АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС, самый круп. жанр фольклора алтайцев, поныне бытующий в народ. среде под названием «кай чёрчёк» – «сказка, исполняемая горловым пением». Эпос называли сказками или богатыр. сказками (В.И. Вербицкий, Г.Н. Потанин, В.М. Жирмунский); былинами (А. Калачев, А.С. Орлов, А.Л. Коптелов); героич. поэмами (Н.А. Баскаков, Л.П. Потапов); нац. термином «кай чрчк» (С.С. Суразаков). Отличия героич. сказаний от сказки в том, что они, несмотря на фантастичность и мифологичность элементов, на разных уровнях философски отражают реальные явления жизни народа; в них охватываются широкомасштаб., общенарод. события, а не частные проблемы морали, как в сказках. Мотив героич. борьбы гл. действующего персонажа с чудовищами и противниками-каанами всегда составляет основу сказаний. Обшир. по объему (от 900 до 7–8 тыс. стих. строк) произведения героико-эпич. содержания имеют стихотвор. структуру и исполнялись под аккомпанемент нац. музык. (щипкового) инструмента топшуура горловым пением (кайчи-сказители Н. Улагашев, О. Алексеев, А. Калкин, С. Савдин, А. Марков, Ш. Марков, Г. Бутуев и др.) или без музык. сопровождения речитативом (Е. Таштамышева, Н. Черноева, К. Кокпоева, Ф. Чолухоев, Н. Ялатов, Т. Чачияков и др.) на протяжении 1 или неск. дней. 1-й исследователь алтайского фольклора С.С. Суразаков (1925–80) выделил 3 этапа развития героич. сказаний. 1. Период становления патриарх. семьи и рода. Героич. сказания раннего этапа определяются как «охотничий эпос», в к-ром богатыри-охотники ведут борьбу с противниками-чудовищами. В ходе дальнейшего развития эпоса образ богатыря-охотника постепенно трансформируется в богатыря-воина. 2. Период возникновения раннефеод. отношений, воен. демократии и Тюркского каганата. Богатыри-охотники и богатыри-воины сменяются каанами-предводителями родоплем. объединений и союзов, к-рые ведут борьбу с захватчиками. Они становятся защитниками племен, покоренных каанами-врагами. 3. Период патриарх.-феод. отношений, когда племена Алтая оказались в составе Монгольского и Джунгарского ханств на положении данников. Традиц. эпос наполняется мотивами соц., богоборч. хар-ра, появляются черты классовости. Алт. героич. сказания имеют общие черты с эпосом др. близкородственных тюркояз. и монголояз. народов: киргизов, казахов, узбеков, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов, монголов, бурят. Близость орхонских надписей и героич. эпоса предполагают для них единый стилевой источник – торжеств.-приподнятую патетич. речь, к-рая уходит корнями в глубокую древность. А. г. э. представлен такими круп. произведениями, как «Маадай-Кара», «Очы-Бала», «Алтай-Буучай», «Когутей», «Алтын-Мизе», «лёнгир» и др.

Лит.: Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература. Горно-Алтайск, 1948; Суразаков С.С. Героическое сказание о богатыре Алтай-Буучае. Горно-Алтайск, 1961; Он же. Алтайский героический эпос. М., 1985; Казагачева З.С., Каташев С.М. Алтайские героические сказания. Новосибирск, 1997 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 15); Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын»: Аспекты текстологии и перевода. Горно-Алтайск, 2002.

М.А. Демчинова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты