден в 2001: в зеленом поле щита зол. тигр с червлеными глазами и языком, идущий по скалистому серебр. склону вправо, подняв переднюю правую лапу.

Лит.: Владивосток (к 100-летию со дня основания). 1860–1960. Владивосток, 1960; Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. Владивосток, 1990; Города России: Энциклопедия. М., 1998; Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопедия. М., 2001.

В.М. Рынков

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты