АСТАНА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 12:37, 13 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

АСТАНА, свящ. место зап.-сиб. татар. К наст. времени на тер. Зап. Сибири зафиксировано св. 60 А. Подавляющее большинство их находится в Тюменской обл.: в Вагайском, Тобольском, Уватском, Ярковском и отчасти в Аромашевском и Тюменском р-нах. Самой северной является Цингальская А. (у с. Цингалы Ханты-Мансийского р-на Ханты-Мансийского авт. окр.), а юж. граница пролегает в Усть-Ишимском р-не Омской обл.

Под словом А. понимаются могилы святых или строение на могиле. Термин А. происходит от перс. asitan, asitana, astan – порог, царский двор, дворец счастья, место отдыха и сна, могилы пророков и др. святых людей.

Наиболее вероятно, к татарам Сибири культ А. проник как вследствие прямого иран. влияния, связ. со специфичными ислам. группами Центр. Азии, так и опосредованно – через тюркояз. носителей мусульм. мистицизма.

Письм. или устной традициями наличие А. обычно соотносится с могилами пришедших в Сибирь из Бухары ислам. миссионеров братства Накшбандийа, к-рые погибли в религ. столкновениях с язычниками – аборигенами края. Согласно нек-рым письм. источникам, это событие имело место в 797 г. хиджры (1394–95).

Однако процесс «кодификации» А. и возведения мавзолеев как объектов культа происходил позже, по мере утверждения ислама в регионе, и затянулся надолго: видимо, с рубежа XV–XVI вв., в особенности в период правления Кучума, вплоть до сер. XVIII в. Но уже при Кучуме культ святых был учрежден почти официально и служил важным инструментом религ. политики. Погибших стали почитать как мучеников за веру (аулиелар, йохшилар), а к их могилам – А. (остана) – традиционно стали совершать паломничество в сер. лета.

1-й тип А. объединял святые места, связ. с доислам. культом природы (почитание выдающихся по размерам и необычности холмов, озер, деревьев, камней и нек-рых др. объектов). 2-й тип, возникший на основе промысл. культа и культа семейно-родовых покровителей, был представлен рукотвор. святилищами различ. конструкций (избушками-амбарчиками, миниатюр. чумами, свайными помостами, ямами и др.). Объектами поклонения выступали антропоморф. изображения духов-хозяев мест и семейно-родовых покровителей – курчаклар («куклы»). 3-й тип А. связан с культом предков в разнообраз. формах его проявления: предки – родоначальники родов, генеалог. групп, селений и т. п., наделяемые в фольклоре сиб. татар чертами богатырей (Санкир и Манкир, Йаик-бай и др.). Местами почитания данной группы святилищ являлись курганы, отд. места и урочища, связываемые татарами с др. поселениями, что в отд. случаях подтверждается археол. материалами. К 4-й группе принадлежат святые места, возникшие в более позднее время. Это места захоронения героев легенд.

Лит.: Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1897. Вып. 7; Белич И.В. Культовые места сибирских татар как историко-этнографический источник // Роль Тобольска в освоении Сибири. Тобольск, 1987; Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993; Адаев В., Белич И., Зиннатуллина Г. и др. О региональных особенностях ислама и почитании Астана // Региональные социокультурные процессы: Тематический сб. Тюмень, 2004.

И.В. Белич, А.П. Ярков

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты