БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР, Енисейск — различия между версиями
Alex (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Категория:Б {{Статья |содержание= [[файл:.jpg|thumb|alt=Енисейск. Богоявленский собор. Совреме…») |
Alex (обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{Статья | {{Статья | ||
|содержание= | |содержание= | ||
− | [[файл:.jpg|thumb|alt=Енисейск. Богоявленский собор. Современный вид|Енисейск. Богоявленский собор. Современный вид]] | + | [[файл:Bogoiavlenskiiy_sobor_Eniseiysk.jpg|thumb|alt=Енисейск. Богоявленский собор. Современный вид|Енисейск. Богоявленский собор. Современный вид]] |
'''БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР, Енисейск''', памятник архитектуры федер. значения. Построен в 1737–60 на средства енисейских дворян С. и Е. Надельных, придел во имя Св. Николая Мирликийского – на средства купца С. Трескина. Один из крупнейших правосл. храмов Сибири, интересен своим формообразованием и декор.-пластическими качествами. Приемы композиции: колончатые обрамления четвериков, колокольня в форме восьмерика, особое устройство карнизов, декор. обработка оконных проемов. Первонач. архитектура и декор собора во мн. утрачены из-за позднейших перестроек. На низком массивном четверике (кафоликоне) – равной высоты восьмерик, каждая сторона к-рого завершена 2 декор. закомарами. Восьмерик, перекрытый 8-гранным куполом, завершен световым фонарем с куполком, несущим малую луковичную главку с крестом на высокой тонкой шейке. Пятиглавие образуется малыми восьмериками с куполками по диагоналям четверика на гранях гл. купола. С запада к храму пристроены трапезная, затем колокольня – массивная и неск. превышающая по высоте кафоликон собора, имевшая 4 яруса, вызолоченный купол и шпиц, башенные часы в 3-м ярусе. Приделы храма – юж. Введенский, во имя Сергия Радонежского, Никольский – близки по композиции объемов и фасадов, общности стилистики, но разнятся в деталях декора. Наиболее интересен Введенский, соответствующий стилю моск. барокко XVII в. Кровли приделов и трапезной были окрашены малахитом (зеленью), стены выбелены. Полы собора, клиросы в приделах, 2 крыльца (сев. и юж.) – из чугун. узорчатых плит, полы на паперти – из аспидной плиты, цвет. стекла для окон привезены из Москвы. | '''БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР, Енисейск''', памятник архитектуры федер. значения. Построен в 1737–60 на средства енисейских дворян С. и Е. Надельных, придел во имя Св. Николая Мирликийского – на средства купца С. Трескина. Один из крупнейших правосл. храмов Сибири, интересен своим формообразованием и декор.-пластическими качествами. Приемы композиции: колончатые обрамления четвериков, колокольня в форме восьмерика, особое устройство карнизов, декор. обработка оконных проемов. Первонач. архитектура и декор собора во мн. утрачены из-за позднейших перестроек. На низком массивном четверике (кафоликоне) – равной высоты восьмерик, каждая сторона к-рого завершена 2 декор. закомарами. Восьмерик, перекрытый 8-гранным куполом, завершен световым фонарем с куполком, несущим малую луковичную главку с крестом на высокой тонкой шейке. Пятиглавие образуется малыми восьмериками с куполками по диагоналям четверика на гранях гл. купола. С запада к храму пристроены трапезная, затем колокольня – массивная и неск. превышающая по высоте кафоликон собора, имевшая 4 яруса, вызолоченный купол и шпиц, башенные часы в 3-м ярусе. Приделы храма – юж. Введенский, во имя Сергия Радонежского, Никольский – близки по композиции объемов и фасадов, общности стилистики, но разнятся в деталях декора. Наиболее интересен Введенский, соответствующий стилю моск. барокко XVII в. Кровли приделов и трапезной были окрашены малахитом (зеленью), стены выбелены. Полы собора, клиросы в приделах, 2 крыльца (сев. и юж.) – из чугун. узорчатых плит, полы на паперти – из аспидной плиты, цвет. стекла для окон привезены из Москвы. | ||
Текущая версия на 23:51, 11 января 2013
БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР, Енисейск, памятник архитектуры федер. значения. Построен в 1737–60 на средства енисейских дворян С. и Е. Надельных, придел во имя Св. Николая Мирликийского – на средства купца С. Трескина. Один из крупнейших правосл. храмов Сибири, интересен своим формообразованием и декор.-пластическими качествами. Приемы композиции: колончатые обрамления четвериков, колокольня в форме восьмерика, особое устройство карнизов, декор. обработка оконных проемов. Первонач. архитектура и декор собора во мн. утрачены из-за позднейших перестроек. На низком массивном четверике (кафоликоне) – равной высоты восьмерик, каждая сторона к-рого завершена 2 декор. закомарами. Восьмерик, перекрытый 8-гранным куполом, завершен световым фонарем с куполком, несущим малую луковичную главку с крестом на высокой тонкой шейке. Пятиглавие образуется малыми восьмериками с куполками по диагоналям четверика на гранях гл. купола. С запада к храму пристроены трапезная, затем колокольня – массивная и неск. превышающая по высоте кафоликон собора, имевшая 4 яруса, вызолоченный купол и шпиц, башенные часы в 3-м ярусе. Приделы храма – юж. Введенский, во имя Сергия Радонежского, Никольский – близки по композиции объемов и фасадов, общности стилистики, но разнятся в деталях декора. Наиболее интересен Введенский, соответствующий стилю моск. барокко XVII в. Кровли приделов и трапезной были окрашены малахитом (зеленью), стены выбелены. Полы собора, клиросы в приделах, 2 крыльца (сев. и юж.) – из чугун. узорчатых плит, полы на паперти – из аспидной плиты, цвет. стекла для окон привезены из Москвы.
Лит.: Баландин С.Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в. Новосибирск, 1994.
А.Г. Туманик