БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ СИБИРИ. Церк. пение – неотъемлемый элемент старообряд. службы. Следуя нормам средневековой эстетики, староверы рассматривают пение как синоним богослужения и противопоставляют его понятию «музыка», под к-рым подразумевают светские формы, а также многоголосное пение пореформенной Православной Церкви.

Порядок следования поющихся литургич. текстов в старообряд. богослужении определяется положениями Иерусалимского устава «Око церковное», принятого РПЦ на рубеже XIV–XV вв. Не признав нововведений церк. реформы сер. XVII в., староверы в целом следовали канонам данного Устава в редакции, осуществленной при Патр. Иосифе. Однако последующее разделение старообрядцев на поповцев и беспоповцев обусловило опред. различия в религ. практике этих 2 направлений.

Формирование течения беспоповства привело к необходимости доп. редакции Иерусалимского устава, учитывающей утрату института священства. Беспоповцы были вынуждены отказаться от разделов богослужения, осуществляющихся духовенством, и заменить их разделами, допускающими служение лиц, не имеющих духов. звания, – наставников. В связи с этим в нач. XVIII в. беспоповским (поморским) старообрядчеством создается собств. Устав, опирающийся на каноны «Ока церковного». Догматич. обоснование введенных изменений изложено монахами Выговского мон-ря (в чьей среде осуществлялась новая редакция Устава) в «Поморских ответах» и закреплено в Поморском уставе Андрея Денисова. В наст. время Поморский устав распространяется на богослужеб. практику всех беспоповских согласий, прямо или опосредованно связанных с традициями Выго-Лексинского общежительства (новопоморцев, федосеевцев, филипповцев, странников). Сведения о литургич. практике беспоповцев Спасова согласия и дальнейших ее модификаций, отрицающих богослужеб. пение как таковое, отсутствуют.

Различия в реализации общих уставных правил определились в ходе дальнейшего раздельного существования 2 старообряд. направлений и отразились на всех составляющих церковно-певческой традиции. Совр. обрядовая практика поповцев и беспоповцев отличается прежде всего принципами орг-ции дневного круга богослужений. В поповском старообрядчестве дневной цикл, как правило, состоит из 2 блоков, разделяемых ночным перерывом. В состав вечерних служб (если Уставом не предусмотрено иное) входят малая вечерня, павечерница, всенощная (соединяющая службы великой вечерни, утрени и 1-го часа); утром служатся полунощница, 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия. В традициях беспоповского старообрядчества принят след. порядок: великая вечерня, раздел литии к-рой дополнен осн. песнопениями (стихирами) малой вечерни; павечерница; полунощница; утреня; часы (включая обедницу). Всенощное бдение как чинопоследование самостоят. структуры предусмотрено Поморским уставом, однако в сиб. беспоповских общинах, по имеющимся сведениям, не осуществляется.

Служение без священника приводит к исключению из чинопоследования литургич. текстов, произносимых духов. лицом: возгласов, прощений, молитвословий. В нек-рых случаях для сохранения структуры службы указанные для иерея тексты произносятся наставником. Ектении замещаются пением хорового ответа на прошения «Господи, помилуй» соответствующее кол-во раз. Данное замещение не противоречит Уставу, учитывающему практику служения без священника, как и чтение в особых случаях Евангелия не лицом священного звания, а простым мирянином. Принципиальным моментом беспоповской службы является замена литургии ее редуцированным вариантом без евхаристической части – обедницей.

Сходная структура дневного богослужения характерна для староверов часовенного согласия – изначально беглопоповцев, утративших с нач. 1840-х гг. возможность окормляться у беглых священников и сознательно отказавшихся принять белокриницкую (существует с 1846) и новозыбковскую (с 1923) старообряд. иерархии. Однако данный вариант не во всем совпадает с собственно беспоповским и в большей мере соответствует практике соборного богослужения в поповских общинах, временно находящихся без иерея.

Жанровая система богослужеб. пения, сохраняемая старообрядчеством, заимствована из Византии вместе с принятием Др. Русью христианства. Основу старообряд. богослужения составляют псалмы, в ряду к-рых к поющимся текстам относятся псалом 103 (Предначинательный), Первая кафизма, псалмы «Господи, воззвах» (140, 141, 129, 116) великой вечерни; кафизмы, полиелеос и хвалитные псалмы утрени; Изобразительные антифоны (псалмы 102 и 145) и псалом 33 литургии (обедницы). Мелодика псалмов представлена широким стилистич. спектром: от речитативных до интонационно развитых структур. Музыкально-поэтич. формы, напротив, обладают единством и представляют собой строчные композиции, основанные на многократ. повторе пары мелострок, соответствующей 2 полустрокам псаломского стиха. Др. жанровую группу формируют песнопения молитвенно-славословного хар-ра: молитва Господня «Отче наш», Исповедание веры, Малое и Великое славословия, светильны, песни Вечернего («Свете Тихий») и Великого (Херувимская) входов, песнь пророка Исайи «С нами Бог», «Достойно есть», «Единородный Сын» и др. При стилистич. и композиц. многообразии перечисленные песнопения типологически сходны, что обусловлено первичностью лит. (риторической) формы, зависимостью муз. композиции от структуры поэтич. текста.

Небольшим числом жанров представлены рефренные формы, основанные на чередовании сольного речитатив. запева, текст к-рого подвержен изменениям, и неизменного, мелодически более сложного хорового припева. К ним относятся прокимны – песнопения, предваряющие чтение текстов Священного Писания (паремий на вечерне, Евангелия на утрене, Апостола на литургии),– и величания, исполняющиеся на праздничной утрене после полиелеоса.

Наконец, наиболее многообразную жанровую группу составляют песнопения, генетически связанные с византийским жанром тропаря. В их основе лежит монострофическая форма, внутренне организованная по принципу сцепления мелодических формул – попевок. Самостоятельность жанровых определений песнопений этой группы обусловлена различием их богослужеб. функций. Помимо собственно тропарей к данной категории относятся кондаки и икосы, ипакои и седальны, а также стихиры (в аутентичной терминологии – «стихеры»). В зависимости от местоположения в службе, стихиры складываются в циклы: стихиры на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне, на «хвалитех». В каждой из перечисл. групп выделяются славники – заключит. песнопения, исполняющиеся со стихами малого славословия, а среди последних – богородичны, богородичны-догматики и крестобогородичны. Тропари являются основой 2 циклических жанров – канона и степенных антифонов. Канон – в композиционном отношении наиболее сложно организованная муз. форма, состоящая из 9 песней, каждая из к-рых представлена неск. тропарями. На нач. ист. этапе тропари канона распевались на мелодический образец 1-го в песне, называемого ирмосом. Старообрядцы сохраняют более позднюю традицию чтения всех тропарей, кроме ирмоса. Структура степенных антифонов – 3 раздела (антифона) по 3 тропаря в каждом.

Все литургич. тексты подразделяются на неизменяемые (звучащие ежедневно) и изменяемые. Корпус изменяемых песнопений подчинен седмичному (недельному) и годовому богослужеб. кругам. Годовой круг представлен наложением неподвижного (минейного) и подвижного (триодного) циклов. К категории изменяемых песнопений относятся прокимны утрени и литургии, тропари и кондаки, ипакои и седальны, стихиры всех разновидностей, каноны. Правила соединения песнопений различ. кругов в конкретной службе регулируются Уставом. Особое значение для муз. орг-ции песнопений имеет осмогласный цикл. Как календар. цикл он занимает временнуе пространство годового подвижного круга от Недели всех Святых до Недели о мытаре и фарисее (периодов окончания одного триодного цикла и начала следующего). Одновр. он является ладомелодической системой средневекового церк. пения. В этом значении осмогласие (греч. «октоихос») сформировалось в византийской литургич. практике к VIII в. и подчинило себе все песнопения тропарных жанров, опосредованно затронув и образцы иных жанровых разновидностей. Система октоиха подразумевает разделение песнопений на 8 групп, каждая из к-рых характеризуется индивид. набором мелодических формул. Ориентируясь на дореформенную традицию, старообрядцы тем самым в полной мере сохраняют средневековую муз. систему – осмогласие – и соответствующий ей мелос – знаменный распев.

Знаменный распев – древнейший и наиболее распространенный стиль древнерус. церк. пения, уходящий корнями в византийскую литургич. практику. Этот стиль принципиально одноголосен, характеризуется интонационным богатством, плавностью и гибкостью мелодического движения, ритмической свободой. Название получил в связи с формой записи с помощью особых знаков нотации – знамен. Адаптированный к рус. нац. традиции, знаменный распев прошел длительный путь эволюции и достиг своего наивысшего расцвета к рубежу XVI–XVII вв., когда появились мест. (включая монастыр.) и авторские его варианты, новые разновидности церк. монодии – большой знаменный, демественный (демество) и путевой (путь) распевы, а также ранние формы рус. многоголосия – демественного и строчного.

Не все достижения древнерус. певческой культуры оказались востребованы старообрядчеством. Так, исключены многоголосные формы, предназначавшиеся, по всей вероятности, для наиболее торжественных богослужений в крупнейших храмах и обителях; значительно редуцирован репертуар мест. и авторских распевов в силу локальной ограниченности их бытования; не восприняты поздние стилевые разновидности, имеющие западно-рус. происхождение – киевский и греч. распевы; в минимальной степени и только в традиции староверов-поповцев представлен болгар. распев. Основу старообряд. певческой практики составил знаменный распев, отд. обиходные и праздничные песнопения существуют в вариантах большого знаменного и путевого распевов. Демество в культуре поповского старообрядчества получило дальнейшее развитие, приведшее к формированию в XVIII в. спец. сборника под названием Демественник, в к-ром песнопения записывались особой демественной нотацией. Беспоповцы используют демество более умеренно и фиксируют его с помощью обычной знаменной нотации.

К моменту раскола РПЦ сформировался осн. корпус богослужеб. певческих книг, часть из к-рых представляет собой модификацию византийских прототипов, другая – самобыт. памятники древнерус. муз. письменности. В данный корпус входят: Ирмологий (в старообряд. терминологии – «Ирмосы»), в осн. чертах сформировавшийся уже в XII в. и содержащий первые тропари (ирмосы) канонов Октоиха и праздников, разделенные по 8 гласам, а внутри – по принадлежности к порядковому номеру песни; Октоих («Октай», «Октаик»), репертуар к-рого – осмогласные стихиры всех разновидностей для воскрес. и седмичных служб, антифоны степенные на утрене и блаженны на литургии – сложился в XV в.; Триодь Постная и Цветная (эволюция состава книги прошла неск. этапов с XII по 2-ю четв. XVII в.), включающая стихиры и славники праздников подвижного цикла; Праздники, к нач. XVII в. выделившиеся из древних Триодных и Минейных Стихирарей как самостоят. кодекс, сформированный стихирами и славниками двунадесятых праздников; Обиход (окончат. сложение книги приходится на 2-ю пол. XVII в.), состоящий из неизменяемых песнопений вечерни, утрени и литургии в порядке их следования в службе, дополненных циклами, образованными по жанровому (прокимны дневные вечерни, «Псалтирь певчая», величания и др.) или гласовому («воззвахи», «Свете Тихий», «Бог Господь» и «Свят Господь» на 8 гласов) критериям, а также песнопениями определенных периодов церк. года (Великого поста и Пасхи) и отд. чинов (За упокой). Музыкально-теоретич. сведения о знаменном распеве с XV в. помещались в специализир. руководствах – певческих Азбуках.

Осн. структур. и содержат. параметры перечисленных книг не претерпели существ. изменений в старообряд. среде. Тем не менее старообряд. этап следует считать самостоят. в развитии древнерус. муз. письменности, он отмечен разделением традиции на 2 русла – беспоповское и поповское (последнее включает и традицию староверов-часовенных). Беспоповские и поповские певческие книги различаются по составу песнопений, обще- и музыкально-палеогр. признакам. В частн., в беспоповской традиции преобладают полные редакции сборников, в поповской – сокращенные. Отсутствие священства обусловило исключение из беспоповских Обиходов самостоят. раздела 3 литургий (Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященной); напротив, в поповской практике возникает отд. кодекс, фиксирующий полный ряд песнопения этих служб. В худ. оформлении книг сформировалось 2 стиля, условно обозначаемых как «поморский» и «гуслицкий», ориентированных на различ. временные и стилистич. традиции.

Наиболее существ. расхождения касаются редакции литургич. текста и нотации. В беспоповских певческих книгах (за единичными исключениями) содержится более ранняя редакция текста, сохраняющая рудименты архаической произносительной нормы («раздельноречия»), характеризуемой распеванием редуцированных гласных (ъ и ь), замененных на письме их полногласными вариантами (Съпасъ – Сопасо, дьнесь – денесе); в поповских – певческие тексты приведены в соответствие с читающимися, т. е. исправлены «на речь». Нотация беспоповских книг содержит киноварные пометы – буквенные обозначения звуковысотности, введенные в 1-й трети XVII в.; в поповских списках пометы дополнены более поздними (с 1668) тушевыми признаками, выполняющими аналогич. функции.

На протяжении 3 веков существования старообрядчества певческие книги в осн. воспроизводились рукоп. способом. Одновременно с рукописями существуют гектографированные издания (с нач. ХХ в.), а также многотираж. печ. издания (с 1880-х гг.). Среди беспоповцев распространены книги, отпечатанные в типографии Преображенского богадельного дома в 1910-е гг., среди поповских согласий – книги, изданные в то же время Л.Ф. Калашниковым. Меньшее распространение получил литографированный «Полный круг древнего знаменного пения», опубликованный в 1885 А.И. Морозовым. Реальная практика богослужеб. пения совр. старообрядчества не вполне совпадает с письменной традицией. С одной стороны, далеко не все песнопения воспроизводятся в том виде, в каком они зафиксированы в книгах знаменной нотации. С другой – существует целый пласт напевов, бытующих исключительно или преим. в устной форме. К ним относятся мелодические формулы (погласицы), предназначенные для распевного чтения текстов Священного Писания (Евангелия, Апостола), отд. молитвословий и псалмов, текстов служеб. книг (Октоиха, Миней, Триодей) и поучений. Еще одну разновидность представляют песнопения-модели – стилистически несложные образцы, на напев к-рых допустимо распевание большого кол-ва текстов по ненотированным книгам. В этом случае речь идет прежде всего о самогласнах – 8 образцах (в соответствии с числом гласов), предназначенных для пения стихир.

Говорить о сиб. регион. специфике богослужеб. пения старообрядцев сложно в силу 2 противоположных причин. Во-первых, старообряд. певческая культура относится к типу канонических, сохраняет традиции письмен. профессионализма и, следовательно, едина в своих основах. Во-вторых, в каждой старообряд. общине складывается свой неповторимый вариант этой традиции. Он формируется т. н. напевкой – устной версией мелодии знаменного распева, характерной только для данной конкретной общины, а также индивид. манерой пения, включающей такие параметры, как темп, динамика, звуковысотная область исполнения песнопений. Степень сохранности древних традиций церк. пения в сиб. старообряд. общинах тоже различна. На высоком уровне находится певческая практика приходов в центрах белокриницкого старообрядчества – Томске и Новосибирске. Стремятся к поддержанию необходимого уровня в Усть-Каменогорском (Восточно-Казахстанская обл. Респ. Казахстан), Бийском, Барнаульском, Минусинском, Благовещенском (п. г. т. Алтайского кр.), Новокузнецком, Улан-Удэнском, Кызыльском приходах этого согласия. Среди беспоповских общин полнотой репертуара и исполнительским профессионализмом выделяется странническая традиция. В достаточной для проведения полноценных богослужений мере сохраняются различ. формы пения в поморских общинах Новосибирска, Бийска, Барнаула, Минусинска, пос. Темиртау Кемеровской обл. Существовавшая до недавнего времени традиция семейских-федосеевцев, по всей вероятности, прекратила свое существование. В филипповских, поморских, токаревской общинах Кузбасса и Степ. Алтая бытуют наиболее простые формы богослужеб. пения и большая часть текстов воспроизводится тонированной речью. Сходная ситуация наблюдается в часовенных общинах этих регионов, а также у семейских-беглопоповцев Забайкалья. По свидетельствам представителей этого согласия, центрами высокоразвитой певческой культуры часовенных являются мирские и скитские поселения на ниж. Енисее, в Туве, в пограничье Алтая, Кемеровской обл. и Хакасии. Приходы новозыбковского поповского согласия, недавно получившие распространение в Сиб. регионе (Кемеровская обл. и Респ. Бурятия) в осн. среди часовенных, сохраняют мест. певческие традиции в их прежнем варианте.

Лит.: Федоренко Т.Г., Шиндин Б.А. Певческая культура старообрядцев. Богослужебное пение (глава коллективной монографии) // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997. Т. 1, кн. 2; Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая. Новосибирск, 2002 (Православная культура Сибири. Вып. 1); Казанцева Т.Г. Типология старообрядческой традиции литургического пения // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Матер. междунар. науч. конф. Новосибирск, 2004.

Т.Г. Казанцева

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты