АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ В СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ В СИБИРИ. Поиски древ. рукоп. и старопеч. книг в Сибири велись еще в XVIII в., Сенат и Синод неоднократно требовали от светских и духов. властей региона (как и др. регионов страны) предоставлять сведения о предметах старины на подведомственной им территории. Однако данные о выполнении этих требований отсутствуют. В 1735–36 историограф, нач. Урало-Сибирского горнозаводского окр. В.Н. Татищев, предпринявший широкую акцию по поимке беглых, скрывавшихся в лесах Зауралья, приказал одновр. искать в старообрядческих скитах и поселениях древние книги и конфисковывать их. Среди собранных книг были и уникальные, напр., использованная Татищевым в его ист. трудах древняя «раскольническая летопись». (О точности использования этой летописи историографом ученые спорят до сего дня.) Однако все книги сгорели через неск. лет во время пожара в имении Татищева. В XIX в. древними книгами пополняли свои фонды вост. отд-ния таких науч. обществ, как Русское географическое об-во, Об-во любителей естествознания, а также губ. архив. комиссии.

Регуляр. науч. поиск древних манускриптов и старопеч. книг, веками сберегавшихся староверами на востоке России, начался с кон. 1950-х гг. по инициативе пред. Археографической комиссии АН СССР акад. М.Н. Тихомирова. В 1959–62 он отправил в старообряд. поселения Забайкалья и Д. Востока 3 археогр. экспедиции во главе с моск. историками В.Б. Паловым-Сильванским и А.И. Роговым. Экспедиции подтвердили, вопреки скептическим суждениям, что крестьяне из Европ. России за тысячи километров везли с собою в Сибирь тяжелые древние фолианты. И хотя этим моск. экспедициям удалось собрать ок. 30 таких рукописей, выяснилось, что старообряд. традиции недоверия к «чужакам» здесь гораздо прочнее, чем на запад от Урала, и наездами из Москвы их не преодолеть, требуется многолетняя систематич. работа сиб. археографов. Во время визита М.Н. Тихомирова в Новосибирск в 1962 и позднее в Москве состоялись его переговоры с рук-вом СО АН СССР о создании археогр. центра в Новосибирске.

Центр было решено создавать при участии ученых, прошедших проф. школу в Москве и Ленинграде, но с одновр. развертыванием подготовки специалистов в Новосибирске, без чего охватить обшир. вост. регионы археогр. обследованием не представлялось возможным. Однако для подготовки новых специалистов по древним книгам требовались эти книги в подлинниках. Противоречие было разрешено щедрым даром М.Н. Тихомирова СО АН: в 1965 он подарил Сибири свою уник. коллекцию древних книг, крупнейшую из частных коллекций того времени. Его ученик Н.Н. Покровский, переехавший в Новосибирск для осуществления плана археогр. экспедиций, привез и передал эту коллекцию на хранение в Государственную публичную научно-техническую библиотеку (ГПНТБ): 648 славяно-рус. рукоп. книг XIV–XIX вв., 24 иностр. рукописи, 94 старопеч. книги XVI–XIX вв., архив документов XV–XIX вв. Среди них – самый древний рукоп. кодекс Белоруссии – Друцкое Евангелие 1-й пол. XIV в. с записью о первых князьях Друцкого княжества (с 1001).

Летом 1965 из Новосибирска в старообряд. поселения Томской и Тюменской обл. отправилась 1-я археогр. экспедиция (В.Н. Алексеев, Е.И. Дергачева-Скоп, Е.К. Ромодановская). Ее результат – 38 рукоп. книг, включая сб. XVI в. «Просветитель» древнерус. писателя Иосифа Волоцкого. В след. году в Туве начала работать экспедиция Н.Н. Покровского и З.В. Бородиной, обнаружившая в скиту о. Палладия действующий скрипторий и б-ку древних книг. С тех пор поиск древних книг осуществляется усилиями ученых СО АН СССР и Новосибирского гос. ун-та. Они побывали на Алтае, в Туве, Бурятии, Казахстане (в Восточно-Казахстанской, Джамбульской, Талды-Курганской обл.), Киргизии, Тюменской, Курганской, Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской, Иркутской, Амурской, Читинской обл., в Красноярском, Приморском, Хабаровском кр. В каждой экспедиц. группе участвовало по 3–5 науч. работников, аспирантов и студентов.

В 1965–68 состоялось «археографическое открытие» Сибири (определение академиков Д.С. Лихачева и А.М. Панченко), а вместе с ним – оформление нового, комплексного подхода к изучению наследия старообрядцев, сохранявшегося в Сибири как живое явление рус. традиц. культуры, как специфическая среда, воспроизводящая традиции книжной культуры Др. Руси. Экспедиции работали в неск. направлениях: выявление, приобретение и описание древнерус. рукоп. и старопеч. книг, обследование региона на предмет перспективности его в археогр. отношении и установление долговр. контактов с мест. книжниками-староверами, обследование гос. хранилищ древ. книг региона и помощь хранителям в их атрибуции и описании. Экспедиции задумывались и осуществлялись как комплексные, т. е. изучающие разные стороны традиц. народ. культуры. Поэтому важным их направлением на первых порах было этнографическое – сбор образцов народ. тканей, орнамента, др. бытовых предметов. Позднее по налаженным связям эту работу взял на себя Ин-т археологии и этнографии СО РАН. С самого начала велись фольклор. записи, причем обращалось внимание не только на традиц. для фольклористов сюжеты, но и на рассказы о местах выхода семей, миграциях, памятных событиях прошлого. Эти сведения облегчали планирование дальнейших маршрутов. Изучалась муз. культура – староверы обучали студентов консерватории литургич. пению, интерпретации древних муз. рукописей. Такая работа ведется и в наст. время.

Экспедиц. сборы подвергались тщательной камеральной обработке. Определялся состав древних книг, их датировка, при возможности – авторство, новые находки сопоставлялись с уже известными в науке. Вся эта работа велась в тесном контакте со старыми археогр. центрами страны, в первую очередь – с Пушкинским Домом (ИРЛИ АН СССР/РАН), Ленинградским гос. ун-том и Археографической комиссией АН СССР. Найденные книги послужили основой для мн. науч. изданий – монографий, описаний книжных коллекций, публикаций источников. Их авторами наряду с археографами, начинавшими в 1965–66 эту работу, становились молодые ученые, студенты и аспиранты, участвовавшие в экспедициях: Е.З. Журавлева, В.Ф. Рудак, Л.С. Соболева, И.А. Бородина (Гузнер), Т.Н. Апсит, С.П. Власова (Мкртчан), Л.И. Журова, Т.В. Черторицкая (Воронина), Н.В. Понырко, Г.П. Енин, Н.Д. Зольникова, Т.П. Грязнова, Л.В. Титова, Н.С. Гурьянова, А.Т. Шашков, Т.С. Киркинская (Троицкая), Т.Н. Ватажицина (Киркинская), О.Н. Фокина (Шаньшина), А.И. Мальцев, Л.А. Ситников, О.Д. Горелкина (Журавель), О.К. Беляева, Г.А. Лончакова, М.К. Чирейкин, А.Ю. Бородихин, О.А. Савельева, Т.Г. Шатыгина, В.С. Кузнецова, Г.В. Вождаева и мн. др. В экспедициях кон. 1960 – нач. 1970-х гг. проходили стажировку студенты и аспиранты ЛГУ из семинара Н.С. Демковой: Е.К. Пиотровская, Л.И. Сазонова, Т.Ф. Волкова, Н.Н. Литвинова, Н.Н. Кудрявцева, Е.П. Семенова и др., а также Н.И. Вощилко (ЛГПИ), А.И. Дергачев и М.С. Коган (УрГУ) и др. В составе экспедиц. групп работали Н.В. Ревякина (НГУ), А.М. Панченко, Н.Ф. Дробленкова (ИРЛИ АН СССР), Е.И. Маточкин (ИЯФ СО АН СССР), Э.Д. Бергман (НГПИ), А.Н. Кручинина (НГК). С 1974 археогр. экспедиции на Урале и в Зауралье возглавил Р.Г. Пихоя (УрГУ); в них участвовали ученые, прошедшие новосиб. археогр. школу.

Книги, привезенные сотрудниками ГПНТБ, ИИФФ СО АН (рукописи – до 1968, старопеч. издания – до 1973), НГУ, хранятся в Отделе редких книг и рукописей ГПНТБ, а привезенные позже учеными ИИФФ СО АН / ИИ СО РАН – в особом хранилище в Академгородке. В ГПНТБ они составили территор. собрания: Томское (107 рукописей, 114 кириллич. книг, 2 гектографа), Забайкальское (137 рукописей, 130 книг, 2 гектографа), Алтайское (46 рукописей, 57 книг, 1 гектограф), Тувинское (7 рукописей, 8 книг), Красноярское (54 рукописи, 21 книга, 1 гектограф), Кемеровское (55 рукописей, 66 книг, 1 гектограф); кроме того, в собрании текущих поступлений хранится 137 рукописей, 585 книг, 25 гектографов (сейчас из него выделяется Дальневосточное собрание). Всего в ОРК ГПНТБ хранится 543 рукописи начиная с XV в., 981 кириллич. книга начиная с XVI в., 32 гектографа. В особом хранилище ИИ СО РАН содержатся 834 рукоп. книги начиная с XV в., 337 кириллич. книг начиная с XVI в., 193 гектографа и ксерокопии.

Внутри сиб. книжных территор. собраний имеются личные: Вяткинское собрание, книги Федора Новикова из скита поморцев-новоданиловцев, рукописи Богомоловых из Комбарсcких скитов, «игуменская» б-ка Лариона Мальцева, чернореченская б-ка Санниковых, полученная от Поротниковых и Казанцевых, и др. Такие библиотеки, вычленяемые внутри территор. собраний, уточняют межтерритор. книжные связи старообрядцев, поскольку книга, по их мнению, не может лежать втуне, она должна постоянно читаться, а потому перемещаться, подчас по огромной территории, где имеются спорадические поселения единоверцев. Старообрядцы прекрасно сознают, что книга есть инструмент воспитания единомышленников.

Томская, Забайкальская и Красноярская – первые территор. коллекции Сибири, они имеют свою специфику. Томская коллекция – одна из обширнейших и разнородных. Наряду с памятниками древней письменности XV–XVII вв. здесь широко представлены новейшие рукописи, письма и документ. материалы о старообряд. согласиях. В коллекции имеются следы неск. частных библиотек, в т. ч. б-ки рукоп. копий кон. XIX – нач. XX в. (писали, видимо, 2 поколения) книжного четьего репертуара средневековой Руси сиб. крестьян Льва и Каллистрата Вяткиных, тщательно воспроизводящих как четьи, так и служеб. тексты древнерус. дониконовского репертуара. Разноплановость бытующего в Томской обл. древнерус. книжного пласта отражает реальные процессы, происходившие в среде старожильческого населения этих мест. Присутствие древ. книг, не только рукописных, но и старопечатных (здесь, напр., неск. изданий первопечатника Ивана Федорова), объясняется появлением на рубеже XIX–XX вв. крупного поморского центра новоданиловцев. В обоснование своих догматов поморцы-новоданиловцы апеллируют исключительно к авторитету древнейших рукописей и печ. книг. Но одновр. с новоданиловцами на этой территории в результате мероприятий Столыпинской аграрной реформы оседает большая группа старообрядцев часовенного и вновь возникшего титовского согласий; появляются «бегуны», пришедшие с Урала. Старообрядцы этих согласий широко используют в обиходе, в полемике по осн. вопросам догматики новейшие выписки – из рукописей, старо- и новопеч. книг. Следом за урал. авторитетами XVIII–XIX вв. они считают, что при известном «голоде» на древнейшие книги целесообразно самим создавать «цветники» – сб. выписок.

В Забайкальской коллекции преобладают старопеч. книги преим. 1-й пол. XVII в. Рукописи представлены певческими (крюковыми) книгами, немногочисл. лит. сборниками. Преобладание в Забайкалье старопеч. книг 1-й пол. XVII в. также исторически обусловлено: они были привезены сюда рус. «семейскими» еще в XVIII в. при переселении их на Восток Екатериной II, передавались из рода в род с особой бережностью, о чем часто свидетельствуют записи на книгах. Среди «инородцев» Забайкалья «семейские» жили очень замкнуто. Во мн. местах они и по сей день сохраняют свой уклад жизни, регламентированный Домостроем, свое отношение к авторитету старопеч. книг. Поэтому именно в разделе старопеч. книг Забайкальская территор. коллекция дает своеобразный сколок книжного репертуара раннего старообрядчества поповских толков (в т. ч. часовенного). С пуском ж.-д. магистрали в Забайкалье к «семейским», славящимся своей склонностью к «солевому пению», хлынул поток новейших крюковых рукописей, вышедших из моск. старообряд. книгописных мастерских. Ж. д., кроме книг, принесла в Забайкалье и волну новых поселенцев – здесь появляются беглопоповцы, старообрядцы «австрийского» согласия. Естественно, между «семейскими» и новопоселенцами завязывается полемика по вопросам о священстве, и эта полемика отражается в распространении здесь публицистич. сочинений.

В составе Красноярской коллекции – найденный Е.И. Дергачевой-Скоп и В.Н. Алексеевым яркий человеч. документ народной лит.: «Повесть дивная», рассказывающая об исключительно тяжелых испытаниях, выпавших на долю оренбург. казака Владимира Трегубова. Он был прогнан в 1854 сквозь строй по приговору воен. суда за отказ служить «царю-антихристу», чудом остался жив и сослан в Сибирь на каторгу, но дважды бежал с нее, стал игуменом тайного скита на Алтае.

Среди ценных находок сиб. археографов – привезенный экспедицией Н.Н. Покровского (студенткой Е.З. Журавлевой) Минейный торжественник сер. XV в., содержащий Слова известного древнерус. писателя XII в. Кирилла Туровского и Паремийные чтения о Борисе и Глебе, созданные в XI в. Описание сборника издано отд. книгой. Приобретены также интересные списки Повести о Мамаевом побоище, Повести о царице Динаре.

Отд. книгой издана уник. алт. находка Н.Н. Покровского – «Судные списки Максима Грека» в составе сб. 1590-х гг. Максим Грек – известный ученый, деятель итальянского Возрождения, а затем Афона и, наконец, РПЦ, вокруг к-рого в Чудовском мон-ре сложился кружок любителей знаний («Чудовская Академия»), был замешан в Москве в придвор. интриги и церк. судами 1525 и 1531 приговорен к заточению и лишению причастия. Его обвиняли в шпионаже, умысле на государево здоровье, еретичестве. Алт. находка позволила через 4 века доказательно очистить имя ученого от этих обвинений (в 1998 причислен к лику святых). В алт. сборнике также скопированы важные документы: необычная редакция соборного пост. 1543, связанного с объединением при митр. Макарии мест. культов святых в единый общерусский, послания и завещание Кирилла Белозерского и др.

При обследовании фондов Томского обл. краеведческого музея Н.Н. Покровским обнаружен древнейший полный список 1-го нелетописного курса отеч. истории – Степенной книги царского родословия, созданной в 1560–63 в лит. кружке митр. Макария его преемником Афанасием. Содержащий обширную редактор. правку огромный манускрипт (1580 с.) заставил пересмотреть всю историю создания Степенной книги, лучше уяснить ее осн. идеи: единства страны; законной передачи власти государями, строго чтущими законы правосл. веры; христиан. нормы поведения и упр-ния страной; союз («симфонию») Церкви и Государства. Готовится трехтомное комментированное издание памятника.

В числе важнейших находок новосиб. (а позднее и урал.) археографов мн. десятки рукописей, содержащих тексты ранее неизвестного в науке явления – крест. лит. востока страны XVIII–XX вв. Стали известны новые имена писателей: крестьянина Мирона Ивановича Галанина, бывш. холопа о. Максима, крестьян отцов Нифонта, Саввы (Мягкова), Симеона (Лаптева), Антония (Людиновскова), м. Тавифы (Людиновсковой), м. Флены (Шабаршиной), Иерона Потанина, Афанасия Мурачева и др. В науч. оборот вошло ист. повествование XIX в. «Родословие часовенного согласия», основанный на крест. сочинениях прошлых столетий и совр. рассказах трехтомный «Урало-Сибирский патерик» XX в. Говоря об этих находках, акад. Д.С. Лихачев подчеркивал: «Сильной группе сибирских археографов необычайно повезло: они открыли не только отдельных авторов и переписчиков рукописей – они открыли целую сибирскую крестьянскую литературу, разрушили обывательское представление о крестьянах как о людях, не имеющих особых интеллектуальных интересов. Они отчетливо показали, что крестьянские волнения, время от времени прокатывавшиеся по всей России, имели за собой напряженные духовные искания».

В ходе экспедиций выявлены и приобретены ценнейшие памятники раннего славяно-рус. книгопечатания, включая типографии Венеции, Вильно, Заблудова, Острога, Киева, Москвы. В их числе редчайшие дофедоровские «анонимные» издания загадочной моск. типографии, издания самого Ивана Федорова, Петра Мстиславца, моск. типографов Андроника Тимофеева Невежи, Ивана Андроникова Невежи, Анисима Радишевского, Никиты Фофанова, Петра Федыгина, Иосифа Кириллова, Василия Бурцева, Симеона Полоцкого. Виленские издания Луки, Козьмы и Леона Мамоничей ценны не только как раритеты типогр. дела, но и как свидетельства идейной борьбы кануна и начала Смуты. Первые киевские издания являются памятниками благотворного украин. влияния на культуру всех вост. славян и одновременно – фактами антикатолич. полемики православных Украины.

Найденные археографами тексты публикуются не только отд. книгами (в моногр. томах, каждый из к-рых содержит сам памятник и его текстол., ист. и филол. анализ), но и в серийных сб. «Археография и источниковедение Сибири», «Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока» и др. Репертуар сиб. книжных собраний и отд. памятники, выявленные экспедициями, исследовали В.Н. Алексеев и Е.И. Дергачева-Скоп. Анализу найденных в Сибири и на Урале сочинений староверов-часовенных посвящена монография Н.Н. Покровского и Н.Д. Зольниковой. Т.В. Панич, Л.В. Титова и А.И. Мальцев издали 2 тома науч. описаний рукописей, приобретенных археографами ИИФФ СО АН СССР / ИИ СО РАН в 1968–96; Н.Д. Зольникова опубликовала науч. описания старопеч. книг XVI–XVIII вв. того же хранилища.

С 1990-х гг. экспедиц. работа археографов значительно усложнилась: резко выросли путевые и прочие расходы, а финансирование столь же резко сократилось. Кол-во древних книг в частном владении жителей региона постоянно сокращается, что связано не только с приобретениями экспедиций. На порядки выросла рыночная оценка древних книг. В этих условиях археографы интенсивнее используют старые связи, чаще прибегают к таким формам работы, как ксерокопирование и сканирование рукописей, предоставленных владельцами лишь для кратковрем. использования. Начата оцифровка самых ценных рукописей, находящихся на хранении в ГПНТБ и ИИ СО РАН. В НГУ для археогр. работы успешно используется плановая фольклор. практика студентов.

Лит.: Алексеев В.Н., Дергачева-Скоп Е.И., Покровский Н.Н., Ромодановская Е.К. Об археографических экспедициях Сибирского отделения АН СССР в 1965–1967 гг. // Археогр. ежегодник за 1968 г. М., 1970; Панченко А.М. «Археографическое открытие Сибири» // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология / Ежегодник: 1974. М., 1975; Покровский Н.Н. Археографическое изучение памятников древней письменности и печати в Сибири в 1965–1983 гг. // Археогр. ежегодник за 1984 г. М., 1986; Дергачева-Скоп Е.И., Алексеев В.Н. Археографические исследования Сибири второй половины 60 – начала 70-х годов и формирование коллекций рукописных и старопечатных книг // Книга и литература в культурном контексте. Сб. науч. ст., посвященный 35-летию начала археографической работы в Сибири. 1965–2000. Новосибирск, 2003; Лихачев Д.С. Археографическое открытие Сибири // Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. 3-е изд., доп. Новосибирск, 2005.

В.Н. Алексеев, Е.И. Дергачева-Скоп, Н.Н. Покровский

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты